Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Исполнительский анализ художественного произведения
как подготовка к выразительному чтению

(из педагогического опыта)
Титова Татьяна Максимовна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ
Гимназия № 157 им. принцессы Е.М. Ольденбургской
 Исполнительский анализ  художественного  текста  как инструмент  обучения выразительному (творческому) чтению. 
Идея опыта и цель
Идея опыта заключена в создании необходимых условий, содействующих применению исполнительского анализа текста. Это будет способствовать вдумчивому прочтению литературного произведения, его анализу, в ходе которого приходит  понимание авторского замысла,  приведет к высокому уровню выразительного исполнения, хорошему показателю уровня знаний учащихся, повышению их творческого потенциала.
Актуальность
            Сегодняшние школьники мало читают, исчезает ( или уже исчез?) институт семейного чтения, Случайный выбор профессии и путей продолжения образования мы  связываем и с низкой творческой активностью учащихся . Однако, по моему глубокому убеждению, каждый ребенок способен к творчеству, вопрос только в том,  как эту способность в нем развить.  Ведь  современному обществу для его успешного развития нужны талантливые специалисты. К сожалению, из-за уменьшения количества часов на преподаваемый предмет мы, учителя литературы,  при анализе произведения,  его художественных особенностей не всегда  в полной мере  используем текст, прибегая к выразительному чтению, игнорируем  звучащим словом, которое,  в отличие от слова непроизнесенного,  на мой взгляд, только одно  и способно окончательно вдохнуть жизнь  в произведение, т. е  «оживить» его,   
Поэтому одной из важных задач, которую должен ставить перед собой учитель литературы , является задача обучения выразительному чтению, ведь оно способствует развитию у современного школьника не только эмоционально-чувственной сферы, но и его регулятивных способностей, в частности,  воли, кроме того, оно способствует преодолению у ученика  закрепощенности, неуверенности в себе; т.е заставляет его совершать определенные усилия по преодолению в себе уже имеющихся комплексов,  что, в свою очередь, способствует  его социализации и ведет к успеху в дальнейшей профессиональной деятельности.
 
 
Практическая значимость и пути реализации
            Предполагается, что обучение  должно начинаться с первого класса и продолжаться до конца школы. Возможен вариант проведения им специального урока по выразительному чтению в начальной школе. Может реализовываться во внеурочной исследовательской и творческой деятельности, однако большую значимость он приобретает на уроках литературы.
             В зависимости от ступени обучения литературе путь исполнительского анализа может быть различным. В 5-8 классах исполнительский анализ текста направлен на развитие непосредственных художественных впечатлений учащихся. В старших классах – на развитие анализирующей мысли учеников.
             Элементы исполнительского анализа текста могут и должны использоваться и на уроках русского языка.  Система уроков русского языка по развитию речи учащихся учитывает связь с уроками литературы и внеклассного чтения. От работы по развитию речи неотделимо формирование навыков выразительного чтения.
Безусловно, он необходим и во внеурочной деятельности.  Процесс работы, проводимой автором опыта над выразительным чтением с применением исполнительского анализа, усиливает творческую активность учащихся и во время проведения внеклассных занятий, в частности, при проведении декады русского языка и литературы, во время подготовки общешкольных творческих мероприятий, где требуется проявить умение выразительного чтения.
 
Планируемые результаты
 Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
  • введение на уроках литературы и русского языка исполнительского анализа текста, способствующего пониманию, осмысленному прочтению и творческому воплощению художественного произведения в выразительном чтении;
  • вовлечение учащихся во внеклассную работу по предмету и создание условий для их творческой активности;
  •  развитие способности эстетического восприятия произведения художественной литературы.
  • развитие потребности в чтении вслух как одной из культурно-нравственных потребностей современного человека, ведущей к формированию у него семейных ценностей.
 
Оценка
  Если в классе ведется систематическая работа по выразительному чтению, то постепенно число хорошо читающих будет расти.
Оценка выразительного чтения должна стимулировать этот процесс, не ставя в безвыходное положение тех, кому выразительное чтение дается плохо, поэтому можно ее представить в двух аспектах:
  • оценка АУДИТ —независимая, по критериям
  • оценка МОТИВАЦИОННАЯ ( ставится за старание: «молодец, сегодня лучше, но надо еще постараться )— создает у  уч-ся ситуацию успешности и пробуждает у них желание дальнейшего совершенствования навыков чтения.
 
