Соковых Надежда Николаевна,
учитель русского языка и литературы
школы № 250 г. Санкт - Петербурга
Через вопросы - к осмыслению и размышлению…
Пояснительная записка.
В связи с тем, что современная школа перешла от эксперимента по введению ЕГЭ к внедрению его в систему Образования Российской Федерации, считаю использование тестирования как способ выявления знаний учащихся в процессе изучения и закрепления программного материала весьма удобным.
Цели, которые ставит учитель – предметник, используя тесты, сводятся к следующему:
1.Создавать условия учащимся для проверки теоретических знаний и закрепления их по предмету в комфортной психологической обстановке.
2. Способствовать применению практических навыков и умений (преобразовывать, интерпретировать изученный материал и т. д.) в разнообразных ситуациях.
3.Развивать логику мышления, умение выходить из ситуации выбора на конкретное решение.
Данное пособие включает вопросы по литературе для собеседования с учащимися за курс 9-10 классов.
Цели: выявить уровень их читательской и гражданской зрелости.
Данное пособие содержит Программу дополнительного образования
по русскому языку для 10 -11 классов « Пишем сочинение»
( можно использовать для элективного курса).
Содержание:
1.Тесты и вопросы на восприятие при изучении программы по литературе
в 8–9 классах.
Стр. 3-21
2.Вопросы по литературе для собеседования с учащимися 9 класса (можно использовать в качестве экзамена за курс девятилетней школы или при поступлении учащихся в 10 класс гуманитарного профиля).
Стр.21-24
3.Вопросы по литературе в 10 классе (для проведения промежуточной аттестации).
Стр.24-26
4.Программа дополнительного образования по русскому языку для 10-11 классов « Пишем сочинение».
Стр.27-30
Тесты к комедии « Ревизор» Н.В.Гоголя.
Тест №1
1. Какой из вариантов происхождения сюжета комедии « Ревизор» - верный:
а) сюжет придуман Н.В. Гоголем
б) сюжет подарен автору А.С.Пушкиным
в) сюжет взят из других источников (книг, газет)
2. Отметьте причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора.
а) рассказы Хлестакова
б) страх
в) недоразумение
г) известие о приезде ревизора
3.Отметьте черты, характерные для чиновников – персонажей комедий.
а) взяточничество
б) халатность
в) страх перед начальством
г) глупость
д) гостеприимство
е) использование служебного положения в личных целях
4.Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии.
а) юмор в) сатира
б) сарказм г) ирония
5. Отметить, какому персонажу комедии принадлежат слова: «И странно: директор уехал – куда уехал, неизвестно…пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет, мудрёно!..
После видят, нечего делать, - ко мне…»
а) Сквознику-Дмухановскому
б) Тряпичкину
в) Хлестакову
г) Ляпкину-Тяпкину
6. В какой момент Городничий произносит эти слова: « Тридцать лет живу на службе, ни один купец, ни подрядчик не мог провести, мошенников над мошенниками обманывал; пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду; трёх губернаторов обманул!..»?
а) перед тем, как отправиться с визитом в гостиницу
б) в момент, когда чиновники договариваются о даче взятки Хлестакову
в) в момент, когда узнаёт, что Хлестаков вовсе не ревизор
7. Кто по профессии был друг Хлестакова Тряпичкин?
а) чиновник
б) актёр
в) гувернёр
г) писатель
8.Как Хлестаков лишился отцовских денег?
а) вложил в выгодное дело
б) проиграл в карты
в) пожертвовал в сиротский приют
г) одолжил приятелю
9. В каком городе 19 апреля 1836 года состоялась на сцене премьера «Ревизора»?
а) в Москве
б) в Петербурге
в) в Таганроге
г) в Саратове
10.Куда ехал Хлестаков, остановившись в городе N?
а) в Петербург
б) в Тверскую губернию
в) в Москву
г) в Саратовскую губернию
Тест №2
1.Отметьте, какие социальные слои изображены в « Ревизоре».
а) чиновничество
б) духовенство
в) помещики
г) крестьянство
д) купечество
е) мещанство
2. Кто из героев комедии брал взятки борзыми щенками?
а) Городничий
б) судья Ляпкин – Тяпкин
в) смотритель богоугодных заведений
г) смотритель училищ Хлопов
3.Кому из героев принадлежит характеристика, данная Городничему: «Городничий глуп, как сивый мерин»?
а) Осипу в) смотрителю училищ Хлопову
б) Хлестакову г) почтмейстеру Шпекину
4. Отметьте, есть ли в комедии положительный герой?
а) нет, ни один персонаж не может быть назван положительным
б) Марья Антоновна
в) да, это разоблачительный смех самого Н.В. Гоголя
г) унтер - офицерша
5.Закончите реплику Хлестакова: « Ведь на то и живёшь, чтобы…………………………………………………………………………………………….».
