автор:Прокопенко Галина Ивановна, учитель высшей квалификационной категории Петергофской гимназии императора Александра II г. Санкт-Петербурга
Сценарий Урока Памяти «Перекличка поколений» составлен учителем русского языка и литературы Прокопенко Г. И. вместе с учениками ( материал к уроку собирался на протяжении полугода)
Мы много говорим на наших уроках русского языка и особенно литературы (это специфика нашего предмета) о таких понятиях, как патриотизм, героизм, милосердие, толерантность, историческая память, обращаясь к произведениям наших классиков и современников. Однако, к сожалению, слова эти иногда так и остаются словами, не трогая умы и сердца наших воспитанников. И вовсе не потому, что они черствы и равнодушны, а скорее потому, что им не хватает еще жизненного опыта, они не всегда умеют мыслить абстрактными понятиями. Меня это огорчало, как и многих моих коллег, я уверена. Именно поэтому, работая с замечательными письмами Д.С.Лихачева «О добром», я решила опереться на то, что близко и понятно нашим детям, что является самым дорогим в их доме, в их семье.
Первым этапом работы стал конкурс сочинений «История старой фотографии». Была создана творческая группа, которая знакомилась с работами и оценивала их, выбирая наиболее удачные. Результаты были потрясающими: ребята нашли очень много интересного в старых альбомах и вдруг обнаружили, что, оказывается, история их семьи очень тесно связана с историей нашей страны (см. материалы Урока Памяти). Дети были удивлены, растроганы, потрясены результатами своих поисков. Прочитайте, в сценарии приведены их слова о том, какое впечатление оставила у них эта работа. И главное – появился живой интерес к прошлому. И мы решили (коллективно, вместе с детьми) продолжить наши поиски. В каждой семье существуют какие-то свои (пусть маленькие!) традиции, имеются свои (семейные!) реликвии. К ним мы и решили обратиться. Наш поиск продолжился. И опять ребята обнаружили так много интересного! А главное – им нравился сам процесс. Они делились друг с другом впечатлениями, они с гордостью рассказывали о своих находках, они приносили в школу старые красноармейские книжки, алюминиевые котелки времен войны, фотографии старинных украшений. Одни с гордостью рассказывали о семейной традиции помогать детскому дому, другие – о традиции встречать Новый год в лесу всей семьей. И как-то сам собой появился интерес к истории нашей гимназии, тем более, что большинство родителей наших детей учились именно здесь, и многие теперешние учителя в прошлом – тоже ученики нашей гимназии. И тогда мы решили (опять это было совместное решение) взять интервью у наших родных и близких, у наших учителей, чьи детство и юность связаны с гимназией.
Творческая группа тщательно отсмотрела весь собранный материал, и были подготовлены отдельные вопросы для нашего Урока Памяти (к тому времени мы уже приняли решение о его проведении). Так родился наш сценарий, который составлялся коллективно. Материала было так много, и интересного было много, и рассказать хотелось о многом! И это была тоже определенная трудность – выбрать так, чтобы не обидеть никого из участников. Мы вместе решали, кого пригласим на наш Урок, кто будет встречать гостей, кто будет вести Урок…
Итак, полугодовая работа трех классов завершилась Уроком Памяти (так мы решили его назвать тоже коллективно). Что получилось – судить вам.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанность распространяется на школу, село, город, всю свою страну
Д.С.Лихачев
Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые гости. Мы приглашаем вас принять участие в сегодняшней перекличке поколений.
Ведущий 2. Мы назвали нашу встречу Уроком Памяти.
Учитель. А что такое память? Как вы понимаете это слово? Напишите, пожалуйста, свое толкование (пишут на листочках – 1 мин.)
Чтение написанного (по желанию – 4-5 человек)
Толкование слова «память» с помощью словарей (Толковый и Философский)
Учитель. А где и как мы храним накопленное нашей памятью? А в семье?
Ведущий 1. Мы начали подготовку к нашему Уроку Памяти больше полугода назад. Первое задание, которое, мы получили, заставило нас заглянуть в семейные альбомы и найти старые фотографии. Но не просто найти, а узнать их историю.
Чтец. Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как история планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее…
Ведущий 2. Итогом нашей работы стал первый альбом, который мы назвали «История старой фотографии». Перелистаем его страницы...
(ученики читают выдержки из своих сочинений, фото демонстрируются на экране)
1.Фомин Илья (дореволюционная фотография, 112 лет назад, прадедушка в детстве)
2.Ябурова Анна (семейное фото, 94 года назад, немецкое поселение)
3.Тимофеева Елизавета (дядя Мара, фото 24 октября 1917г.)
4.Акулов Максим (прадедушка – тракторист в Петергофе, 1930 г.)
5.Федотов Игорь (прабабушка – ученица 415 школы в 1938 г. , так называлась раньше наша гимназия)
6.Степаненко Виктор (история знакомства дедушки с бабушкой на войне)
7.Ефремов Никита (дедушка и бабушка – бывшие одноклассники)
8.Беляев Владислав (мама – девочка на БАМе)
9.Завьялов Даниил (папа в стройотряде)
Ведущий1. Мы узнали чрезвычайно много нового и интересного о своих родственниках, о своей семье, о своей стране. Потому что, как выяснилось, все это понятия тесно связаны между собой.
ОКАЗЫВАЕТСЯ:
1) Дедушка Лизы Демьяновой, Васильев Олег Борисович, является физиком, ученым с мировым именем. Его имя даже занесено в Книгу Рекордов Гиннеса.
2) А прадедушка Пятница Анны был высокопрофессиональным музыкантом. Во время Великой Отечественной войны он в составе оркестра ездил по действующим фронтам с концертами. А при съемках к\ф «Веселые ребята» он играл в оркестре Л. Утесова. Также работал под руководством известного дирижера Вайнштейна. И аккомпанировал самой Клавдии Ивановне Шульженко.
