СПП с придаточными обстоятельственными
Шевченко Людмила Ефимовна,
учитель литературы ГБОУ ЦО №133
Невского района Санкт-Петербурга
Технология «творческая мастерская»
Сопутствующая тема – образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина
«Евгений Онегин»
Цели:
1.Повторение всех видов сложных предложений;
2.Решение проблемного вопроса: как определить в СПП придаточные обстоятельственные?
3.Формирование навыка постановки знаков препинания в СПП и определение типов придаточных предложений.
(изъяснительные, определительные и обстоятельственные)
Образовательные задачи:
- 1. Составление связного рассказа на лингвистическую тему (по видам СПП).
Развивающие задачи:
- 1. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости.
Воспитательные задачи:
- 1. Воспитание любви к творчеству А. С. Пушкина. Воспитание уважения к труду
Товарища, развитие чувства взаимопомощи.
Оборудование:
- 1. Карточка с тестовым заданием. 3. Интерактивная доска.
- 2. Портрет А. С. Пушкина. 4.Толковый словарь С. И. Ожегова
Ход урока:
I. Оргмомент. (слайд 1)
П. Целеполагание. (слайд 2)
- Сегодня мы повторим тему «СПП», вспомним все виды придаточных, средства связи, особенности некоторых придаточных, еще раз поупражняемся в составлении схем. Поможет нам в этом роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
III. Обобщение и систематизация знаний по теме.
1. Работа с текстом. (текст спроецирован на интерактивную доску без знаков препинания и с пропущенными буквами)
-- Чего не хватает в тексте? (знаков препинания и пропущенных букв)
-- Задание ученику у доски: вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.
A) Чтение текста учеником с выполнением заданий по тексту.. (слайд 5)
( 2 ученика у доски, помогая друг другу )
(1)Есть очень красивая древнегреческая легенда. (2)Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. (3)Она выглядела настолько живой, что, казалось, вот-вот заговорит. (4)Но скульптура молчала. (5)А творец ее заболел. (6)Он занемог от любви к своему чудесному созданию. (7)Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о прекрасной женщине, в неё вложил всю душу. (8)И он терзался от того, что никогда не станет мраморная девушка живой. (9)И настолько сильна была эта странная любовь, что боги сжалились над ним и оживили скульптуру.
(10)Очевидно, в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. (11)Возможно, так случилось и с Пушкиным. (12)Работая над романом «Евгений Онегин», он вдруг почувствовал, какая чудесная девушка оживает под его пером. (13)И на многих страницах невольно признается: «Я так люблю Татьяну милую мою».
Б) Беседа. (слайд 6)
- Текст ли это? Докажите. - В каком стиле написан текст? - Сколько частей в тексте?
- Связаны ли части одной мыслью, темой?
1.Комплексное повторение. (слайд 7)
-- Почему слово древнегреческая пишется слитно? Какая это часть речи?
-- Как вы понимаете смысл слова изваял из 2 предложения?
Проверьте себя по Толковому словарю С. И. Ожегова.
( Изваять – ваять – лепить из глины, высекать из камня, дерева или отливать из металла скульптурные изображения)
П. Работа с предложениями.
Варианты заданий написаны на доске
-- Задание остальным учащимся: запишите в тетрадь и произведите разбор предложений по вариантам ( варианты по выбору) определяя виды придаточных. Начертите схемы к ним.
ВАРИАНТ 1 предлож-я - 7 предл. –ПП, однор. Сказ. 10 предл. –с вв. сл СПП (с опред).
[ сущ. ], ( когда), – определит..
ВАРИАНТ 2 предлож-я -11 предл.– ПП, вв. сл.12 предл.– обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, СПП( с изъясн)
[ глаг ], (какая )– изъяснит.
Лингвистический рассказ.
1 ВАРИАНТ (Лингвистический рассказ ученика о СПП с придат-ым определ-ным.
2 ВАРИАНТ (Лингвистический рассказ ученика о СПП с придат-ым изъяснит-ым.
Запишите одну из микротем текста, используя ужатия.
(Абзацы по выбору уч-ся )
А.С.Пушкин, работая над романом» Евгений Онегин, как древнегреческий ваятель, влюбился в творение, (которое создал сам.)
[ сущ. ], ( которое ).СПП с прид. определит.
-- Какие ещё СПП у вас получились?
(Когда А.С.Пушкин работал над романом «Евгений Онегин»), он создал образ
чудесной девушки и влюбился в него.
( Когда ) , [ ], СПП с прид. обстоятельст. времени.
Ш. Цифровой диктант ( 1 или 0 )
- • Верно ли утверждение, что:
- • 1. Союзы что, если, где – подчинительные?
