Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Конспект урока по литературе «Обломов и Штольц» (По роману И.А. Гончарова «Обломов»).

                                    «Штольц – ум, сила, уменье управлять собой, другими, судьбой… А я?.. я – Обломов»

Приёмы: Стадия вызова: кластер.

                 Стадия содержания: таблица-синтез, анализ эпизодов художественного текста.

                 Стадия рефлексии: синквейн.

 Цели: Создание целостного представления о нравственной и художественной значимости образов Обломова и Штольца и о способах выражения авторской позиции в тексте эпического произведения.

Задачи:

Обучающие:

1. развить умение работать с текстом;

2. научить логически строить высказывания на основе прочитанной информации.

Развивающие:

1. отрабатывать методику развития критического мышления через использование приёмов; соблюдение основных стадий ТРКМ;

2.   развить основы систематизации полученных знаний;

3. стимулировать навык критического мышления и самостоятельного осмысления текста.

Воспитательные:

Оснащение: тексты романа.

  Ход:

Слово учителя.

Как часто каждому из нас приходилось восклицать: «так не должно быть! Этого нельзя допустить!» Эти слова – естественная человеческая реакция на абсурдность какой-либо критической ситуации. А если в центре этой ситуации оказывается близкий человек, мы готовы сделать всё возможное и невозможное, чтобы защитить, спасти его.

В основе сюжетной линии романа И.А.Гончарова «Обломов» - подобная ситуация. Не складывается судьба, разрушается личность человека, духовно и интеллектуально одарённого. Он сам осознаёт необходимость изменить что-то в себе, молит друга о помощи. Друг, достойный, искренне желающий помочь, делает всё, что в его силах, чтобы подарить счастье дорогому ему человеку. Но автор избирает для героя романа драматичную судьбу.

1.Создание кластера №1 (стадия вызова): «Причины, породившие состояние дисгармонии героя с миром»

В процессе обсуждения расширяем перечень и заполняем таблицу (стадия содержания):

- причины, породившие апатию;

- неумение героя разобраться во внутренних противоречиях;

- утрата веры в себя;

- неумение любить и ценить себя;

- отсутствие высокодуховной цели, идеи;

- круг общения;

- окружающая обстановка;

- сформировавшееся в детстве идеалистическое отношение к жизни.

Познакомившись с Обломовым, сформировав представление о его индивидуальности и личностных качествах, мы можем предположить и то, каким должен быть человек, чтобы ему по силам было пробудить душу Обломова.

Это должен быть человек, по масштабу личности, по душевным качествам равный Обломову, которому Обломов доверяет, близкий, дорогой его сердцу.

Мог ли такой человек, как Штольц, пробудить душу Обломова?

2.Создание кластера №2 (стадия вызова): «Обломов и Штольц: критерии для сопоставления».

Работа в группах.  (Стадия осмысления).

1группа: авторская характеристика образа жизни Обломова и Штольца.

2 группа: отношение с родителями.

3 группа: отношение к учению.

4 группа: отношение к службе и к обществу.

5 группа: понимание любви.

Штольц избрал верное средство для того, чтобы пробудить в душе Обломова живые чувства: нет более всемогущей силы. чем любовь. Но, думая о любви, Штольц мыслил о возвышенном романтическом чувстве. И Обломов сначала тоже был убеждён, что его душа ждала именно такой привязанности, но, пройдя через страдания, переболев чувством к Ольге, он осознал, что всё его существо жило мечтой совсем о другой любви, безмятежной, не знающей потрясений, обволакивающей тишиной и покоем.

«Ты погиб, Илья!... Погиб!...Ты добр, умён, нежен, благороден… и… гибнешь! Что сгубило тебя?.. Обломовщина…»

Используя материал, подобранный группами, заполняем таблицу.

. 3. Работа со статьями (по группам)

Проблема национального характера: философское осмысление.

 

1. Прочитайте фрагменты статей.

2. О каких психологических чертах как о типичных чертах русского и европейского типов характера пишут философы?

