Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема «страшного мира» в лирике А. Блока

Тетерина Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ134
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Цель: раскрыть тему «страшного мира» в лирике А. Блока.

Задачи:

  1. Показать, как меняется настроение и тональность лирики А. Блока во второй книге стихов.
  2. Выяснить, почему и как меняется главная тема лирики А. Блока – тема Любви
  3. Учить анализу стихотворений Блока.
  4. Воспитывать любовь к поэтическому слову.

Ход урока

I. Блиц-опрос по пройденному материалу:

С каким течением Серебряного века связано раннее творчество поэта? (символизм). К какой школе символизма принадлежал Блок? («младосимволисты»). Кто был теоретиком этой школы? (В. С. Соловьёв). Как назвал Блок всё своё творчество? На сколько этапов он разделил его? («трилогия вочеловечения»; теза, антитеза, синтез) Чем характеризуется первый этап «трилогии вочеловечения» Блока? (утверждением добра, светлых начал в мире). Как назывался первый сборник стихотворений Блока? («Стихи о Прекрасной Даме») В каком году он вышел в свет? В каком издательстве? (1905 г., издательство «Грифъ») Кто придумал название этого сборника? (В. Брюсов). Какова основа создания образа Прекрасной Дамы? Чьи традиции использует Блок при его создании? (Л. Д. Менделеева, традиции В. Соловьева – Вечная Женственность, средневековая рыцарская традиция, традиции Данте и Петрарки). Каков основной символический образ в стихотворениях этого цикла? (Прекрасная Дама, возлюбленная поэта) Каков лирический герой в стихотворениях этого периода? (Одинок, чуждается людей, устремлён в иной мир). Каков фон, на котором рисуется лирический герой? (туманный, неясный мир, нереальный, даже мистический).Что значит Любовь для молодого Блока? (обряд служения чему-то высшему)

II. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя .

«Лирическая уединённость» Блока, в атмосфере которой создавались «Стихи о Прекрасной Даме», постепенно отступает перед явлениями реальности. В лирике Блока появляется новая тема – тема «страшного мира». И Цель нашего Урока – выяснить, как воплотилась и какое развитие получила эта тема в произведениях Блока.

2. Запись темы и эпиграфа - Слайды 1 -  2.

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагической страстей

Повествовать еще не жившим.

3 . Вопрос: Как вы понимаете слова эпиграфа?

4.Учитель продолжает: - Слайды 3-4

Идеальный мир не мог быть вечным хранителем поэта…

Переход из мира Прекрасной Дамы в реальный мир был для А. Блока мучительным…

5. Выступление подготовленного ученика

Краткая характеристика второго этапа творчества Блока

Лирика второго тома (1904 – 1908 гг.) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Он отходит от мистицизма Соловьёва, от идеала мировой гармонии, так как события окружающей жизни вторгаются в сознание поэта как стихия, вступающая в конфликт с Душой Мира. Поэт изображает сложный, противоречивый мир людских страстей, страданий и ощущает себя сопричастным ко всему происходящему.

Ученики читают стихотворения «Фабрика», «Барка жизни встала…», «Девушка пела в церковном хоре…»

6. Учитель: Что общего между этими стихотворениями? Какое настроение владеет лирическим героем? В чём проявляется сопричастность поэта к тому, что он описывает?

Вывод – Слайды 9-12

Поэт не может смириться с бездуховной действительностью, но и сам попадает под влияние этой бездуховности. (читает стихотворение «Я пригвождён к трактирной стойке…»).

Вопрос: Действительно ли ему всё равно?

Из стихов Блока исчезает один из главных признаков символизма – музыкальность.(читает стихотворение «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…»)

Не чувствуя гармонии в своей душе, поэт пытается найти её в Любви.

Находит ли он то, что ищет? Попытаемся найти ответ в его стихах.

III. Групповые выступления ребят (подготовленное домашнее задание)

1.1 группа.Читает и анализирует по вопросам стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…»:

- Сравнить стихотворение А. Блока и стихотворение А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»

- найти совпадения лексического и композиционного плана;

- найти отличия;

- указать центральный образ-символ в том и другом стихотворении;

- что в них общего?

- как оба поэта ведут читателя к финалу?

- чьё стихотворение трагичнее?

-в чём смысл трагедии у Блока? Как эта трагедия подчёркивается с помощью изобразительных средств? («Синий плащ» Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое)

2. Выводы – Слайд 13

Высокая любовь покидает поэта, который сам виноват в этом.Но в сердце его она продолжает жить.

У Пушкина Любовь, даже ушедшая, несёт жизнь и вдохновение, а у Блока – Любовь, уходя, уносит жизнь, радость и вдохновение.

3. Учитель: Какова же судьба Любви и Красоты в «страшном мире»? –Слайд 14

4. Выступление 2 группы. Стихотворение «Незнакомка».Чтение и анализ:

- Какова история написания стихотворения?

(Стихотворение «Незнакомка» было написано 24 апреля 1906 года в Озерках под впечатлением от посещения привокзального ресторанчика. Это привокзальное здание сегодня не сохранилось. Блок давно приметил захолустный дачный поселок у Суздальских озер, находившийся вблизи Петербурга. К нему вела Приморская железная дорога,. Здесь находился маленький деревянный вокзал. Паровик шел до Озерков полчаса. В дачный поселок съезжалась петербургская публика среднего достатка. В Озерках был старый театр «Шантеклер», концертный зал и рестораны. Блок облюбовал один маленький привокзальный ресторанчик. Он обычно садился у большого венецианского окна, заказывал вино и фрукты и ,сидя за рюмкой, подолгу наблюдал за публикой. Из окна был виден шлагбаум, дачные крыши в окружении деревьев. Всё обыденное.Но из обыденного и пошлого возникает у Блока поэзия призрачного видения.)