- • 2. Прид. опред-ные отвечают на вопросы как? где?..
- • 3. Предложение – это синтаксическая единица?
- • 4. Союз однако – подчинительный?
- • 5. Двусоставное предложение может быть
неопределенно-личным?
- • 6. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
7. В предложении Она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод.
первая часть – придаточное предложение?
8. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения с придаточным определительным? 101-00-101
1У. МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ ( СЛАЙД 13) .
- • - А теперь предлагаю разобрать это предложение: Написать на доске самой
(Когда А.С.Пушкин работал над романом «Евгений Онегин»), он создал образ чудесной девушки и влюбился в него.
( Когда ) , [ ], СПП с прид. обстоятельст. времени.
-Какой вопрос следует задать от главного предложения к придаточному?
- • - А это вопрос какого второстепенного члена предложения?
- • - На что указывают обстоятельства в предложениях? ( место, время…)
- • - И тогда на какие вопросы должны отвечать придаточные обстоятельственные?
- • - А какие союзы и союзные слова должны связывать главное и придаточное предложение в СПП с придаточными обстоятельственными?
[ ], ( ) У доски ученик для всех.
Начертите схему в тетради и впишите союзы, которыми присоединяются придаточные обстоятельственные.
У. Делает вывод ученик сначала самостоятельно, потом СЛАЙД
Сложноподчиненным предложением с придаточным обстоятельственным называется такое предложение, в котором придаточная часть относится ко всей главной, отвечает на вопросы: как?, когда? почему?, по какой причине?, с какой целью? где?... и присоединяется при помощи союзов или союзных слов: потому что, когда, так как, если, где, куда, вследствие того что, хотя, несмотря на то что, ….
У1. ПОТРЕНИРУЕМСЯ (Тест ) Работа по вариантам
Выполнение тестовой работы. Зачитайте СПП придаточные предложения, выписанные в тетради дома из анализируемых глав романа.
1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ
Выпишите только по одному СПП, с придаточным обстоятельственным.
А) Поверьте: моего стыда Вы не узнали б никогда, (Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас)… Придат. обстоятельственное усовия |
Б) Ужель та самая Татьяна, (Которой он наедине, В начале нашего романа, В глухой, далекой стороне, В благом пылу нравоученья, Читал когда-то наставленья?) Придат.определит |
В) И неотвязчивый лорнет Он обращает поминутно На ту, (чей вид напомнил смутно Ему забытые черты.) Придат.определит. |
Г) Промчалось много, много дней С тех пор,( как юная Татьяна И с ней Онегин в смутном сне Явилися впервые мне.) Придат. определит. |
Е) Онегин, помните ль тот час, (Когда в саду, в аллее нас Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я?) Придаточ.определит |
Ж) Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод… Обстоят. врем |
З) …Я выбрал бы другую, (Когда б я был, как ты, поэт). обстоятельственное условия |
И) Но что подумала Татьяна, (Когда узнала меж гостей Героя нашего романа). обстоят. времени |
К) (Когда же няня собирала Для Ольги на широкий луг Всех маленьких ее подруг), Она в горелки на играла… обстоят. врем |
Л) Но прежде просит позволенья Пустынный замок навещать, (Чтоб книжки здесь одной читать). Обстоят. цели |
М) (Хоть он глядел нельзя прилежней), Но и следов Татьяны прежней Не мог Онегин обрести. обстоят. уступки |
Н) (Куда поедет наш Евгений), Теперь узнать нам недосуг обстоят. места |
11. ЗАПОМНИТЕ ( СЛАЙД 16)
Союз когда может иметь не только временное, но и условное значение, так как он без ущерба для смысла может быть заменен союзом если.
…Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
«Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, —
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной».
12. Работа над фрагментами сочинения на лингвистическую тему Слайд
Этот фрагмент использовать в работе над сочинением.
13 КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ( СЛАЙДЫ 18 -19)
идеал, Для, Татьяна -, русской, Пушкина, женщины .
образ, Этот, будет, женский, вечен,
потому что, искренность, в, всегда, девушке, ценится, глубина чувств, и, целомудренная чистота.
Задайте к составленному сложному предложению развернутый вопрос.
Помните об этом, дорогие наши девочки!
13.Подведение итогов урока, оценивание учебных достижений учащихся.
Игра « Закончите предложения» (устно) ( Слайд 20 )
- • — Придаточные обстоятельственные указывают на время, ...
- • — Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы второстепенного ….
- • — Придаточные обстоятельственные присоединяются к главному предложению при помощи...
- • — Придаточные обстоятельственные предложения относятся ко …
Д/з 1. Составить связный рассказ на лингвистическую тему о видах СПП, доказать примерами из романа « Евгений Онегин»