Урок внеклассного чтения в 7 классе
по рассказу А.Толстого «Русский характер»
Борцова Наталья Сергеевна
Цель урока: определить сущность русского национального характера.
Задачи:
- Познакомиться с жизнью и творчеством писателя;
- Изучить эпизод из истории страны и жизни целого народа;
- Проанализировать главных героев произведения и образы литературных героев как носителей русского национального характера;
- Развить речь учащихся;
- Воспитать чувство патриотизма и гуманизма.
Оборудование: выставка книг, презентации, иллюстрации, песня «Русский характер» в исп.Ю.Шевчука.
Тип урока: проблемно - поисковый
Форма урока: групповая
Образовательные технологии, используемые на уроке: технология проблемного обучения, элементы проектной работы.
Предварительное задание по группам:
- Прочитать произведение «Русский характер», вспомнить произведения, изученные ранее: А.Платонов «Юшка», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Н.А.Некрасов «Русские женщины» (всем группам)
- Подготовить иллюстрации к произведению, которые бы отражали три русских характера, показанные в рассказе (группа «художники»)
- Подобрать музыку к произведению ( группа «музыканты»)
- Рассказать о Курской битве, в которой Егор Дремов получил увечья (группа «историки»)
- Написать письмо от имени невесты Кати (группа «писатели»)
- Ответить на вопросы:
- Как проявляется в трудных, решительных ситуациях русский характер?
- Можно ли назвать литературного героя носителем русского национального характера?
- В чем видит сущность русского характера сам автор произведения?
На уроке каждая группа защищает свои проекты. Отчет каждой проектной группы (5 минут).
Эпиграф: «бедствия всего более открывают силы в характере русского народа « (Н.М. Карамзин)
Ход урока.
Слово учителя.
С давних времен, с самого становления Россия зарекомендовала себя как страна необычная, не похожая на других, а потому непонятная и вместе с тем чрезвычайно притягательная. Ф.И.Тютчев сказал в свое время про Россию:
Умом Россию не понять,
Аршином землю не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Эти строчки, безусловно, актуальны и по сей день, Россия – страна, не попадающая ни под какие мерки, шаблоны, законы логики. Характер России – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый. Сегодня речь пойдет о русском национальном характере, удивительном и непредсказуемом, когда надо – жестким, когда надо – милосердным, но всегда стойким и мужественным, о загадочной русской душе.
- Ребята, как вы понимаете слово «характер»?
(Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка).
- Как сочетается это значение со словом русский? (Особенный, самобытный)
- Какие же качества русского человека мы можем отметить? (заполнение таблицы в тетради)
Религиозность – православие является духовным стержнем исторического развития, когда трудно, человек в молитвах просит помощи у Бога. Молитва давала ему источник духовной силы – русской силы.
Патриотизм, служение Отчизне – чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны.
Могучая сила воли – «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом и в малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота!»
Умение различать добро и зло – счастлив человек, несущий людям тепло, добро (вспомнить Юшку Платонова)
Нравственные опоры – Потеря чести – это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание (вспомнить героев произведения «Капитанская дочка» А.С.Пушкина)
Жертвенность – Русским свойственна жертвенность: жертвовали собой ради любви к близкому человеку, ради любви к Родине (вспомнить Н.А.Некрасова «Русские женщины»)
Искание смысла жизни и основ бытия - понимание цели жизни – жизни во имя счастья и будущего своей страны – помогало людям в трудные моменты жизни сделать правильный выбор).
- Именно о таких русских характерах пойдет сегодня речь.
Мы знаем, что автором рассказа является А.Н.Толстой, но ведь есть еще один автор, рассказчик истории о Егоре Дремове. Кто же он?
- Выступление группы «историки» (когда был написан рассказ, рассказ об Иване Судареве, презентация о Курской битве)
- За эту битву Егор Дремов получил звание Героя Советского Союза. За что давали это звание? Курская битва явилась для Егора границей между той жизнью, где он – молодой, отважный, красивый внешне, и другой, где он – молодой, отважный, но уродливый внешне. Давайте прочтем, как он ощущает себя при этом?
