Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

ФГОС в технологии педагогической мастерской
Тема: мастерская "Клад"

Вечер накануне Ивана Купала

 

Байрамашвили Елена Зурабовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Центр «Динамика»№616

 

Тип: ценностно-смысловые ориентации

Цель: создать условия  для творческого и раскованного мышления и самостоятельного выстраивания своих знаний. Совершенствовать умение учеников анализировать текст, продолжить работу по развитию устной и письменной речи; привлечь внимание учащихся к проблеме , воспитание активного интереса к чтению литературных произведений.

Задачи

Создать условия для:

- развития коммуникативности  обучающихся;

-создания такой атмосферы в классе, при которой учащиеся с разными способностями  будут ощущать себя одинаково способными к восприятию и способности анализировать  текст;

-развития таких личностных качеств как открытость, доброжелательность, активность и равноправие;

-развития критического мышления, воспитания активной жизненной позиции;

-мотивации для дальнейшего изучения темы;

-рефлексивного действия ученика;

-актуализации вечных тем (ценностных ориентаций).

Оборудование: информационный материал, бумага формата А 4, задание в конвертах, распечатка «Вечера накануне Ивана Купала», тетради учеников (разворот), портрет Н.В.Гоголя.

 

Алгоритм мастерской

1.Индивидуально

Индуктор

- Представьте, что вы нашли клад, что бы вы с ним сделали?

2. Социализация (афиширование). Работы крепятся на стену. Ребята знакомятся с работами друг друга (Мы не критикуем работы друг друга).

3. Реорганизация пространства.

(группы по 6 человек)

4. - А какие у вас появляются ассоциации со словом «клад»?

(удача, выигрыш, фортуна, богатство, внезапные деньги).

Работа в групповом взаимодействии.

Межгрупповая социализация. Устное предъявление ответов.

Запись в тетрадь (для этого потребуется разворот)/ учитель на доске.

5. А как к кладу относились на Руси? И как его добывали?

( краткая магистраль учителя о Владимире Дале)

Работа с новой информацией. Чтение карточек.

6. Задание.

-Дайте чисто русский совет, как найти клад?

Работа в группе.

Межгрупповая социализация. Устное предъявление своих ответов.

7. Давайте попробуем подобрать эпитеты к слову «Клад».

(к  слову  «клад»  дети подбирают уже не только позитивные» прилагательные)

Записи в тетради/ на доске.

8. -Вот какое интересное исследование было проведено.

Раздаются листки с положительными примерами.

Раздаются листки с отрицательными примерами (разрыв).

9. А теперь давайте откроем отрывок из произведения Николая Васильевича Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».

Появляется портрет Н.В.Гоголя на доске.

Выразительное чтение отрывка учителем.

Короткий пересказ конца произведения.

А теперь давайте каждый в тетради продолжит фразу.

По-Гоголю, клад является добром на пути к счастью, если…

Клад является злом на пути к счастью, если…

Социализация (зачитывание ответов).

10. Задание. Этимологические гнёзда.

Работа в группе.

Собрать слова по морфемам. Определить в 2 группы: положительная/отрицательная.

11. Рефлексия.

12. Д.з. чтение произведения « Вечер накануне Ивана Купала».

 

Ход мастерской «Клад»

1.Индуктор (индукция)

Индуктором в данной мастерской является глагол «представьте». Именно на стадии индукции происходит мотивация учебной деятельности обучающихся через создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личностного отношения к предмету обсуждения, создание проблемной ситуации. Ведущий просит ответить на вопрос: «Представьте, что вы нашли клад, что бы вы с ним сделали?»

(скотч и листы А4 приготовлены заранее)

Афиширование работ (социализация). Учитель напоминает, что  «мы не критикуем и не оцениваем работы». Даётся время на то, чтобы ребята познакомились со всеми работами.

- Посмотрите, какие у нас у всех разные потребности и желания.

Благодаря этому этапу мастерской у ребят появляется интерес к дальнейшей работе, при афишировании происходит значительное снятие внутренних барьеров и они уже подготовлены к последующему взаимодействию и диалогу.

2. Работа в группе

Реорганизация

Для дальнейшей работы нам потребуется другая организация пространства. Организуются группы по 6 человек. Чтобы реорганизация произошла быстро и «без обид», мастер предлагает участникам мастерской вытянуть свой номер (от 1 до 4 (в классе 24 ученика)).

Задаётся вопрос:

- А какие у вас появляются ассоциации к слову «клад»?

Для ответов вам понадобится разворот тетради.

