Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

                                                  Методическая разработка           

                                      Сочинение-рассуждение (часть "С"ЕГЭ)

 

                                                              Вступление

     1. Устно подбираем к тесту вопросы. Письменные ответы на эти вопросы будут являться началом работы (2-4 предложения).

     2. Желательно указать на жанр и на фамилию автора ( в очерке, размышлении). Например, в очерке ... говорится (излагается) (о чём?)... (выйти на тему). Если жанр текста точно определить сложно, необходимо ограничиться словом "текст", во избежание фактической ошибки.

 

                                                             Критерий 1

                                        Формулировка проблемы исходного текста

 

     - В тексте автор поднимает (затрагивает, ставит, освещает) проблему... (чего? Р.п.).

     - Автор данного текста останавливается на следующих проблемах...

     - Автор касается следующих проблем...

     - В начале текста автор даёт обоснование актуальности поднятой проблемы.

     - Сущность проблемы сводится к... (заключается, состоит в...).

     - В тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для...

     - Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем что...

     - Поднятая автором проблема очень актуальна.

     - Проблема, обсуждаемая в тексте, ...

     - Актуальность проблемы обусловлена...

     - Проблема, поставленная в тексте, связана с ...

 

                                                        

                                                             Критерий 2

                                Комментарий к сформулированной проблеме

                                                        исходного текста

 

     (Прокомментировать проблему - значит сказать, о чём пишет автор, как он об этом пишет). Желательно использовать цитирование текста.

 

     - Текст представляет собой...

     - Текст делится на ... (начинается с ..., состоит из..., заканчивается...).

     - Автор убедительно раскрывает (что?).

     - Писатель точно замечает (что?).

     - Писатель верно подметил, как...

     - Автор говорит (анализирует, характеризует, раскрывает сущность, останавливается, касается, отмечает, утверждает, доказывает).

     - Автор считает (полагает, стоит на точке зрения, придерживается точки зрения, отстаивает точку зрения, разделяет точку зрения)...

     - Автор сравнивает (сопоставляет, противопоставляет)...

     - Автор анализирут (отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на..., останавливается на...).

     - Автор ссылается на (опирается, исходит, приводит пример, цитирует, обосновывает, имеет в виду, видит причину этого в том, что)...

     - Основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том, чтобы...

     - Важно отметить...

     - Необходимо подчеркнуть ...

     - Особо следует выделить ...

 

 

                                                         Критерий 3

                                        Отражение позиции автора

                                                 исходного текста

 

     - Основная (главная) ценность содержания текста состоит (заключается) в ...

     - Автор данного текста предстаёт перед нами как (в качестве) ...

     - Текст, написанный образно и ярко, отражает личную позицию автора ...

     - Заслуга автора состоит (заключается) в том, что ...

     - Личная позиция автора ...

     - Для того чтобы повлиять на убеждение читателей, автор текста использует особый стиль (раговорный, научный, официально-деловой, художественный, публицистический), особую композицию и специально подобранные изобразительно-выразительные средства русского языка.

     - Позиция автора достойна уважения.

     - Автора отмечает тонкая наблюдательность и тщательность в подборе фактов.

     - Для того чтобы привлечь внимание молодого поколения к исследуемой проблеме ...

     - Чтобы поддержать интерес к предмету разговора, автор использует некоторые изобразительно-выразительные средства языка, помогающие воздействовать на чувства читателя.

     - Убеждая читателей в своей позиции, автор использует различные языковые средства художественной выразительности.

     - Чтобы усилить эмоциональное воздействие на читателя, автор использует метафору.

     - Текст приобретает большую выразительность благодаря...

     - Текст становится более выразительным благодаря...

     - Автор неравнодушен к этой проблеме, и своё волнение он передаёт с помощью...

     - Автор сочувствует своему герою, и это проявляется ( в чём?)...

     - Писатель является тонким наблюдателем, что находит выражение в таких словах, как...

     - Использование данных средств художественной выразительности обусловлено необходимостью создания эффекта непосредственного общения с читателем.

     - Автор усиливает выразительность текста, умело применяя такие средства художественной выразительности, как ...

 

 

                                                       Критерий 4

 

                                    Изложение экзаменуемым собственного

                                                      мнения по проблеме

 

     - С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна ...

     - По-моему мнению, разговор на эту тему актуален, так как ...

     - По-моему, злободневность этой проблемы заключается в том, что ...

     - Нельзя не согласиться с автором текста (в чём?) ...

     - Вызывает восхищение ...

     - Радует то, что ...

     - Нельзя оставаться равнодушным ...

     - Читатель растроган  тем, что ..

     - Я разделяю точку зрения автора потому что, во-первых ..., во-вторых ...

     - Мне кажется справедливым утверждение автора ..., потому что, во-первых ..., во-вторых ...

     - Я согласен с автором, утверждающим, что ..., так как ...

     - Безусловной заслугой автора является ...

     - Я думаю (по-моему), утверждение автора текста (о чём?) ошибочно, потому что, во-первых ...,

во-вторых ...

     - Мне трудно согласиться с позицией автора, утверждающего, что ..., так как ...

     - Однако не совсем точным является, на мой взгляд, оценка автором (чего?) ...

     - Мне кажется, что в этом автор не совсем прав ...

     - Я думаю, что с мнением автора можно поспорить ...

     - Позиция автора во многом близка мне, но я считаю ...

     - Бузусловно, нельзя не признать правоту автора относительно ... Но всё-таки, на мой взгляд, ...

     - В общем, я разделяю точку зрения автора, однако не могу согласиться с тем, что ...

 

 

                                                        Заключение

 

     - Подытоживая сказанное, следует подчеркнуть ...

     - В заключение необходимо сказать ...

     - Итогом этих наблюдений является ...

     - Особо хочется выделить ...

     - Совершенно справедливо ...

     - Следовательно, ...

     - Данный текст имеет важное значение для ...

     - Автор сумел увидеть насущные проблемы и донести их до понимания читателя.

     - Обобщая сказанное, ...

     - Важно отметить, что ...

     - Таким образом, ...

     - Прочитав такое умное и эмоциональное рассуждение..., нельзя не задуматься о ...

     - Я думаю, что никто не может остаться равнодушным к проблеме ..., поднятой в тексте.

 

 

                                                 Литературоведческие понятия

 

     Тема - предмет повествования, исследования то есть то, о чём идёт речь.

     Тематика - совокупность, круг тем.

     Проблема - сложный вопрос, требующий разрешения, исследования.

     Проблематика - совокупность проблем, вопросов, поставленных в тексте.

     Идея - основная мысль какого-либо произведения, то есть то, ради чего оно написано.

 

 

                                                    Смысловые типы текстов

 

    Текст - продукт речевого общения, состоящий из группы предложений, которые расположены в определённой смысловой последовательности и связаны друг с другом с помощью разных языковых средств.

     Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

     Повествование - смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.

     Описание - смысловой тип текста, в котором изображённые предметы или люди представлены в охарактеризованном виде

в устной или письменной форме.

     Рассуждение - смысловой тип текста, предусматривающий логически последовательный ряд мыслей (суждений, умозаклю-

чений) на какую-либо тему, в которой утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Иначе говоря, это своего

рода объяснение фактов (событий) реальной действительности с указанием причинно-следственных связей.

     Рассуждение строится по плану:

     1. тезис;

     2. аргументы, доказывающие тезис;

     3. вывод.

 

 

 

                           

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»