3. Заполните таблицу и сделайте вывод.

 

 

       Черты русского типа характера

Черты европейского типа характера

 

 

 

 

 

Константин Дмитриевич Кавелин  (1818-1885)

«Наш умственный строй»

 

          В основание европейской общественности легла сильно развитая личность. Личная независимость, личная свобода, возможно-нестесненная, всегда были исходной точкой и идеалом в Европе. Весь ее гражданский и политический быт, сверху донизу, был построен

на договорах, на системе взаимного уравновешения прав.

          Сильно поставленная индивидуальность тормозила дело политического и гражданского объединения. Поэтому европейская научная мысль обратилась  на выработку объективного права. Об индивидуальном, личном нечего было заботиться, оно и без того слишком выпукло заявляло себя всюду, и обстаивать его теоретически не было никакой надобности.

          Недоверчивость, подозрительность ко всему, что прямо или косвенно касалось внутреннего, психического мира, накопившиеся веками, придали критической стороне ума особенную тонкость, чуткость и преимущественно отрицательный склад.

          Имеет ли такая постановка вопросов и вся эта борьба с ее последствиями хоть что-нибудь общее с тем, что мы видели и видим у себя?

          Чрезмерным развитием личной энергии, железною стойкостью лица, его необузданным стремлением к свободе, его щепетильным и ревнивым охранением своих прав мы, кажется, никогда не имели повода хвалиться. Юридическая личность у нас, можно сказать, едва народилась и продолжает и теперь поражать своею пассивностью, отсутствием почина и грубейшим, полудиким реализмом.

          В нас аппетиты часто бывают развиты до болезненности, но нет ни охоты, ни способности трудиться, с целью удовлетворить им, бороться с препятствиями, отстаивать себя и свою мысль. Оттого, в ходе общественных и частных наших дел, нет ни обдуманной системы, ни даже последовательности, нет преемственности от поколения к поколению.

          Сменились люди, и дело пропадает; все идет совсем иначе, до тех пор, пока случай не натолкнет опять на то же дело другого человека, который выкопает его из-под спуда, стряхнет с него архивную пыль и опять пустит в ход, чтоб после него оно снова было брошено и забыто.

          Мы вечно фантазируем, вечно отдаемся первой случайной прихоти, меняя их беспрестанно. Мы жалуемся на обстановку, на злую судьбу, а особенно на всеобщее равнодушие и безучастие ко всякому доброму и полезному делу. Но ведь и всем, подобно нам, желалось бы, чтоб дело делалось само собою, чтоб жизнь несла нам дары труда и образованности без всякого с нашей стороны участия в черной работе. И вот, мы прячемся за ход вещей, за логику событий, которые должны работать за нас. Так и выходит на самом деле: все делается как-то само собою, помимо нас, но зато совсем не так, как бы нам хотелось. Стихийные силы, не заправляемые человеком, приносят нам, вместо того, о чем мы мечтаем, самые причудливые неожиданности.

            Излишнею пытливостью и смелостью мысли, чрезмерным напряжением и развитием умственной деятельности, перехватывающей через край, переступающей сильным размахом границы возможного, – этими недостатками мы тоже не страдаем. Напротив, мы слишком мало думаем, элемент мышления равен у нас почти нулю, не принимает почти никакого участия в наших делах и предприятиях, а потому и не входит определяющим, существенным элементом в наше миросозерцание и нашу практическую деятельность.

 

 

Иван Александрович Ильин (1883-1954)

«Творческая идея России»

                     

          Россию с её цивилизацией веками разрушали, потрясали, превращали в руины, тормозили, сдерживали, и потому русский народ заботился о внутренней культуре.

