Исполнительский анализ художественного произведения
как подготовка к выразительному чтению
(из педагогического опыта)
Титова Татьяна Максимовна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ
Гимназия № 157 им. принцессы Е.М. Ольденбургской
Исполнительский анализ художественного текста как инструмент обучения выразительному (творческому) чтению. учитель русского языка и литературы ГБОУ
Гимназия № 157 им. принцессы Е.М. Ольденбургской
Идея опыта и цель
Идея опыта заключена в создании необходимых условий, содействующих применению исполнительского анализа текста. Это будет способствовать вдумчивому прочтению литературного произведения, его анализу, в ходе которого приходит понимание авторского замысла, приведет к высокому уровню выразительного исполнения, хорошему показателю уровня знаний учащихся, повышению их творческого потенциала.
Актуальность
Сегодняшние школьники мало читают, исчезает ( или уже исчез?) институт семейного чтения, Случайный выбор профессии и путей продолжения образования мы связываем и с низкой творческой активностью учащихся . Однако, по моему глубокому убеждению, каждый ребенок способен к творчеству, вопрос только в том, как эту способность в нем развить. Ведь современному обществу для его успешного развития нужны талантливые специалисты. К сожалению, из-за уменьшения количества часов на преподаваемый предмет мы, учителя литературы, при анализе произведения, его художественных особенностей не всегда в полной мере используем текст, прибегая к выразительному чтению, игнорируем звучащим словом, которое, в отличие от слова непроизнесенного, на мой взгляд, только одно и способно окончательно вдохнуть жизнь в произведение, т. е «оживить» его,
Поэтому одной из важных задач, которую должен ставить перед собой учитель литературы , является задача обучения выразительному чтению, ведь оно способствует развитию у современного школьника не только эмоционально-чувственной сферы, но и его регулятивных способностей, в частности, воли, кроме того, оно способствует преодолению у ученика закрепощенности, неуверенности в себе; т.е заставляет его совершать определенные усилия по преодолению в себе уже имеющихся комплексов, что, в свою очередь, способствует его социализации и ведет к успеху в дальнейшей профессиональной деятельности.
Практическая значимость и пути реализации
Предполагается, что обучение должно начинаться с первого класса и продолжаться до конца школы. Возможен вариант проведения им специального урока по выразительному чтению в начальной школе. Может реализовываться во внеурочной исследовательской и творческой деятельности, однако большую значимость он приобретает на уроках литературы.
В зависимости от ступени обучения литературе путь исполнительского анализа может быть различным. В 5-8 классах исполнительский анализ текста направлен на развитие непосредственных художественных впечатлений учащихся. В старших классах – на развитие анализирующей мысли учеников.
Элементы исполнительского анализа текста могут и должны использоваться и на уроках русского языка. Система уроков русского языка по развитию речи учащихся учитывает связь с уроками литературы и внеклассного чтения. От работы по развитию речи неотделимо формирование навыков выразительного чтения.
Безусловно, он необходим и во внеурочной деятельности. Процесс работы, проводимой автором опыта над выразительным чтением с применением исполнительского анализа, усиливает творческую активность учащихся и во время проведения внеклассных занятий, в частности, при проведении декады русского языка и литературы, во время подготовки общешкольных творческих мероприятий, где требуется проявить умение выразительного чтения.
Планируемые результаты
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- введение на уроках литературы и русского языка исполнительского анализа текста, способствующего пониманию, осмысленному прочтению и творческому воплощению художественного произведения в выразительном чтении;
- вовлечение учащихся во внеклассную работу по предмету и создание условий для их творческой активности;
- развитие способности эстетического восприятия произведения художественной литературы.
- развитие потребности в чтении вслух как одной из культурно-нравственных потребностей современного человека, ведущей к формированию у него семейных ценностей.
Оценка
Если в классе ведется систематическая работа по выразительному чтению, то постепенно число хорошо читающих будет расти.
Оценка выразительного чтения должна стимулировать этот процесс, не ставя в безвыходное положение тех, кому выразительное чтение дается плохо, поэтому можно ее представить в двух аспектах:
- оценка АУДИТ —независимая, по критериям
- оценка МОТИВАЦИОННАЯ ( ставится за старание: «молодец, сегодня лучше, но надо еще постараться )— создает у уч-ся ситуацию успешности и пробуждает у них желание дальнейшего совершенствования навыков чтения.
