Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Урок внеклассного чтения в 7 классе
по рассказу А.Толстого «Русский характер»

Борцова Наталья Сергеевна

Цель урока: определить сущность русского национального характера.

Задачи:

  1. Познакомиться с жизнью и творчеством писателя;
  2. Изучить эпизод из истории страны и жизни целого народа;
  3. Проанализировать главных героев произведения и образы литературных героев как носителей русского национального характера;
  4. Развить речь учащихся;
  5. Воспитать чувство патриотизма и гуманизма.

Оборудование: выставка книг, презентации, иллюстрации, песня «Русский характер» в исп.Ю.Шевчука.

Тип урока: проблемно - поисковый

Форма урока: групповая

Образовательные технологии, используемые на уроке: технология проблемного обучения, элементы проектной работы.

Предварительное задание по группам:

  1. Прочитать произведение «Русский характер», вспомнить произведения, изученные ранее: А.Платонов «Юшка», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Н.А.Некрасов «Русские женщины» (всем группам)
  2. Подготовить иллюстрации к произведению, которые бы отражали три русских характера, показанные в рассказе (группа «художники»)
  3. Подобрать музыку к произведению ( группа «музыканты»)
  4. Рассказать о Курской битве, в которой Егор Дремов получил увечья (группа «историки»)
  5. Написать письмо от имени невесты Кати (группа «писатели»)
  6. Ответить на вопросы:

- Как проявляется в трудных, решительных ситуациях русский характер?

- Можно ли назвать литературного героя носителем русского национального характера?

- В чем видит сущность русского характера сам автор произведения?

На уроке каждая группа защищает свои проекты. Отчет каждой проектной группы (5 минут).

Эпиграф: «бедствия всего более открывают силы в характере русского народа « (Н.М. Карамзин)

Ход урока.

Слово учителя.

С давних времен, с самого становления Россия зарекомендовала себя как страна необычная, не похожая на других, а потому непонятная и вместе с тем чрезвычайно притягательная. Ф.И.Тютчев сказал в свое время про Россию:

Умом Россию не понять,

Аршином землю не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Эти строчки, безусловно, актуальны и по сей день, Россия – страна, не попадающая ни под какие мерки, шаблоны, законы логики. Характер России – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый. Сегодня речь пойдет о русском национальном характере, удивительном и непредсказуемом, когда надо – жестким, когда надо – милосердным, но всегда стойким и мужественным, о загадочной русской душе.

- Ребята, как вы понимаете слово «характер»?

(Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка).

- Как сочетается это значение со словом русский? (Особенный, самобытный)

- Какие же качества русского человека мы можем отметить? (заполнение таблицы в тетради)

Религиозность – православие является духовным стержнем исторического развития, когда трудно, человек в молитвах просит помощи у Бога. Молитва давала ему источник духовной силы – русской силы.

Патриотизм, служение Отчизне – чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны.

Могучая сила воли – «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом и в малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота!»

Умение различать добро и зло – счастлив человек, несущий людям тепло, добро (вспомнить Юшку Платонова)

Нравственные опоры – Потеря чести – это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание (вспомнить  героев произведения «Капитанская дочка» А.С.Пушкина)

Жертвенность – Русским свойственна жертвенность: жертвовали собой ради любви к близкому человеку, ради любви к Родине (вспомнить Н.А.Некрасова «Русские женщины»)

Искание смысла жизни и основ бытия  - понимание цели жизни – жизни во имя счастья и будущего своей страны – помогало людям в трудные моменты жизни сделать правильный выбор).

- Именно о таких русских характерах пойдет сегодня речь.

Мы знаем, что автором рассказа является А.Н.Толстой, но ведь есть еще один автор, рассказчик истории о Егоре Дремове. Кто же он?

  1. Выступление группы «историки» (когда был написан рассказ, рассказ об Иване Судареве, презентация о Курской битве)

- За эту битву Егор Дремов получил звание Героя Советского Союза. За что давали это звание? Курская битва явилась для Егора границей между той  жизнью, где он – молодой, отважный, красивый внешне, и другой, где он – молодой, отважный, но уродливый внешне. Давайте прочтем, как он ощущает себя при этом?

