Методическая разработка урока в 7 классе
Литература XVIII века. М.В. Ломоносов
Милованова Людмила Афанасьевна
ЦЕЛИ УРОКА:
- знакомство учащихся с литературным направлением «Классицизм»;
- знакомство с биографией М.В. Ломоносова, его поэтическим творчеством и реформами поэтического языка.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- организация самостоятельной деятельности учащихся при изучении темы.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА
- мультимедийная установка
- экран
- портрет М.В. Ломоносова
ХОД УРОКА
Организационный этап.
1 этап урока. Введение в тему занятия.
Слово учителя. Ребята, сегодня мы с вами продолжаем знакомство с русской литературой XVIIIвека. Этот раздел в учебнике представлен двумя именами великих русских поэтов: М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин. С именем Державина вы познакомились в прошлом году на уроках, посвященных А.С. Пушкину (показать репродукцию). Сегодня мы будем говорить о жизни и творчестве М.В. Ломоносова.
2 этап урока. Проверка домашнего задания: ответы на вопросы по статье учебника о М.В. Ломоносове.
1 вопрос: Расскажите, в чем необычность курса обучения, пройденного М.В. Ломоносовым?
2 вопрос: Каковы его деяния как ученого, поэта и общественного деятеля?
3 вопрос: Ломоносов – реформатор поэтического языка. Какие жанры относятся к каждому из «трех штилей»?
3 этап урока.
Слово учителя. Итак, М.В. Ломоносов провел реформы в области русского языка, упорядочил русскую литературную речь. Для сравнения послушайте перевод одного и того же отрывка из стихотворения древнегреческого поэта Анакреона. Первый перевод сделан современником Ломоносова, русским писателем Антиохом Кантемиром, второй – Ломоносовым. (Чтение отрывков либо учителем, либо заранее подготовленным учеником).
Говоря о личности Ломоносова, мы не можем упомянуть о Петре I, который положил начало новой эпохе преобразования России, когда, по словам А.С. Пушкина, «Россия вошла в Европу, как спешенный корабль, - при стуке топора и при громе пушек». Ломоносов преклонялся перед личностью Петра I, считая его идеальным монархом и национальным героем.
Презентация «Реформы Петра I».
Слово учителя. Ломоносов посвятил Петру Iстроки в своей «Оде на день вошествия…», огромную мозаичную картину, надпись к статуе Петра I. Что же особенно ценил в царской власти поэт?
Работа с учебником, с текстом надписи «К статуе Петра Великого».
4 этап урока.
Слово учителя. Велики были деяния Петра I. Благодаря ему мы с вами живем в нашем прекрасном городе. Давайте постараемся представить себе город XVIIIвека, каким видел его Ломоносов, когда 1 января 1736 года он вместе с 12-ю лучшими учениками Спасских школ прибыл в Петербург. Поселили московских студентов на Васильевском острове, где располагалась Академия наук.
Презентация «Заочная экскурсия по Петербургу XVIIIвека»
5 этап урока.Итог урока.
Выставление оценок за ответы учащихся. Домашнее задание – выучить наизусть отрывок из «Оды на день…»