Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

СПП с придаточными обстоятельственными

Шевченко Людмила Ефимовна,
учитель литературы ГБОУ ЦО №133
Невского района Санкт-Петербурга

Технология «творческая мастерская»

Сопутствующая тема – образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина

«Евгений Онегин»

Цели:

1.Повторение всех видов сложных предложений;

2.Решение проблемного  вопроса: как определить в СПП придаточные  обстоятельственные?

3.Формирование  навыка постановки знаков препинания  в СПП  и  определение  типов  придаточных предложений.

(изъяснительные, определительные  и  обстоятельственные)

Образовательные задачи:

  1. 1. Составление связного рассказа на лингвистическую тему (по видам СПП).

Развивающие задачи:

  1. 1. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости.

Воспитательные задачи:

  1. 1. Воспитание любви к творчеству А. С. Пушкина. Воспитание уважения к труду

Товарища, развитие чувства взаимопомощи.

Оборудование:

  1. 1. Карточка с тестовым заданием. 3. Интерактивная  доска.
  2. 2. Портрет А. С. Пушкина. 4.Толковый  словарь С. И. Ожегова

 

Ход урока:

I. Оргмомент. (слайд 1)

П. Целеполагание. (слайд 2)

- Сегодня мы повторим тему «СПП», вспомним все виды придаточных, средства связи, особенности некоторых придаточных, еще раз поупражняемся в составлении схем. Поможет нам в этом роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

 

III.  Обобщение и систематизация знаний по теме.

1.  Работа с текстом. (текст спроецирован на интерактивную доску без знаков препинания и с пропущенными буквами)

-- Чего не хватает в тексте? (знаков препинания и пропущенных букв)

-- Задание ученику у доски: вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.

A) Чтение текста учеником с выполнением  заданий  по  тексту..  (слайд 5)

( 2 ученика  у  доски,  помогая  друг  другу )

(1)Есть очень красивая древнегреческая легенда. (2)Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. (3)Она выглядела настолько живой, что, казалось, вот-вот заговорит. (4)Но скульптура молчала. (5)А творец ее заболел. (6)Он занемог от любви к своему чудесному созданию. (7)Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о прекрасной женщине, в неё вложил всю душу. (8)И он терзался от того, что никогда не станет мраморная девушка живой. (9)И настолько сильна была эта странная любовь, что боги сжалились над ним и оживили скульптуру.

(10)Очевидно, в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. (11)Возможно, так случилось и с Пушкиным. (12)Работая над романом «Евгений Онегин», он вдруг почувствовал, какая чудесная девушка оживает под его пером. (13)И на многих страницах невольно признается: «Я так люблю Татьяну милую мою».

 

Б) Беседа.   (слайд 6)

- Текст ли это? Докажите. - В каком стиле написан текст? - Сколько частей в  тексте?

- Связаны ли  части одной мыслью, темой?

1.Комплексное повторение. (слайд 7)

-- Почему слово древнегреческая пишется слитно? Какая это часть речи?

-- Как вы понимаете смысл слова изваял из  2  предложения?

Проверьте себя по Толковому словарю С. И. Ожегова.

( Изваять – ваять – лепить из глины, высекать из камня, дерева или отливать из металла скульптурные изображения)

П. Работа с предложениями.

Варианты  заданий  написаны  на  доске

-- Задание  остальным учащимся: запишите в тетрадь и произведите разбор предложений по вариантам ( варианты  по  выбору) определяя виды придаточных.  Начертите  схемы к ним.

ВАРИАНТ 1 предлож-я - 7 предл. –ПП, однор. Сказ. 10 предл. –с вв. сл СПП (с опред).

[ сущ. ], ( когда), – определит..

ВАРИАНТ 2 предлож-я -11 предл.– ПП, вв. сл.12 предл.– обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, СПП( с изъясн)

[ глаг ], (какая )– изъяснит.

Лингвистический рассказ.

1 ВАРИАНТ   (Лингвистический рассказ ученика  о СПП с придат-ым определ-ным.

2 ВАРИАНТ  (Лингвистический рассказ ученика  о СПП с придат-ым изъяснит-ым.

 

Запишите одну из микротем  текста, используя ужатия.

(Абзацы по выбору уч-ся )

 

А.С.Пушкин, работая над романом» Евгений Онегин, как древнегреческий ваятель, влюбился в  творение, (которое  создал  сам.)

[   сущ.  ], ( которое  ).СПП с прид. определит.

-- Какие  ещё СПП  у вас получились?

 

(Когда А.С.Пушкин  работал над романом «Евгений Онегин»), он создал образ

чудесной  девушки и влюбился в  него.

( Когда ) , [              ],                СПП с прид. обстоятельст.  времени.

Ш.    Цифровой  диктант      (  1  или  0 )

  • Верно  ли  утверждение, что:
  • 1. Союзы что, если, где – подчинительные?
  • 2. Прид. опред-ные отвечают на вопросы  как? где?..
  • 3. Предложение – это синтаксическая единица?
  • 4. Союз  однако – подчинительный?
  • 5. Двусоставное  предложение  может  быть

неопределенно-личным?

  • 6. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы  косвенных  падежей?