Критерии оценки АУДИТ:
- простота и естественность;
- передача звучащим словом мыслей автора путем проникновение в идейно-художественное содержание произведения (в меру доступности ученикам данного возраста);
- выявление своего отношения к читаемому;
- четкое и правильное произношение;
- передача специфики жанра и стиля произведения;
- умение правильно пользоваться диапазоном своего голоса.
Все эти требования нужно понимать относительно, в зависимости от достигнутого большинством класса уровня. Но так как всегда остается группа отстающих в области выразительного чтения, шкала оценок выглядит обычно так: плохое знание текста - 2, хорошее знание текста при невыразительном чтении - 3, хорошее знание текста при неполной выразительности - 4, хорошее знание текста при полной выразительности - 5.
Признаком подлинного усвоения любого учебного предмета является умение ученика применить полученные сведения на практике. В области искусства звучащего слова мы стремимся довести ученика до умения самостоятельно подготовиться к выразительному чтению.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Современный урок — это урок, на котором осуществляется системно-деятельностный подход к обучению, который предполагает развитие личности уч-ся на основе усвоения универсальных способов деятельности.. В основеучебной деятельности стоит самостоятельная деятельность ученика по усвоению ЗУН, в которой он сам не только изменяется, но и эти изменения осознает.
Цель, которую ставит ученик: ЧЕМУ? ЗАЧЕМ?
Учебная задача: КАК?
Самоконтроль: ПРАВИЛЬНО ЛИ?
Самооценка: ХОРОШО? А МОЖНО ЛИ ЛУЧШЕ?
Исходя из этого, мною был проведен самоанализ урока
- : исполнительский анализ поэмы Э. М. Болконского «Пепел не остывает» как подготовка к выразительному чтению.
Дидактическая задача: в ходе исполнительского анализа подготовиться к выразительному чтению главы «Невеста».
Цели урока:
- Образовательная: научиться ставить перед собой исполнительские задачи, исходя из содержания произведения, его идейно-художественного своеобразия; продолжить работу над анализом произведения, в частности, над изобразительно-выразительными средствами.
- Воспитательная (формирование личностных УУД) : воспитывать у уч-ся чувство патриотизма и гражданской позиции, особое внимание уделяя к проблеме исторической памяти.
- Развивающая (развитие познавательных(интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД:
Приемы обучения:
- словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми
- выполнение самостоятельных заданий
Основные этапы урока
- Этап актуализации знаний ( выразительное чтение отрывка из поэмы и краткая биография автора). Цель: привлечь внимание уч-ся к произведению и к личности автора; воздействовать на их эмоционально-чувственную сферу с целью вызвать отзыв в душе на события трагического военного прошлого.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся: Чему я должен научиться? Насколько для меня это значимо?
- Первичное усвоение новых знаний с попутным повторением уже имеющихся; работа над теоретическими понятиями интонация, ударение, пауза, мелодика речи; знакомство с понятием «партитура чувств»
- Первичная проверка понимания: определение исполнительских задач в зависимости от определенного чувства.
- Первичное закрепление: Исполнительский анализ отрывка из поэмы: главы «Невеста» (индивидуальная работа).
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция: чтение уч-ся поэмы по строфам (прием «вслед за автором») с комментариями, которые представляют из себя конкретную исполнительскую задачу для данной строфы (исходя из ее содержания).
- Творческое применение: выразительное чтение всей главы одним учащимся с учетом исполнительских задач, поставленных для каждой строфы (или строф, объединенных одной мыслью).
- Рефлексия: оценка и самооценка (Хорошо ли? Удалось ли при чтении точно передать мысли и чувства автора?
Мастер-класс
Исполнительский анализ художественного произведения
как подготовка к выразительному чтению
(на примере отрывка из поэмы Э. М. Болконского «Пепел не остывает»)
- Слово об авторе
—Это отрывок из поэмы нашего земляка, учителя ВСОШ №1 Э. М. Болконского.
- Биография Э. М Болконского ( краткий обзор и демонстрация слайдов о д. Б. Заречье)
- Работа по подготовке исполнительского анализа
—Что такое исполнительский анализ?
(особый способ раскрытия идеи художественного произведения через искусство звучащего слова )
—Какова его цель?
