Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
   

Конспект урока

Тема: Стихотворение И.А.Бунина «Листопад»

Цели:

-             познакомить со стихотворением И.А.Бунина;

-             расширять словарный запас детей;

-             развивать речь, память, воображение, умение высказываться;

-             развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть построение лирического произведения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 5 класс, портрет писателя, картины И.И.Левитана и И.С.Остроухова "Золотая осень". Таблица «Словарь настроений».

Ход урока

            I.            Организационный момент.

         II.            Работа над новым материалом.

Беседа с учащимися по картинам русских художников И. И. Левитана и И.С.Остроухова "Золотая осень" в соотнесении с личными впечатлениями детей от наблюдений во время осенней прогулки.

Мы продолжаем наблюдать осенние картины и настроения в стихо-творениях русских поэтов.

Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед нами картины известных русских художников Ильи Семеновича Остроухова и Исаака Ильича Левитана, которые имеют одинаковое название: "Золотая осень". Рассмотрите эти картины, чтобы ответить на вопросы:

-              Одинаковую осеннюю пору изобразили эти художники на своих картинах?

-              Почему картины так называются?

-              Какая картина  больше понравилась и почему?

-              Чем они отличаются?

-              Что, увиденное художником, наблюдали и вы во время осенней прогулки?

После рассмотрения картин ребята обмениваются своими мнениями.

С какими чувствами художники писали свои картины?

Выберите из таблицы "Словарь настроений" слова, определяющие эти чувства. Чем вы можете это доказать?

Сумели художники передать свое настроение нам?

Сегодня мы познакомимся  с новым поэтическим произведением. Это стихотворение И.А.Бунина «Листопад».

Слово о поэте. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову. Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне. В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Итак, какое настроение выражено автором?

Чем восхищается автор?

Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас?

Медленное чтение стихотворения по частям.

Были в тексте слова или выражения, малознакомые вам?

Выясняется значения слов:

-       Завороженный - очарованный, околдованный.

-       Лиловый – фиолетовый, сиреневый.

-       Золотой – жёлтый, изумительный.

-       Багряный – красный.

-       Лазурь – яркий светло-синий цвет.

-       Терем – на Руси дом в виде башни.

-       Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости.

Что напомнил осенний лес  И.А.Бунину?

Найдите и прочитайте описание леса.

Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними? (пестрота красок)

Какие краски использует Бунин? (лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой)

Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу)

Что общего у терема и у березы? (резьба на наличниках и листочков)

Что Бунину напоминает оконца? (просветы в небо между листвой)

А почему оконца, а не окна? (маленькие).

Бунин при описании осени использует не только краски, он обращается к нашей памяти запахов. Кто помнит, как пахнет осенью в лесу, чем? (листьями, прелью).

А чем пахнет лес у Бунина? Почему?

Прочитайте следующие две строчки и подумайте:

-             Почему слово Осень написано с большой буквы?

-             Какой поэтический прием использует автор? (олицетворение)

-             С кем сравнивает он осень? (с вдовой – женщиной)

-             Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)

Прочтите часть до слова «лес»

Где мы оказались? С чем сравнивается поляна? (с двором)

А что там? (паутина)

С чем сравнивается паутина? (с серебристой сетью)

А когда бывает много паутины? (в теплые дни бабьего лета)

Кого ещё мы увидели? (Мотылька, похожего на белый лепесток)

Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:

"И точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом".

Объясните слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием? (метафора).

Можно ли услышать тишину?

Как образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающей тишины?

А можете вы услышать эти звуки в стихотворении? Вспомните, мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах,здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:

-             "молчанье" - ч;

-             "вышине" - ш;

-             "можно" - ж;

-             "тишине" - ш;

-             "расслышать" - ш;

-             "шуршанье" - ш.

А теперь еще раз посмотрите на картины: какие цвета использовали в них художники? Какие цвета здесь преобладающие?

Ребята описывают картины.

А теперь давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина.

Вычитываем:

-             "лиловый";

-             "золотой;

-             "багряный";

-             желтый - "желтою резьбой";

-             голубой - "в лазури голубой";

-             синий - "в синей вышине";

-             серебристый - "как есть из серебра";

-             белый - "белый лепесток".

А теперь давайте посмотрим, в каких словах автор выражает свои чувства и настроения. Подчеркните эти слова в тексте и подумайте, как мы должны их прочитать.

 

Ребята самостоятельно с карандашом в руках перечитывают текст и определяют авторские чувства, а также слова и выражения, которыми он о них рассказывает, после чего идет акцентное вычитывание.

 

Чтобы палитра чувств, названная детьми, была более богатой и разнообразной, пользуемся таблицей "Словарь настроений". В результате проделанной работы дети "вычитали" из текста следующие настроения автора:

Лес, точно терем расписной,

Лиловыйзолотойбагряный,

Веселойпестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небочто оконца.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть, из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом.

торжественное;

восторженное;

очарованное;

радостное;

радужное;

веселое;

светлое;

восхищенное;

восторженно- радостное;

легкое;

светлое;

нежное;

игривое;

нежное;

светлое;

умиротворенное;

теплое;

светлое;

 

Сегодня так светло кругом

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

 

светлое;

спокойное;

умиротворенное;

нежное.

 

А теперь попробуем прочитать текст с соответствующей интонацией, чтобы передать и авторское, и свое отношение к изображенным в тексте картинам.

А теперь скажите, о чем это стихотворение?

-             Об осени

-             О красоте осенней природы.

-             О чувствах от увиденной красоты.

А как вы думаете, для чего Бунин написал его?

-             Чтобы обратить наше внимание на красоту природы.

-             Чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться ею.

-             Чтобы выразить свои чувства и настроения, свое душевное состояние.

-             И свою любовь к природе.

 

Попробуйте нарисовать то, что описывает Бунин.

Иллюстрирование.

Молодцы. Дома подготовьте выразительное чтение стихотворения, по желанию выучите наизусть. Напишите небольшой рассказ о прогулке в осенний лес и о том, что вы там видели.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»