Работа с текстом.

- Мы видим, и медсестра, и генерал отводят глаза от лица героя. А что же близкие? Кто ждет его дома? (сообщение о семье героя)

- Поехал ли герой домой? Как его встретили?

- Почему герой не признался родителям и невесте, что это он?

Трагически окончилась встреча Егора в родном доме. А что же дальше? (Чтение письма от матери)

  1. Выступление группы «писатели» ( какое, на ваш взгляд, письмо могла написать невеста Катя Егору?)

- А что же после письма? Какими предстают здесь герои? Что помогло им встретиться вновь?

 

- Давайте вернемся в начало урока и посмотрим на эпиграф, слова историка и писателя 18 века о русском народе. Как вы понимаете их?

3. Выступление группы «художники» (подобрать иллюстрации к произведению, нарисовать свои).

Немало песен о войне. Какое музыкальное произведение, на ваш взгляд, отражает русские характеры, представленные в произведении?

  1. Выступление группы «музыканты»

- Давайте вернемся к нашей таблице. Итак, обладают ли герои произведения А.Толстого теми качествами, которые мы перечисляли в начале урока.

-Итак, какой он, русский национальный характер?

Таким образом, можно составить следующую качественную характеристику русского человека: доброта, свободолюбие, религиозность, патриотизм, простота.

- Какая, на ваш взгляд, из черт характера является ведущей : патриотизм, оптимизм, доброта, доверие, терпеливость, независимость, сплоченность, честность, трудолюбие, сострадание, совестливость.

Вывод. Сегодня мы познакомились с рассказом «Русский характер», с главным героем Егором Дремовым. Но ведь Егор не один. Сколько их, танкистов, горевших в танках, летчиков, горевших и погибавших в самолетах, пехотинцев, разведчиков, связистов, героев, которые отдали свою жизнь за наше счастье.

Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение «Что такое подвиг? Возможен ли подвиг в современной жизни?»

Урок внеклассного чтения в 7 классе

по рассказу А.Толстого «Русский характер».

Цель урока: определить сущность русского национального характера.

Задачи:

  1. Познакомиться с жизнью и творчеством писателя;
  2. Изучить эпизод из истории страны и жизни целого народа;
  3. Проанализировать главных героев произведения и образы литературных героев как носителей русского национального характера;
  4. Развить речь учащихся;
  5. Воспитать чувство патриотизма и гуманизма.

Оборудование: выставка книг, презентации, иллюстрации, песня «Русский характер» в исп.Ю.Шевчука.

Тип урока: проблемно - поисковый

Форма урока: групповая

Образовательные технологии, используемые на уроке: технология проблемного обучения, элементы проектной работы.

Предварительное задание по группам:

  1. Прочитать произведение «Русский характер», вспомнить произведения, изученные ранее: А.Платонов «Юшка», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Н.А.Некрасов «Русские женщины» (всем группам)
  2. Подготовить иллюстрации к произведению, которые бы отражали три русских характера, показанные в рассказе (группа «художники»)
  3. Подобрать музыку к произведению ( группа «музыканты»)
  4. Рассказать о Курской битве, в которой Егор Дремов получил увечья (группа «историки»)
  5. Написать письмо от имени невесты Кати (группа «писатели»)
  6. Ответить на вопросы:

- Как проявляется в трудных, решительных ситуациях русский характер?

- Можно ли назвать литературного героя носителем русского национального характера?

- В чем видит сущность русского характера сам автор произведения?

На уроке каждая группа защищает свои проекты. Отчет каждой проектной группы (5 минут).

Эпиграф: «бедствия всего более открывают силы в характере русского народа « (Н.М. Карамзин)

Ход урока.

Слово учителя.