3) Мама Петровой Риты была каскадером в команде А. Невзорова. Она снималась в к\ф «Пьющие кровь», где дублировала артистку, игравшую жену В. Высоцкого. На съемках фильма «20 лет спустя» познакомилась с М Боярским.
4) Дедушка Вани Сухарева сам смастерил машину, собрав ее из остатков других машин. Это было в 1970г.
5) Прабабушка Никиты Иванова, Екатерина Адамовна Виролайнен, работала до войны на картонной фабрике г. Ленинграда, а в войну изготавливала там же солдатские звездочки для военных.
6) А Виктор Бородачев, чье имя носит одна из улиц нашего города, - это прадедушка нашего Алеши Гусева.
Ведущий 2. Чем стала эта работа для нас? Вот что пишут сами ребята:
Юля Кушнир. Я поняла: жизнь такая яркая и красочная даже на черно-белой фотографии.
Илья Фомин. Старые фотографии – это зеркала душ тех, кого уже давно нет с нами.
Настя Акулич. На меня произвело впечатление, что люди, которые казались мне не всегда добрыми и отзывчивыми, так трепетно и нежно рассказывают о своих родственниках.
Андрей Кокоулин. Когда я слушал сочинения моих одноклассников, мне хотелось плакать…
Аня Карабань. У каждого человека должна быть память о своих предках, даже если они никогда их не видели.
Чтец. Жизнь не кончается там, где кончается, -
Что-то другое там начинается.
Только не райское, только не адское:
Ляжешь пылинкой на чьем-то лацкане,
Станешь травинкой и чьей-то сказкою,
Белой снежинкой приникнешь ласково
К чьему-то окошку в вечерний час…
Учитель. Что еще остается, когда люди уходят? Забавные безделушки, дорогие украшения, пожелтевшие записки, старые письма…
Ведущий 1. Вторым этапом нашей работы стал сбор материала о семейных реликвиях и семейных традициях. И мы опять узнали много нового. И по-другому посмотрели на некоторые вещи, знакомые нам с детства.
Учитель. Мы подготовили небольшую выставку, с которой вы познакомились при входе в кабинет и которую более подробно можете изучить по окончании урока.
Ведущий 2. Не удивляйтесь странному соседству медалей с алюминиевой ложкой образца 1941г., старых писем – с иконами, красноармейской книжки – с Конституцией, подписанной первым президентом России. У каждой из этих вещей - своя история, связанная с судьбами ушедших…
Учитель. А мы продолжаем разговор о памяти. Что сохранит наша память о детстве? (семья, дом, друзья… и школа)
Ведущий 1. В этом году , знакомясь с особенностями публицистического стиля, мы брали интервью у наших родных и знакомых, чье детство и юность связаны с нашей гимназией, ведь ей уже 130 лет. И оказалось, что многие из наших родителей учились здесь. И не только родители, но и бабушки тоже. И сегодня мы приветствуем выпускников разных лет:
Выпускницу 1962г. Манченко Ларису Петровку, бабушку Тани Ценевой.
Выпускницу 1964г. Карчевскую Ларису Леонидовну, бабушку Даши и Маши Верховцевых.
Выпускницу 1978г. Кадникову Татьяну Юрьевну, первого учителя и няню Насти Рафальской.
Выпускницу 1981г. Романенко Наталью Владимировну, маму Аси Романенко.
Выпускника 1983г. Завьялова Кирилла Владимировича, папу Дани Завьялова.
Выпускницу 1983г. Крайтор Марию Александровну, маму Даши и Маши Верховцевых.
Выпускницу 1988г. Гусеву(Бородачеву) Елену Викторовну, маму Алеши Гусева.
Выпускницу 1994г. Балыкину Светлану Ефимовну, нашего учителя англ. яз.
Ведущий 2. Мы благодарны, что вы нашли время посетить нас, и хотим задать вам несколько вопросов прямо здесь. Итак, интервью продолжается…
- Лариса Леонидовна, скажите, пожалуйста, как называлась наша гимназия во времена вашей учебы? (бабушке Верховцевых)
- Татьяна Юрьевна, а чем отличалась тогдашняя школа от нынешней? (о системе вожатых)
- Лариса Петровна, какое событие из школьной жизни запомнилось вам больше всего? (экзамен по русскому языку)
- Наталья Владимировна, школа запомнилась Вам только уроками?
- Кто из учителей вам запомнился? Почему?(всем)
- Светлана Ефимовна, а повлияла ли школа на Ваш выбор профессии?
-Что вы хотели бы пожелать сегодняшним гимназистам?(каждый – по одной фразе)
Учитель. Мы начали наш разговор с определения памяти. А теперь давайте попробуем, подводя итог, ответить на вопрос:
Для чего человеку нужна память?
Попробуйте кратко сформулировать ответ. Запишите его.
Выборочное чтение написанного.
Учитель. Мы благодарим всех за активное участие. Последнюю точку в нашем разговоре как нельзя лучше поставит высказывание Д.С.Лихачева: «…благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим…
Ведущий 1. Память – преодоление времени, преодоление смерти.
Ведущий 2. Человек рождается и оставляет по себе памать.
Учитель. Какую он оставит по себе память?...»
Звучит музыка песни « Я сегодня до зари встану…»
Мне нечего добавить к сказанному… Надо было видеть глаза детей, их неподдельный интерес, их творческий порыв… А результатом нашей работы стали не только три огромных альбома с интереснейшим материалом, но и другое, более внимательное отношение друг к другу, к своим родным и близким, к своим учителям, к своей гимназии, а значит, и к своей стране.