Работа  происходит в групповом взаимодействии. Ведущий не подсказывает и не вмешивается. Во время работы внутри групп рождается творческая атмосфера, основанная на внимании друг к другу, активности и открытости. Возможные ответы: удача, выигрыш, фортуна, богатство, внезапные деньги. Все ответы носят положительный характер.  Индивидуальная работа ассоциаций в тетрадь.

Межгрупповая социализация. Устное предъявление ответов.

Дописывание в тетрадь  понравившихся ассоциаций; ведущий   ведёт записи на доске.

-А теперь давайте подумаем, а как к кладу относились на Руси? И как его добывали?

( краткая магистраль учителя о Владимире Дале)

Владимир Владимирович Даль является составителем "Толкового словаря живого

великорусского языка". Это собрание нравственного, житейского и  фольклорного опыта.

Словарь этот – дело всей его жизни! За полвека Даль объяснил и снабдил примерами около 200 тысяч слов! Но кроме этого Далем собрано более 37 тысяч пословиц русского народа! Никто из писателей ХIХ века не странствовал по Руси столько, сколько Владимир Даль. Именно ему принадлежит сборник “О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа", материалы которого были собраны им по всей Руси. И сегодня мы с Вами узнаем, как добывали клады на Руси и какие поверия были связаны с ними.

 

 

«Кого не сведут с ума клады, если он только соблазнится раз каким-нибудь сбыточным или несбыточным  преданием,  рассказом,  таинственным  слухом  или народною молвою и возьмет заступ в руки? Заманчивое и соблазнительное  дело! С работы будешь горбат, а не будешь богат; трудись век, едва заработаешь  на хлеб. А тут стоит только удачливо попасть на  след  да  осторожно  и  умеючи взяться за дело - с вечера вышел с сумой, а наутро воротился в золоте.»

 

Работа с новой информацией. Чтение карточек.

(Приложение 1)

Задание

-А теперь  попробуйте дать  чисто русский совет, как найти клад?

Работа в групповом взаимодействии. В момент работы в группах возникает ситуация творчества, взаимодействия, диалога.

 

Работа в группе.

Межгрупповая социализация. Устное предъявление своих ответов. Участники мастерской выдвигают свои гипотезы, предлагают «свои» способы поиска клада «по-русски». Во время озвучивания важно, чтобы группы умели не только высказываться, но и слушать предложения  и находки других участников мастерской.

Задание

- А теперь  давайте попробуем подобрать эпитеты к слову «клад».

Работа выполняется индивидуально. Каждый по цепочке предлагает прилагательное.  Все они записываются (без повторений) участниками мастерской в тетрадь; ведущий ведёт записи на доске.

На этом этапе дети подбирают уже не только «позитивные» прилагательные  к слову «клад».

(примеры: богатый, волшебный, заклятый, проклятый  ( ударение на первом слоге), колдовской, нетронутый, заговорённый, дивный, таинственный, настоящий, разбойничий, волшебный, бесценный и т.д.)

Карточки с новой информацией.

(Приложение 2)

-А вот с  каким исследованием я  хотела бы вас познакомить. Что чувствует, переживает и как в итоге  может сложиться жизнь человека, случайно получившего богатства и сокровища.

Сначала раздаются листки с положительными примерами.

Раздаются листки с отрицательными примерами (разрыв).

- А вот теперь давайте откроем отрывок из произведения Николая Васильевича Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».

(Приложение 3)

Появляется портрет Н.В.Гоголя на доске.

Выразительное чтение отрывка учителем (поиск клада).

Чтение  конца произведения (расплата).

А теперь давайте каждый в тетради продолжит фразу.

По-Гоголю, клад является добром на пути к счастью, если…

Клад является злом на пути к счастью, если…

Социализация (зачитывание ответов).

Задание. Этимологические гнёзда.

«Собери слова»

(Приложение 4)

Работа в группе.

Собрать слова по морфемам. Определить в 2 группы: положительная/отрицательная.

Магистраль учителя

Все эти слова восходят к общеславянскому «класть, кладу»- укладывать.

«Клад» дословно это «то, что положено» (этимологический словарь М. Фасмера).

От «кладу»

К кладу относятся и вклад, и оклад, и уклад. Но к этому корню относятся и такие слова как заклад, т.е залог, который мы должны отдать. А также кладовая,  клад может превратиться и в кладовку, и, наконец, в склад. Получается клад, но без дела. И даже кладбище – это слово вост.слав., образованное при помощи суффикса –ищ + построено по подобию таких слов как гульбище, пастбище (т.е. «б» является признаком некоей собирательности, общности). Т.е «клад» может превратиться и в «кладбище».

(Краткий этимологический словарь русского языка под ред. Шанского)

3.Рефлексия.