-Как построено стихотворение? (Стихотворение состоит из 2-х частей.)

- Чем отличаются 1 и 2 части?

 

(Первая часть рисует картину будничной дачной жизни – самодовольной, пошлой. В ней нет места духовности. Здесь всё однообразно: «И каждый вечер…». Вторая часть – появление Незнакомки.)

- Где происходит действие?

- Каков мир до появления Незнакомки?  Какие средства помогают автору передать скуку и пошлость?

(Эпитеты :«воздух дик и глух», «весенний и тлетворный дух», «окрики пьяные», метафоры: диск луны, анафора: «И каждый вечер…».)

-Каким мы видим лирического героя? О каком «единственном друге» он говорит?

(Герой одинок, разочарован. Единственный друг – это его отражение в стакане вина, второе «я».)

- Что меняется с её появлением? (Мир преображается)

-Как меняется тональность повествования? Что появляется в тексте, а что исчезает?

(Исчезает сниженная лексика, появляются возвышенные интонации. В душе лирического героя возникает возвышенное любовное переживание).

- Каково звуковое наполнение второй части?

Если в 1 части крики, женский визг, плач, то вторая часть беззвучна. В ней, в отличие от первой части, – тишина и спокойствие.

- Как даётся описание Незнакомки? Она реальная женщина или мечта поэта?

( В образе Незнакомки сочетаются черты вполне земные (шелка, духи, девичий стан, шляпа с перьями страуса, «в кольцах узкая рука») и неземные, "приснившиеся" («берег очарованный» за тёмной вуалью, древние поверья). Нанизывается целый ряд слов-сигналов, связывающих Незнакомку с Прекрасной Дамой.)

- Где происходят изменения: во внешнем мире или в душе лирического героя?

(Появление Незнакомки совершается в душе лирического героя. Таинственная Незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощенная Поэзия, Женственность. И она тоже «всегда без спутников, одна». Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу.

Желанный «очарованный берег» рядом, но стоит протянуть руку – и он уплывет. Лирический герой ощущает свою посвященность в «глухие тайны», его сознание заполняет волшебный образ.Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя.Угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни «на дальнем берегу», вдали от пошлости действительности, принимается как обретенное «сокровище». Вино становится и символом откровения, и ключом к тайнам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве. Незнакомка становится символом недосягаемой мечты.

-Какова судьба Любви в «страшном мире»?

5. Задание классу - Слайд15

Выберите правильный ответ.

Какой из них отражён в стихотворении «Незнакомка»?

6. Вывод – Слайд 16.

Истинная Красота и Любовь существуют объективно даже в «страшном мире», но но они не всегда могут преобразовать этот мир.

7. Учитель – Слайд 17. Блок страдает, когда унижают Любовь, но он и сам уже является частью  этого страшного, пошлого, бездуховного мира.

8. Выступление 3 группы. Стихотворение «В ресторане». Чтение и анализ по вопросам:

- Сравните стихотворения А. Блока «В ресторане» и «Незнакомка»

-Каким является фон, на котором происходит действие? ( Один и тот же)

- Как меняются Он и Она в стихотворении «В ресторане»?

- Какова символика красок в этом стихотворении?

- В какой части стихотворения «В ресторане» действие как будто переносится в мир «Незнакомки»?

- Зачем этот приём использует Блок?

- Как последняя строфа заставляет нас почувствовать, что поэт не может спасти Любовь от унижения и пошлости?

- Какие препятствия приходится преодолевать героям этой драмы?

9. Выводы – Слайды 18-19

В лирике А. Блока запечатлена мечта поэта о возвышающей любви, которая утверждает в мире Красоту и гармонию. Но противоречия «страшного мира» были сильнее Любви и мечты.

И всё же поэт не может замкнуться в своём «я». Его привлекает идея пути к людям, идея «вочеловечивания». Блок ищет новые ценности взамен утраченных, но не отказывается от жизни и поиска идеала.

9. Выступление 4 группы. Стихотворение «О, весна, без конца и без края…». Чтение и анализ по вопросам:

- Докажите, что это стихотворение – философское умозаключение.

-  Как построено стихотворение? Сколько в нём частей?

- Как воспринимается поэтом  жизнь в 1 и 2 части?

- Какова роль приёма контраста во 2 части?

- Почему встреча с жизнью названа поэтом враждующей?

- Каков смысл символа ЩИТА в начале и в конце стихотворения7

10. Вывод – Слайд 20

Несмотря ни на что, Блок принимает жизнь такой, какая она есть, с её тревогами и бурями. Он не будет сражаться с этим миром, но всё же щит ему необходим для стойкости.

11. Общие выводы учителя – Слайды 21-23

12. Завершаем урок чтением стихотворения «Когда Вы стоите на моём пути…»

13. Домашнее задание.

1) наизусть стихотворение А. Блока (по выбору)

2) Сделать подборку стихов А. Блока о родине, о России, о Руси.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»