6. Отметьте одну из особенностей композиции комедии
а) перегруженность комическими ситуациями
б) частая смена действия
в) появление фантастических персонажей
г) две развязки сюжета
7. Восстановите стрелочками « Кто есть кто»?
1.Антон Антонович Сквозник- 1. Судья
Дмухановский
2.Артемий Филиппович Земляника 2. Чиновник из Петербурга
3. Аммос Фёдорович Ляпкин – Тяпкин 3. Смотритель учебных заведений
4. Лука Лукич Хлопов 4.Городничий
5.Иван Александрович Хлестаков 5.Попечитель богоугодных заведений
8.Кто из чиновников в момент дачи взятки Хлестакову доносит на других и передаёт городские сплетни?
а) Ляпкин – Тяпкин
б) Земляника
в) Хлопов
г) Сквозник - Дмухановский
9.Как звали слугу Хлестакова?
а) Яков
б) Савелий
в) Архип
г) Осип
10.Почему пьеса завершается « немой сценой»? О чём, по вашему мнению, думают её участники? Дайте развёрнутый ответ.
Вопросы к зачёту по комедии А.С.Грибоедова « Горе от ума».
Билет №1
Декабрист А.П. Беляев вспоминал: « Комедия « Горе от ума» ходила в рукописи по рукам; слова Чацкого « все распроданы поодиночке» приводили в ярость».
Какие ещё слова из этого монолога могли вызвать сильные чувства у передовых современников? Какое впечатление производят эти слова сегодня? Далеко это от нас или всё-таки может иметь воздействие на сегодняшнего человека?
Билет №2
Современник А.С.Грибоедова О.Сенковский писал о « Горе от ума», что эта «комедия политическая» и отличается колкостью сатиры, с которой на сцену выведены политические понятия и привычки…Согласны ли вы, что эта комедия политическая, а творение А.С. Грибоедова отличается колкостью сатиры?
Обоснуйте свой ответ.
Билет№3
Известный театральный деятель П.М. Садовский писал: « Если Софья пустая и глупая, манерная и злая девушка, невольно возникает сомнение в уме Чацкого…»
Можете ли вы сказать, что Софья пустая и глупая, манерная и злая? Если «ДА», то докажите примерами из текста. Если же вы видите в Софье что-то привлекательное, приятное, то обоснуйте своё мнение о героине.
Билет№ 4
« Оптимизм – основная настроенность «Горе от ума». Какова бы ни была развязка, внутреннее бессилие фамусовского общества и сила Чацкого очевидны читателю и зрителю», - так писал Н.К. Писканов.
Какова развязка комедии « Горе от ума»? Она оптимистична или пессимистична? Обоснуйте свой ответ. Можете ли вы согласиться с мыслью о внутреннем бессилии «фамусовского общества»? Почему?
Билет № 5
Критик журнала « Вестник Европы» М.А. Дмитриев писал в 1825 г., что Грибоедову не удался характер Чацкого в его противопоставлении остальным персонажам, перед которыми «герой умничает, презирая их, и таким образом оказывается смешнее всех остальных»
Можете ли вы сказать, что Грибоедову не удался характер Чацкого? Может быть, вы тоже считаете его « смешнее всех остальных». Если нет, то опровергните это положение.
Билет№6
Что общего и что различного в отношении Софьи и Чацкого к фамусовскому обществу?
Билет № 7
Что определило любовный выбор Софьи Фамусовой? Что вы лично думаете
об этом?
Билет № 8
Кто, по вашему мнению, Чацкий: « лишний человек» или личность, не нашедшая своё место в жизни?
Билет№9
В разговоре с Чацким Софья говорит о Молчалине:
Конечно, нет в нём этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивет,
Который свет ругает наповал.
Какой «УМ» привлекает в ней Молчалина?
Билет№10
Докажите, что Молчалин имеет свою систему взглядов, свои убеждения, свои «таланты». Что имел в виду Чацкий, говоря об этом человеке, что он дойдёт « до степеней известных…»?
Билет№11
Кто из героев пустил сплетню о сумасшествии Чацкого, и почему она так быстро была подхвачена фамусовским обществом?
Билет№12
Какие чувства вызывают у вас Софья и Чацкий в последней сцене?
Билет№13
На примере одного из героев комедии докажите, что он (она) носит говорящую фамилию. Раскройте её смысл и характер этого героя (героини).
Билет № 14
Расскажите, как горе от любви и горе от ума переплелись и углубились в комедии, к какой развязке это привело?
