Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Разработка семинарских занятий для 10 класса по литературе 20 в., тематически связанных с литературой 2-й пол. 19 в.

 

Петрова О.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ «Гимназия №155 Центрального района Санкт-Петербурга»

 

26-летний педагогический опыт убедил меня в необходимости выделить в своей деятельности два направления (не отдельных, а взаимопроникающих, обретающих смысл именно в синтезе):

1) непосредственное усвоение материала, сориентированного на программу;

2) творческое  развитие ученика.

Первому аспекту отведено главное место в сфере научно-методического внимания, и это справедливо,  поскольку определено предметом курса литературы.  Следует учитывать и тот факт, что перед современной школой, кроме  её  основной,  на  мой взгляд,  задачи - формирования развитой, культурно-грамотной личности,  стоит и задача прагматическая -  подготовка к дальнейшему обучению и формирование умения учиться. Именно поэтому самой удачной формой работы в старших классах мне представляется лекционно-семинарская форма работы, предполагающая и довольно глубокое погружение в тему,  и известную самостоятельность в работе над той или иной проблемой.

Попробую описать общую схему, по которой идёт работа по теме.

Перед началом изучения темы каждый ученик получает распечатку, где определены вопросы зачёта  по  теме,  предполагаемые  темы  сочинений, проблема семинарского занятия,  которая станет прдметом рассмотрения и обсуждения после изучения темы, и оговорён круг произведений, на основе которых будет строится семинарское занятие. Обязательным в процессе работы над темой становится решение кроссворда по творчеству изучаемого автора и чтение наизусть понравившегося отрывка. Решение кроссворда предполагает привлечение дополнительного материала и более широкое ознакомление с творчеством данного автора. Обязательное же чтение наизусть способствует не только развитию памяти, но и проявлению наиболее внимательного отношения к языку и стилю автора,  поскольку ученик, читая наизусть, должен обосновать выбор отрывка. Сроки сдачи текста наизусть - в течение изучения темы по мере подготовки ученика,  а решение кроссворда,  который все получают в одно время,  оценивается  следущим образом (прзнаюсь сразу, что эта форма оценки не кажется мне совершенной,  но другая,  к сожалению,  мною пока не найдена): исходя из того, что в классе 30 человек,  первые 10, решившие кроссворд, получают "5", вторые 10 - "4", последние 10 - "3".

Теперь сама работа по теме.

После урока вхождения в тему, на котором говорю об особенностях таланта, особенностях мировоззрения, основных темах творчества изучаемого автора,  идёт свободный обмен впечатлениями.  Далее в форме  лекции рассказываю творческую биографию писателя так, чтобы было видно движение к тому произведению, которое предлагается программой для изучения. В течение отведённого времени учащиеся сдают творческую биографию устно или письменно в зависимости от их желания. Далее идёт обзорное изучение  тех произведений,  которые подготавливают учеников к обсуждению программного произведения. Оно предваряется письменной работой по первичному  восприятию  произведения,  которая оценивается с точки зрения убедительности собственной позиции, взглядов и отношения к героям про-

изведения. Вопросы, определяющие круг размышлений, предлагаются учителем.

Основная же работа по теме - изучение произведения.  Это обычно лекции с элементами эвристической беседы.  Работа над текстом произведения,  особенно в старших классах, даёт учащимся некоторые понятия по текстологии в самом элементарном виде: разночтения тех или иных мест в

произведении,  цензурные изъятия, черновики и варианты, примечания автора.  Эта элементарная литературоведческая подготовка нужна не только тому, кто в дальнейшем хочет получить филологическое образование, но и каждому культурному читателю, какую бы профессию школьник в дальнейшем

ни избрал.  Именно поэтому мне прдставляется  уместным  для  работы в старших классах метод творческого чтения, направленный на активизацию художественного восприятия учащихся, развитие их эстетических и нравственных чувств,  художественных склонностей и творческих импульсов.

