Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

(Размышление словесника)

 

Голод Софья Степановна, учитель русского языка и литературы

лицея №384 Кировского района Санкт-Петербурга, Почётный работник,

Заслуженный учитель РФ

         Литературное развитие- важная и необходимая грань общего развития личности. Литература, пожалуй, - единственный предмет, который целиком и полностью ориентирован на формирование души человека. Какой ей быть?

Современная действительность вносит свои коррективы.

«Век расшатался», «порвалась связь времен», разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, деформируется личность, часто не различающая, где добро и зло.  Бескорыстие, милосердие, патриотизм стали дефицитом. В этих условиях в общественной атмосфере сегодняшнего дня на литературу возлагается особая миссия – духовное возрождение человека.

         Непростая задача! В век информационных технологий, интернета вернуть молодое поколение к русской классике.

         Но делать это необходимо, это крайне важно! Ведь определять «лицо ХХIвека” будет именно сегодняшнее молодое поколение.

         Колоссальный нравственный и эстетический потенциал русской литературы остается невостребованным. Особое беспокойство и тревогу вызывает тот факт, что книга вообще уходит из жизни современных школьников. Как приобщить, «приохотить» ребят к чтению, вернуть интерес к книге? Безусловно, уроки литературы призваны помочь им проникнуть в замысел поэта или писателя, почувствовать красоту художественного слова, понять думы,  чаяния, надежды наших великих классиков, сопереживать им, формировать собственную жизненную позицию.

         В русской классике аккумулируется вся мудрость и весь огромный жизненный опыт человечества. Она вне времени! Уровень накала чувств, «тонкость движения души», причудливая жизнь сердца в сущности могут оказаться одинаковы и у пушкинской Татьяны, и у юной девушки 21 века. У героев Ф.М.Достоевского, живущих в особом измерении, не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей, все человеческие чувства доведены до высшего напряжения, до высшего предела. Они страдают так мучительно, что читать об этом больно. Писатель, заглянувший в самые потаенные уголки души, подводит нас к выводу, что только очищение, только красота спасет мир. Да и само творчество Ф.М.Достоевского оказалось пророческим, предупреждающим о последствиях воинствующего атеизма. Понять, осмыслить глубже вечную проблему отцов и детей помогают нам книги И.С.Тургенева. А в раздумьях героев Л.Н.Толстого отразился характерный для русской литературы пристальный интерес к вопросам смысла жизни, совести, долга, счастья;  вопросы, которые не могут не тревожить нас. Об опасности обывательщины и житейской пошлости предупреждает нас А.П.Чехов. Ведь незаметно для себя каждый из нас может попасть в «футляр» предрассудков, перестать думать и трудиться, любить и мечтать, искать и сомневаться. Это может привести к духовному опустошению и деградации. Поэтому становится понятным, что нельзя «скидывать со счетов» огромнейшую роль литературы в становлении эмоциональной, эстетической и духовной культуры ученика.

         Русская классика сегодня- это своего рода «иммунитет» против серости, невежества, невоспитанности.  Нам , словесникам, отводится огромная роль посредника между юными душами и великой русской литературой, которая обращена не только к уму, но и к чувствам ребят. И что особенно важно: нужно так рассматривать и изучать художественные произведения, чтобы увидеть в них не только «дела минувших дней», но и – через героев и события- наше время, себя, вечные проблемы бытия.

 Именно в этом направлении должно «строиться» сегодня преподавание литературы, задача которой научить ребенка соизмерять свой духовный мир с духовным миром героя, помочь юному читателю  найти и занять свое место в жизни, реализовать себя.

Литература – это прежде всего искусство, построенное на диалоге, в основе которого разные точки зрения на одно и то же художественное явление. Поэтому так необходимо, чтобы ребята читали, размышляли, рассуждали, спорили, искали истину…

Не секрет, что современному уроку литературы необходимы активные формы, больше должно быть необычных, творческих, нешаблонных уроков:

 уроки-дискуссии, уроки- конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки с музыкой, историей, МХК

         Сегодня много говорят о модернизации школьного образования. Да, это требование времени. Но следует помнить, что все инновационные технологии, новые методы, интернет-ресурсы должны прежде всего способствовать формированию «литературно развитой» личности. Ведь духовно-нравственное возрождение человека – главная задача литературы, от решения которой зависит будущее страны.

         Л.С. Айзерман, автор многочисленных статей и книг по литературе, с горечью писал: «Если литература не откроется сегодняшнему школьнику на уроках литературы, то скорее всего она не откроется ему и после школы. И дело здесь не только в судьбе литературы как учебного предмета. Речь идет о чувствах и ценностях, идеях и идеалах тех, кто входит в жизнь. Речь идет о нашем завтра».

 

Литература:

1.     Л.С. Айзерман. «Педагогическая непоэма. Есть ли будущее у уроков литературы в школе».

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»