Работа с текстом.
- Мы видим, и медсестра, и генерал отводят глаза от лица героя. А что же близкие? Кто ждет его дома? (сообщение о семье героя)
- Поехал ли герой домой? Как его встретили?
- Почему герой не признался родителям и невесте, что это он?
Трагически окончилась встреча Егора в родном доме. А что же дальше? (Чтение письма от матери)
- Выступление группы «писатели» ( какое, на ваш взгляд, письмо могла написать невеста Катя Егору?)
- А что же после письма? Какими предстают здесь герои? Что помогло им встретиться вновь?
- Давайте вернемся в начало урока и посмотрим на эпиграф, слова историка и писателя 18 века о русском народе. Как вы понимаете их?
3. Выступление группы «художники» (подобрать иллюстрации к произведению, нарисовать свои).
Немало песен о войне. Какое музыкальное произведение, на ваш взгляд, отражает русские характеры, представленные в произведении?
- Выступление группы «музыканты»
- Давайте вернемся к нашей таблице. Итак, обладают ли герои произведения А.Толстого теми качествами, которые мы перечисляли в начале урока.
-Итак, какой он, русский национальный характер?
Таким образом, можно составить следующую качественную характеристику русского человека: доброта, свободолюбие, религиозность, патриотизм, простота.
- Какая, на ваш взгляд, из черт характера является ведущей : патриотизм, оптимизм, доброта, доверие, терпеливость, независимость, сплоченность, честность, трудолюбие, сострадание, совестливость.
Вывод. Сегодня мы познакомились с рассказом «Русский характер», с главным героем Егором Дремовым. Но ведь Егор не один. Сколько их, танкистов, горевших в танках, летчиков, горевших и погибавших в самолетах, пехотинцев, разведчиков, связистов, героев, которые отдали свою жизнь за наше счастье.
Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение «Что такое подвиг? Возможен ли подвиг в современной жизни?»
Урок внеклассного чтения в 7 классе
по рассказу А.Толстого «Русский характер».
Цель урока: определить сущность русского национального характера.
Задачи:
- Познакомиться с жизнью и творчеством писателя;
- Изучить эпизод из истории страны и жизни целого народа;
- Проанализировать главных героев произведения и образы литературных героев как носителей русского национального характера;
- Развить речь учащихся;
- Воспитать чувство патриотизма и гуманизма.
Оборудование: выставка книг, презентации, иллюстрации, песня «Русский характер» в исп.Ю.Шевчука.
Тип урока: проблемно - поисковый
Форма урока: групповая
Образовательные технологии, используемые на уроке: технология проблемного обучения, элементы проектной работы.
Предварительное задание по группам:
- Прочитать произведение «Русский характер», вспомнить произведения, изученные ранее: А.Платонов «Юшка», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Н.А.Некрасов «Русские женщины» (всем группам)
- Подготовить иллюстрации к произведению, которые бы отражали три русских характера, показанные в рассказе (группа «художники»)
- Подобрать музыку к произведению ( группа «музыканты»)
- Рассказать о Курской битве, в которой Егор Дремов получил увечья (группа «историки»)
- Написать письмо от имени невесты Кати (группа «писатели»)
- Ответить на вопросы:
- Как проявляется в трудных, решительных ситуациях русский характер?
- Можно ли назвать литературного героя носителем русского национального характера?
- В чем видит сущность русского характера сам автор произведения?
На уроке каждая группа защищает свои проекты. Отчет каждой проектной группы (5 минут).
Эпиграф: «бедствия всего более открывают силы в характере русского народа « (Н.М. Карамзин)
Ход урока.
Слово учителя.