Реорганизация пространства. Каждый садится на своё привычное место.

У каждого участника мастерской имеется на парте лист формата А4.

А. Сегодня на мастерской я…

Б. Что интересного я сегодня узнал…

В. У меня появилось 3 вопроса (не менее 3).

Д.з. чтение произведения « Вечер накануне Ивана Купала».

 

Приложение 1

У нас почти всюду есть много рассказов и преданий о кладах, а Саратовская губерния, где волжские вольницы зарывали когда-то свои награбленные богатства, едва ли не богаче прочих подобными воспоминаниями.  Клад часто кладется “со словцом” или “по завету:” это значит, что кто его зарывает, тот должен во все время причитывать вслух, какой зарок на него кладет: напр., семидневный пост, а затем рыть голыми руками на молодой месяц; или на разрыв-траву и проч. Один человек зарывал клад, приговаривая: “натри головы молодецких”; стало быть, клад не дастся никому, если не поклонится ему тремя головами молодецкими; а другой бродяга, сидя случайно тут же в дупле, подслушал его и переговаривал каждый раз: “на три кола осиновых”. Клад слушается всегда последнего заговора ; посему, когда хозяин ушел, а подсидевший его вырубил три осиновые кола и поклонился ими кладу, то и взял его преспокойно.

 

 

В одном месте Рязанской губернии, где исконное поверье искало кладов, уверяя, что целовальник рязанский встретил земляка в Сибири, в ссылке, и узнал от него тайну нескольких кладов, получив и запись с приметами, где они лежат, люди с седыми бородами рассказывали вот что: “Я рубил в лесу жерди, привязав лошадь к дереву; вдруг вижу под деревом высыпан из земли и уже порос травой и мохом крест; я вспомнил, что это была одна из примет, и выхватил топор, чтобы натюкать на деревьях зарубки; вдруг как понесет моя лошадь, сорвавшись, как загремит, я за ней,  а она дальше, дальше, затихла и пропала; я воротился, а она стоит привязанная, где была, а места того, где высыпан крест, не нашел, хоть сто раз был опять в лесу да искал нарочно.”

 

Клад вообще не всякому даётся; [хозяин клада, по смерти своей, бродит тихо вокруг и бережет его сторого и чутко: либо вовсе не найдешь, либо и найдешь, да не возьмешь, не дастся в руки; не подымешь по тяжести; обмираешь, как тронешь, ровно кто тебе руки и ноги перебьет; кружишь на этом месте и не выйдешь, ровно леший обошел, поколе не положишь клад опять на место; или, если клад под землей, в подвале, глубокой яме, то взявший его не вылезет никак, перед тобою земля смыкается, железные двери с запорами затворяются; либо выскочит откуда ни возьмись невидимка, схватит и держит на месте, покуда не выпустишь из рук клада; либо навалится на плечо ровно гора, так что и языка не повернуть; либо ноги подкосятся, либо станут, упрутся, словно приросли к земле; или, если и возьмешь клад и унесешь, то сколько ни носишь его домой, берешь золото, а принесешь черепки; или же, наконец, возьмешь, да и сам не рад; вся семья сподряд вымрет. Все это оттого, что клад часто кладется со словцом или с зароком, что клад бывает всегда почти заповедный и дается тому только, кто исполнит зарок; избавляет же от этой обязанности только цвет папоротника или разрыв — прыгнун — скакун — плакун — или срыг — трава; папоротнику и плакуну повинуются все духи, а прыгун ломает замки и запоры, побеждая всякое препятствие. Иногда клад бродит не только свечой, огоньком, но даже каким-нибудь животным или человеком; если, догадавшись, ударить его наотмашь и сказать; аминь, аминь, рассыпься, то перед тобою очутится кубышка с деньгами. Во время выемки клада всегда приключаются разные страсти, и черти пугают и терзают искателя, брать взаймы у клада иногда можно, если он даст, но к сроку принеси, иначе постигнет беда большая. Можно также менять деньги у клада и при этом даже иногда обсчитывать его, положив то же число монет, меньшей ценности.

 

Как бы  то  ни  было,  а  все  обстоятельства  эти  поселили  в  народе необычайное легковерие к кладам и дали плутам  средства  прибирать  к  рукам кладоискателей  и,  в  ожидании  мнимого богатства,  располагать  настоящим имуществом обманутых. Вот источник служащих собственно для  этой  цели,  для мошенничества, кладовых записей, составленных будто бы хозяевами кладов  для памяти и найденных после их смерти.  Этими  тайными  записями,  а  иногда  и простыми заметками, торгуют плуты, вызывая охотников покупать их за наличные деньги и делая еще, сверх того, - более для  вида  -условия о разделе  клада, если бы он отыскался.

