Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Методическая разработка

Открытый урок в 5 классе по рассказу Ю. Яковлева “Девочки с Васильевского острова”

Задачи урока:
  1. Рассказать учащимся о блокаде Ленинграда, как героической и трагической странице в истории Великой Отечественной войны.
  2. Используя поэтические и музыкальные произведения, копии фотографий, способствовать развитию чувства сопереживания, благодарности, уважения людям, выстоявшим в тяжелые дни блокады.
  3. Анализируя рассказ Ю. Яковлева, помочь учащимся увидеть страшные и несовместимые понятия: дети и война.
  4. Развивать у учащихся чувство патриотизма и гражданственности, преемственности поколений.
Оборудование:
  • Компьютер
  • Проектор
  • Презентация
  • Выставка рисунков по рассказу Ю. Яковлева “Девочки с Васильевского острова”
  • Выставка книг о Ленинграде.
  • Выставка фотографий, писем.
Эпиграф:
                                    Память противостоит уничтожающей силе времени.
                                                                                                      Д.С.Лихачев
Ход урока
1. Слово учителя.
Слайд 1 (Эпиграф)
Звучит музыка (М. Таривердиев. Воспоминания)
Ребята, что такое память?
Как вы понимаете эпиграф к уроку?
 
Назовите тему нашего урока.
Слайд 2
Тема нашего урока: Урок памяти (по рассказу Ю. Яковлева “Девочки с Васильевского острова”)
Слайд 3
Цель урока: помнить прошлое и гордиться нашей историей.
 
В этом году наша страна отметила 70 - летие со дня Победы над фашистской Германией.
Сегодня у нас серьёзная тема для разговора: мы будем говорить о самых трагических днях Великой Отечественной войны: о блокаде Ленинграда. В истории существования человечества, в истории всех войн, которые были на земле, это единственный город, который вынес такую длительную блокаду.
Ребята, ваши рисунки, фотографии, которые вы приготовили к нашему уроку, свидетельствуют о том, что вы знаете о блокаде Ленинграда, хотя вам 11 лет.
 
Слайд 4
Ведущий Олеся
На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.
Ведущий Георгий
20 сентября враг окружил город, Ленинград оказался в блокадном кольце. Немецкое командование решило с помощью другого убийцы – голода – уничтожить его население.

Ведущий Олеся
С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба.
Слайд 5
Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть. Посмотрите на кусочек хлеба весом в 125 граммов, дневная норма детей. Теперь вы можете представить, какое это было страшное время…( показывает кусочек хлеба)
Ведущий Георгий
Дети военных лет. Не хватало еды, дров, воды, но дети продолжали учиться. В школах было необычайно тихо, дети перестали бегать, шуметь, их бледный вид, изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Кровоточили десны, качались зубы. Дети умирали дома, на улице и прямо в классе.
Ведущий Олеся
Страшным приговором фашизму стал дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой на Нюрнбергском процессе. Дневник, в котором всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде.
 
3. Беседа по рассказу Ю. Яковлева “Девочки с Васильевского острова” (разговор о прочитанной книге ведётся с учащимися 5 класса)
 
… Выходит Савичева Таня(ученица 5 класса Полина) и рассказывает историю своей жизни.
«Я была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. У меня был чистый, звонкий “ангельский” голос, обещавший певческое будущее. Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный ансамбль: два брата, Лека и Миша, играли на гитаре, мандолине и банджо, я пела, остальные поддерживали хором.
Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать много работала, чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было много заказов.
С детских лет я вышивала – все цветы, цветы…
Лето 1941-го года мы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная наша семья решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мама шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин. Василий и Алексей , два дяди, несли службу в ПВО.
Я тоже не сидела, сложа руки. Вместе с другими ребятами помогала взрослым тушить “зажигалки”, рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось – по плану Гитлера, Ленинград следовало “задушить голодом и сровнять с лицом земли”. Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала мне, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой я и стала делать свои записи»
Учитель
Таня все чаще открывала свою записную книжку:
Слайд 6
“28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи 1941 года”.
“Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.”.
“Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.”.
“Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год”. 
“Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год”.
“Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942”
 