Билет № 15
В чём смысл названия комедии « Горе от ума»? Слово «УМ» неоднократно звучит из уст разных героев комедии. Какое понятие вкладывает каждый из них в это слово?
Билет № 16
Как вы думаете, найдёт ли А.А. Чацкий «оскорблённому чувству уголок»? Есть ли в комедии намёк на то, что у него может быть круг единомышленников? Докажите это текстом.
Билет № 17
Почему, как вы думаете, комедия Грибоедова в 1824 году не была разрешена к напечатанию – на неё был наложен цензурный запрет? Комедия дошла до читателей в виде «списков» с цензурными поправками. В определённых общественных кругах, по словам С.Н. Бегичева, «грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет». Что это были за общественные круги? Что могло их восхищать?
Билет № 18
Что означают понятия « век нынешний» и « век минувший»? Какие черты «века минувшего» раскрыты в монологах Чацкого и Фамусова?
Билет № 19
Что вы узнали о Фамусове из комедии? Как он относится к крепостным? Как исполняет служебные обязанности? Что думает о воспитании и образовании дворянской молодёжи? Каков его нравственный облик?
Билет №20
И.А. Гончаров писал в статье «Мильон терзаний»: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей,в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей».
Прав ли И.А. Гончаров? Осознали ли люди фамусовского круга силу Чацкого и удар, нанесённый им «веку минувшему»?
Билет № 21
Против чего резко выступает Чацкий, и каковы его собственные идеалы, которые он провозглашает и отстаивает?
Тест по творчеству А.С.Пушкина.
1. Укажите, в каком городе родился А.С.Пушкин:
а) Петербург
б) Киев
в) Москва
г) Псков
2. Какая дата, связанная с основанием Лицея, не раз встречается в лирике А.С.Пушкина?
а) 5 мая
б) 21 октября
в) 1 января
г) 19 октября
3. Укажите, из какого стихотворения А.С. Пушкина взяты следующие строки:
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждёт любовник молодой
Минуты верного свиданья…
а) «К Чаадаеву»
б) « Вольность»
в) « Деревня»
г) « Вновь я посетил…»
4. Укажите, в ком из героев « Евгения Онегина» воплощён авторский идеал:
а) Евгений Онегин
б) Владимир Ленский
в) Татьяна Ларина
г) обобщённый образ молодого человека первой трети девятнадцатого века
5. Укажите, какое стихотворение было написано А.С. Пушкиным по случаю предстоящего экзамена в Лицее:
а) « К другу стихотворцу»
б) « Вольность»
в) « Деревня»
г) « Воспоминания в Царском Селе»
6. Укажите, чьи традиции использует А.С.Пушкин, описывая святочные гадания (5-я глава « Евгения Онегина»):
а) К.Н.Батюшкова
б) Е.А.Баратынского
в) Г.Р.Державина
г) В.А. Жуковского
7.Стихотворение « Я помню чудное мгновенье…» А.С.Пушкина посвящено:
а) М.Н. Раевской
б) А.П. Керн
в) Е.Н.Карамзиной
г) Е.П. Бакуниной
8. Укажите, в каком стихотворении А.С.Пушкин затрагивает проблему самодержавия, крепостного гнёта:
а) « Воспоминания в Царском Селе»
б) « Пророк»
в) « Деревня»
г) « На холмах Грузии…»
9) Укажите, какой художественный приём использовал А.С. Пушкин в выделенных строках:
Я Вас любил: любовь ещё, быть может,
В моей душе угасла не совсем;
Но пусть она Вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить Вас ничем…
а) инверсия
б) метафора
в) аллегория
г) эпитет
10. Кем слыл среди деревенских соседей Онегин?
а) настоящим барином
б) светским денди
в) опаснейшим чудаком
г) странным чудаком
11. Кем был Ленский?
а) мечтателем
б) поэтом
в) карьеристом
г) художником
12.Кого прочили в невесты Ленскому?
а) Татьяну
б) Ольгу
в) Елену
г) Полину
13.За что Ленский вызвал на дуэль Онегина?
а) за то, что тот любезничал с Татьяной
б) за то, что тот любезничал с Ольгой
в) за то, что тот опозорил его мундир
14. О ком сказал А.С.Пушкин: « …Любой роман // Возьмите и найдёте, верно, //Её портрет…»
а) о матери Татьяны и Ольги
б) о Татьяне
в) об Ольге
г) о няне Татьяны, Филипьевне
15. Найдите эпитеты и подчеркните (выпишите):
« Куда, куда вы удалились,//Весны моей златые дни?…»
…………………………………………………………………………
16.Какова композиционная роль сна Татьяны?
а) способствует углублению психологической характеристики Татьяны
б) предваряет именины Татьяны
в) является осью композиционной симметрии
г) предсказывает гибель Ленского
Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова.
