Методическая разработка
Сочинение-рассуждение (часть "С"ЕГЭ)
Вступление
1. Устно подбираем к тесту вопросы. Письменные ответы на эти вопросы будут являться началом работы (2-4 предложения).
2. Желательно указать на жанр и на фамилию автора ( в очерке, размышлении). Например, в очерке ... говорится (излагается) (о чём?)... (выйти на тему). Если жанр текста точно определить сложно, необходимо ограничиться словом "текст", во избежание фактической ошибки.
Критерий 1
Формулировка проблемы исходного текста
- В тексте автор поднимает (затрагивает, ставит, освещает) проблему... (чего? Р.п.).
- Автор данного текста останавливается на следующих проблемах...
- Автор касается следующих проблем...
- В начале текста автор даёт обоснование актуальности поднятой проблемы.
- Сущность проблемы сводится к... (заключается, состоит в...).
- В тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для...
- Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем что...
- Поднятая автором проблема очень актуальна.
- Проблема, обсуждаемая в тексте, ...
- Актуальность проблемы обусловлена...
- Проблема, поставленная в тексте, связана с ...
Критерий 2
Комментарий к сформулированной проблеме
исходного текста
(Прокомментировать проблему - значит сказать, о чём пишет автор, как он об этом пишет). Желательно использовать цитирование текста.
- Текст представляет собой...
- Текст делится на ... (начинается с ..., состоит из..., заканчивается...).
- Автор убедительно раскрывает (что?).
- Писатель точно замечает (что?).
- Писатель верно подметил, как...
- Автор говорит (анализирует, характеризует, раскрывает сущность, останавливается, касается, отмечает, утверждает, доказывает).
- Автор считает (полагает, стоит на точке зрения, придерживается точки зрения, отстаивает точку зрения, разделяет точку зрения)...
- Автор сравнивает (сопоставляет, противопоставляет)...
- Автор анализирут (отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на..., останавливается на...).
- Автор ссылается на (опирается, исходит, приводит пример, цитирует, обосновывает, имеет в виду, видит причину этого в том, что)...
- Основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том, чтобы...
- Важно отметить...
- Необходимо подчеркнуть ...
- Особо следует выделить ...
Критерий 3
Отражение позиции автора
исходного текста
- Основная (главная) ценность содержания текста состоит (заключается) в ...
- Автор данного текста предстаёт перед нами как (в качестве) ...
- Текст, написанный образно и ярко, отражает личную позицию автора ...
- Заслуга автора состоит (заключается) в том, что ...
- Личная позиция автора ...
- Для того чтобы повлиять на убеждение читателей, автор текста использует особый стиль (раговорный, научный, официально-деловой, художественный, публицистический), особую композицию и специально подобранные изобразительно-выразительные средства русского языка.
- Позиция автора достойна уважения.
- Автора отмечает тонкая наблюдательность и тщательность в подборе фактов.
- Для того чтобы привлечь внимание молодого поколения к исследуемой проблеме ...
- Чтобы поддержать интерес к предмету разговора, автор использует некоторые изобразительно-выразительные средства языка, помогающие воздействовать на чувства читателя.
- Убеждая читателей в своей позиции, автор использует различные языковые средства художественной выразительности.
- Чтобы усилить эмоциональное воздействие на читателя, автор использует метафору.
- Текст приобретает большую выразительность благодаря...
- Текст становится более выразительным благодаря...
- Автор неравнодушен к этой проблеме, и своё волнение он передаёт с помощью...
- Автор сочувствует своему герою, и это проявляется ( в чём?)...
- Писатель является тонким наблюдателем, что находит выражение в таких словах, как...
- Использование данных средств художественной выразительности обусловлено необходимостью создания эффекта непосредственного общения с читателем.
- Автор усиливает выразительность текста, умело применяя такие средства художественной выразительности, как ...
Критерий 4
Изложение экзаменуемым собственного
мнения по проблеме
- С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна ...
- По-моему мнению, разговор на эту тему актуален, так как ...
- По-моему, злободневность этой проблемы заключается в том, что ...
- Нельзя не согласиться с автором текста (в чём?) ...
- Вызывает восхищение ...
- Радует то, что ...
- Нельзя оставаться равнодушным ...
- Читатель растроган тем, что ..
- Я разделяю точку зрения автора потому что, во-первых ..., во-вторых ...
- Мне кажется справедливым утверждение автора ..., потому что, во-первых ..., во-вторых ...
- Я согласен с автором, утверждающим, что ..., так как ...
- Безусловной заслугой автора является ...
- Я думаю (по-моему), утверждение автора текста (о чём?) ошибочно, потому что, во-первых ...,
во-вторых ...
- Мне трудно согласиться с позицией автора, утверждающего, что ..., так как ...
- Однако не совсем точным является, на мой взгляд, оценка автором (чего?) ...
- Мне кажется, что в этом автор не совсем прав ...
- Я думаю, что с мнением автора можно поспорить ...
- Позиция автора во многом близка мне, но я считаю ...
- Бузусловно, нельзя не признать правоту автора относительно ... Но всё-таки, на мой взгляд, ...
- В общем, я разделяю точку зрения автора, однако не могу согласиться с тем, что ...
Заключение
- Подытоживая сказанное, следует подчеркнуть ...
- В заключение необходимо сказать ...
- Итогом этих наблюдений является ...
- Особо хочется выделить ...
- Совершенно справедливо ...
- Следовательно, ...
- Данный текст имеет важное значение для ...
- Автор сумел увидеть насущные проблемы и донести их до понимания читателя.
- Обобщая сказанное, ...
- Важно отметить, что ...
- Таким образом, ...
- Прочитав такое умное и эмоциональное рассуждение..., нельзя не задуматься о ...
- Я думаю, что никто не может остаться равнодушным к проблеме ..., поднятой в тексте.
Литературоведческие понятия
Тема - предмет повествования, исследования то есть то, о чём идёт речь.
Тематика - совокупность, круг тем.
Проблема - сложный вопрос, требующий разрешения, исследования.
Проблематика - совокупность проблем, вопросов, поставленных в тексте.
Идея - основная мысль какого-либо произведения, то есть то, ради чего оно написано.
Смысловые типы текстов
Текст - продукт речевого общения, состоящий из группы предложений, которые расположены в определённой смысловой последовательности и связаны друг с другом с помощью разных языковых средств.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение.
Повествование - смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.
Описание - смысловой тип текста, в котором изображённые предметы или люди представлены в охарактеризованном виде
в устной или письменной форме.
Рассуждение - смысловой тип текста, предусматривающий логически последовательный ряд мыслей (суждений, умозаклю-
чений) на какую-либо тему, в которой утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Иначе говоря, это своего
рода объяснение фактов (событий) реальной действительности с указанием причинно-следственных связей.
Рассуждение строится по плану:
1. тезис;
2. аргументы, доказывающие тезис;
3. вывод.