Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Разработка оценочных заданий
(На примере заданий по литературе. ФГОС)


 
Малышева Татьяна Юльевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназия № 209
«Павловская гимназия» Санкт-Петербург
а

 
 
  
Контрольно -  измерительные материалы при оценке предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся разработаны в соответствии с требованиями ФГОС, методическими  рекомендациями и нормативными документами, государственным образовательным стандартом  и примерной программой  по литературе.
При разработке оценочных заданий по литературе в 5-8 классах (как и в 9-11) с учётом формирования УУД учитывалось следующее:
 
- оценивание должно обеспечить возможность учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки,
 
- организация деятельности учащегося на уроке и вне (самообразование, интеграция) должна
учитывать разнообразные формы самостоятельной, осмысленной работы на основе собственной мотивации и ответственности за результат,
- пятибалльная система отметок условна, относительна и субъективна, поэтому ученику важно для каждого оценочного задания  знать  и понимать критерии оценивания в соответствии с видом деятельности.
 
Организация учебной деятельности
           1. Формы работы        
индивидуальная работа,
работа в группах, микрогруппах, парах,
       разновозрастных группах
     2. Технологии, методы
обучающий зачёт
тестирование
викторина
заполнение таблиц, создание матриц
защита проектов
документальный практикум
конкурс
концерт
устный ответ (письменный)
олимпиада
дискуссия, диспут
семинар
экскурсия
пресс-конференция
деловые, ролевые, ситуационные игры
лекция
проблемно-обучающий урок
творчество
поиск
исследование
проект
критическое мышление
      портфолио
      презентация
      игра
 
Для успешной социализации в обществе и личностного развития учащихся,  умения оценивать свои образовательные результаты, совершенствовать их, умея организовывать свою деятельность, необходима систематическая работа по формированию  метапредметной деятельности.
  1. Коммуникативные компетенции
- обсуждение
- выступление
- понимание текста
- написание текста
- работа с информацией
       2.  Организационная компетенция
           - работа в группе
       3. Исследовательские и проектные компетенции
       4. Умение учиться и личностная компетенции
 
 
 Формирования каждой компетенции – длительный процесс, состоящий из теоретического материала и практических навыков, усложняющихся по мере достижения умений (5-7 кл., 8-9 кл., 10-11 кл.).

 
  •  
  •  
5-7 классы при обсуждении
- учатся  говорить по заданной теме
- формулировать свою точку зрения
- учатся внимательно слушать собеседников
- учатся задавать вопросы на понимание: «правильно ли я понял, что…», «если я правильно понял, то …», «т.е. вы хотите сказать, что…», «вы действительно считаете, что …»;
 
8-9 классы при  обсуждении
- определяют тему и результаты обсуждения
- знают, выясняют, уточняют смысл терминов и понятий
- приводят аргументы, высказывают мнение и идеи, обмениваются информацией по теме
- делают выводы по ходу обсуждения, подводят итоги
 
 
10-11 классы при обсуждении
- решают, когда и в какой мере участвовать в дискуссии, учитывают ситуацию
- понимают намерения выступающего, его цели
- определяют основания чужого высказывания (теории, идеи, мотивы)
- умеют вовлекать в дискуссию (наводящие вопросы, передать слово)
- оценить весь ход дискуссии и своё участие
 
                       Виды индивидуальных и групповых заданий

 
  1. Проекты, презентации, творческие работы, работы с элементами исследования
Создание сборника
-любимые стихотворения
-конкретного автора
(оформление, предисловие, рисунки, иллюстрации)
  1. Создание композиции
На любую тему: лирика о войне,  о городе, по творчеству поэта, писателя (подбор материала, музыкальное сопровождение, кадры из фильма, декорации, костюмы)
 
  1. Составление викторины
Знатоки творчества (клуб знатоков)
Викторина может быть на любую тему (по творчеству и биографии конкретного автора,  завершение курса, терминологию, внеклассное чтение…)
Например:
Пушкинские места в Петербурге.
«Лицейское братство».
 