С давних времен, с самого становления Россия зарекомендовала себя как страна необычная, не похожая на других, а потому непонятная и вместе с тем чрезвычайно притягательная. Ф.И.Тютчев сказал в свое время про Россию:

Умом Россию не понять,

Аршином землю не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Эти строчки, безусловно, актуальны и по сей день, Россия – страна, не попадающая ни под какие мерки, шаблоны, законы логики. Характер России – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый. Сегодня речь пойдет о русском национальном характере, удивительном и непредсказуемом, когда надо – жестким, когда надо – милосердным, но всегда стойким и мужественным, о загадочной русской душе.

- Ребята, как вы понимаете слово «характер»?

(Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка).

- Как сочетается это значение со словом русский? (Особенный, самобытный)

- Какие же качества русского человека мы можем отметить? (заполнение таблицы в тетради)

Религиозность – православие является духовным стержнем исторического развития, когда трудно, человек в молитвах просит помощи у Бога. Молитва давала ему источник духовной силы – русской силы.

Патриотизм, служение Отчизне – чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны.

Могучая сила воли – «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом и в малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота!»

Умение различать добро и зло – счастлив человек, несущий людям тепло, добро (вспомнить Юшку Платонова)

Нравственные опоры – Потеря чести – это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание (вспомнить  героев произведения «Капитанская дочка» А.С.Пушкина)

Жертвенность – Русским свойственна жертвенность: жертвовали собой ради любви к близкому человеку, ради любви к Родине (вспомнить Н.А.Некрасова «Русские женщины»)

Искание смысла жизни и основ бытия  - понимание цели жизни – жизни во имя счастья и будущего своей страны – помогало людям в трудные моменты жизни сделать правильный выбор).

- Именно о таких русских характерах пойдет сегодня речь.

Мы знаем, что автором рассказа является А.Н.Толстой, но ведь есть еще один автор, рассказчик истории о Егоре Дремове. Кто же он?

  1. Выступление группы «историки» (когда был написан рассказ, рассказ об Иване Судареве, презентация о Курской битве)

- За эту битву Егор Дремов получил звание Героя Советского Союза. За что давали это звание? Курская битва явилась для Егора границей между той  жизнью, где он – молодой, отважный, красивый внешне, и другой, где он – молодой, отважный, но уродливый внешне. Давайте прочтем, как он ощущает себя при этом?

Работа с текстом.

- Мы видим, и медсестра, и генерал отводят глаза от лица героя. А что же близкие? Кто ждет его дома? (сообщение о семье героя)

- Поехал ли герой домой? Как его встретили?

- Почему герой не признался родителям и невесте, что это он?

Трагически окончилась встреча Егора в родном доме. А что же дальше? (Чтение письма от матери)

2. Выступление группы «писатели» ( какое, на ваш взгляд, письмо могла написать невеста Катя Егору?)

- А что же после письма? Какими предстают здесь герои? Что помогло им встретиться вновь?

 

- Давайте вернемся в начало урока и посмотрим на эпиграф, слова историка и писателя 18 века о русском народе. Как вы понимаете их?

3. Выступление группы «художники» (подобрать иллюстрации к произведению, нарисовать свои).

Немало песен о войне. Какое музыкальное произведение, на ваш взгляд, отражает русские характеры, представленные в произведении?

4. Выступление группы «музыканты»

- Давайте вернемся к нашей таблице. Итак, обладают ли герои произведения А.Толстого теми качествами, которые мы перечисляли в начале урока.

-Итак, какой он, русский национальный характер?

Таким образом, можно составить следующую качественную характеристику русского человека: доброта, свободолюбие, религиозность, патриотизм, простота.

- Какая, на ваш взгляд, из черт характера является ведущей : патриотизм, оптимизм, доброта, доверие, терпеливость, независимость, сплоченность, честность, трудолюбие, сострадание, совестливость.

Вывод. Сегодня мы познакомились с рассказом «Русский характер», с главным героем Егором Дремовым. Но ведь Егор не один. Сколько их, танкистов, горевших в танках, летчиков, горевших и погибавших в самолетах, пехотинцев, разведчиков, связистов, героев, которые отдали свою жизнь за наше счастье.

Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение «Что такое подвиг? Возможен ли подвиг в современной жизни?»

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»