путь исторического становления… принёс русскому народу страдания, научил спокойно их воспринимать, с достоинством переживать и терпеливо с помощью смирения, молитвы, любви, созерцания, юмора превращать их в победу…

          История научила русского творчески переносить страдание и преодолевать его; однако о страдании русский знает очень много, так как является человеком чувств и идёт навстречу всем превратностям судьбы с открытым сердцем…

          Если западному европейцу хоть раз выпадет случай соприкоснуться с русской духовной культурой, пусть он сразу же подумает: «Здесь борется любящая и страдающая душа за своё совершенство; очень возможно, что ей это удастся; что ж, и неудачи кое-чему учат мир…»

          У русской культуры одна-единственная проблема: в ней сердце ищет преображения в страдании посредством свободного созерцания. Вот ключ к русской религии, позии, музыке, живописи – к русской душе.

          В истории известны народы волевые, с трезвым целенаправленным устремлением, установкой на извлечение выгоды и господство - таковы древние римляне.

          Знает история народы, склонные к чувственному созерцанию, народы, склонные к сверхчувственным мечтаниям, народы с религиозной одержимостью, народы с ясной сверкающей мыслью и народы с бессмысленным глубокомыслием, легкомысленные народы, склонные к удовольствиям, и твердолобые народы, склонные к вечным заговорам.

          У каждого из них свой, присущий им творческий акт, свой путь в истории и идеал.

Русский народ -  прежде всего народ чувства, и главный его творческий акт - акт сердца…

Вот почему тот, кто собирается воспитывать русский народ, должен начинать с его сердца, обратиться к силе его созерцания - если он не способен к этому (из-за собственного бессердечия и мелочного рассудка), ничтожно мало поймёт он в русском народе…

          Русский народ должен воспитывать свой национальный характер на основе свободного созерцания сердцем и созерцания совестью.

          Эта творческая идея вынашивалась и проводилась в жизнь в течение веков, если не тысячелетий. в жизнь она проводилась крайне медленно, так медленно, как, впрочем. возникает всё истинно великое и прекрасное в жизни, ибо медленно распускается цветок, медленно созидается семейный быт, медленно вызревает неповторимая народная культура.

 

 

 

 

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906 – 1999)

«О национальном характере русских»

 

          Бессмысленно спорить о том, принадлежит ли Россия Европе или Азии. К сожалению, такой вопрос изредка поднимался в Германии, Польше и некоторых других ближайших к вам странах, в которых наблюдалась определенная склонность изобразить себя пограничными стражами Европы. Русская культура распространяется на огромную территорию. Это культура едина.

          Русская культура – культура универсальная и терпимая к культурам других народов. Она всегда в своей глубочайшей основе была предана идее свободы личности.

          Большинство людей и на Западе до сих пор убеждены, что русским свойственна не только терпимость, но и терпение, а вместе с тем – покорность, безличность, низкий уровень духовных запросов. Нет, нет и нет! Русским свойственно стремление к воле.

          Одна черта, замеченная давно, действительно составляет несчастье русских: это во всем доходить до крайностей, до пределов возможного.

          …Петр Великий переносит столицу своей империи на самый опасный рубеж – к морю. Столица на самой границе своей огромной страны! – думаю, это единственный в своем роде случай в мировой истории.

А что говорить о многочисленных монастырях, которые все время двигались дальше и дальше в леса и на острова к Студеному морю?

          Хорошо это или плохо? Не берусь судить; но что Россия, благодаря этой своей черте, всегда находилась на грани чрезвычайной опасности – это вне всякого сомнения, как и то, что в России не было счастливого настоящего, а только заменяющая его мечта о счастливом будущем.

          Черт русского национального характера очень много. Существование их непросто доказать. Особенно если каждой черте противостоят как некие противовесы и другие черты: щедрости – скупость (чаще всего неоправданная), доброте – злость (опять-таки неоправданная), любви к свободе — стремление к деспотизму…

          Надо понять черты русского характера. Правильно направленные, эти черты – бесценное свойство русского человека.

 

 

4. Чья точка зрения ближе И.А.Гончарову (роман «Обломов»), вам? Обоснуйте.