1. Определите идею романа « Герой нашего времени».
а) Изображение социально – типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.
б) Осуждение типической личности дворянского круга и породившей его социальной среды.
2.В чём трагедия Печорина?
а) в конфликте его с окружающими
б) в неудовлетворённости окружающей действительностью и в свойственном ему индивидуализме и скептицизме
в) «в ясном понимании им своей противоречивости, пропасти между глубокостию натуры и жалкостью действий»
в) в безразличии ко всему, что окружает: к людям, событиям и т.д.
3.Определите, кому принадлежат приведённые характеристики:
а) честный, добрый, великодушный, скромный до уничижения, смиренный, верноподданный
б) недалёкий по уму, хвастливо – самолюбивый, фальшивый, с необоснованным самомнением, способный на подлость
в) высокая благородная душа, скептик, материалист, пессимист, честный, прямой, человечный
г) натура жертвенно- любящая, непосредственная, стихийно – страстная
д) умная, начитанная, благородная, нравственно – чистая
а) …………………………..
б)…………………………….
в)……………………………..
г)……………………………
д)…………………………………………………..
4. О ком из героев романа идёт рассказ:
Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана…
а) Грушницкий
б) Печорин
в) Максим Максимыч
г) Доктор Вернер
5. Определите, чей это портрет:
«…Он изучил все живые струны сердца человеческого…, был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок… Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде были вкус и опрятность, его худощавые маленькие красовались в светло – жёлтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета.
а) Грушницкий
б) Печорин
в) Вернер
г) Максим Максимыч
6. Какому событию предшествует данный пейзаж?
«…Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин. Я подошёл к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи»
а) гибель Бэлы
б) дуэль Печорина и Грушницкого
в) похищение Карагёза
г) выстрел Вулича
7. Печорина звали:
а) Максим Максимыч
б) Григорий Александрович
в) Сергей Александрович
г) Александр Григорьевич
Тесты к произведению « Мёртвые души» Н.В.Гоголя.
Тест №1
1) Кого из героев автор не относит к «мёртвым» душам?
а) Чичикова б) Плюшкина в) умерших крестьян г) Манилова
2) Кого из помещиков Чичиков посетил первым?
а) Собакевича б) Коробочку в) Плюшкина г) Ноздрёва д) Манилова
3) Кто из помещиков заломил Чичикову самую высокую цену за « мёртвую душу»?
а) Ноздрёв б) Собакевич в) Манилов г) Коробочка д) Плюшкин
4) Кому из героев свойственны такие черты, как цепкость, склонность к афёрам и авантюризм?
а) Ноздрёву б) Чичикову в) Плюшкину г) Собакевичу д) Коробочке
5) Н.В. Гоголь писал: « Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого».
Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме, указав цифрами над фамилией героя:
а) Плюшкин б) Коробочка в) Ноздрёв г) Собакевич д) Манилов
6) « Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак…
« Ой, баба!» - подумал он про себя». О ком он строил догадки?
а) Ноздрёв б) Собакевич в) Манилов г) Плюшкин д) Коробочка
7) К какому литературному жанру относится произведение Н.В.Гоголя?
а) роман б) притча в) повесть г) поэма
8) Во что играли Чичиков и Ноздрёв в произведении « Мёртвые души»
а) в шахматы б) в шашки в) в городки г) в карты
8) У кого из героев « Мёртвых душ» книга всегда была открыта на 14 странице?
а) у Ноздрёва б) у Плюшкина в) у Собакевича г) у Манилова
д) у Коробочки
9) Что, по мнению Гоголя, является второй (после дураков) бедой России?
а) бюрократы б) плохие мосты в) дороги г) взяточники
10) « Прореха на человечестве» - о ком так сказал Гоголь?
а) о Манилове б) о Собакевиче в) о Ноздрёве г) о Коробочке
д) о Плюшкине
11) С какой суммы началась финансовая карьера Чичикова?
а) с копейки б) с рубля в) с полтины г) с пяти рублей
12) Кто из героев Чичикову уступил « мёртвых душ» бесплатно?
а) Коробочка б) Ноздрёв в) Собакевич г) Плюшкин д) Манилов
Тест№2.
1) Определите жанр « Мёртвые души»:
а) повесть б) роман – хроника в) поэма г) роман
2) В произведении « Мёртвые души» главная тема –
а) жизнь помещиков б) жизнь чиновников в) жизнь крестьянства г) жизнь всей России
3)Для чего Чичиков скупал «мёртвых душ»?
а) для того, чтобы считаться богатым помещиком
б) для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысяч душ
в) для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых
г) для того, чтобы выиграть пари
4) Какой художественный приём использует автор в следующем описании?