 
  1. Заочная экскурсия
 Например:
Пушкинские места (адреса) в Петербурге.
  1. Музей литературных героев
(создание экспозиции: декорация, костюм, характерные предметы)
  1. Проектные работы
Например:
Литературный быт начала 19 века.
(Костюм. Бал. Дуэль. Салон. Альбом).
Меню литературных героев.
Символика цветов (камней) в произведениях писателей и поэтов.
 

 
  1. Создание сценария фильма (рекламного ролика) по заданной теме.
  2. Сочинение заданий для игры «Суфлёры» или «Бюро находок»
на материале сказок, басен, былин, изученных произведений
(например: по характеристике узнать героя, по вещам, деталям, незаконченным строчкам).
  1. Творчество учащихся (стихотворения разных жанров, эссе, рассказ, басня, стихотворение) по образцу и самостоятельно.
 
  1.  Реконструкции (фрагменты)
(могут быть словесные, с использованием ИКТ и театрализации и т.д.)
Например:
Помещичья усадьба
(по произведениям  А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И. А. Бунина и др.)
Рыцарский турнир (по произведениям)
 (отбор материала, презентации, экскурсоводы)
Москва Ивана Грозного (по произведениям)
Сказочная страна (по сказкам народным, авторским)
Литературно-музыкальный салон 19 века.
11.Книжная ярмарка
(Представление самостоятельно прочитанных книг,  анонс, предисловие)
Инсценировки
Страницы биографии поэта, писателя.
Сцены, эпизоды, фрагменты произведений
(отбор материала,  музыкальное сопровождение, костюмы, декорации, постановка).
 
12.Презентация самостоятельно прочитанной книги
(об авторе изучаемого произведения - например: книги о Пушкине;
тематический подбор книг
 например: «Лекарство от скуки», «Машина времени»…).
          13. Портфолио
- содержание, название разделов
(например: творческие работы – «Души прекрасные порывы»), критерии, система формирования разделов,
- подготовленные сообщения, выступления на уроках с элементами компиляции, исследования (попытки),
- творческие работы разных жанров (отзыв об экскурсии, спектакле, кинофильме, поездке, встрече с людьми; эссе
(«…Ума холодных наблюдений и сердца горестных замет»), сочинения,
собственное творчество).
14. Работа с текстом
(художественным, научным – статьи учебника, критические статьи)
- создание текстов с учётом заданного жанра, адресности и стиля (эссе, рефераты, проекты, программы, письма, рецензии, отзывы и. др.),
- понимание и применение терминологии,
 
- цитатный план (статьи, эпизода, характеристики героя)
- письмо от имени литературного героя (по заданной проблеме),
- составление хронологических таблиц  (биография писателя),
- сравнительный анализ (отрывков, стихотворений одного автора или  разных авторов на одну тему, речевых характеристик героев, средств художественной выразительности и т.д.),
- составление плана анализа эпизода, стихотворения,
- анализ эпизода, анализ стихотворения,
- комментированное чтение,
- составление плана ответа, выступления, сочинения
 ( сжатый, развёрнутый) по заданной проблеме, теме,
- эссе (например: «Всего две строчки», «Я открыл для себя…»,
- пересказ  (сжатый, подробный по заданию),
- сочинения разных жанров (по выбору учащихся),
- ответ на проблемный вопрос
например: 
Смысл названия произведения.
Объясните значение в произведении …
Опишите наиболее интересный для вас ….
Как и для чего использует автор …?
Как создаётся лирическое настроение в  ………?
Почему автор (или герой) …..?
Какова роль ….?
Какие художественные средства использует автор для создания?
15.  Монологическая речь
- диспут, дискуссия, монолог, диалог,
- обоснование суждения,
- аргументы, доказательства  (в том числе и от  противного),
- владение публичной речью (приёмы)
 - выразительное чтение (искусство чтения)
Тесты
- знание текста произведения,
- терминология,
- совершенствование написанного (исправление речевых, стилистических ошибок, фактических).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»