 

5. Рефлексия: создание синквейна (пятистишия)  «Обломовщина – это…»

 

 

 

Конспект урока по литературе «Обломов и Штольц» (По роману И.А. Гончарова «Обломов»).

                                    «Штольц – ум, сила, уменье управлять собой, другими, судьбой… А я?.. я – Обломов»

Приёмы: Стадия вызова: кластер.

                 Стадия содержания: таблица-синтез, анализ эпизодов художественного текста.

                 Стадия рефлексии: синквейн.

 Цели: Создание целостного представления о нравственной и художественной значимости образов Обломова и Штольца и о способах выражения авторской позиции в тексте эпического произведения.

Задачи:

Обучающие:

1. развить умение работать с текстом;

2. научить логически строить высказывания на основе прочитанной информации.

Развивающие:

1. отрабатывать методику развития критического мышления через использование приёмов; соблюдение основных стадий ТРКМ;

2.   развить основы систематизации полученных знаний;

3. стимулировать навык критического мышления и самостоятельного осмысления текста.

Воспитательные:

Оснащение: тексты романа.

  Ход:

Слово учителя.

Как часто каждому из нас приходилось восклицать: «так не должно быть! Этого нельзя допустить!» Эти слова – естественная человеческая реакция на абсурдность какой-либо критической ситуации. А если в центре этой ситуации оказывается близкий человек, мы готовы сделать всё возможное и невозможное, чтобы защитить, спасти его.

В основе сюжетной линии романа И.А.Гончарова «Обломов» - подобная ситуация. Не складывается судьба, разрушается личность человека, духовно и интеллектуально одарённого. Он сам осознаёт необходимость изменить что-то в себе, молит друга о помощи. Друг, достойный, искренне желающий помочь, делает всё, что в его силах, чтобы подарить счастье дорогому ему человеку. Но автор избирает для героя романа драматичную судьбу.

1.Создание кластера №1 (стадия вызова): «Причины, породившие состояние дисгармонии героя с миром»

В процессе обсуждения расширяем перечень и заполняем таблицу (стадия содержания):

- причины, породившие апатию;

- неумение героя разобраться во внутренних противоречиях;

- утрата веры в себя;

- неумение любить и ценить себя;

- отсутствие высокодуховной цели, идеи;

- круг общения;

- окружающая обстановка;

- сформировавшееся в детстве идеалистическое отношение к жизни.

Познакомившись с Обломовым, сформировав представление о его индивидуальности и личностных качествах, мы можем предположить и то, каким должен быть человек, чтобы ему по силам было пробудить душу Обломова.

Это должен быть человек, по масштабу личности, по душевным качествам равный Обломову, которому Обломов доверяет, близкий, дорогой его сердцу.

Мог ли такой человек, как Штольц, пробудить душу Обломова?

2.Создание кластера №2 (стадия вызова): «Обломов и Штольц: критерии для сопоставления».

Работа в группах.  (Стадия осмысления).

1группа: авторская характеристика образа жизни Обломова и Штольца.

2 группа: отношение с родителями.

3 группа: отношение к учению.

4 группа: отношение к службе и к обществу.

5 группа: понимание любви.

Штольц избрал верное средство для того, чтобы пробудить в душе Обломова живые чувства: нет более всемогущей силы. чем любовь. Но, думая о любви, Штольц мыслил о возвышенном романтическом чувстве. И Обломов сначала тоже был убеждён, что его душа ждала именно такой привязанности, но, пройдя через страдания, переболев чувством к Ольге, он осознал, что всё его существо жило мечтой совсем о другой любви, безмятежной, не знающей потрясений, обволакивающей тишиной и покоем.

«Ты погиб, Илья!... Погиб!...Ты добр, умён, нежен, благороден… и… гибнешь! Что сгубило тебя?.. Обломовщина…»

Используя материал, подобранный группами, заполняем таблицу.

. 3. Работа со статьями (по группам)

Проблема национального характера: философское осмысление.

 

1. Прочитайте фрагменты статей.

2. О каких психологических чертах как о типичных чертах русского и европейского типов характера пишут философы?