…В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки;
заметнее всего высовывался оттуда кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога…
а) гипербола б) гротеск в) аллегория г) метафора
5) У кого из помещиков был в усадьбе « храм уединённого размышления»?
а) Плюшкин б) Коробочка в) Манилов г) Ноздрёв д) Собакевич
6) В « Повести о капитане Копейкине» Н.В. Гоголь:
а) показал отличие столичных чиновников от губернских
б) обобщил сатирическое изображение чиновничества
в) показал будущее главного героя Чичикова
г) сравнил судьбу защитника родины Копейкина с судьбой чиновников
7) Смысл названия произведения « Мёртвые души» заключается в том, что:
а) автор объявил « мёртвыми душами» всех крепостных крестьян
б) автор подробно описал афёру Чичикова
в) автор стремился создавать мистическое произведение
г) автор объявил « мёртвыми душами» крепостников и чиновников
8) Почему скупая Коробочка так сытно угощает Чичикова?
а) он приглянулся ей как жених
б) чтобы задобрить как будущего покупателя
в) боится, что Чичиков расскажет в городе о её скупости
г) из чувства благодарности, что он купил у неё « мёртвых душ»
9) В финале:
а) Чичикова арестовывают
б) Чичиков тайно уезжает из города
в) Чичиков вынужден жениться на дочке губернатора
г) Чичиков подаёт в суд на Ноздрёва за клевету и выигрывает его
10) Подробная история жизни какого помещика рассказана в произведении «Мёртвые души»?
а) Манилова б) Собакевича в) Коробочки г) Плюшкина д) Ноздрёва
11)Кто в произведении « Мёртвые души» рассказал «Повесть о капитане Копейкине»?
а) Чичиков б) Ноздрёв в) почтмейстер г) председатель казённой палаты
12)Как звали Чичикова?
а) Пётр Иванович б) Николай Иванович в) Павел Николаевич г) Павел Иванович
Вопросы на восприятие 2-6 глав « Мёртвых душ» Н. В.Гоголя.
2 глава.
1) Какое впечатление можно составить о Манилове ещё до встречи с ним в его доме? О чём говорит пейзаж Маниловки?
2)Гоголь пишет, что когда-то в армии Манилов считался образцовым офицером, носителем культуры. Какие факты опровергают это мнение? К чему сводятся духовные запросы и желания Манилова?
3)Как характеризует Манилова его речь, например: « майский день, именины сердца», «почтеннейший и прелюбезнейший», « наблюсти деликатность»?
4) Чем оборачивается « мягкость» и « любезность» Манилова в отношении к крестьянам?
5) Манилов очень растерялся, когда Чичиков предложил ему продать «мёртвые души», но потом согласился. Какие слова Чичикова (приведите их в пример из текста) оказались для него убедительными в пользу совершения данной « негоции»?
3 глава.
1) Как характеризует Коробочку её речь: « у тебя, как у борова, вся спина и бок в грязи», «где изволил засалиться», « возьми ихний кафтан»?
2) Как оправдывает Коробочка – помещица свою фамилию? Выпишите черты, характерные для неё:
жадность
недоброжелательность
хвастовство
тупость
скупость
любовь к кутежам и карточным играм
бережливость, прожектёрство (пустословие)
бестолковость
религиозность.
3) Как характеризует её тот факт, что она « третьего году протопопу уступила двух девок по сту рублей каждую»?
4) Как характеризует Коробочку то, что она знает всех умерших наизусть, а оценку своим крепостным даёт словами « всё славный народ»?
5) За что внутренне про себя Чичиков назвал её « дубинноголовой», уже даже начиная «выходить из себя»?
6) Какие убедительные слова нашёл всё-таки для неё Чичиков, чтобы она продала ему «мёртвых душ»? По сколько за штуку она их «уступила»?
7) Почему скупая помещица решила обильно угостить Чичикова?
4 глава.
1) Как характеризует Ноздрёва его речь: « такая бестия», « свинтус ты за это», « скотовод эдакой», « жидомор», « фетюк» - и то, что он через несколько минут малознакомому человеку говорит « ты»?
2) Что имел в виду Гоголь, называя Ноздрёва « многосторонним» и «историческим» человеком?
3) Выберите черты, свойственные Ноздрёву:
бестолковость
бесхозяйственность
вдохновенное враньё
бережливость
религиозность
жульничество и надувательство
деловитость
наглость
грубость
хвастовство
4) Удалось ли Чичикову, как ему мечталось, « даром кое-что выпросить» у Ноздрёва?
5) Как подтверждается в конце визита Чичикова к Ноздрёву определение, данное Гоголем в адрес последнего» исторический человек»?
