В чём провинились Ваня Солнцев и лейтенант Петров?
Западалова Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №110 Выборгского района
Старшее поколение часто обвиняет молодёжь в том, что они не знают истории своей страны, не знают имен героев, растут Иванами, родства не помнящими. Мы постоянно задаём вопрос, кто виноват в этом и что делать? Ответ, по-моему, прост: виноваты мы, старшее поколение учителей, которые без боя разрешили вычеркнуть из школьной программы произведения о Великой Отечественной войне, рассказывающие о тех, кто в боях отстоял нашу страну, освободил мир от фашизма. Из школьной программы исчезли следующие произведения: повесть В. Катаева «Сын полка», стихотворение К. Симонова «Сын артиллериста», роман А. Фадеева «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Конечно, можно спорить о литературных достоинствах этих произведений, но в этих книгах есть главное —герой, которому можно подражать, который любит родину, который знает, что такое честь, совесть, герой, который умеет дружить, любить, герой, который может стать жизненным примером. Как важно вовремя прочитать правильную нужную книгу!
Откройте интернет, почитайте отзывы о повести В. Катаева «Сын полка». Вот некоторые из них: «Всё-таки у нас было хорошее детство. Мы читали книги о настоящих героев без суперспособностей, без лжи. «Сын полка» - книга, которую нужно обязательно читать, хотя бы для того, чтобы поверить в то, что даже в такое страшное время как война маленький мальчик не останется один. Прекрасная книга!»
«"Сын Полка" —первая военная книга, которую я прочитал. И я совсем не пожалел об этом. Это роман о грустных событиях и героических подвигах из жизни русских солдат. О подвигах таких, которые я не то что не могу представить, а которые мне и не снились».
«Мы, мальчишки и девчонки военного времени, читали ее взахлеб, а не из принципа "must read", как почему то считает человек, родившийся в 1981 году. Эта книга всегда была в числе любимых книг большинства советской детворы».
«Помню, что книга была прочитана не один раз. Очень завораживал тот факт, что пацаненок принят в круг взрослых людей, где о нем заботятся, воспитывают, но при этом относятся к нему как к равному. С завистью читала строки о том, как ему сшили форму по размеру. Мечта всех мальчишек. Надо будет ее сыну прочитать».
Для многих мальчишек 10-12 лет это любимая книга. По-другому и быть не может! Книга написана во время войны в 1944 году. О страшной войне рассказывает детям их ровесник, и они ему верят. В этой книге читатель знакомится с замечательными людьми: капитаном Енакиевым, разведчиком Егоровым, ефрейтором Биденко. Как смеются ребята, когда читают о том, как Ване удалось сбежать от Биденко, как переживают за Ваню, когда его допрашивает фрау Миллер, как с замиранием сердца, со слезами на глазах, переживают гибель капитана Енакиева, с каким вниманием слушают напутственные слова командира полка, обращенные к Ване перед отправлением в Суворовское училище: «Ты был хорошим сыном у своего родного отца с матерью. Ты был хорошим сыном у разведчиков и у орудийцев. Ты был достойным сыном капитана Енакиева —хорошим, храбрым, исполнительным. И теперь весь наш артиллерийский полк считает тебя своим сыном. Помни это. Теперь ты едешь учиться, и я надеюсь, ты не посрамишь своего родного полка. Я уверен, что ты будешь прекрасным воспитанником, а потом прекрасным офицером. Но имей в виду: всегда и везде, прежде всего и после всего ты должен быть верным сыном своей матери-родины. Прощай, Ваня Солнцев, и, когда ты станешь офицером, возвращайся в свой полк. Мы будем тебя ждать и примем тебя как родного».
Мои коллеги с большим сожалением говорят о том, что такие замечательные произведения, как повесть «Сын полка» и стихотворение К. Симонова «Сын артиллериста», которые читаются на одном дыхании, исключены из школьной программы. Конечно, старшее поколение учителей находит выход и обязательно знакомит детей с этими книгами, но, по-моему, будет справедливо, если эти произведения вернутся в школьную программу и станут обязательными для прочтения.
В настоящее время мы постоянно слышим о необходимости патриотического воспитания молодёжи. В этом деле изучение художественной литературы играет роль не меньшую, чем знания по истории страны. Художественные произведения в некотором смысле даже важнее, чем сухие факты, поскольку позволяют не просто познакомиться, но пережить то или иное событие. Хочется обратить внимание на аргументацию противников подобной литературы. Она базируется на отрицании общих ценностных основ у разных поколений. На самом деле, именно моральные ценности, в том числе, любовь к родине, стремление жить и работать во благо своей страны, являются основой гармоничного общества. Эти ценности не меняются со сменой государственного строя, но вне зависимости от эпохи определяют уровень духовного развития человека. Гуманитарные науки, а среди них и литература, — это науки о человеке. Отрицать право человека на любовь, честь, память о родных и своей культурной принадлежности — значит отнимать у него право на достойную осознанную жизнь.
Нужно также учитывать, что как раз теперь подобные живые картины о времени Великой Отечественной войны очень востребованы, потому что уходит поколение людей, которые могли рассказывать в семье своим детям и внукам о своей жизни. Теперь на место устных рассказов должна прийти книга, та литература, что так невовремя исчезла из школьной программы.