Учитель
Многие писатели и поэты писали о блокаде Ленинграда, рассказывали о судьбах ленинградцев. Известный писатель Юрий Яковлевич Яковлев написал рассказ «Девочки с Васильевского острова».
b) Беседа по рассказу
Слайд 7
Вопросы
  • От чьего лица ведётся в рассказе повествование?
Повествование ведётся от лица Вали Зайцевой.
  • О каких девочках идёт речь?
В рассказе речь идёт о Вале Зайцевой – девочке, которая живёт в Ленинграде много лет спустя после войны и Тане Савичевой – девочке, которая жила в блокадном Ленинграде.
.
Слайд 8
  • Что о себе и василеостровских девчонках говорит Валя? Какой Вы представляете эту девочку?
У меня под кроватью живет хомячок. Набьет полные щеки, про запас, сядет на задние лапы и смотрит черными пуговками... Вчера я отдубасила одного мальчишку. Отвесила ему хорошего леща. Мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за себя, когда надо... Мы, василеостровские девчонки, кого хочешь найдем!” Валя – решительная девочка, боевая, смелая, добивается своей цели. Она – верная подруга и никогда не бросит в беде. Рассказывая о Танином недостатке – заикании, Валя говорит: “Говорят, есть врачи, которые лечат от заикания. Я нашла бы такого”. Она говорит Тане: “ Мы пойдем с тобой в Румянцевский сад, побегаем, а когда надоест, я принесу из дома бабушкин платок, и мы сыграем в учительницу Линду Августовну. У меня под кроватью живет хомячок. Я подарю его тебе на день рождения. Слышишь, Таня Савичева?" Валя не раз пыталась поставить себя на место Тани Савичевой: “Если просто хочешь есть, это не голод – поешь часом позже. Я пробовала голодать с утра до вечера. Вытерпела. Голод – когда изо дня в день голодает голова, руки, сердце – все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает.… И я представила себе, что это я, Валя Зайцева, осталась одна: без мамы, без папы, без сестренки Люльки. Голодная. Под обстрелом. В пустой квартире на Второй линии. Я захотела зачеркнуть эту последнюю страницу…”
Слайд 9
  • Что Вы узнали о Тане Савичевой из рассказа Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова»? (найдите это место из текста)
Она была певуньей. Всегда пела. Ей хотелось декламировать стихи, но она спотыкалась на словах: споткнется, а все думают, что она забыла нужное слово…
Она всегда играла в учительницу. Наденет на плечи большой бабушкин платок, сложит руки замком и ходит из угла в угол. "Дети, сегодня мы займемся с вами повторением..." И тут споткнется на слове, покраснеет и повернется к стене, хотя в комнате – никого…”
Таня стойкая и мужественная. Теряя одного за другим родных людей, она “не сдавалась – жила” “в родном городе в самое трудное время”.
  • Что объединяет этих двух девочек? Как сама Валя объяснила взрослым свою дружбу с Таней?
Эти девочки одногодки и соседки.
Мы одногодки. Обе с Васильевского острова…
Мы с ней соседки. Она со Второй линии, дом 13. Четыре окна на первом этаже. Рядом булочная, в подвале керосиновая лавка... Сейчас лавки нет, но в Танино время, когда меня еще не было на свете, на первом этаже всегда пахло керосином…
Тане Савичевой было столько же лет, сколько мне теперь…
У нас все общее. И улица, и школа…
У нас даже почерк одинаковый!
У меня есть такая же книжка. За сорок копеек…”.
  • А кто мог ей рассказать о Тане? (давайте сделаем предположение)
Наверное, в школе на уроках истории. Может быть, бабушка Вали, которая сама, возможно, пережила блокаду. А может быть, кто-то из соседнего дома – тот, кто сам пережил блокаду, был соседом Тани и не смог забыть девочку с серьёзными светлыми глазами.
Слайд 10
Как называлась дорога, которая связывала блокадный Ленинград с Большой землей?
  • Известно, что только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. В город везли продовольствие, а обратно стариков и голодных детей. Дорогу эту назвали Дорогой жизни?
  • А почему Валя решила отыскать её?
Вале хотелось своими глазами увидеть дорогу, по которой Таню вывозили из блокадного Ленинграда: “Ее везли из осажденного Ленинграда на Большую землю, и дорога, названная Дорогой жизни, не смогла подарить Тане жизнь”.
  • Почему Валю оставили на строительство памятника?
 