7. В предложении  Она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на  бледном небосклоне звезд исчезает хоровод.

первая часть – придаточное  предложение?

8. [     ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения  с  придаточным  определительным?                                    101-00-101

1У. МАТЕРИАЛ    ДЛЯ   НАБЛЮДЕНИЯ  ( СЛАЙД 13)                                                                        .

  • - А теперь предлагаю разобрать это предложение:    Написать на доске  самой

(Когда  А.С.Пушкин  работал  над романом «Евгений Онегин»), он создал образ     чудесной  девушки и влюбился в  него.

( Когда ) , [              ],                СПП с прид. обстоятельст.  времени.

 

-Какой вопрос следует задать от главного предложения  к  придаточному?

  • - А  это вопрос  какого  второстепенного  члена  предложения?
  • - На что указывают  обстоятельства в  предложениях? ( место, время…)
  • - И тогда  на  какие  вопросы  должны  отвечать  придаточные обстоятельственные?
  • - А  какие  союзы  и союзные  слова  должны  связывать  главное  и придаточное  предложение  в  СПП  с  придаточными обстоятельственными?

[       ],         (       )       У  доски  ученик  для  всех.

Начертите  схему  в  тетради  и  впишите  союзы, которыми  присоединяются  придаточные  обстоятельственные.

 

У. Делает  вывод  ученик сначала самостоятельно,  потом  СЛАЙД

Сложноподчиненным предложением с придаточным  обстоятельственным называется такое предложение, в котором придаточная часть относится ко всей главной, отвечает на вопросы: как?, когда? почему?, по какой причине?, с какой целью? где?... и  присоединяется  при  помощи  союзов  или союзных  слов: потому  что, когда, так  как, если,  где,   куда, вследствие  того  что,   хотя,   несмотря на то что, ….

У1. ПОТРЕНИРУЕМСЯ (Тест ) Работа по вариантам

Выполнение  тестовой  работы. Зачитайте  СПП придаточные  предложения, выписанные в  тетради  дома  из  анализируемых  глав  романа.

 

1 ВАРИАНТ                                                             2 ВАРИАНТ

Выпишите  только по одному  СПП, с  придаточным  обстоятельственным.

А) Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

(Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас)…

Придат. обстоятельственное  усовия

Б) Ужель та самая Татьяна,

(Которой он наедине,

В начале нашего романа,

В глухой, далекой стороне,

В благом пылу нравоученья,

Читал когда-то наставленья?)

Придат.определит

В) И неотвязчивый лорнет

Он обращает поминутно

На ту, (чей вид напомнил смутно

Ему забытые черты.) Придат.определит.

Г) Промчалось много, много дней

С тех пор,( как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне.) Придат. определит.

 

Е) Онегин, помните ль тот час,

(Когда в саду, в аллее нас

Судьба свела, и так смиренно

Урок ваш выслушала я?)

Придаточ.определит

Ж) Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод…

Обстоят. врем

З) …Я выбрал бы другую,

(Когда б я был, как ты, поэт).

обстоятельственное  условия

И) Но  что  подумала Татьяна,

(Когда узнала меж гостей

Героя нашего романа).

обстоят. времени

 

К) (Когда же няня собирала

Для Ольги на широкий луг

Всех маленьких ее подруг),

Она в горелки на играла… обстоят. врем

Л) Но прежде просит позволенья

Пустынный замок навещать,

(Чтоб книжки здесь одной читать).

Обстоят.  цели

 

М) (Хоть он глядел нельзя прилежней),

Но и следов Татьяны прежней

Не мог Онегин  обрести. обстоят.  уступки

Н) (Куда поедет наш Евгений),

Теперь узнать  нам недосуг

обстоят.  места

 

11.     ЗАПОМНИТЕ                    ( СЛАЙД 16)

Союз когда может иметь не только временное, но   и  условное значение, так  как  он  без ущерба для смысла  может  быть  заменен  союзом  если.

Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

«Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый, —

То, верно б, кроме вас одной

Невесты не искал иной».

 

12.   Работа над фрагментами сочинения на  лингвистическую  тему   Слайд

Этот фрагмент использовать  в  работе  над  сочинением.

 

13  КОНСТРУИРОВАНИЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЙ ( СЛАЙДЫ 18 -19)

идеал, Для, Татьяна -, русской, Пушкина, женщины .

образ, Этот, будет, женский, вечен,

потому  что, искренность,  в, всегда, девушке, ценится, глубина чувств, и, целомудренная чистота.

Задайте  к  составленному сложному предложению развернутый вопрос.

Помните об этом, дорогие наши девочки!

13.Подведение  итогов  урока, оценивание учебных достижений учащихся.

Игра « Закончите  предложения»   (устно)         ( Слайд 20 )

  • — Придаточные  обстоятельственные  указывают  на  время, ...
  • — Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы  второстепенного ….
  • — Придаточные обстоятельственные присоединяются к главному предложению  при помощи...
  • — Придаточные обстоятельственные предложения относятся  ко  …

 

Д/з 1.     Составить связный  рассказ  на  лингвистическую тему   о  видах  СПП, доказать примерами из романа  « Евгений   Онегин»

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»