Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Статья

Универсальные учебные действия на уроках литературы: роль и значение

Зинченко Ирина Юрьевна

            Современный мир изменяется быстро. Стремительно развиваются ещё вчера бывшие новейшими технологии, меняются приоритеты. Входят изменения и в систему образования.

            Одной из отличительных особенностей современной системы образования            является формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных). Термин «универсальные учебные действия» ученые определяют как умение учиться, то есть «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». В психологическом значении УУД(ы) трактуются как совокупность навыков учебной работы и способов действия учащегося, с помощью которых ученик готов самостоятельно организовать процесс по усвоению новых знаний и умений.

            В основе новых Стандартов лежит системно-деятельный подход. Когда ребёнок что-то делает, и делает систематически, он развивается, расширяет свой кругозор, приобретает навык общения на культурном уровне. Задача учителя – направить его действия таким образом, чтобы в процессе работы сформировалась личность, свободно ориентирующаяся в жизненном пространстве.

            Учебные предметы гуманитарного цикла, особенно литература, - благодатная почва, на которой при грамотном подходе можно взрастить ценностно-ориентированную личность. Именно сейчас, в век насилия и террора, нам это необходимо. Поэтому, готовясь к урокам, я прежде всего задаю себе вопросы: что, кроме знаний и навыков, я могу дать ученикам, какими я хочу их видеть. Ответы на эти вопросы являются основой при определении учебных универсальных действий.

            Приоритетными для  нравственного развития ребёнка считаю личностные учебные действия. В их основе заложены такие компоненты,  как внутренняя позиция ученика, самоопределение. Они включают в себя ценностно-смысловую ориентацию учащегося, то есть ученик должен знать морально-этические нормы, уметь соотносить поступки, события с общепринятыми этическими принципами и выделять нравственный аспект поведения, а также свободно ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

            Личностные действия подразделяются на три вида:

1) самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); 
2) смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом); 
3) нравственно-этическая ориентация (оценивание учащимися усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающая личностный моральный выбор.

            Формирование личностных универсальных учебных действий  на уроках литературы происходит через прослеживание «судеб героев». Сравнивая себя с героями литературных произведений, знакомясь с героическим прошлым России, учащиеся формируют свою модель поведения, выбирая для себя те качества, которые помогут им в дальнейшем в межличностном общении, в служении Родине, во взаимоотношениях с семьёй. При этом важно, чтобы дети не только научились подражать героям, но и выработали свою модель поведения. В решении этой задачи поможет такой метод, как инсценировка  произведений. Ребёнок, «проживая» судьбу героя, учится оценивать самого себя, свои поступки. Такое решение позволяет учителю не критиковать и поучать, а иллюстративно показать результат того или иного поведения. Такой способ воздействия на формирование личности наиболее эффективный.

            Расширяя читательский кругозор, учащиеся приобщаются к нравственным общечеловеческим ценностям. Художественные произведения – одно из средств нравственного воспитания, форма познания действительности. Изучая их, ребёнок усваивает такие понятия, как совесть, честь, добро и зло, ответственность, героизм и предательство…

            Таким образом, литература способствует личностному развитию ученика, так как обеспечивает её понимание как  «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Это ключ, способный открыть все двери.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»