Между Петром Iи Екатериной IIон один является самобытным сподвижником просвещения
(А.С. Пушкин)
Цель:
Расширение и углубление знаний учащихся о жизни и деятельности выдающегося русского учёного М.В.Ломоносова; знакомство с памятными местами, носящими имя великого просветителя.
Задачи:
1.Воспитание чувства любви к истории своего народа.
2. Обучение умению вести диалог, работать в группах.
3. Развитие творческих способностей, внимания, памяти
4. Формирование чувства патриотизма, воспитание уважения к истории родной страны.
Форма проведения:
Урок-викторина
Оборудование: мультимедийный комплекс (ПК, проектор).
Информационно-образовательные ресурсы:
Презентация (PowerPoint 2007)
Участники:
3 команды по 7-8 учащихся; куратор викторины (учитель-предметник), ведущие – 2 человека.
Длительность викторины – 45 мин.
Шаги:
- Приветственное слово учителя.
- Сообщение ведущими темы, правил игры (команды отвечают на вопросы викторины в порядке очерёдности; при отсутствии ответа балл засчитывается ответившей команде)
- Игра-викторина.
- Рефлексия: создание командами эссе по теме викторины (наивысшую оценку -10 баллов - получает команда, сумевшая привести максимальное количество фактов из биографии и жизнедеятельности учёного)
- Подведение итогов, награждение команды (или каждого её представителя) Наградным листом, оформление которого стилизовано под XVIII в (вариант прилагается в презентации PowerPoint 2007)
Ход:
«Ум веселится, вспоминая Ломоносова. Радуется мысль, соглядая его жизнь и дела. Любо говорить о Ломоносове, и, если я скажу звягливо и рогато, ты расскажи чиновно, с церемонией. Кого любишь, о том думаешь, за тем и ходишь глазами ума»
Б.В.Шергин
Из «Слова о Ломоносове»
Учитель:
- В истории XVIII столетия одной из самых выдающихся фигур стал М.В.Ломоносов – и не только своим участием в основании первого русского университета, но и как крупный учёный. 2011 г. отмечает 300-летие со дня рождения нашего великого соотечественника, первого русского учёного-просветителя. Мы приглашаем вас принять участие в викторине, посвящённой жизни и деятельности этого человека, обладавшего талантом блистательнейшим и многогранным.
Ведущие попеременно задают вопросы, фиксируют баллы.
1. В 1711г., в эпоху, когда совершались великие преобразования, родился человек, который окончательно разделил науку и искусство, будущий славный русский учёный. вития и поэт. Кто правил Россией в это время? (Пётр I)
Слайд № 1. Портреты Екатерины II, Петра I, Елизаветы Петровны, Анны Иоанновны.
2.Страстное желание учиться не давало Михаилу покоя. В конце 1730г.он сбежал из дома и с рыбным обозом отправился в Москву, чтобы «овладеть высшими науками».Соберите М.В.Ломоносова в дорогу, когда он пешком с далёкого Курострова, из деревни Мишанинской, отправляется «за учёностью».
Слайд №2. Названия предметов одежды поморского рыбака XVIII века. Кто оденет правильно?
3. Кто авторы первых учебников М. Ломоносова? После ответа команд:
Слайд №3. Изображение учебников: «Арифметика» Леонтия Магницкого, «Грамматика» Милетия Смотрицкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого.
4. Как называлось высшее учебное заведение, в котором учился М.В.Ломоносов?
Слайд №4. Изображение учебных заведений XVIII в. Назвать и указать Славяно-греко-латинскую академию.
5.На каком языке писалось большинство книг в XVIII в?
Слайд №5. Цитаты на латыни с переводом.
6. Когда и кем основана Петербургская Академия наук?
Слайд №6. Изображение Академии.
7. Какие науки изучал М.Ломоносов за границей?
Слайд №7. По изображённым приборам назвать науки (математика, физика, химия, механика, гидростатика, гидравлика)
8.Какими языками овладел М. В. Ломоносов за границей?
Слайд №8. Цитаты на немецком, французском, итальянском языках.
9. Назовите фамилию героя Отечественной войны 1812г., связавшего жизнь с внучкой
М. В.Ломоносова Софьей.
Слайд №9. Портрет Н.Н.Раевского.
10. Должность адъюнкта получил М.В.Ломоносов в Петербургской Академии в 1742г. Соотнесите с современным названием должности (помощник профессора).
Слайд №10. Перечень названий преподавательского и руководящего состава Академии.
11. Назовите современников М.В.Ломоносова, оставивших след в российской науке и искусстве.
Слайд 11. Портреты знаменитых современников Ломоносова.
12. Какое крупное астрономическое открытие принадлежит М.В.Ломоносову? (Наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, он обнаружил у этой планеты наличие атмосферы).
Слайд №12. Планета Венера.
13. М.В.Ломоносов изобрёл и сконструировал несколько научных приборов. Соотнесите прибор с областью науки.