Но вот является новое обстоятельство: предание заверило меня, что около такого-то места  лежит  клад  разбойника  Кудеяра  или  даже  Ваньки  Каина, Гаркуши, Гришки Отрепьева; после  долгих  стараний  и  издержек  я  приобрел наконец и  таинственную  запись,  в  которой  место  это  довольно  подробно означено, а между тем все труды мои пропадают: я не могу найти ровно ничего, хотя и изрыл уже вокруг всю местность...  Объяснение  такого  явления  очень просто: клада этого нет, потому что его и не бывало и никто его не  зарывал, но я этому не хочу верить, а тот, кто меня обманул, и  подавно.  Итак,  клад есть, бесспорно, и надежда еще не потеряна, но он не дается: он  положен  со словцом, с зароком; его стережет нечистый и выдаст только тому,  кто  сумеет его взять или кто исполнит зарок... Новая забота,  новые  догадки,  розыски, хлопоты и новый случай поддеть  легковерного;  идут  к  знахарю,  отыскивают спрыг-  или  разрыв-траву,  от  которой  все  подземные  запоры  и   затворы распадаются, либо - еще лучше - цвет  папоротника,  при  свете  коего  земля сквозит, делается прозрачною, клады  выходят  наружу  и  без  всяких  хлопот даются в руки.

 

Неподалеку от Саратовской  губернии,  коренного месторождения всех  преданий о несметных богатствах, зарытых некогда волжскими разбойниками, - есть небольшой курган, мимо коего редкий из крестьян повезет  вас,  не  рассказав,  что  тут  лежит большой клад, положенный неспроста, а на  известное число голов; но сколько голов уже погибло при безуспешных попытках поднять клад  и скоро ли урочное число жертв исполнится, то и никто не знает! Между тем один из  крестьян  этого  селения, довольно плохой хозяин и работник, задумал разбогатеть  и придумал вот что: прикормив к  себе сироту,  мальчишку,   мужик отправился в полночь - время, в которое только и  можно искать клады, - к этому кургану и  взял мальчика  с  собой:  он  располагал поднять клад его руками, с тем, что если  надобно кому-нибудь  сложить голову свою по зароку, то пусть-де пропадет этот безродный сирота. Пошли,  и мужик строго наказал своему товарищу не креститься и не поминать Бога пока они будут работать над кладом,  а  также  не  робеть  и  даже  не оглядываться, что бы ни случилось, удостоверяя, что  все  голоса,  которые, будут слышны в это время,  и  все  страшилища,  которые  дразнят языком кладокопателя, ничего не смогут сделать, если не робеть и не смотреть на них, потому что все это один  обман  чувств,  но  стоит только оглянуться или струсить,  и  нечистая  сила  тотчас одолеет: тогда пропадешь.

Ночь была довольно темна и тиха, но небо ясно. Как  только мужик  с  наговорами  в  первый  раз ударил заступом в землю, звезды, все  до  последней,  попрятались  и  уж  не видать стало ни зги. Мужик усердно продолжал работу; вдалеке  послышалось отдаленное завывание, и вскоре налетела страшная  буря, которая стонала и бушевала по  степи. Мужик  все  еще  не  робел, даже  попытался  ударить заступом один из кустов этих, не рассыплется ли он кладом; он уже вырыл  яму в колено и, к радости его, буря начала утихать, как вдруг  усилились  вой  и стоны, послышалось множество голосов, конский топот и  бряк  оружия:   и на  дороге,  которая проходила  под  самым  курганом,  выстроилась грозная рать, на конях, в старинных доспехах, а глаза  у  людей  и  лошадей горели ровно угольки, и пар из ноздрей коней валил огневистый... Только  что мужик  успел струсить, как  люди все эти в голос  начали  кричать  непонятные  речи, лошади  заржали  таким голосом, как ржет один только нечистый; затем поднялись стук, скок  и топот, пальба пищалей - и мужик мой, выскочив  из  ямы,  пустился  бежать...

Грозная рать гналась за ним по пятам до самой околицы. Тут  вдруг  всё как в землю провалилось; ночь по-прежнему была тиха и звездиста. А бедный  сирота пропал без вести. Яма, вырытая мужиком,  оказалась  заваленною. Полагают, что она обратилась в могилу  для  сироты,  и  место  это  получило  название сиротской могилки.