6) Если учесть, что Гоголь своих героев делит на « расточителей» и « накопителей», то кем из них является Ноздрёв?
5 глава.
1) Известно, что вещи несут отпечаток характера человека, которому они принадлежат.
Как дом и вещи в доме Собакевича подчёркивают его сущность и в чём она состоит?
2) С каким зверем имеет этот герой портретное сходство? Через какие детали это подчёркивается?
3)Как характеризует этого героя то, что он ни об одном из городских чиновников не сказал доброго слова: председателя палаты назвал дураком; губернатора – разбойником; полицмейстера мошенником; прокурора - свиньёй?
4) Отметьте черты характера, свойственные этому герою:
жадность,
мечтательность
расточительность
сентиментальность
хищность
прожектёрство
любовь к кутежам и карточным играм
религиозность
любит вкусно и обильно поесть
цинизм
недоброжелательность
5)Является ли показателем любви и уважения к простым крестьянам то, что Собакевич в разговоре с Чичиковым оценивает их трудовые качества, или здесь кроется какой-то его умысел?
6) За что Чичиков про себя назвал его «кулаком»? « Расточитель» он или «накопитель»? Как отнёсся Собакевич к предложению Чичикова продать ему « мёртвых душ»? О какой цене договорились Чичиков с Собакевичем?
6 глава.
1) Какие чувства вызывает у читателя описание большого села и барского дома Плюшкина в этой главе?
2) Описание дома даётся на фоне старого сада. Какой художественный приём использует при этом Гоголь?
3) Чичиков долго гадал, впервые увидев Плюшкина, «мужик это или баба». Что во внешнем облике героя подчёркивает писатель?
4) В этой главе много знаков – символов: плесень, пыль, гниль, паутина, куча вещей в углу комнаты… «И до какой ничтожности, мелочности и гадости мог снизойти человек!»- восклицает Гоголь. Приведите примеры этой мелочности и ничтожности в поведении героя.
5) Манилов нежен с женой, мечтает о возвышенной дружбе; Ноздрёв выглядит «отцом родным» среди собак; Собакевич, по крайней мере, Чичикова назвал преприятным человеком; Коробочка сердобольна к заблудшим путникам. А каков Степан Плюшкин по отношению к крепостным крестьянам, близким? Какие знаки « гостеприимства» он оказал Чичикову?
6) Отметьте черты, характерные для Плюшкина:
сентиментальность
скупость
расточительность
подозрительность
прожектёрство
любовь к кутежам
сентиментальность
мелочность
недоброжелательность
7) Чем закончился визит Чичикова к Плюшкину? Удалась ли «негоция»?
8) «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет…все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом…», - пишет Николай Васильевич Гоголь. О чём он нас предупреждает?
Вопросы для собеседования с учащимися, поступающими в 10 класс гуманитарного профиля.
1. Кто ваш любимый поэт или писатель? Что привлекает вас в его творчестве?
Что читали данного автора? Дайте оценку одному из его произведений.
Что знаете наизусть?
2.Почему М. Ю. Лермонтов называет Печорина « героем…времени»? Кому из героев прочитанных вами произведений в 9 классе этот герой близок по восприятию жизни, поведению? Кто из них ближе вам и почему?
3.Над какими вопросами вас заставило задуматься произведение А. С. Грибоедова « Горе от ума»? Какой конфликт (социальный или любовный) вы считаете главным в произведении? Раскройте один из них.
4.Почему В.Г. Белинский назвал роман « Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»? Какие картины русской жизни нашли своё отражение в романе?
5. Удалось ли автору поэмы « Мёртвые души» изъездить с главным героем всю Россию? Почему так названо произведение? Кто или что стоит за его названием?
6. Дайте характеристику одному из героев поэмы « Мёртвые души». Какое место занимает данный герой в развитии сюжетной линии? Что высмеивает Гоголь в данном персонаже?
7.Каковы причины и последствия «хандры» Онегина в романе А.С. Пушкина?
Что опаснее, по-вашему, для общества: «хандра» Онегиных или «активность» Чичиковых?
8.Как выразилась «хлестаковщина» в комедии Н.В.Гоголя « Ревизор»? Кроме Хлестакова, кто из героев комедии является носителем «хлестаковщины»? Грустная или смешная эта комедия?
9.Назовите основные темы поэзии А.С. Пушкина. Что знаете наизусть? Какие знаете факты из биографии поэта? В чём вы видите непреходящее значение творчества Александра Сергеевича Пушкина?
10.Повесть « Капитанская дочка» - это повесть о любви или историческая повесть? Как развивается личный и социальный конфликты в произведении?
11.Кто из героев Д.И.Фонвизина «не хотел учиться, а хотел жениться»? Как вы понимаете смысл названия? Какие темы (проблемы) раскрывает в этом произведении драматург?