Слайд №13. ВИСКОЗИМЕТР (измерение вязкости жидкостей и газов)
АНЕМОМЕТР (Указывает наибольшую скорость ветра и его направление)
ГОРИЗОНТОСКОП (перископ с механизмом для горизонтального обзора местности)
14. Какой вклад внёс М.В.Ломоносов в развитие геологии? (Начал собирать коллекцию российских минералов, предложил систематизировать и описывать их по внешнему виду, физическим и химическим свойствам).
Слайд№14. Минералы.
15. Увидев итальянские работы и зная, что мозаика была известна ещё в Киевской Руси, Ломоносов решил возродить её. В течение трёх лет он работал над созданием своей главной картины. Как называлась эта работа?
Слайд №15. Выбрать: «Полтава»,
«Пётр I», «Разговор с Анакреоном», «Полтавская баталия», «Великая Петрова дщерь», «Восшествие на престол императрицы Елисаветы Петровны»
16. Ф.М.Достоевский считал, что «бесспорных гениев, с бесспорным новым словом во всей литературе нашей было всего три: Ломоносов,.. Назовите двух других. После ответа -
Слайд №16. Портреты А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя.
17. Побывав в Германии, М.В. Ломоносов всерьёз увлёкся поэзией. По немецкому образцу он создал новый размер стихосложения.
Слайд №17. Строки стихотворения М.В.Ломоносова, написанные ямбом.
18. Среди поэтических строк Ломоносова есть такие:
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Какие русские поэты продолжили традиции этого стихотворения?
Слайд № 18. Эти же микротемы из стихотворений Г.Р.Державина, А.С.Пушкина.
19. Как отмечают современники, Михаил Васильевич был азартным человеком. Однажды он устроил поэтический турнир, пригласив на него двух стихотворцев – основателя силлабо- тонического стихосложения и редактора журнала «Трудолюбивая пчела». Назовите этих поэтов.
Слайд № 19. Портреты В.К. Тредиаковского и А.П.Сумарокова. Строки их стихотворений.
20. Какой язык Ломоносов назвал «повелителем всех языков», поскольку им со всеми оными говорить пристало, ибо нашёл бы в нём великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского»? (Русский)
21. Не чужды были М.В.Ломоносову и розыгрыши. Летом 1753г. в петербургских газетах он поместил объявление, в котором сообщалось, что тот, кто сможет объяснить «подлинную электрической силы причину и составит точную её теорию», получит в награду сто червонных». Как вы думаете, кому досталась награда? (Она до сих пор осталась невостребованной)
22. Проект создания университета в России, который долгое время вынашивал М.В.Ломоносов, воплотился в жизнь в 1755г. На каких трёх факультетах, по замыслу учёного, могли обучаться студенты? (На философском, юридическом, медицинском)
Слайд №20. По представителям профессий назвать факультеты.
23. Список должностей, которые М.В.Ломоносов занимал в АН: советник Академической канцелярии, руководитель Исторического собрания, Географического департамента, Академических университета и гимназии. Был оценён и за пределами России: звание почётного профессора получил в Стокгольмской и Болонской Академии наук.
Но на родине Ломоносова не всегда понимали: однажды он был посажен под домашний арест, выступив против засилья немцев в Академии.
Подорванное здоровье привело к долгой болезни. за две недели до кончины писал:
Слайд № 21 «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют». Изображение могилы Ломоносова.
Где захоронено тело М.В.Ломоносова? (На Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга)
24. Сегодня имя великого учёного носят университеты в Москве, Днепропетровске и Архангельске, лицеи в Йошкар-Оле и Архангельске, школы в Самаре и Москве, фарфоровый завод в Санкт-Петербурге. В состав Петродворцового района Санкт-Петербурга входит город Ломоносов. Как назывался этот город до 1948г? Почему ему присвоили имя Ломоносова? (Ораниенбаум. В 1753г. земли близ города в деревне Усть- Рудицы были пожалованы Ломоносову для строительства фабрики мозаики).
Слайд №22. Вид города: современные и старинные.
25. Имя Ломоносова присвоено географическим объектам. В каком заливе находится полуостров Ломоносова? (Амурский залив)
26.Как называется минерал, названный в честь учёного? (Ломоносовит)
Слайд №23. Изображение залива; минерала.
27. Назовите автора, одного из первых памятников М.В.Ломоносову в Архангельске, построенного на народные средства и открытого в 1832г? (скульптор И.П.Мартос)
Слайд №24. Изображение памятника.
28. Задание командам: используя полученную информацию, напишите небольшое эссе о великом учёном на тему «Всё испытал и всё проник». Чтение работ. Оценка.
Учитель:
- Все помыслы М.В.Ломоносова были направлены на сохранение и умножение народного образования в России. «Моё единственное желание, - писал он. – состоит в том. чтобы привести в вожделенное течение гимназию и университет. откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы»
Подведение итогов, подсчёт баллов, награждение команды.
Литература
Балязин В.Н. Занимательная история России: !700 – 1762 гг. М., 2002
Исторический лексикон. XVIII век. М.,1996
Ломоносов М.В. Стихотворения. М., 2008