 

Приложение 2

Брэд Дьюк

В 2005 году Брэд Дьюк, инструктор фитнес-центра, выиграл в лотерее, получив в итоге на руки около несколько миллионов долларов. Предприимчивый американец не стал просто так тратить такую сумму и поставил себе цель – попробовать сохранить и преумножить эти деньги. В первый месяц после выигрыша он собрал команду специалистов: оплатил студенческий заем, выплатил  ипотечный кредит, перевел деньги в фонд семьи. И, самое главное, вложил свои деньги в дело. Несмотря на свой выигрыш, Бред Дьюк остался работать инструктором в фитнес-центре. Он предпочитает ездить на простенькой машине и считает себя счастливым человеком.

Джо Джонсон

Выиграв в 1998 году 10 миллионов фунтов стерлингов, Джонсон вложил деньги в недвижимость, ценные бумаги, но сам продолжал вести образ жизни британца среднего достатка. Джо был влюблен в свою будущую жену Лизу и хотел убедиться, что ее в нем интересуют не только деньги. Он водил ее в дешёвые забегаловки, приезжал на свидания на разваливающейся машине и в потрепанной дешевой одежде. Только через 10 месяцев, когда пара уже обручилась, Джо Джонсон рассказал всю правду о своем состоянии. Сегодня супруги живут на деньги от вкладов.

Кертис Шарп

В 1982 году специалист по кондиционерам Кертис Шарп выиграл в лотерее около 5 миллионов долларов США. Первое время Шарп был героем лотерейных рекламных роликов, позировал на фото с знаменитостями и разъезжал по городу на лимузине. Первой большой покупкой Кертиса стал автомобиль, затем он приобрел себе особняк, попутешествовал, инвестировал в сомнительные фирмы. Денег от выигрыша постепенно перестало хватать на новый образ жизни, и со временем от выигрыша не осталось ничего. К счастью Шарпа, несмотря на свою удачу, он не бросил работу. И, обанкротившись, смог получать пенсию, на которую сегодня и существует. Новому поколению победителей лотерей Кертис советует после выигрыша взять отпуск, «очистить голову», воспользоваться услугами консультанта и хорошего юриста.

Дженифер Хаузер

Дженифер Хаузер, продюсер канала CNN, выиграла в лотерею дважды – $100 тысяч в ноябре 2011-го и миллион в феврале 2012 года. Первый выигрыш пришелся весьма кстати – Денифер с мужем погасили все долги и были рады подвернувшейся удаче. Когда везение повторилось, продюсер была ошарашена. На протяжении многих дней ей приходили звонки с поздравлениями. Такое совпадение шокировало знакомых Дженифер. "Когда мои коллеги в студии услышали, что я снова выиграла, у некоторых началась истерика. Пара продюсеров выбежали из офиса и бросились покупать лотерейные билеты, – рассказывала Хаузер. – Когда они вернулись с пустыми руками, то были очень расстроены". Несмотря на выигрыш, продюсер не бросила свою любимую работу и призвала людей верить, надеяться, работать и не проводить всю жизнь, "стирая монетой защитную пленку на лотерейных билетах".

Следующие примеры

 

Джек Уиттекер

Американскому бизнесмену Джеку Уиттекеру было 55 лет, когда в 2002 году он выиграл рекордную сумму – почти 315 миллионов долларов США. Лотерейный билет он приобрел в супермаркете, где остановился позавтракать. На момент выигрыша он владел успешной строительной фирмой  и был порядочным семьянином. Около 10% своего выигрыша Джек потратил на благотворительность. Также он отблагодарил женщину, продавшую ему выигрышный билет, – в качестве чаевых он подарил ей особняк и автомобиль. Однако он пристрастился к азартным играм – казино и задолжал игорному дому. Он стал много пить, бросил семью. Кроме того, богатство бизнесмена не давало покоя окружающим – ему часто предъявляли административные и уголовные иски. В течение двух лет Джек Уиттекер лишился почти всех своих денег – какую-то часть украли, какую-то часть он потратил, какую-то попросту раздал. Его бизнес также рухнул, а благотворительный фонд за неимением средств закрылся.

 

Билли Боб Харрел

В июне 1997 года Билли Боб Харрел, как всегда сидел в своем кресле и сверял числа на своем лотерейном билете. Вдруг Билли Боб осознал, что стал победителем лотереи. Харрел был глубоко верующим человеком и, по его словам, всегда знал, что рано или поздно господь поможет ему выиграть. Поначалу все было прекрасно – американец обзавелся ранчо, подарил многим родственникам дома и автомобили, и, естественно, пожертвовал 10% выигрыша церкви. Билли Боб старался бы доброжелательным ко всем людям. Правда, вскоре Харрел развелся с женой, а сам уверовал, что выигрыш в лотерее – это происки дьявола. Чтобы искупить все свои грехи, он покончил жизнь самоубийством, написав в предсмертной записке, что дьявол никогда не получит его душу. Со дня выигрыша прошло чуть больше полутора лет, а Харрел успел потратить из своих 31 миллиона долларов только 12.

