Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Урок литературы в 5 классе по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

Герасим и его окружение

(2 урок изучения рассказа)

Коржова Юлия Алексеевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №208
Красносельского района Санкт-Петербурга

 

Цели урока:

- показать через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя;

- формировать умение анализировать текст художественного произведения;

- развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы;

- формировать представление о героях произведения;

- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

- продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся;

- воспитание общечеловеческих ценностей.

Оборудование: текст рассказа, раздаточный материал, портрет И. С. Тургенева.

Методические приемы: беседа, анализ текста, словарная работа (каприз, самодурство), составление схемы.

 

Ход урока:

«Из...всей ...челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим».

«Славный он был мужик».

И.С.Тургенев «Муму»

 

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

На партах раздаточный материал.

- Ребята, дома вы должны были прочитать рассказ И. С. Тургенева «Муму». Я предлагаю проверить, насколько вы внимательно читали рассказ. Перед вами два листочка. Положите перед собой лист белого цвета.

ЗАДАНИЕ: Расположите события рассказа «Муму» в правильном порядке.

 

Событие 1. Барыня велит принести Муму в свои покои.

Событие 2. Герасим спасает тонущего щенка и забирает его в свою каморку.

Событие 3. Герасим топит Муму и уходит со двора в свою деревню.

Событие 4. Барыня задумывает женить Капитона на Татьяне.

Событие 5. Собака возвращается любимому хозяину.

Событие 6. По приказу барыни дворецкий крадет Муму и затем продает её.

Событие 7. Барыня приказывает уничтожить собаку.

 

Положите перед собой лист оранжевого цвета.

ЗАДАНИЕ: Соотнесите имена персонажей и отрывки из рассказ И. С. Тургенева «Муму», в которых эти персонажи характеризуются.

 

Герасим «...судя по одним его жёлтым глазкам и утиному носу...»

 

Капитон Климов «...он носил сапоги с мягкими подошвами, умел деликатно браться за

пульс...»

Дворецкий Гаврила «...дюжий парень, состоявший в должности лаке»

Татьяна «...почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинст-

ву»

«поставил правую ножку крестообразно перед левою и встряхнул

головой. «Вот, мол, я. Чего вам потребно?»

Муму «...был нрава строго и серьёзного, любил во всем порядок»

Степан «бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким

телом», «...она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива...»

Харитон «...она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой

страдалицей»

Барыня «маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке».

 

Проверка выполненных работ.

3. Беседа по содержанию рассказа.

На предыдущем уроке мы с вами выяснили, что Герасим – необычный человек, отличающийся от окружающей его дворни, человек со своей нелегкой судьбой.

-Как же складывались его отношения с дворовыми? В чем, на ваш взгляд, причины его одиночества?

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЯХ:

Герасим — глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий.

 

Многочисленная дворня у барыни, но есть ли люди похожие на Герасима? Чтобы разобраться в этом, посмотрим, как складывались отношения Герасима с двумя героями – Капитоном и Татьяной.

- Почему важно разобраться во взаимоотношениях именно с этими персонажами? (Они сыграли важную роль в судьбе Герасима).

-Какое происшествие случилось с Герасимом по окончании первого года его жизни в городе?

Задание по вариантам:

1 вариант. Кто такой Капитон? Прочитайте её словесный портрет.

2 вариант. Кто такая Татьяна? Найдите описание её внешности.

 

НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ ИМЕНА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ ЭТОЙ ИСТОРИИ:

Герасим

башмачник Капитон Климов

прачка Татьяна

дворецкий Гаврила

- О чем говорит нам факт, что комната дворецкого Гаврилы «была почти вся загромождена коваными сундуками»? (В сундуках хранилось добро Гаврилы. Он был крепостным, но при этом был сравнительно с другими состоятельным человеком. Как мы потом увидим, он часто воровал у барыни).

-Чего испугался Гаврила, получив приказание барыни женить Капитона?

Почему не возразил барыне?

4. Анализ текста.

Выразительно по ролям читаем диалог Капитона с Гаврилой.

- Каким человеком предстал перед нами Капитон?

Выразительное чтение диалога Татьяны с Гаврилой.

- Какие чувства испытывает Татьяна во время разговора?

- Какой мы увидели героиню в этой сцене?

- Почему дворовые решили пойти на хитрость?

Чтение эпизода заговора против Герасима.

- Почему Татьяна согласилась изображать пьяную?

- Как вы думаете, поверил Герасим тому, что Татьяна пьяная? Почему он толкнул её к Капитону? Что он хотел этим сказать? (Герасим не поверил в то, что Татьяна пьяная. Он понял, что она таким образом решила отвратить его от себя и толкнул её к башмачнику, как бы говоря: «Со мной не надо хитрить. Уж если ты действительно не хочешь быть со мной, то я не буду принуждать тебя против воли. Иди к Капитону!»).

 

ДЕЛАЕТСЯ ВЫВОД:

В этой сцене мы видим, что все дворовые объединились против Герасима, против возможного проявления его собственной воли, защищая внезапное желание барыни.

 

- Как мы узнаем о переживаниях Герасима?

- Кто настоящий виновник трагедии, произошедшей с Герасимом?

-Почему барыня решает женить Капитона на Татьяне? Что это: самодурство или каприз?

НА ДОСКЕ:

Каприз — это мелкая прихоть, причуда.

Самодурство — это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей.

 

ДЕЛАЕТСЯ ВЫВОД:

Поступки барыни говорят о её неуважении к своим слугам. Она не считает их за людей, её поведение можно назвать самодурством.

5. Подведение итогов.

Необходимо отметить нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить в себе чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на компромисс.

6. Домашнее задание.

Страницу тетради разделите на две колонки.

Действия Герасима

Внутреннее состояние Герасима

 

 

 

 

Перечитайте фрагмент, в котором повествователь рассказывает о том, как Герасим ухаживал за Муму, когда принёс домой. Выпишите из текста в две колонки словосочетания с глаголами, обозначающими действия Герасима, а также слова, описывающие его внутреннее состояние, переживания.

6. Я благодарю вас за работу. Оценки за урок...

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»