Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

 ЦИКЛ УРОКОВ ПО ТЕМЕ « СКАЗКА»

 ( Предания о кладах)

                                        

                                                Учитель  ГБОУ СОШ № 172 Соловьева Галина Александровна

 

 

 

 

 Урок №1.  Размышление о  русской народной сказке  «Клад»

 

 

Тип уроков: размышление и систематизация знаний и способов учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Цели обучающие:

    - организовать деятельность учащихся по усвоению знаний теории литературы;

    - создать условия для  изучения материала в ходе работы с текстами сказок разных народов.

Цель, ориентированная на развитие личности учащегося:

  -   создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

    Воспитательная цель:

     - создать условие для формирования жизненной позиции учащегося, основанной на приоритете добра, честности и справедливости.

 

 

Эпиграф к уроку « Попадайся ты, клад, доброму человеку в пользу, а худому на гибель».

                                                                                 ( Строчка из заклятья)

                                  План урока

  1. Слово учителя
  2. Аналитическое чтение сказки
  3. Определение жанрового своеобразия сказки. Работа с литературными терминами.
  4.  Создание ассоциативно- семантического ряда к слову «клад»
  5. Самостоятельная работа учащихся: создание микротекста на основе ассоциативно- семантического поля к слову «клад».
  6. Прочтение вариантов. Выводы.
  7. Итоги урока. Комментарий домашнего задания.

 

 

  1. Слово учителя.

  В фольклоре разных народов мира есть особые сказки и предания – истории о кладах. Рассказаны они по-разному. У среднеазиатских народов, например, есть мифы о злом демоне Аждархе, который живет в пещерах, где спрятаны сокровища; китайцы рассказывают легенды о фантастических драконах, которые живут под землей и стерегут клады, а в сказках многих европейских народов клады охраняют гномы…

   Разнообразны и многолики сюжеты, мотивы, герои, детали этих сказочных повествований, но есть между ними нечто общее, нечто очень важное. Вот это общее мы и должны будем с вами обнаружить… А для этого проанализируем две сказки из фольклора русских народов.

  1. Русская народная сказка « Клад»

( Можно прочесть эту сказку в классе или предложить ребятам к данному уроку прочитать ее дома.)

  1. Беседа о жанре сказки.

Учитель:

- Какие жанры сказок нам известны?

Дети:

- Волшебные, бытовые, сказки о животных.

Учитель:

- А как, по-вашему, к какому жанру относится эта сказка?

Дети:

- К бытовой..

- К волшебной…

( Возникает проблемная ситуация)

Учитель:

- Назовите черты того и другого жанра.

Дети:

- Есть герой- бедняк, который одерживает верх над злонравным богачом.

( Комментарий учителя: « Действительно, бытовая сказка несет в себе сатирические черты»)

Учитель:

- В споре, который возник по поводу жанра сказки, правы те и другие. Дело в том, что сказки о кладах возникли позднее, чем волшебные и бытовые сказки. В преданиях о кладах  нашли отражение черты еще одного фольклорного жанра. Это былички.. Что это за повествования?

Дети:

- Рассказы о леших, русалках и о других таинственных существах.

Учитель:

 

-  Правильно. Ведь именно темные силы бывают чаще всего охранителями кладов.

 

  4.   

   Учитель:                                                                                                                                                  - Что же является ключевой, главной деталью, на которой держится весь сюжет?

Дети:

-  Находка клада.

Учитель:

  - Обратимся к домашнему заданию.

     Вам надо было придумать синонимическую цепочку к слову «клад».

Что же у нас получилось?

    На доске:

                          КЛАД

                         

                          НАХОДКА

 

                          СОКРОВИЩЕ

 

                          ЦЕННОСТЬ

 

                          ТАЙНИК

 

                          ДОБРО ( БОГАТСТВО)

 

 Учитель:

- А какими новыми смыслами наполняется слово «клад» в сказке?

 

 На доске:

 

                 КЛАД------------------------испытание

                       --------------------------------награда

                       --------------------------------справедливость

                       ------------------------------честность и бесчестие

                       --------------------------удача

                       ----------------------------------добро и зло

                       -----------------------------тайна

Учитель:

- Обоснуем эти ассоциации, опираясь на сюжет сказки.

Ответы учащихся:

- Тайна, потому что спрятан…

- Удача, потому что всю жизнь герой жил бедно…

- Справедливость, потому что  труд и тяжелая жизнь были вознаграждены, отсюда и награда…

- Клад « испытывает» героев на честность, на доброту…

Учитель:

- Посмотрите, какой новый смысл обретает само слово « добро» ! Это не богатство, не золото, не деньги, а сердечность, любовь к людям, нестяжательство.

5. Самостоятельная работа.

    Учитель:

   -   А теперь, используя слова из синонимической цепочки и слова – ассоциации, придумаем ответ на вопрос ( 4-5  предложений)

« Какую роль играет клад в сказочном сюжете?»

