ЦИКЛ УРОКОВ ПО ТЕМЕ « СКАЗКА»
( Предания о кладах)
Учитель ГБОУ СОШ № 172 Соловьева Галина Александровна
Урок №1. Размышление о русской народной сказке «Клад»
Тип уроков: размышление и систематизация знаний и способов учебной деятельности.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Цели обучающие:
- организовать деятельность учащихся по усвоению знаний теории литературы;
- создать условия для изучения материала в ходе работы с текстами сказок разных народов.
Цель, ориентированная на развитие личности учащегося:
- создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.
Воспитательная цель:
- создать условие для формирования жизненной позиции учащегося, основанной на приоритете добра, честности и справедливости.
Эпиграф к уроку « Попадайся ты, клад, доброму человеку в пользу, а худому на гибель».
( Строчка из заклятья)
План урока
- Слово учителя
- Аналитическое чтение сказки
- Определение жанрового своеобразия сказки. Работа с литературными терминами.
- Создание ассоциативно- семантического ряда к слову «клад»
- Самостоятельная работа учащихся: создание микротекста на основе ассоциативно- семантического поля к слову «клад».
- Прочтение вариантов. Выводы.
- Итоги урока. Комментарий домашнего задания.
- Слово учителя.
В фольклоре разных народов мира есть особые сказки и предания – истории о кладах. Рассказаны они по-разному. У среднеазиатских народов, например, есть мифы о злом демоне Аждархе, который живет в пещерах, где спрятаны сокровища; китайцы рассказывают легенды о фантастических драконах, которые живут под землей и стерегут клады, а в сказках многих европейских народов клады охраняют гномы…
Разнообразны и многолики сюжеты, мотивы, герои, детали этих сказочных повествований, но есть между ними нечто общее, нечто очень важное. Вот это общее мы и должны будем с вами обнаружить… А для этого проанализируем две сказки из фольклора русских народов.
- Русская народная сказка « Клад»
( Можно прочесть эту сказку в классе или предложить ребятам к данному уроку прочитать ее дома.)
- Беседа о жанре сказки.
Учитель:
- Какие жанры сказок нам известны?
Дети:
- Волшебные, бытовые, сказки о животных.
Учитель:
- А как, по-вашему, к какому жанру относится эта сказка?
Дети:
- К бытовой..
- К волшебной…
( Возникает проблемная ситуация)
Учитель:
- Назовите черты того и другого жанра.
Дети:
- Есть герой- бедняк, который одерживает верх над злонравным богачом.
( Комментарий учителя: « Действительно, бытовая сказка несет в себе сатирические черты»)
Учитель:
- В споре, который возник по поводу жанра сказки, правы те и другие. Дело в том, что сказки о кладах возникли позднее, чем волшебные и бытовые сказки. В преданиях о кладах нашли отражение черты еще одного фольклорного жанра. Это былички.. Что это за повествования?
Дети:
- Рассказы о леших, русалках и о других таинственных существах.
Учитель:
- Правильно. Ведь именно темные силы бывают чаще всего охранителями кладов.
4.
Учитель: - Что же является ключевой, главной деталью, на которой держится весь сюжет?
Дети:
- Находка клада.
Учитель:
- Обратимся к домашнему заданию.
Вам надо было придумать синонимическую цепочку к слову «клад».
Что же у нас получилось?
На доске:
КЛАД
НАХОДКА
СОКРОВИЩЕ
ЦЕННОСТЬ
ТАЙНИК
ДОБРО ( БОГАТСТВО)
Учитель:
- А какими новыми смыслами наполняется слово «клад» в сказке?
На доске:
КЛАД------------------------испытание
--------------------------------награда
--------------------------------справедливость
------------------------------честность и бесчестие
--------------------------удача
----------------------------------добро и зло
-----------------------------тайна
Учитель:
- Обоснуем эти ассоциации, опираясь на сюжет сказки.
Ответы учащихся:
- Тайна, потому что спрятан…
- Удача, потому что всю жизнь герой жил бедно…
- Справедливость, потому что труд и тяжелая жизнь были вознаграждены, отсюда и награда…
- Клад « испытывает» героев на честность, на доброту…
Учитель:
- Посмотрите, какой новый смысл обретает само слово « добро» ! Это не богатство, не золото, не деньги, а сердечность, любовь к людям, нестяжательство.
5. Самостоятельная работа.
Учитель:
- А теперь, используя слова из синонимической цепочки и слова – ассоциации, придумаем ответ на вопрос ( 4-5 предложений)
« Какую роль играет клад в сказочном сюжете?»