Критерии оценки АУДИТ:
  • простота и естественность;
  • передача  звучащим словом мыслей автора путем проникновение в идейно-художественное содержание произведения (в меру доступности ученикам данного возраста);
  •  выявление своего отношения к читаемому;
  • четкое и правильное произношение;
  •  передача специфики жанра и стиля произведения;
  •  умение правильно пользоваться диапазоном своего голоса.

Все эти требования нужно понимать относительно, в зависимости от достигнутого большинством класса уровня. Но так как всегда остается группа отстающих в области выразительного чтения, шкала оценок выглядит обычно так: плохое знание текста - 2, хорошее знание текста при невыразительном чтении - 3, хорошее знание текста при неполной выразительности - 4, хорошее знание текста при полной выразительности - 5.


Признаком подлинного усвоения любого учебного предмета является умение ученика применить полученные сведения на практике. В области искусства звучащего слова мы стремимся довести ученика до умения самостоятельно подготовиться к выразительному чтению.


 
САМОАНАЛИЗ УРОКА
 
Современный урок — это урок, на котором осуществляется системно-деятельностный подход к обучению, который предполагает развитие личности уч-ся на основе усвоения универсальных способов деятельности.. В основеучебной деятельности стоит самостоятельная деятельность ученика по усвоению ЗУН, в которой он сам не только изменяется, но и эти изменения осознает.
Цель, которую ставит ученик: ЧЕМУ? ЗАЧЕМ?
Учебная задача: КАК?
Самоконтроль: ПРАВИЛЬНО ЛИ?
Самооценка: ХОРОШО? А МОЖНО ЛИ ЛУЧШЕ?
 
Исходя из этого, мною был проведен самоанализ урока
  • : исполнительский анализ поэмы Э. М. Болконского «Пепел не остывает» как подготовка к выразительному чтению.
Тип урока: комбинированный урок (усвоения новых знаний и применения их на практике)
Дидактическая задача: в ходе исполнительского анализа подготовиться к выразительному чтению главы «Невеста».
Цели урока:
  • Образовательная: научиться ставить перед собой исполнительские задачи, исходя из содержания произведения, его идейно-художественного своеобразия; продолжить работу над анализом произведения, в частности, над изобразительно-выразительными средствами.
  • Воспитательная (формирование личностных УУД) : воспитывать у уч-ся чувство патриотизма и гражданской позиции, особое внимание уделяя к проблеме исторической памяти.
  • Развивающая (развитие познавательных(интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД:
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Приемы обучения:
  • словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми
  • выполнение самостоятельных заданий
 
 
 
Основные этапы урока
  1. Этап актуализации знаний ( выразительное чтение отрывка из поэмы и краткая биография автора). Цель: привлечь внимание уч-ся к произведению и к личности автора; воздействовать на их эмоционально-чувственную сферу с целью вызвать отзыв в душе на события трагического военного прошлого.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся: Чему я должен научиться? Насколько для меня это значимо?
  3.  Первичное усвоение новых знаний с попутным повторением уже имеющихся; работа над теоретическими понятиями интонация, ударение, пауза, мелодика речи; знакомство с понятием «партитура чувств»
  4. Первичная проверка понимания: определение исполнительских задач в зависимости от определенного чувства.
  5.  Первичное закрепление:  Исполнительский анализ отрывка из поэмы: главы «Невеста» (индивидуальная работа).
  6.  Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция: чтение уч-ся поэмы по строфам (прием «вслед за автором») с комментариями, которые представляют из себя конкретную  исполнительскую  задачу для данной строфы (исходя из ее содержания).
  7. Творческое применение:  выразительное чтение всей главы одним учащимся  с учетом исполнительских задач, поставленных для каждой строфы (или строф, объединенных одной мыслью).
  8. Рефлексия: оценка и самооценка (Хорошо ли? Удалось ли при чтении точно передать мысли и чувства автора?
 
 
 
 
Мастер-класс
Исполнительский анализ художественного произведения
как подготовка к выразительному чтению
(на примере отрывка из поэмы Э. М. Болконского «Пепел не остывает»)
  1. Слово об авторе
1. Звучит отрывок из поэмы «Пепел не остывает» в исполнении учителя
—Это отрывок из поэмы нашего земляка, учителя ВСОШ №1 Э. М. Болконского.
  1. Биография  Э. М Болконского ( краткий обзор и демонстрация слайдов о д. Б. Заречье)
 
  1. Работа по подготовке исполнительского анализа
(в виде эвристической беседы)
—Что такое исполнительский анализ?
(особый способ раскрытия идеи художественного произведения через искусство звучащего слова )
 
—Какова его цель?
(подготовка к выразительному чтению)
 
—Что значит  выразительно прочитать текст?
(«наполовину истолковать его» (М. А. Рыбникова)
( —  раскрыть характерные особенности образов, картин,  изображенных в нем
— показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
—передать  пафос, или основную эмоциональную тональность, присущую произведению)
 
—Основной принцип выразительного чтения - проникновение в эмоционально-чувственную сферу
 
Слайд 1
«Выразительно прочитать текст - это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать чувства… вложенные в произведение.  И этим средством является интонация».
Л.А. Горбушина
—Значит, что должно быть в центре исполнительского анализа?
(Интонация как главное средство речевой выразительности )
 
—Сразу ли может возникнуть правильная интонация?
 