 

Джеффри Дампир

В 1996 году Джеффри Дампир выиграл 20 миллионов долларов США. Он щедро распоряжался своим выигрышем – обеспечивал родственникам элитную недвижимость, дорогие автомобили, туры на Карибы, дарил дорогие подарки. Помимо этого, на деньги от выигрыша Дампир вместе со своей сводной сестрой открыл попкорновый бизнес. Тем не менее не все остались довольны подарками Джеффри. Сводная сестра счастливчика, Виктория Джексон, вместе со своим другом похитила миллионера, ограбила и в итоге убила.

 

Майкл Керрол

В ноябре 2002 года безработный англичанин Майкл Керрол зашел в супермаркет и приобрел два лотерейных билета. Один из них сделал его единоличным победителем британской национальной лотереи. Выигрыш безработного, который последний раз работал на шоколадной фабрике полтора года назад, был огромным. Тратил деньги Керрол почти не глядя – купил несколько домов в Британии, особняк в Испании, несколько спортивных автомобилей, а также неудачно поставил 2 миллиона долларов на свою любимую футбольную команду . Кроме того, он проиграл около миллиона долларов на ипподроме. Англичанин устраивал регулярные алкогольные вечеринки, употреблял наркотики и за 8 лет, к 2010 году, остался без денег. Сегодня Керрол работает мусорщиком, получая 5 долларов США в час. Британец считает, что сегодня его жизнь гораздо легче и проще, чем в его бытность миллионером.

 

Надежда Мухаметзянова

В январе 2001 года уфимская пенсионерка по случаю купила на сдачу лотерейный билет и стала обладательницей миллиона долларов. До этого Надежда вместе с мужем вели простой образ жизни: будущая миллионерша числилась уборщицей, а муж Рустем и вовсе не работал. После выигрыша жизнь супругов изменилась: местные власти уполномочили сотрудников милиции установить круглосуточную охрану квартиры Мухаметзяновых. К дому съезжались попрошайки, обнаружились новые родственники. Мухаметзяновы приобрели несколько квартир в элитных районах Уфы, но обустраиваться в них не торопились. Семейная пара нередко выпивала и еще до крупного выигрыша имела серьезные проблемы с алкоголем, которые впоследствии только осложнились. Порой они неделями не выходили из квартиры. Такой образ жизни привел к многочисленным болезням, и уже через пять лет, в возрасте 52 лет Надежда Мухаметзянова скончалась.

 

Приложение 3

Н.В. Гоголь  (отрывок из повести « Вечер накануне Ивана Купала»)

... „Полно горевать тебе, козак!“ загремело что-то басом над ним. Оглянулся: Басаврюк! у! какая образина! Волосы — щетина, очи — как у вола! „Знаю, чего недостает тебе: вот чего!“ Тут брякнул он с бесовскою усмешкою кожаным, висевшим у него возле пояса, кошельком. Вздрогнул Петро. „Ге, ге, ге! да как горит!“ заревел он, пересыпая на руку червонцы: „ге, ге, ге! да как звенит! А ведь и дела только одного потребую за целую гору таких цяцек“. — „Дьявол!“ закричал Петро. „Давай его! на всё готов!“ Хлопнули по рукам. „Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору: завтра Ивана Купала. Одну только эту ночь в году и цветет папоротник...

... Темно, хоть в глаза выстрели... Огляделся Петро: никогда еще не случалось ему заходить сюда. Тут остановился и Басаврюк. „Видишь ли ты, стоят перед тобою три пригорка. Много будет на них цветов разных; но, сохрани тебя нездешняя сила, вырвать хоть один. Только же зацветет папоротник, хватай его и не оглядывайся, что бы тебе позади ни чудилось“... Подошел к трем пригоркам; где же цветы? Ничего не видать. Дикой бурьян чернел кругом и глушил всё своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, всё чудных, всё невиданных; тут же и простые листья папоротника. Поусумнился Петро и раздумно стал перед ними, подпершись обеими руками в боки. „Что тут за невидальщина? десять раз на день, случается, видишь это зелье; какое ж тут диво? Не вздумала ли дьявольская рожа посмеяться?“ — Глядь — краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. „Теперь пора!“ подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, и позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Всё утихло. На пне показался сидящим Басаврюк, весь синий, как мертвец. Хоть бы пошевелился одним пальцем. Очи недвижно уставлены на что-то, видимое ему одному только; рот в половину разинут, и ни ответа. Вокруг не шелохнет. Ух, страшно!.. Но вот послышался свист, от которого захолонуло