В процессе работы мне кажется уместным и репродуктивный метод, который способствует  пробуждению  исследовательской  мысли.  Учащиеся  не только усваивают знания,  но и, следя за ходом мысли, доказательствами учителя,  получают образец того,  как строится исследование  того  или

иного характера, усваивают приёмы анализа, которыми потом воспользуются при самостоятельной работе. Итоговыми формами работы по теме становится зачёт и сочинение. Ребята очень быстро привыкают к системе работы,  на мой взгляд,  она их дисциплинирует и позволяет  самостоятельно распределять время в освоении материала по теме,  что в условиях занятости старшеклассников немаловажно.

После изучения  темы  проводится  семинарское занятие по выбранной и определённой учителем теме или проблеме.  Семинарские занятия я обычно провожу  по произведениям современной литературы или литературы 20 века, что позволяет ещё раз показать движение литературного процесса.

 

Пример.

Тема курса: "Творчество И.С.Тургенева"

Тема семинарского занятия: "Люди науки, их жизнь и судьбы в литературе 20 века"

 

Литература к семинару:

Ю. Герман "Дело, которому ты служишь".

Д. Гранин "Эта странная жизнь".

Д. Гранин "Зубр".

В. Дудинцев "Белые одежды".

Ч. Айтматов "Буранный полустанок"("И дольше века длится день").

 

Вопросы зачёта по творчеству И.С.Тургенева.

1. К какому  времени относится действие романа?  Почему роман был злободневен? Что главное в романе - борьба поколений или разных  социальных групп?  Докажите. Как нашла отражение в романе эпоха 60-х годов 19 века.

2. Почему Тургенев открывает роман биографией Павла Петровича? Как характеризует Николая Петровича его прошлое?  С какой целью рассказывает Аркадий биографию  Павла  Петровича?  Как  прошлое характеризует Павла Петровича?

3. Идейные разногласия героев романа.  Спор о принципах.  Эстетические взгляды героев, авторская позиция. Какую роль в раскрытии идейно-художественного смысла романа играет сцена дуэли?

4. Отношение Базарова к любви, к женщине. Для чего Тургеневу надо было показать, что Базаров отрицавший любовь, поддался силе страсти? Отношение Базарова к родителям.

5. Как Базаров характеризует жизнь революционеров? (гл.29)  Прав ли он в своей оценке? Базаров и Аркадий. Базаров и Ситников и Кукшина.

6. Д.И.Писарев утверждал: "Умереть так,  как умер Базаров,- всё равно, что сделать великий подвиг". Что побудило критика так оценить последнюю сцену? Как она подготовлена всем ходом развития образа главного героя? Каковы особенности биографии Базарова? (гл.5,6,10,21)

 

Возможные темы семинарских занятий в 10 классе:

 

Тема курса: "Журналы и  общественная борьба во 2-й половине 19 века".

Тема семинарского занятия: Современные толстые литературные журналы

(ученики становятся редакцией выбранного ими  журнала и отвечают за освещение раздела).

 

Тема курса: "Творчество Н.А.Некрасова"

Тема семинарского занятия: "Гражданственность в современной поэзии"

 

Тема курса: "Творчество Н.С.Лескова" (антики и  чудаки  Лескова)

Тема семинарского занятия: "Сокровенный человек" А.Платонова, "Чудики"  В.Шукшина, "Бухтины" В.Белова.

 

Тема курса: "Творчество Н.Г.Чернышевского"

Тема семинарского занятия: "Антиутопия 20 века"

 

Тема курса: "Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина"

Тема семинарского занятия: " Сатира на несвободное общество в сказке Е.Шварца "Дракон"

 

Тема курса: "Творчество Л.Н.Толстого"

Тема семинарского занятия: "Тема героизма в современной в военной прозе"

 

Тема курса: "Творчество А.П.Чехова"

Тема семинарского занятия: " Проблемы современной драматургии"

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»