3. Заполните таблицу и сделайте вывод.

 

 

       Черты русского типа характера

Черты европейского типа характера

 

 

 

 

 

Константин Дмитриевич Кавелин  (1818-1885)

«Наш умственный строй»

 

          В основание европейской общественности легла сильно развитая личность. Личная независимость, личная свобода, возможно-нестесненная, всегда были исходной точкой и идеалом в Европе. Весь ее гражданский и политический быт, сверху донизу, был построен

на договорах, на системе взаимного уравновешения прав.

          Сильно поставленная индивидуальность тормозила дело политического и гражданского объединения. Поэтому европейская научная мысль обратилась  на выработку объективного права. Об индивидуальном, личном нечего было заботиться, оно и без того слишком выпукло заявляло себя всюду, и обстаивать его теоретически не было никакой надобности.

          Недоверчивость, подозрительность ко всему, что прямо или косвенно касалось внутреннего, психического мира, накопившиеся веками, придали критической стороне ума особенную тонкость, чуткость и преимущественно отрицательный склад.

          Имеет ли такая постановка вопросов и вся эта борьба с ее последствиями хоть что-нибудь общее с тем, что мы видели и видим у себя?

          Чрезмерным развитием личной энергии, железною стойкостью лица, его необузданным стремлением к свободе, его щепетильным и ревнивым охранением своих прав мы, кажется, никогда не имели повода хвалиться. Юридическая личность у нас, можно сказать, едва народилась и продолжает и теперь поражать своею пассивностью, отсутствием почина и грубейшим, полудиким реализмом.

          В нас аппетиты часто бывают развиты до болезненности, но нет ни охоты, ни способности трудиться, с целью удовлетворить им, бороться с препятствиями, отстаивать себя и свою мысль. Оттого, в ходе общественных и частных наших дел, нет ни обдуманной системы, ни даже последовательности, нет преемственности от поколения к поколению.

          Сменились люди, и дело пропадает; все идет совсем иначе, до тех пор, пока случай не натолкнет опять на то же дело другого человека, который выкопает его из-под спуда, стряхнет с него архивную пыль и опять пустит в ход, чтоб после него оно снова было брошено и забыто.

          Мы вечно фантазируем, вечно отдаемся первой случайной прихоти, меняя их беспрестанно. Мы жалуемся на обстановку, на злую судьбу, а особенно на всеобщее равнодушие и безучастие ко всякому доброму и полезному делу. Но ведь и всем, подобно нам, желалось бы, чтоб дело делалось само собою, чтоб жизнь несла нам дары труда и образованности без всякого с нашей стороны участия в черной работе. И вот, мы прячемся за ход вещей, за логику событий, которые должны работать за нас. Так и выходит на самом деле: все делается как-то само собою, помимо нас, но зато совсем не так, как бы нам хотелось. Стихийные силы, не заправляемые человеком, приносят нам, вместо того, о чем мы мечтаем, самые причудливые неожиданности.

            Излишнею пытливостью и смелостью мысли, чрезмерным напряжением и развитием умственной деятельности, перехватывающей через край, переступающей сильным размахом границы возможного, – этими недостатками мы тоже не страдаем. Напротив, мы слишком мало думаем, элемент мышления равен у нас почти нулю, не принимает почти никакого участия в наших делах и предприятиях, а потому и не входит определяющим, существенным элементом в наше миросозерцание и нашу практическую деятельность.

 

 

Иван Александрович Ильин (1883-1954)

«Творческая идея России»

                     

          Россию с её цивилизацией веками разрушали, потрясали, превращали в руины, тормозили, сдерживали, и потому русский народ заботился о внутренней культуре.

