Урок литературы в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева «Муму»
Герасим и его окружение
(2 урок изучения рассказа)
Коржова Юлия Алексеевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №208
Красносельского района Санкт-Петербурга
Цели урока:
- показать через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя;
- формировать умение анализировать текст художественного произведения;
- развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы;
- формировать представление о героях произведения;
- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
- продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся;
- воспитание общечеловеческих ценностей.
Оборудование: текст рассказа, раздаточный материал, портрет И. С. Тургенева.
Методические приемы: беседа, анализ текста, словарная работа (каприз, самодурство), составление схемы.
Ход урока:
«Из...всей ...челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим».
«Славный он был мужик».
И.С.Тургенев «Муму»
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
На партах раздаточный материал.
- Ребята, дома вы должны были прочитать рассказ И. С. Тургенева «Муму». Я предлагаю проверить, насколько вы внимательно читали рассказ. Перед вами два листочка. Положите перед собой лист белого цвета.
ЗАДАНИЕ: Расположите события рассказа «Муму» в правильном порядке.
Событие 1. Барыня велит принести Муму в свои покои. Событие 2. Герасим спасает тонущего щенка и забирает его в свою каморку. Событие 3. Герасим топит Муму и уходит со двора в свою деревню. Событие 4. Барыня задумывает женить Капитона на Татьяне. Событие 5. Собака возвращается любимому хозяину. Событие 6. По приказу барыни дворецкий крадет Муму и затем продает её. Событие 7. Барыня приказывает уничтожить собаку. |
Положите перед собой лист оранжевого цвета.
ЗАДАНИЕ: Соотнесите имена персонажей и отрывки из рассказ И. С. Тургенева «Муму», в которых эти персонажи характеризуются.
Герасим «...судя по одним его жёлтым глазкам и утиному носу...»
Капитон Климов «...он носил сапоги с мягкими подошвами, умел деликатно браться за пульс...» Дворецкий Гаврила «...дюжий парень, состоявший в должности лаке» Татьяна «...почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинст- ву» «поставил правую ножку крестообразно перед левою и встряхнул головой. «Вот, мол, я. Чего вам потребно?» Муму «...был нрава строго и серьёзного, любил во всем порядок» Степан «бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом», «...она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива...» Харитон «...она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей» Барыня «маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке». |
Проверка выполненных работ.
3. Беседа по содержанию рассказа.
На предыдущем уроке мы с вами выяснили, что Герасим – необычный человек, отличающийся от окружающей его дворни, человек со своей нелегкой судьбой.
-Как же складывались его отношения с дворовыми? В чем, на ваш взгляд, причины его одиночества?
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ:
Герасим — глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий.
Многочисленная дворня у барыни, но есть ли люди похожие на Герасима? Чтобы разобраться в этом, посмотрим, как складывались отношения Герасима с двумя героями – Капитоном и Татьяной.
- Почему важно разобраться во взаимоотношениях именно с этими персонажами? (Они сыграли важную роль в судьбе Герасима).
-Какое происшествие случилось с Герасимом по окончании первого года его жизни в городе?
Задание по вариантам:
1 вариант. Кто такой Капитон? Прочитайте её словесный портрет.
2 вариант. Кто такая Татьяна? Найдите описание её внешности.
НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ ИМЕНА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ ЭТОЙ ИСТОРИИ:
Герасим
башмачник Капитон Климов
прачка Татьяна
дворецкий Гаврила
- О чем говорит нам факт, что комната дворецкого Гаврилы «была почти вся загромождена коваными сундуками»? (В сундуках хранилось добро Гаврилы. Он был крепостным, но при этом был сравнительно с другими состоятельным человеком. Как мы потом увидим, он часто воровал у барыни).
-Чего испугался Гаврила, получив приказание барыни женить Капитона?
Почему не возразил барыне?
4. Анализ текста.
Выразительно по ролям читаем диалог Капитона с Гаврилой.
- Каким человеком предстал перед нами Капитон?
Выразительное чтение диалога Татьяны с Гаврилой.
- Какие чувства испытывает Татьяна во время разговора?
- Какой мы увидели героиню в этой сцене?
- Почему дворовые решили пойти на хитрость?
Чтение эпизода заговора против Герасима.
- Почему Татьяна согласилась изображать пьяную?
- Как вы думаете, поверил Герасим тому, что Татьяна пьяная? Почему он толкнул её к Капитону? Что он хотел этим сказать? (Герасим не поверил в то, что Татьяна пьяная. Он понял, что она таким образом решила отвратить его от себя и толкнул её к башмачнику, как бы говоря: «Со мной не надо хитрить. Уж если ты действительно не хочешь быть со мной, то я не буду принуждать тебя против воли. Иди к Капитону!»).
ДЕЛАЕТСЯ ВЫВОД:
В этой сцене мы видим, что все дворовые объединились против Герасима, против возможного проявления его собственной воли, защищая внезапное желание барыни.
- Как мы узнаем о переживаниях Герасима?
- Кто настоящий виновник трагедии, произошедшей с Герасимом?
-Почему барыня решает женить Капитона на Татьяне? Что это: самодурство или каприз?
НА ДОСКЕ:
Каприз — это мелкая прихоть, причуда.
Самодурство — это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей.
ДЕЛАЕТСЯ ВЫВОД:
Поступки барыни говорят о её неуважении к своим слугам. Она не считает их за людей, её поведение можно назвать самодурством.
5. Подведение итогов.
Необходимо отметить нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить в себе чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на компромисс.
6. Домашнее задание.
Страницу тетради разделите на две колонки.
Действия Герасима |
Внутреннее состояние Герасима |
|
Перечитайте фрагмент, в котором повествователь рассказывает о том, как Герасим ухаживал за Муму, когда принёс домой. Выпишите из текста в две колонки словосочетания с глаголами, обозначающими действия Герасима, а также слова, описывающие его внутреннее состояние, переживания.
6. Я благодарю вас за работу. Оценки за урок...