С давних времен, с самого становления Россия зарекомендовала себя как страна необычная, не похожая на других, а потому непонятная и вместе с тем чрезвычайно притягательная. Ф.И.Тютчев сказал в свое время про Россию:
Умом Россию не понять,
Аршином землю не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Эти строчки, безусловно, актуальны и по сей день, Россия – страна, не попадающая ни под какие мерки, шаблоны, законы логики. Характер России – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый. Сегодня речь пойдет о русском национальном характере, удивительном и непредсказуемом, когда надо – жестким, когда надо – милосердным, но всегда стойким и мужественным, о загадочной русской душе.
- Ребята, как вы понимаете слово «характер»?
(Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка).
- Как сочетается это значение со словом русский? (Особенный, самобытный)
- Какие же качества русского человека мы можем отметить? (заполнение таблицы в тетради)
Религиозность – православие является духовным стержнем исторического развития, когда трудно, человек в молитвах просит помощи у Бога. Молитва давала ему источник духовной силы – русской силы.
Патриотизм, служение Отчизне – чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны.
Могучая сила воли – «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом и в малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота!»
Умение различать добро и зло – счастлив человек, несущий людям тепло, добро (вспомнить Юшку Платонова)
Нравственные опоры – Потеря чести – это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание (вспомнить героев произведения «Капитанская дочка» А.С.Пушкина)
Жертвенность – Русским свойственна жертвенность: жертвовали собой ради любви к близкому человеку, ради любви к Родине (вспомнить Н.А.Некрасова «Русские женщины»)
Искание смысла жизни и основ бытия - понимание цели жизни – жизни во имя счастья и будущего своей страны – помогало людям в трудные моменты жизни сделать правильный выбор).
- Именно о таких русских характерах пойдет сегодня речь.
Мы знаем, что автором рассказа является А.Н.Толстой, но ведь есть еще один автор, рассказчик истории о Егоре Дремове. Кто же он?
- Выступление группы «историки» (когда был написан рассказ, рассказ об Иване Судареве, презентация о Курской битве)
- За эту битву Егор Дремов получил звание Героя Советского Союза. За что давали это звание? Курская битва явилась для Егора границей между той жизнью, где он – молодой, отважный, красивый внешне, и другой, где он – молодой, отважный, но уродливый внешне. Давайте прочтем, как он ощущает себя при этом?
Работа с текстом.
- Мы видим, и медсестра, и генерал отводят глаза от лица героя. А что же близкие? Кто ждет его дома? (сообщение о семье героя)
- Поехал ли герой домой? Как его встретили?
- Почему герой не признался родителям и невесте, что это он?
Трагически окончилась встреча Егора в родном доме. А что же дальше? (Чтение письма от матери)
2. Выступление группы «писатели» ( какое, на ваш взгляд, письмо могла написать невеста Катя Егору?)
- А что же после письма? Какими предстают здесь герои? Что помогло им встретиться вновь?
- Давайте вернемся в начало урока и посмотрим на эпиграф, слова историка и писателя 18 века о русском народе. Как вы понимаете их?
3. Выступление группы «художники» (подобрать иллюстрации к произведению, нарисовать свои).
Немало песен о войне. Какое музыкальное произведение, на ваш взгляд, отражает русские характеры, представленные в произведении?
4. Выступление группы «музыканты»
- Давайте вернемся к нашей таблице. Итак, обладают ли герои произведения А.Толстого теми качествами, которые мы перечисляли в начале урока.
-Итак, какой он, русский национальный характер?
Таким образом, можно составить следующую качественную характеристику русского человека: доброта, свободолюбие, религиозность, патриотизм, простота.
- Какая, на ваш взгляд, из черт характера является ведущей : патриотизм, оптимизм, доброта, доверие, терпеливость, независимость, сплоченность, честность, трудолюбие, сострадание, совестливость.
Вывод. Сегодня мы познакомились с рассказом «Русский характер», с главным героем Егором Дремовым. Но ведь Егор не один. Сколько их, танкистов, горевших в танках, летчиков, горевших и погибавших в самолетах, пехотинцев, разведчиков, связистов, героев, которые отдали свою жизнь за наше счастье.
Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение «Что такое подвиг? Возможен ли подвиг в современной жизни?»