путь исторического становления… принёс русскому народу страдания, научил спокойно их воспринимать, с достоинством переживать и терпеливо с помощью смирения, молитвы, любви, созерцания, юмора превращать их в победу…

          История научила русского творчески переносить страдание и преодолевать его; однако о страдании русский знает очень много, так как является человеком чувств и идёт навстречу всем превратностям судьбы с открытым сердцем…

          Если западному европейцу хоть раз выпадет случай соприкоснуться с русской духовной культурой, пусть он сразу же подумает: «Здесь борется любящая и страдающая душа за своё совершенство; очень возможно, что ей это удастся; что ж, и неудачи кое-чему учат мир…»

          У русской культуры одна-единственная проблема: в ней сердце ищет преображения в страдании посредством свободного созерцания. Вот ключ к русской религии, позии, музыке, живописи – к русской душе.

          В истории известны народы волевые, с трезвым целенаправленным устремлением, установкой на извлечение выгоды и господство - таковы древние римляне.

          Знает история народы, склонные к чувственному созерцанию, народы, склонные к сверхчувственным мечтаниям, народы с религиозной одержимостью, народы с ясной сверкающей мыслью и народы с бессмысленным глубокомыслием, легкомысленные народы, склонные к удовольствиям, и твердолобые народы, склонные к вечным заговорам.

          У каждого из них свой, присущий им творческий акт, свой путь в истории и идеал.

Русский народ -  прежде всего народ чувства, и главный его творческий акт - акт сердца…

Вот почему тот, кто собирается воспитывать русский народ, должен начинать с его сердца, обратиться к силе его созерцания - если он не способен к этому (из-за собственного бессердечия и мелочного рассудка), ничтожно мало поймёт он в русском народе…

          Русский народ должен воспитывать свой национальный характер на основе свободного созерцания сердцем и созерцания совестью.

          Эта творческая идея вынашивалась и проводилась в жизнь в течение веков, если не тысячелетий. в жизнь она проводилась крайне медленно, так медленно, как, впрочем. возникает всё истинно великое и прекрасное в жизни, ибо медленно распускается цветок, медленно созидается семейный быт, медленно вызревает неповторимая народная культура.

 

 

 

 

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906 – 1999)

«О национальном характере русских»

 

          Бессмысленно спорить о том, принадлежит ли Россия Европе или Азии. К сожалению, такой вопрос изредка поднимался в Германии, Польше и некоторых других ближайших к вам странах, в которых наблюдалась определенная склонность изобразить себя пограничными стражами Европы. Русская культура распространяется на огромную территорию. Это культура едина.

          Русская культура – культура универсальная и терпимая к культурам других народов. Она всегда в своей глубочайшей основе была предана идее свободы личности.

          Большинство людей и на Западе до сих пор убеждены, что русским свойственна не только терпимость, но и терпение, а вместе с тем – покорность, безличность, низкий уровень духовных запросов. Нет, нет и нет! Русским свойственно стремление к воле.

          Одна черта, замеченная давно, действительно составляет несчастье русских: это во всем доходить до крайностей, до пределов возможного.

          …Петр Великий переносит столицу своей империи на самый опасный рубеж – к морю. Столица на самой границе своей огромной страны! – думаю, это единственный в своем роде случай в мировой истории.

А что говорить о многочисленных монастырях, которые все время двигались дальше и дальше в леса и на острова к Студеному морю?

          Хорошо это или плохо? Не берусь судить; но что Россия, благодаря этой своей черте, всегда находилась на грани чрезвычайной опасности – это вне всякого сомнения, как и то, что в России не было счастливого настоящего, а только заменяющая его мечта о счастливом будущем.

          Черт русского национального характера очень много. Существование их непросто доказать. Особенно если каждой черте противостоят как некие противовесы и другие черты: щедрости – скупость (чаще всего неоправданная), доброте – злость (опять-таки неоправданная), любви к свободе — стремление к деспотизму…

          Надо понять черты русского характера. Правильно направленные, эти черты – бесценное свойство русского человека.

 

 

4. Чья точка зрения ближе И.А.Гончарову (роман «Обломов»), вам? Обоснуйте.

 

5. Рефлексия: создание синквейна (пятистишия)  «Обломовщина – это…»

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»