6. Учащиеся читают свои ответы.

     Учитель:

- Оказывается, неожиданное богатство приносит счастье только тому, кто в нем действительно нуждается., а богатства, не приобретенного трудом, не стоит  и жалеть, ведь оно может стать для человека  наказанием. Это и можно считать нравственным уроком сказки.

 

  1. Домашнее задание.

   - Нарисовать иллюстрацию к одному из эпизодов сказки.

  - Прочесть какую-нибудь литературную сказку о спрятанных сокровищах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Урок №2 Размышление об армянской народной сказке «Ненасытный поп»

 

 

 

                         План урока

  1. Слово учителя.
  2.  Чтение сказки.
  3. Сопоставительный анализ двух сказок. Оформление таблицы.
  4. Подведение итогов.
  5. Комментарий домашнего задания.

 

 

 

  1. Слово учителя.

Мы знаем, что в каждом повествовании есть сюжет ( события, на основе которых выстраивается рассказ) и фабула ( самые главные события, без детализации).

Сейчас я изложу фабулу одной сказки.

    Итак, жил один бедняк. Однажды он нашел клад, но хитроумный поп захотел завладеть этим неожиданным богатством, которое досталось нашему герою, проведшему всю жизнь в трудах и нужде. За жадность поп был наказан. Так восторжествовала справедливость.

     Узнаете ли вы эту сказку?

Дети:

- Да. Это русская народная сказка « Клад» Ее мы читали на прошлом уроке.

Учитель:

- А сейчас я прочту еще одну сказку. Ее создал армянский народ.

    ( Чтение сказки)

Учитель:

 - Как бы вы назвали это повествование?

( Дети называют разные варианты, например, « Вредный поп», « Наказанный за жадность», «Клад»…)

Учитель:

- Сказка называется « ненасытный поп».  А как бы вы кратко, то есть фабульно, изложили сюжет этой сказки?

( Дети называют разные варианты…)

Учитель:

- Мы видим, что фабулы той и другой сказки практически совпадают. И это, безусловно, неслучайно.

  Давайте поищем еще общие черты, а также и различия.

 

     3.Составим таблицу.

( Таблица составляется на основе ответов учащихся.)

ОБЩЕЕ

РАЗЛИЧНОЕ

1. Главный герой- бедняк.

1. Место, где находят клад герои.  (Кладбище и поле.)

2.Герой находит клад.

2. Пейзаж, время года.

3. Кладом пытается завладеть поп.

3. В одной сказке поп сам становится жертвой собственных козней, в другой- поп наказан бедняком.

4. Жадность попа наказана.

 

5.Мотивы, связанные с животными ( козел, мулы)

 

6. Тема золота.

 

 

Учитель:

- Как видите, общего гораздо больше, чем различного. Как вы думаете, почему?

( Варианты ответов учащихся:

-  Потому что симпатии на стороне бедного…

-  Потому что жадность и бесчестие  осуждаются всегда и везде…)

 

Учитель: 

 - Действительно, если мы будем говорить о нравственном уроке армянской сказки « Ненасытный поп» , то этот нравственный урок , наверное, был бы таким же , как и в сказке « Клад». Могут не совпадать детали: место находки клада, содержание клада, пейзаж, время года… Но ведь есть и общие черты: в той и другой  сказке неслучайно присутствуют мотивы, связанные с животным миром- восемь мулов, козлиная шкура…

   В древности, пряча клад, владелец должен был принести в жертву животное, дух которого призван был охранять сокровища. Видимо, отголоски этого языческого обряда остались как в русской, так и в армянской сказке.

 А почему именно поп и в той, и в другой сказке стал героем, который посягает на чужое богатство?

          ( варианты ответов учащихся:

 -  Неприязнь к богатому…

- Противоречивость религиозных чувств…)

 

Учитель:

На самом деле этот вопрос требует достаточно серьезного исследования. Этим и займется наша исследовательская группа, а с результатами своей работы она нас познакомит через неделю. ( Как вариант: сам учитель объясняет ответ на вопрос.)

 

  1. Учитель:

  - Итак, чему же нас учат сказки о кладах разных народов?

 Дети:

- Сказки учат доброте, справедливости, щедрости, нестяжательству, пониманию того, что только труд может быть основой богатства…

 Учитель:

 - Действительно, это те нравственные ценности, которые определяют национальный характер и русского , и армянского , и таджикского , и любого другого народа.

 

  1. Домашнее задание.

 

Учитель:

- Я предлагаю дома поработать составителем сборника сказок о кладах. В этот сборник должны войти хотя бы три сказки: русская народная, сказка какого- либо другого народа и литературная сказка. И, пожалуйста, придумайте , как можно оформить титульный лист вашего сборника сказок. Нарисуйте иллюстрацию.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»