12.Эпос, лирика, драматургия. Какие из жанров вам больше нравятся? В чём их различие? Какие из произведений, изученных в 9 классе, произвели на вас большее впечатление и почему?
13.На каком из произведений А.С.Пушкина вы можете показать тему «маленького человека»? Какие чувства вызывает у вас этот образ? ( Только ли сочувствие?)
14. Как раскрыт образ Родины и образ русского воина в « Слове о полку Игореве»? В чём непреходящее значение основной идеи произведения для нашего времени?
15. Какие факты из биографии М.Ю. Лермонтова знаете? Какие мотивы нашли отражение в его творчестве? Почему поэзия М.Ю. Лермонтова в сравнении с поэзией А.С. Пушкина
менее оптимистична? Что знаете наизусть из стихотворений М.Ю. Лермонтова?
16. Какие чувства вызывает у вас образ Мцыри из одноимённой поэмы М.Ю. Лермонтова?
Как вы понимаете определение «романтический герой»?
17.Что такое « композиция» художественного произведения? Раскройте это понятие на одном из художественных произведений (назовите в нём экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку).
18.В курсе литературы 9 класса вы познакомились с разными литературными направлениями. Какими? Приведите примеры принадлежности того или иного произведения к тому или иному направлению.
19. Кто из русских писателей первый заговорил о способности простого человека любить не менее возвышенно, чем человек привилегированного общества? Какому писателю принадлежит высказывание: « И крестьянки любить умеют»? Расскажите эту грустную историю любви.
20. « Быть или не быть?»- вот в чём вопрос…Кому из литературных героев принадлежит данное размышление? Как называется это произведение, и кто его автор? Почему оно относится к жанру трагедии?
21. « Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…», - так писал В.Г. Белинский. Согласны ли вы с критиком? Дайте развёрнутый ответ.
Вопросы по литературе в 10 классе (для промежуточной аттестации)
1. Что такое образ «маленького человека в литературе»? Раскройте это понятие на одном из литературных персонажей?
2.В каких художественных произведениях раскрывается образ Петербурга? Докажите на конкретных примерах, что это город контрастов. Используйте произведения лирические, прозаические.
3.Способна ли сатира улучшить мир? Какие произведения XIXимеют сатирическую направленность? Назовите их авторов. Современны ли они для нас? Обоснуйте ответ на примере изученных произведений.
4.Раскройте понятие «обломовщина». В чем выражается особенность отношения автора к главному герою?
5. Что такое «нигилизм»? Как он отразился в облике и поведении героя романа «Отцы и дети»? Как, по-вашему, относится к нему автор.
6. Какие произведения XIXотражают проблему «отцов» и «детей»? Раскройте это понятие на одном из произведений.
7. Что представляет собой «темное царство» в пьесе А.Островского? В чем состоит пагубное влияние его на человека?
8. Некоторые критики не согласны с оценкой Катерины Добролюбовым, назвавшим ее «лучом света в темном царстве». А каков ваш взгляд на этот образ?
9. В чем состоит смысл названия поэмы Некрасова « Кому на Руси жить хорошо»? Как автор ответил на поставленный в заглавии вопрос?
10. Ваш любимый поэт. Основные темы его творчества. В чем, по-вашему, состоит особенность его творчества? Покажите это на одном из его стихотворений (анализ).
11. Каковы причины, по-вашему, преступления Раскольникова? В чем своеобразие характера романа? Какова роль Эпилога?
12.В чем особенность жанра романа – эпопеи? Покажите это на примере произведения «Война и мир» Л.Н.Толстого. Остановитесь подробно на проблематике, сюжете, системе персонажей данного произведения.
13. Раскройте образы «правдоискателей» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Как раскрывается в романе «истина» и «ложь?
14. Вожди истинные и мнимые: Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».
15. Мысль семейная в романе «Война и мир» (Ростовы, Болконские, Курагины).
16. Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
17. Проанализируйте один из рассказов А.П.Чехова по выбору (тема, идея, характеристика персонажей, роль деталей в изображении, авторская позиция, своеобразие художественных особенностей).
18. Одна из позиций Л.Н. Толстого – «непротивление злу насилием». Как раскрывается эта мысль в романе « Война и мир»? В каком другом произведении XIXвека через образ главного героя выражено противоречие этой идее?
19. Как раскрыта проблема «лишнего человека» в литературе второй половины XIXвека? Кто они эти герои? Охарактеризуйте одного из них.
20. Говорят, что есть «спасительная сила женской любви». Приведите пример этому из литературы второй половины XIXвека.
21. «Война» и «мир» - как они показаны в романе Л.Н.Толстого в общих и частных судьбах? Раскройте эти два основополагающих понятия в романе «Война и мир».