6. Учащиеся читают свои ответы.
Учитель:
- Оказывается, неожиданное богатство приносит счастье только тому, кто в нем действительно нуждается., а богатства, не приобретенного трудом, не стоит и жалеть, ведь оно может стать для человека наказанием. Это и можно считать нравственным уроком сказки.
- Домашнее задание.
- Нарисовать иллюстрацию к одному из эпизодов сказки.
- Прочесть какую-нибудь литературную сказку о спрятанных сокровищах.
Урок №2 Размышление об армянской народной сказке «Ненасытный поп»
План урока
- Слово учителя.
- Чтение сказки.
- Сопоставительный анализ двух сказок. Оформление таблицы.
- Подведение итогов.
- Комментарий домашнего задания.
- Слово учителя.
Мы знаем, что в каждом повествовании есть сюжет ( события, на основе которых выстраивается рассказ) и фабула ( самые главные события, без детализации).
Сейчас я изложу фабулу одной сказки.
Итак, жил один бедняк. Однажды он нашел клад, но хитроумный поп захотел завладеть этим неожиданным богатством, которое досталось нашему герою, проведшему всю жизнь в трудах и нужде. За жадность поп был наказан. Так восторжествовала справедливость.
Узнаете ли вы эту сказку?
Дети:
- Да. Это русская народная сказка « Клад» Ее мы читали на прошлом уроке.
Учитель:
- А сейчас я прочту еще одну сказку. Ее создал армянский народ.
( Чтение сказки)
Учитель:
- Как бы вы назвали это повествование?
( Дети называют разные варианты, например, « Вредный поп», « Наказанный за жадность», «Клад»…)
Учитель:
- Сказка называется « ненасытный поп». А как бы вы кратко, то есть фабульно, изложили сюжет этой сказки?
( Дети называют разные варианты…)
Учитель:
- Мы видим, что фабулы той и другой сказки практически совпадают. И это, безусловно, неслучайно.
Давайте поищем еще общие черты, а также и различия.
3.Составим таблицу.
( Таблица составляется на основе ответов учащихся.)
ОБЩЕЕ |
РАЗЛИЧНОЕ |
1. Главный герой- бедняк. |
1. Место, где находят клад герои. (Кладбище и поле.) |
2.Герой находит клад. |
2. Пейзаж, время года. |
3. Кладом пытается завладеть поп. |
3. В одной сказке поп сам становится жертвой собственных козней, в другой- поп наказан бедняком. |
4. Жадность попа наказана. |
|
5.Мотивы, связанные с животными ( козел, мулы) |
|
6. Тема золота. |
|
Учитель:
- Как видите, общего гораздо больше, чем различного. Как вы думаете, почему?
( Варианты ответов учащихся:
- Потому что симпатии на стороне бедного…
- Потому что жадность и бесчестие осуждаются всегда и везде…)
Учитель:
- Действительно, если мы будем говорить о нравственном уроке армянской сказки « Ненасытный поп» , то этот нравственный урок , наверное, был бы таким же , как и в сказке « Клад». Могут не совпадать детали: место находки клада, содержание клада, пейзаж, время года… Но ведь есть и общие черты: в той и другой сказке неслучайно присутствуют мотивы, связанные с животным миром- восемь мулов, козлиная шкура…
В древности, пряча клад, владелец должен был принести в жертву животное, дух которого призван был охранять сокровища. Видимо, отголоски этого языческого обряда остались как в русской, так и в армянской сказке.
А почему именно поп и в той, и в другой сказке стал героем, который посягает на чужое богатство?
( варианты ответов учащихся:
- Неприязнь к богатому…
- Противоречивость религиозных чувств…)
Учитель:
На самом деле этот вопрос требует достаточно серьезного исследования. Этим и займется наша исследовательская группа, а с результатами своей работы она нас познакомит через неделю. ( Как вариант: сам учитель объясняет ответ на вопрос.)
- Учитель:
- Итак, чему же нас учат сказки о кладах разных народов?
Дети:
- Сказки учат доброте, справедливости, щедрости, нестяжательству, пониманию того, что только труд может быть основой богатства…
Учитель:
- Действительно, это те нравственные ценности, которые определяют национальный характер и русского , и армянского , и таджикского , и любого другого народа.
- Домашнее задание.
Учитель:
- Я предлагаю дома поработать составителем сборника сказок о кладах. В этот сборник должны войти хотя бы три сказки: русская народная, сказка какого- либо другого народа и литературная сказка. И, пожалуйста, придумайте , как можно оформить титульный лист вашего сборника сказок. Нарисуйте иллюстрацию.