у Петра внутри, и почудилось ему, будто трава зашумела, цветы начали между собою разговаривать голоском тоненьким, будто серебряные колокольчики; деревья загремели сыпучею бранью ...Лицо Басаврюка вдруг ожило; очи сверкнули. „Насилу воротилась, яга!“ проворчал он сквозь зубы. „Гляди, Петро, станет перед тобою сейчас красавица: делай всё, что ни прикажет, не то пропал навеки!“ Тут разделил он суковатою палкою куст терновника, и перед ними показалась избушка, как говорится, на курьих ножках. Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая черная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. „Не бесись, не бесись, старая чертовка!“ проговорил Басаврюк, приправив таким словцом, что добрый человек и уши бы заткнул. Глядь, вместо кошки, старуха с лицом сморщившимся, как печеное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щелкают орехи. „Славная красавица!“-подумал Петро, и мурашки пошли по спине его. Ведьма вырвала у него цветок из рук, наклонилась и что-то долго шептала над ним, вспрыскивая какою-то водою. Искры посыпались у ней изо рта; пена показалась на губах. „Бросай!“- сказала она, отдавая цветок ему. Петро подбросил, и, что за чудо? цветок не упал прямо, но долго казался огненным шариком посреди мрака и, словно лодка, плавал по воздуху; наконец, потихоньку начал спускаться ниже и упал так далеко, что едва приметна была звездочка, не больше макового зерна. „Здесь!“-глухо прохрипела старуха; а Басаврюк, подавая ему заступ, примолвил: „копай здесь, Петро. Тут увидишь ты столько золота, сколько ни тебе, ни Коржу не снилось“. — Петро, поплевав в руки, схватил заступ, надавил ногою и выворотил землю, в другой, в третий, еще раз ... что-то твердое!.. Заступ звенит и нейдет далее. Тут глаза его ясно начали различать небольшой, окованный железом, сундук. Уже хотел он было достать его рукою, но сундук стал уходить в землю, и всё, чем далее, глубже, глубже; а позади его слышался хохот, более схожий с змеиным шипеньем. „Нет, не видать тебе золота, покаместь не достанешь крови человеческой!“ сказала ведьма и подвела к нему дитя, лет шести, накрытое белою простынею, показывая знаком, чтобы он отсек ему голову. Остолбенел Петро. Малость, отрезать ни за что, ни про что человеку голову, да еще и безвинному ребенку! В сердцах, сдернул он простыню, накрывавшую его голову, и что же? Перед ним стоял Ивась. И ручонки сложило бедное дитя накрест; и головку повесило ... Как бешеный, подскочил с ножом к ведьме Петро и уже занес было руку ... „А что ты обещал за девушку?..“ грянул Басаврюк и словно пулю посадил ему в спину. Ведьма топнула ногою: синее пламя выхватилось из земли; середина ее вся осветилась и стала как будто из хрусталя вылита; и всё, что ни было под землею, сделалось видимо, как на ладоне. Червонцы, дорогие камни, в сундуках, в котлах, грудами были навалены под тем самым местом, где они стояли. Глаза его загорелись... ум помутился... Как безумный, ухватился он за нож, и безвинная кровь брызнула ему в очи ... Дьявольский хохот загремел со всех сторон. Безобразные чудища стаями скакали перед ним. Ведьма, вцепившись руками за обезглавленный труп, как волк, пила из него кровь ... Всё пошло кругом в голове его! Собравши все силы, бросился бежать он. Всё покрылось перед ним красным цветом. Деревья все в крови казалось, горели и стонали. Небо, раскалившись, дрожало ... Выбившись из сил, вбежал он в свою лачужку и, как сноп, повалился на землю. Мертвый сон схватил его.

Два дни и две ночи спал Петро без просыпа. Очнувшись на третий день, долго осматривал он углы своей хаты; но напрасно старался что-нибудь припомнить: память его была как карман старого скряги, из которого полушки не выманишь. Потянувшись немного, услышал он, что в ногах брякнуло. Смотрит: два мешка с золотом. Тут только, будто сквозь сон, вспомнил он, что искал какого-то клада, что было ему одному страшно в лесу... Но за какую цену, как достался он, этого никаким образом не мог понять...

 

Окончание произведения.