22. От чего зависит счастье человека? Как рассматривают понятия «счастливой» и «несчастной» судьбы писатели (поэты) – классики? (Рассмотреть на одном из произведений).
23. Комедия или драма, по–вашему, « Вишневый сад»? Проблематика данного произведения и система образов.
24. Ваше любимое произведение XIXвека. Произведите его анализ, выразите своё отношение к проблеме, поставленной автором.
25. Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов». Сравнительная характеристика.
Пояснительная записка.
Данный курс отвечает широким образовательным задачам современной школы.
Курс предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих овладеть умениями правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме – умениями, необходимыми не только для успешной сдачи выпускных экзаменов, но и для успешной созидательной деятельности во взрослой жизни.
Программа рассчитана на 70 часов.
Задачи курса:
- способствовать развитию литературно – творческих способностей и интереса к литературному творчеству;
-научить излагать свои мысли в связной форме, а также усиленное внимание уделить
вопросам теории, относящимся к построению связного текста разных жанров;
- познакомить учащихся с тем, как писатели работают над своими произведениями, а также с элементами теории и техникой сочинительства;
- формировать речевые навыки.
Особенность курса состоит в том, что он не отражает какой- то отдельный раздел русского языка.
Он опирается на данные филологических дисциплин и прикладных предметов, таких как: литературоведение, стилистика, редактирование, культура речи и др.
Специфика курса состоит в том, что все рассматриваемые вопросы имеют практическую направленность. В ходе реализации программы преподаватель использует методы и приёмы, связанные с самостоятельными поисками и наблюдениями учащихся.
В условиях проведения занятий по дополнительному образованию есть реальная возможность учитывать индивидуальные способности учащегося. Таким образом, создаются условия для развития творческой, познавательной активности школьников и
решения задач дифференцированного обучения.
Программа рассчитана на 2 года обучения ( по 1 занятию в неделю) или на 1 год обучения
( по 2 занятия в неделю).
Занятия целесообразно строить так, чтобы устная работа перемежалась с письменной и у ученика была возможность для самостоятельной работы над письменным или устным сочинением с последующим обсуждением выполненной работы.
В основе данной системы положена идея совершенствования
умений, таких как: писать на определённую тему, раскрывать основную мысль сочинения, собирать материал и систематизировать его, строить сочинение в определённой композиционной форме, корректировать написанное.
Используемая литература:
В.В.Виноградов « Проблема авторства и теория стилей»,- М.,1991г.
Н.А.Пленкин « Стилистика русского языка в старших классах», М.,1995 г.
А.Илиади « Природа художественного творчества», М. , 1995 г.
Т.А..Ладыженская, Т.С. Зепалова «Развивайте дар слова», М., 1982г.
Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова «Теория и практика сочинений разных жанров»,-
М., Просвещение, 1982 г.
Е.И.Анненков и др. « Анализ художественного произведения», М 1987 г.
М.Н.Кожина « Стилистика русского языка»,1983 г.
В.И.Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик « Развитие речи: теория и практика обучения», М., 1991г.
Планирование курса:
1. Введение. Значение курса, его задачи. Повторение изученного о теме и основной мысли высказывания. Способы раскрытия основной мысли в сочинении. Эпиграф. Тема и жанр.
2 часа.
2. Сочинения на основе летних впечатлений учащихся. 2 часа.
3. Школьный бюллетень. 2 часа.
4. Тезисы и конспект, их отличие от плана. Простой и сложный план. 2 часа.
5.Доклад и его особенности. Подготовка доклада. 2 часа.
6.Цитирование. 2 часа.
7. Сочинение на литературную тему. 2часа.
8.Литературные заголовки к произведению. 2 часа.
9 – 10. Репортаж. 4 часа.
11. Интервью. 2 часа.
12. Сочинение на свободную тему. 2 часа.
13. Совершенствование написанного материала. 2 часа.
14.Библиография. Аннотация. 2 часа.
15. Отзыв как разновидность ученических сочинений. 2 часа.
17-18 .Сочинение – рецензия на рассказ. 4часа.
19-20. Отзыв о кинофильме. 4 часа.
21-22. Описание местности. 4 часа.
23-24. Путевые заметки. 4 часа.
25-26.Портретный очерк. 4 часа.
27. Сравнительная характеристика. 2 часа.
28-29. Рассуждение проблемного характера. 4 часа.
30. Статья в газету. 2 часа.
31-32. Рассказ с необычным построением. 4 часа.
33.Юмористический рассказ. 2 часа.
34. Фельетон. 2 часа.
35 Устный рассказ. 2 часа.
В конце курса объявляется конкурс на лучшее жанровое сочинение.