  • Какие чувства испытывала Валя, когда писала на бетоне Танин дневник? Что тяжелее всего было ей писать?
Ей было очень трудно, тяжело. “Я взяла в руки Танин дневник и открыла страничку. Там было написано: "Женя умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г.".
Мне стало холодно. Я захотела отдать им книжку и уйти.
Но я василеостровская. И если у подруги умерла старшая сестра, я должна остаться с ней, а не удирать.
Давайте ваш бетон. Буду писать…
Я взяла палочку, присела на корточки и стала писать. От бетона веяло холодом. Писать было трудно…
Я делала ошибки, заглаживала бетон ладонью и писала снова.
У меня плохо получалось.
В новой раме бетон был жидкий, он наползал на буквы. И слово "умер" исчезло. Мне не хотелось писать его снова. Но мне сказали:
Пиши, Валя Зайцева, пиши.
И я снова написала – "умер". Я очень устала писать слово "умер". Я знала, что с каждой страничкой дневника Тане Савичевой становилось все хуже. Она давно перестала петь и не замечала, что заикается. Она уже не играла в учительницу. Но не сдавалась – жила. Мне рассказывали... Наступила весна. Зазеленели деревья. У нас на Васильевском много деревьев. Таня высохла, вымерзла, стала тоненькой и легкой. У нее дрожали руки и от солнца болели глаза. Фашисты убили половину Тани Савичевой, а может быть, больше половины. Но с ней была мама, и Таня держалась.
Почему на одной из страниц дневника вообще нет слова умер?
Я долго не решалась открыть страничку на букву "М". На этой страничке Таниной рукой было написано: "Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 года". Таня не написала слово "умерла". У нее не хватило сил написать это слово.
 
Я крепко сжала палочку и коснулась бетона. Не заглядывала в дневник, а писала наизусть.
Я писала изо всех сил. Бетон стал густым, почти застыл. Он уже не наползал на буквы.
Можешь еще писать?
  • Я допишу, – ответила я и отвернулась, чтобы не видели моих глаз. Ведь Таня Савичева моя... подружка”.
  • Как выглядит этот памятник?
  • А где он находится?
 
  • Слайд 11
  • Именно детям блокадного Ленинграда на третьем километре Дороги жизни поставлен памятник “Цветок жизни”, о котором идёт речь в рассказе. Текст на памятнике: " Во имя жизни и против войны детям – юным героям Ленинграда 1941-1944". На лепестках этого каменного цветка высечены слова: “Пусть всегда будет солнце!”, а рядом с ними можно увидеть каменные страницы дневника Тани Савичевой
  •  
  • В детском сердце копится боль за погибшую подругу, гнев и горечь обвинения тем, кто стал причиной её смерти.
  • Почему, по мнению Вали, фашисты не вошли в Ленинград? (найдите ответ в тексте)
Фашисты не сломили дух русских людей, которые несмотря ни на что не сдавались и продолжали жить в осаждённом городе, удивляя мир и врагов своей стойкостью и любовью к родной земле. “Моя подружка Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени. И с ними дружат сегодняшние ребята, как я дружу с Таней. А дружат ведь только с живыми”.
  • Что значит “остались в своём времени”? Почему Валя говорит о них как о живых?
Остались в своём времени, значит, не выросли, не повзрослели, остались навечно юными мальчишками и девчонками. Для Вали все эти мальчишки и девчонки живы, потому что жива память о них, потому что они стали примером мужества, стойкости, любви к Родине.
Можно назвать этот рассказ «путешествием во времени»?
Рефлексия
Ребята, вы ровесники с девочками с Васильевского острова. Хотели бы вы дружить с ними? Почему?
 
4 Заключение
Слайд 13
Д.С.Лихачев
Память противостоит уничтожающей силе времени.
 
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Написать сочинение «Что вы подарили бы Тане Савичевой? »
Литература:
5 Вывод. 
Подходит к завершению наш урок. Традиционно урок заканчивается обязательной оценкой работы. Но у нас урок не совсем обычный, урок памяти. Мы сегодня прикоснулись к священным страницам истории Великой Отечественной войны, пережили и прочувствовали боль и горечь утрат. Я думаю, что отличную оценку нам выставит жизнь за нашу память, за то, что мы ПОМНИМ и ГОРДИМСЯ нашей историей. Спасибо всем!
Литература:
  1. Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова. http://webreading.ru
  2. Соловей Т.Г. Детям своим расскажите о них. Урок по рассказу Ю. Яковлева “Девочки с Васильевского острова”. V-VI классы, //Уроки литературы. Приложение к журналу “Литература в школе”. – 2008. – № 4. – С.12-15.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»