(подготовка к выразительному чтению)
—Что значит выразительно прочитать текст?
(«наполовину истолковать его» (М. А. Рыбникова)
( — раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем
— показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
—передать пафос, или основную эмоциональную тональность, присущую произведению)
—Основной принцип выразительного чтения - проникновение в эмоционально-чувственную сферу
Слайд 1
«Выразительно прочитать текст - это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать чувства… вложенные в произведение. И этим средством является интонация».
Л.А. Горбушина
—Значит, что должно быть в центре исполнительского анализа?
(Интонация как главное средство речевой выразительности )
—Сразу ли может возникнуть правильная интонация?
(При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация является результатом глубокого проникновения читающего в текст. Поэтому необходимо учить детей нужной интонации.)
—А что является ее компонентами?
(ответы слушателей)
Демонстрация слайда
Слайд 2
«Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия»
Интонация иее компоненты
- Ударение (логическое)
- Пауза
- логическая
- психологическая («красноречивое молчание» по Станиславскому)
—обуславливается отношением чтеца к событию, к действующему лицу, к его поступкам
—отражает работу воображения читающего
- Темп и ритм
- медленный
- Мелодика речи
И все это окрашено чувствами!(всплывает)
—Итак, к какому выводу пришли, говоря об интонации? Какова ее роль в исполнительском анализе?
ИНТОНАЦИЯ является главным средством выражения мыслей автора и его чувств)
—А какие чувства мы можем испытывать?
(предполагаемы ответы)
—Давайте обобщим сказанное.
(появляется слайд № 3 «Партитура чувств»)
Слайд 8
Партитура чувств, определяющих исполнительские задачи
Чувство (что?) | Исполнительская задача (как?) |
|
|
|
|
|
холодно спокойно |
|
|
|
|
|
|
|
недоверчиво подозрительно |
|
задумчиво отрешенно виновато |
|
нежно задумчиво |
|
весело легкосвободно стремительно |
|
|
|
торжественно смиренносветло |
- Исполнительский анализ поэмы
- Этап «Пробуждение чувств» ( какие чувства возникают при первичном чтении произведения?)
- Этап «Осмысление»— попытка разобраться: почему именно такие чувства возникли? Что хотел сказать автор? Какие ИВС способствуют раскрытию чувств и мыслей автора?
- Этап «Партитура чувств»— определяет исполнительские задачи: как мы должны прочитать, с какой интонацией.
- Этап «Исполнение: выразительное чтение»— результат анализа
(Появляется слайд №4 «Этапы исполнительского анализа»)
Этап 1
—Прочитайте отрывок из поэмы и скажите, какие чувства он у вас вызывает?
(слушатели читают про себя отрывок, отвечают на вопросы)
Этап 2
—Почему именно такие чувства у вас возникли? Какие мысли выражает автор? При помощи каких ИВС ?
Этап 3
— А теперь определяем исполнительские задачи: как мы будем выражать эти чувства ? при помощи какой интонации?
(слушатели составляют «партитуру чувств»: в каждой строфе находим слова, на какие падает логическое ударение, отмечаем понижение-повышение тона, определяем, с каким чувством мы будем произносить фразы)
Этап 4. Исполнение: выразительное чтение главы «Невеста»
(отрывок читается слушателями)
- Рефлексия
- Ваши впечатления от занятия?
- Насколько оно полезно для учащихся?
Вручение подарков-книг
Памятка
Как следует ставить логическое ударение
1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных, иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением.
2. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего?
3. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего требует ударение на каждом слове с возрастающим усилием.
4. Перечисление во всех случаях (так же, как и счет) требует на каждом слове самостоятельного ударения.
5. При чтении авторских (или повествовательных) слов с прямой речью (когда в тексте встречаются собственные слова кого-либо из действующих лиц) логическое ударение сохраняется на главном слове собственной речи.
Примечание:
Механически применять эти правила постановки логического ударения нельзя. Всегда следует учитывать содержание всего произведения, его ведущую идею, весь контекст, а также задачи, которые ставит себе учитель, читая произведение в данной аудитории.
Не рекомендуется и «злоупотреблять» логическим ударением.: когда ударение не помогает ясному раскрытию мысли, оно искажает и разрушает ее».