Начали жить Пидорка да Петрусь, словно пан с панею. Всего вдоволь, всё блестит... Однако же добрые люди качали слегка головами, глядя на житье их. „От чорта не будет добра“, поговаривали все в один голос. „Откуда, как не от искусителя люда православного, пришло к нему богатство? Где ему было взять такую кучу золота? Отчего, вдруг, в самый тот день, когда разбогател он, Басаврюк пропал, как в воду?“ — Говорите же, что люди выдумывают! Ведь в самом деле, не прошло месяца, Петруся никто узнать не мог. Отчего, что с ним сделалось, бог знает. Сидит на одном месте, и хоть бы слово с кем. Всё думает и как будто бы хочет что-то припомнить. Когда Пидорке удастся заставить его о чем-нибудь заговорить, как будто и забудется, и поведет речь, и развеселится даже; но ненароком, посмотрит на мешки — „постой, постой, позабыл!“-кричит, и снова задумается, и снова силится про что-то вспомнить. ... Кажется: сидит в шинке; несут ему водку; жжет его водка; противна ему водка. Кто-то подходит, бьет по плечу его... но далее всё как будто туманом укрывается перед ним...

Чего ни делала Пидорка: и совещалась с знахорами, и переполох выливали, и соняшницу заваривали* — ничто не помогало.  Раз, кто-то уже, видно, сжалился над ней, посоветовал итти к колдунье, жившей в Медвежьем оврагу, про которую ходила слава, что умеет лечить все на свете болезни. Решилась попробовать последнее средство; слово за слово, уговорила старуху итти с собою. Это было ввечеру, как раз накануне Купала. Петро в беспамятстве лежал на лавке и не примечал вовсе новой гостьи. Как вот, мало по малу, стал приподниматься и всматриваться. Вдруг весь задрожал, как на плахе; волосы поднялись горою... и он засмеялся таким хохотом, что страх врезался в сердце Пидорки. „Вспомнил, вспомнил!“ закричал он в страшном весельи и, размахнувши топор, пустил им со всей силы в старуху. Топор на два вершка вбежал в дубовую дверь. Старуха пропала, и дитя лет семи, в белой рубашке, с накрытою головою, стало посереди хаты... Простыня слетела. „Ивась!“ закричала Пидорка и бросилась к нему; но привидение всё, с ног до головы, покрылось кровью и осветило всю хату красным светом... В испуге выбежала она в сени; но, опомнившись немного, хотела было помочь ему; напрасно! дверь захлопнулась за нею так крепко, что не под силу было отпереть. Сбежались люди; принялись стучать; высадили дверь: хоть бы душа одна. Вся хата полна дыма, и посередине только, где стоял Петрусь, куча пеплу, от которого местами подымался еще пар. Кинулись к мешкам: одни битые черепки лежали вместо червонцев. Выпуча глаза и разинув рты, не смея пошевельнуть усом, стояли козаки, будто вкопанные в землю. Такой страх навело на них это диво.

Что было далее, не вспомню. Пидорка дала обет итти на богомолье; собрала оставшееся после отца имущество, и через несколько дней ее точно уже не было на селе. Куда ушла она, никто не мог сказать. Услужливые старухи отправили ее было уже туда, куда и Петро потащился; да один раз приехавший из Киева козак рассказал, что видел в лавре монахиню, всю высохшую, как скелет, и беспрестанно молящуюся, в которой земляки, по всем приметам, узнали Пидорку; что еще никто не слышал от нее ни одного слова; что пришла она пешком и принесла оклад к иконе божьей матери, исцвеченный такими яркими камнями, что все зажмуривались, на него глядя.

 

Приложение 4

Этимологические гнёзда

«Собери слова»

 

с клад

у клад

в клад

клад ов ая

клад ов к а

с клад

за клад

клад б ищ е

 

Эскиз доски/ разворот тетради

 

«Клад»

«то, что положено» ( этим. словарь М. Фасмера)

удача, выигрыш, фортуна, богатство, внезапные деньги...

заговоренный

таинственный                                                                нетронутый

богатый                                   КЛАД                                           волшебный

настоящий                                                             заветный

проклятый     колдовской         волшебный

чудесный...

 

Как найти клад:

_

_

_

 

По-Гоголю, клад является добром на пути к счастью, если…

Клад является злом на пути к счастью, если…

 

Список литературы:

1. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. -М: Гос. Изд. Детск. Лит. Министерства Просвещения РСФСР, 1958

2. Даль В.И. Упырь. Страшные легенды, предания и сказки. -С-Пб: Азбука-классика, 2009

3. Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. -С-Пб:Литера, 1994

4. Краткий этимологический словарь р.яз. под редакцией Шанского. -М: Просвещение, 1971

http://matbet.ru/article.php?art=668

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»