ГБОУ лицей № 623 им. И.П. Павлова
Выборгского района Санкт-Петербурга
Коликова Яна Александровна,
учитель русского языка и литературы
Тема урока« Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»
Тип урока: комбинированный
Цель: Знакомство с мотивом одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
Задачи:.
· Развитие монологической речи учащихся.
· Обучение аналитическому чтению.
· Развитие навыков анализа разных лирического произведения.
· Воспитание нравственных качеств учащихся.
Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийная установка.
Ход урока
1.Орг.момент. |
Приветствие учеников, гостей. Мы продолжаем изучать творчество М.Ю. Лермонтова. Знакомство с этим поэтом началось у нас в 6 классе. И год от года тематика произведений Лермонтова усложнялась. В начале 10 класса, как я уже вам говорила, мы вспоминаем писателей и поэтов первой половины 19 века для того, чтобы перейти к литературе второй половины 19 века. Сегодня у нас второй урок по творчеству писателя. На прошлом уроке мы с вами определили основные мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова. Целью сегодняшнего урока будет знакомство с одним из мотивов - мотивом одиночества. Запись в тетради темы урока. |
||||||
2. Взаимопроверка
|
Для начала небольшой БЛИЦ-опрос ØПосле какого произведения Лермонтов проснулся знаменитым? ØКто сможет процитировать несколько строк из этого стихотворения? ØСколько ссылок на Кавказ было у Лермонтова? ( 1 – 1837) 2 - 1840 ØС кем и в каком месте состоялась роковая дуэль? ( С Мартыновым у горы Машук недалеко от Пятигорска) 15 июля ØГде похоронен поэт? (В Тарханах 1842, а изначально в Пят.) ØА есть ли какая-то магия цифр в дате жизни и смерти поэта? ØС каким произведением Лермонтова мы знакомились в 8 классе? ØСкажите, а какие памятники Лермонтову вы знаете?( слайды 2,3,4) А теперь немного творческой работы. В тетрадях начертите таблицу.
Вы сейчас увидите видеоряд из 4 фрагментов, которые будут на экране в течение нескольких секунд. ( Слайды 5,6,7,8)
Ваша задача:по каждому фрагменту записать во второй столбик слова-ассоциации, которые у вас будут возникать, примерно по 3 слова. · В третий столбик запишите слова-ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово одиночество (3-4 ассоциации). · А теперь попробуйте изобразить символ одиночества для Лермонтова и то, с чем бы лично вы могли ассоциировать это слово. |
||||||
3. Проверка д/з |
Дома вы должны были подготовить конспект на тему «Одиночество в лирике Лермонтова». Давайте посмотрим, что у вас получилось. В ваших конспектах прозвучали названия произведений, в которых ведущим является мотив одиночества. Давайте запишем в тетрадях названия этих произведений. Творчество М.Ю. Лермонтова – послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нём отражён важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Вашему вниманию я хотела бы представить сведения из Лермонтовской энциклопедии. (слайд 9). Слова, которые наиболее часто встречаются на страницах произведений М.Ю.Лермонтова: “один” – 1472 раза, “нет” – 1006 раз, “любовь” – 605 раз, “бог” – 589 раз, “небо” – 415 раз, “земля” – 385 раз, “казаться” – 336 раз, “минута” – 333 раз, “ночь” – 328 раз, “сон” – 277 раз, “смерть” – 273 раза, “надежда” – 263 раза, “играть” – 183 раза, “скала” – 164 раза, “страдание” – 149 раз, “могила” – 144 раза, “камень” – 142 раза, “зло” – 136 раз, “напрасно” – 134 раза, “обмануть” – 129 раз, “рай” – 127 раз, “ночной” – 122 раза, “миг” – 121 раз, “небесный” – 95 раз, “злодей” – 92 раза, “крест” – 92 раза, “грозный” – 85 раз, “страдать” – 81 раз, “воспоминание” – 72 раза, “гроза” – 65 раз, “волшебный” – 64 раза, “ложь” – 60 раз.
Не представит особого труда определить, какой из мотивов лирики Лермонтова доминируют. |
||||||
4. Анализ
Творческая работа |
А теперь я предлагаю посмотреть, как же раскрывается этот мотив у Лермонтова. Давайте обратимся к самому, на мой взгляд, интересному стихотворению по этой теме. Это стихотворение«Выхожу один я на дорогу…». Откройте, пожалуйста, ваши тексты и приступим к анализу. (чтение стихотворения учителем) Анализ 1 строфы Анализ 2 строфы Анализ 3 строфы Анализ 4-5 строф
Мы с вам и увидели, что стихотворение пронизано чувством одиночества, страдания. Чтобы закрепит наше впечатление, я предлагаю прослушать романс «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Анны Герман.
Перед вами стихотворение М.Ю. Лермонтова «Благодарность» (1840).( слайд 11) За все, за все тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души, растраченный в пустыне, За все, чем я обманут в жизни был... Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил. 1840
Ответьте письменно на вопрос: «Какие образы-символы встретились вам в стихотворении? Попытайтесь объяснить их смысл» Проверка работ. |
||||||
7. Итог. |
Всё творчество поэта – это его размышления о смысле жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о вечности и природе. Тема одиночества представлена в лирике Лермонтова широко и многогранно. Он осмыслил эту тему как глубоко личную трагедию, испытывая неудовлетворённость самим собой, судьбой, политической обстановкой, обществом, но в его поэзии нет равнодушия к жизни, нет полной безнадёжности На уроке мы анализировали стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Много лирических стихотворений Лермонтова были положены на музыку. Я предлагаю вам прослушать романс на данное стихотворение в исполнении Анны Герман |
||||||
8. |
Проанализировать любое стихотворение Лермонтова на тему одиночества. |