Роль заглавия в художественном произведении
Иванишкина Виктория Владиславовна,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ школа №568 Санкт-Петербурга
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ школа №568 Санкт-Петербурга
Актуальность данной работы заключается в том, что заглавие является неотъемлемой частью любого художественного произведения. Ведь с помощью заглавия мы можем увидеть основную проблему, идею произведения. Любое художественное произведение начинается всегда с заглавия, даже когда мы решаем, покупать книгу или нет, мы смотрим сначала на заголовок, который отражает в себе основную суть произведения. В данной работе будет рассмотрено историческое развитие заголовка, как менялась структура заголовка и почему. А в литературоведении выделяют четыре типа заглавий, которые являются основными и используются при изучении заголовка произведения.
Заглавие в литературе занимает особое место. Важность заголовка для понимания художественного текста ни у кого не вызывает сомнений.
Заглавие является не только неотъемлемой частью книг, но и кратчайшим из кратких рассказом о книге. Оно постепенно раскрывается в книгу: книга и есть – «развёрнутое до конца заглавие», заглавие же – «стянутое до объёма двух-трёх слов книга».
Автор любого произведения редко опускает такой компонент как заглавие. «Заглавие – это первый знак текста, дающий читателю целый комплекс представлений о книге. Именно оно более всего формирует у читателя предпонимание текста, становится первым шагом к его интерпретации»
Заголовок текста, начавший развиваться ещё со времен античности, претерпевал различные изменения на протяжении всей эволюции. Первоначальная функция заглавия в рукописных текстах античности − дать короткое и удобное для ссылки обозначение произведения, отделить одно из них от другого. Отсюда малая значимость заглавия в композиции текста, незначительная их графическая выделенность и часто не связанный с тематикой произведения условный характер заглавия. В Средние века и эпоху Возрождения автор стремился подробно озаглавить текст для того, чтобы дать читателю наиболее полное представление о книге. Тем более в это время изобрели книгопечатание, что повлияло на увеличение тиражей книг и привело к необходимости её рекламировать. Следовательно, увеличивается роль рекламной функции книги. Но наибольший интерес для писателей того времени представляет человеческий характер, совокупность врожденных и приобретенных качеств, который формирует тот или иной тип личности. Заглавия этой поры крайне многословны, и вбирают в себя весь сюжет произведения.
В XIX веке длинные заглавия выходят из употребления. Сюжетные заглавия сжимаются до одного двух слов и уже не поясняют текст, а выявляют кульминационный момент. Русские тенденциозные беллетристы 60-80-х гг. XIX в. подбирают для своих романов аллегорические заголовки, в которых можно было увидеть «преступную сущность нигилистического движения» ("Обрыв" И.А.Гончарова, "Взбаламученное море" А.Ф.Писемского).
В прозе XX века встречаются все типы заглавий без исключения. Наиболее характерны оказываются заглавия с усложненной семантикой – заглавия-символы, аллюзии, метафоры, цитаты. Современный заголовок намеренно не дает читателю однозначной информации о содержании следующего за ним текста.
Однако, меняется время – меняется и заглавие. Теперь в новой литературе для заглавия важен композиционный прием, обусловленный тематикой произведения. Поэтому в XX веке основными функциями становятся экспрессивность и ораторская насыщенность произведений. Особенно это характерно для раннего футуризма, которое стремится "эпатировать буржуа" ("Облако в штанах" В.Маяковского). Таким образом, в XX веке снижается эмоциональная нагрузка, описательность в заглавии произведения, а смысловая, наоборот, повышается. В заглавиях встречаются соединения всех типов заглавий: жанровых, тематических, аллюзийных и т.д. Такая «многослойность» заглавия усиливает идею произведения.
Говоря о заглавии, непременно следует рассмотреть и их основные типы. Л.В.Чернец выделяет следующие типы заглавий, которые являются основными в литературоведении.
А) Заглавия, представляющие основную тему или проблему произведения, которые дают читателю самое общее представление о круге жизненных явлений, отображенных автором в произведении. Явления могут рассматриваться в узком понимании, например, в комедии Н.В.Гоголя «Женитьба», или предельно широком, как в «Человеческой комедии» О. де Бальзак.
Б) Заглавия, задающие сюжетную перспективу произведения. Такие заглавия Л.В.Чернец делит на две группы: представляющий весь сюжетный ряд (фабульные) и выделяющие важнейший с точки зрения развития действия момент (кульминационные). Например: «После бала» Л.Н.Толстого.
В) Персонажные заглавия сообщают читателю о национальности, родовой принадлежности или социальном статусе главного героя («Тарас Бульба» Н.В.Гоголя). Персонаж литературного произведения не всегда обозначается в заглавии именем собственным. Герой может быть назван по какому-то из его признаков: профессии («Станционный смотритель» А.С.Пушкина), степени родства («Мать» М.Горького), национальности («Мексиканец» Дж..Лондона).
Г) Заглавия, обозначающие время и пространство. Основой художественного мира, как и мира реального, является хронотоп, координаты которого – время и место – часто указываются в названиях произведений. Например: «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына, «Деревня» И.А.Бунина.
Таким образом, рассмотренные выше типы заглавий являются основными в литературоведении и используются при изучении заголовка. Необходимо отметить, что все выше названые типы заглавий несут в себе информацию об авторской концепции произведения.
Список литературы
- Блисковский З.Д. Муки заголовка. М., 1981.
- Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие/Л.В.Чернец, В.Е. Хализев и др./Под ред. Л.В.Чернец. М., 2000. С. 94-106
- Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий. М., 1931
- Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.
- Литературный энциклопедический словарь/ Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987.
- Энциклопедия знаков, символов, эмблем. М.-СПб., 2005, с.65-68