Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

ГБОУ лицей № 623 им. И.П. Павлова

Выборгского района Санкт-Петербурга

Коликова Яна Александровна,

учитель русского языка и литературы

 

Тема урока« Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»

Тип урока: комбинированный

         Цель: Знакомство с мотивом одиночества  в лирике М.Ю. Лермонтова

Задачи:

·        Развитие монологической речи учащихся.

·        Обучение аналитическому чтению.

·        Развитие навыков анализа разных лирического  произведения.

·        Воспитание нравственных качеств учащихся.

         Оборудование:  компьютер, презентация, мультимедийная установка.


Ход урока

1.Орг.момент.

Приветствие учеников, гостей.

   Мы продолжаем изучать творчество М.Ю. Лермонтова. Знакомство с этим поэтом началось у нас в 6 классе. И год от года тематика произведений Лермонтова усложнялась. В начале 10 класса, как я уже вам говорила, мы вспоминаем писателей и поэтов первой половины 19 века для того, чтобы перейти к литературе второй половины 19 века. Сегодня у нас второй урок по творчеству писателя.

На прошлом уроке мы с вами определили основные мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова. Целью сегодняшнего урока будет знакомство с одним из мотивов - мотивом одиночества.

 Запись в тетради темы урока.

2.

Взаимопроверка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для начала небольшой БЛИЦ-опрос

ØПосле какого произведения Лермонтов проснулся знаменитым?

ØКто сможет процитировать несколько строк из этого стихотворения?

ØСколько ссылок на Кавказ было у Лермонтова?

  ( 1 – 1837) 2 - 1840

ØС кем и в каком месте состоялась роковая дуэль?

 ( С Мартыновым у горы Машук недалеко от Пятигорска) 15 июля

ØГде похоронен поэт? (В Тарханах 1842, а изначально в Пят.)

ØА есть ли какая-то магия цифр в дате жизни и смерти поэта?

ØС каким произведением Лермонтова мы знакомились в 8 классе? 

ØСкажите, а какие памятники Лермонтову вы знаете?( слайды 2,3,4)

А теперь немного творческой работы.

В тетрадях начертите таблицу.

№ слайда

Ассоциации

«Одиночество»

 

 

 

 

Вы сейчас увидите видеоряд из 4 фрагментов, которые будут на экране в течение нескольких секунд.

 ( Слайды 5,6,7,8)

 

Ваша задача:по каждому фрагменту записать во второй столбик  слова-ассоциации, которые у вас будут возникать, примерно по 3 слова.

·        В третий столбик запишите слова-ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово одиночество

                   (3-4 ассоциации).

·        А теперь попробуйте  изобразить символ одиночества для Лермонтова и то, с чем бы лично вы могли ассоциировать это слово.

3. Проверка д/з

Дома вы должны были подготовить конспект на тему «Одиночество в лирике Лермонтова».

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

 В ваших конспектах прозвучали названия произведений, в которых ведущим является мотив одиночества.

Давайте запишем в тетрадях названия этих произведений.

Творчество М.Ю. Лермонтова – послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нём отражён важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы.

Вашему вниманию я хотела бы представить сведения из Лермонтовской энциклопедии. (слайд 9).  Слова, которые наиболее часто встречаются на страницах произведений М.Ю.Лермонтова:

“один” – 1472 раза, “нет” – 1006 раз, “любовь” – 605 раз, “бог” – 589 раз, “небо” – 415 раз, “земля” – 385 раз, “казаться” – 336 раз, “минута” – 333 раз, “ночь” – 328 раз, “сон” – 277 раз, “смерть” – 273 раза, “надежда” – 263 раза, “играть” – 183 раза, “скала” – 164 раза, “страдание” – 149 раз, “могила” – 144 раза, “камень” – 142 раза, “зло” – 136 раз, “напрасно” – 134 раза, “обмануть” – 129 раз, “рай” – 127 раз, “ночной” – 122 раза, “миг” – 121 раз, “небесный” – 95 раз, “злодей” – 92 раза, “крест” – 92 раза, “грозный” – 85 раз, “страдать” – 81 раз, “воспоминание” – 72 раза, “гроза” – 65 раз, “волшебный” – 64 раза, “ложь” – 60 раз.

 

Не представит особого труда определить, какой из мотивов лирики Лермонтова доминируют.

4.

Анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая работа

 А теперь я предлагаю посмотреть, как же раскрывается этот мотив у Лермонтова. Давайте обратимся к самому, на мой взгляд, интересному стихотворению по этой теме. Это стихотворение«Выхожу один я на дорогу…».

Откройте, пожалуйста, ваши тексты и приступим к анализу.

(чтение стихотворения учителем)

Анализ 1 строфы

Анализ 2 строфы

Анализ 3 строфы

Анализ 4-5 строф

 

Мы с вам и увидели, что стихотворение пронизано чувством одиночества, страдания. Чтобы  закрепит наше впечатление, я предлагаю   прослушать романс «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Анны Герман.

 

 

Перед вами стихотворение М.Ю. Лермонтова «Благодарность» (1840).( слайд 11)

 

За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.

1840

 

Ответьте письменно на вопрос: «Какие образы-символы встретились вам в стихотворении?

 Попытайтесь объяснить их смысл»

 Проверка работ.

7.

Итог.

Всё творчество поэта – это его размышления о смысле жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о вечности и природе. Тема одиночества представлена в лирике Лермонтова широко и многогранно. Он осмыслил эту тему как глубоко личную трагедию, испытывая неудовлетворённость самим собой, судьбой, политической обстановкой, обществом, но в его поэзии нет равнодушия к жизни, нет полной безнадёжности

На уроке мы анализировали стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Много лирических стихотворений Лермонтова были положены на музыку. Я предлагаю вам прослушать романс на данное стихотворение в исполнении Анны Герман

8.
Домашнее задание.

Проанализировать любое стихотворение Лермонтова на тему одиночества.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»