(При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация является результатом глубокого проникновения читающего в текст. Поэтому необходимо учить детей нужной интонации.)
—А что является ее компонентами?
(ответы слушателей)
Демонстрация слайда
Слайд 2
«Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия»
Интонация иее компоненты
 

 
  1. Ударение (логическое)
  2. Пауза
  • логическая
  •  психологическая («красноречивое молчание» по Станиславскому)
—усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка.
—обуславливается отношением чтеца к событию, к действующему лицу, к его поступкам
—отражает работу воображения читающего
  1. Темп и ритм
  2. медленный
  3.  
  4.  
 
  1. Мелодика речи
 
  •  
  •  
  •  
 
И все это окрашено чувствами!(всплывает)
 
 
 
—Итак,  к какому выводу пришли, говоря об интонации? Какова ее роль в исполнительском анализе?
ИНТОНАЦИЯ является главным средством выражения мыслей автора и его чувств)
—А какие чувства мы можем испытывать?
(предполагаемы ответы)
—Давайте обобщим сказанное.
(появляется слайд № 3 «Партитура чувств»)
 
Слайд 8
Партитура чувств, определяющих исполнительские задачи
  •  
 
Чувство (что?) Исполнительская задача (как?)
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
холодно спокойно
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
недоверчиво подозрительно
  •  
задумчиво отрешенно виновато
  •  
нежно задумчиво
  •  
весело легкосвободно стремительно
  •  
  •  
  •  
торжественно смиренносветло
 
 
  1. Исполнительский анализ поэмы
—Как вы думаете, какие этапы он включает?
  1. Этап «Пробуждение чувств» ( какие чувства возникают при первичном чтении произведения?)
  2. Этап «Осмысление»— попытка разобраться: почему именно такие чувства возникли? Что хотел сказать автор? Какие  ИВС способствуют раскрытию чувств и мыслей автора?
  3. Этап  «Партитура чувств»— определяет  исполнительские задачи: как мы должны прочитать, с какой интонацией.
  4. Этап «Исполнение: выразительное чтение»— результат анализа
 
(Появляется слайд №4 «Этапы исполнительского анализа»)
 
Этап 1
—Прочитайте отрывок из поэмы и скажите, какие чувства он у вас вызывает?
(слушатели читают про себя отрывок, отвечают на вопросы)
 
 
 
Этап 2
—Почему именно такие чувства у вас возникли? Какие мысли выражает автор? При помощи каких ИВС ?
  •  
     
Этап 3
— А теперь определяем исполнительские задачи: как мы будем выражать эти чувства ? при помощи какой интонации?
(слушатели составляют «партитуру чувств»: в каждой строфе находим слова, на какие падает логическое ударение, отмечаем понижение-повышение тона, определяем, с каким чувством мы будем произносить фразы)
 
Этап 4. Исполнение: выразительное чтение главы «Невеста»
(отрывок читается слушателями)

 
  1. Рефлексия
  2. Ваши впечатления от занятия?
  3. Насколько оно полезно для учащихся?
—Какие замечания, пожелания у вас возникли?
 
Вручение подарков-книг
 
Памятка
Как следует ставить логическое ударение
 
1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных, иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением.
2. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего?
3. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего требует ударение на каждом слове с возрастающим усилием.
4. Перечисление во всех случаях (так же, как и счет) требует на каждом слове самостоятельного ударения.
5. При чтении авторских (или повествовательных) слов с прямой речью (когда в тексте встречаются собственные слова кого-либо из действующих лиц) логическое ударение сохраняется на главном слове собственной речи.
Примечание:
Механически применять эти правила постановки логического ударения нельзя. Всегда следует учитывать содержание всего произведения, его ведущую идею, весь контекст, а также задачи, которые ставит себе учитель, читая произведение в данной аудитории.
Не рекомендуется и «злоупотреблять» логическим ударением.: когда ударение не помогает ясному раскрытию мысли, оно искажает и разрушает ее».

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»