Урок №1и №2.
Тема 1 урока: «А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм».
Тема 2 урока: « Анализ стихотворений из «Книги стихов о Прекрасной Даме».
Цели и задачи
Образовательные:
1) Познакомить учащихся с биографическими сведениями А.А. Блока и началом его творческого пути.
2) Углубить представления учащихся о символизме на примере творчества поэта
Александра Александровича Блока.
Развивающие:
1)Упражнять в приёмах анализа поэтического текста, в умении видеть особенности творчества А.А.Блока.
2)Применять теоретические знания на практике.
Воспитывающие:
Воспитывать культуру мышления и интерес к русской литературе.
Подготовка к уроку:
1) Дома учащиеся повторяют лекцию « Символизм как литературное направление».
2) Задание по группам: подготовить выразительное чтение стихов и попытаться их проанализировать:
1гр. « Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»,
2гр.« Вхожу я в тёмные храмы…»,
3 гр. « Мы встречались с Тобой на закате…»,
4 гр. « Я и молод, и свеж, и влюблён…»
5 гр. « Я отрок, зажигаю свечи…».
Оборудование к уроку: Портрет А.А. Блока. Презентация « Блок и его эпоха»
Ход урока:
ЭПИГРАФ
…Блока я считаю не только величайшим поэтом первой
четверти ХХ века, но и человеком- эпохой, то есть самым
характерным представителем своего времени…
А.Ахматова.
Ход урока
Слово учителя:
-Эпоха конца 19 начала 20 века…
Что в это время переживает Россия? Что вы узнали об этом из предыдущих уроков?
I. (СТАДИЯ ВЫЗОВА).Ключевые слова: кризис, символизм,
художественные особенности, мировосприятие, лирический герой, двоемирие, Душа Мира, Прекрасная Дама.
(Ответы учащихся:
-Кризис во всех областях человеческой жизни:
естественнонаучный, такие открытия, как : определение массы электрона, исследования радиации, изобретение беспроволочной связи, открытие теории относительности, создание квантовой теории- привели многих к выводу:
« МАТЕРИЯ ИСЧЕЗЛА».
Кризис естественнонаучный повлёк за собой и кризис столкновения идей:
политических, философских, эстетических и т. д. Острейшие социальные конфликты
начала 20 века: три революции ( Первая русская революция 1904-05 г.г., Буржуазно-демократическая революция 1917г. , Великая Октябрьская социалистическая революция) и три войны:
Русско-японская 1904-05 г., первая мировая война 1914-18 г., Гражданская война 1918-20г.)
Учитель: Это был век, в который, говоря словами Александра Александровича Блока, к изучению творчества которого мы сегодня приступаем, человека охватывало:
…И отвращение от жизни ,
И к ней безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне…
И чёрная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
Показ1,2, 3 слайдов.
Учитель: Запишите тему урока в тетрадь: « Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм.» Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.А. Ахматовой, которая называла Блока « трагическим тенором эпохи».
Показ 4 слайда.
Современники Блока отмечали в его внешности красоту , благородство и спокойствие, сравнивая его с олимпийцем.
Невозмутимым олимпийцем Блок , конечно, никогда не был, его спокойствие было только кажущимся. Блок, как никто другой, мучительно ощущал социальное неблагополучие и ждал крушения старого мира.
II.СМЫСЛОВАЯ СТАДИЯ:
-Сегодня я буду вам рассказывать об этом поэте и обращаться к вашему читательскому опыту, к вашим представлениям об эпохе, в которую жил и творил поэт, к вашим знаниям о тех направлениях, которые сложились в русской литературе в начале ХХ века. Кроме того, мы прослушаем подготовленные вами дома стихи из «Книги стихов о Прекрасной Даме», попробуем определить особенности поэтики Блока – символиста.
Я попрошу вас вести записи в тетрадях, чтобы в процессе уроков по творчеству А.А. Блока перед вами выстроилось достаточно полное представление о поэте, эволюции его творческого пути, о его вкладе в историю русской литературы.
Вести записи попрошу , используя приём «ИНСЕРТА» на полях:
V – знал
+ - новое
- -думал иначе
? – не понял
Блок Александр Александрович[ 16 (28).ХI.1880, Петербург-7.VIII.1921, Петроград] – поэт, драматург, публицист.
До 1912г. он рос в семье деда учёного-ботаника А.Н. Бекетова, ректора Петербургского университета. Родители Блока разошлись ещё до его рождения. Отец Блока, как отмечал сам поэт, кроме специальной учёности ( он читал лекции по философии и юриспруденции
по кафедре государственного права в Варшавском университете), - талантливый музыкант, знаток изящной литературы и тонкий стилист. У Александра Львовича был крайне сложный, тяжёлый характер, вероятно, это и послужило причиной развода родителей. По свидетельству первого биографа А. А.Блока, его тётки М.А. Бекетовой, он был нервным, впечатлительным ребёнком, рано проявились в нём художественные наклонности и особая чуткость к явлениям природы, и, как писал сам Блок в автобиографии, он с раннего детства переживал постоянные приливы « лирических волн» и « сочинять» стал чуть ли не с пяти лет. Этому способствовала и атмосфера, царившая в семье : любовь к изящной словесности, поэтическому слову , к музыке .
« Сашура», как его называли , был окружён всеобщим вниманием и заботой. Его стремление к сочинительству всячески поощрялось в кругу его близких, особенно матерью, Александрой Андреевной.
И бабка, и мать, и две тётки поэта были писательницами и переводчицами. В детские и отроческие годы Блок « издавал» рукописные журналы, где пробовал свои силы в самых разных жанрах – от путевых заметок и фельетонов до переводов, пародий и стихов-, но никому , кроме матери, которая на всю жизнь осталась для него самым близким человеком, своих « писаний» не показывал.
«Серьёзное писание» началось лишь с семнадцати лет , после окончания Петербургской Введенской гимназии( 1898 г.).
1898-1900г.г. –первая пора творчества – период накопления опыта и поэтического самоопределения. Любимыми поэтами юного Блока были Жуковский, Полонский, Апухтин , Фет… Многие его стихи не выходят за пределы их влияния, а подчас являются всего лишь слабыми вариациями их произведений. Аллегории и символы, на язык которых поэт стремился перевести свои возвышенные настроения и восторженные чувства, следуют друг за другом непрерывной чередой:
Звезда - условный знак в пути,
Но смутно теплятся огни,
А за чертой - иные дни,
И к утру, к утру – всё найти!
По словам самого Блока, это всё «условные знаки»: и «далёкий путь», и смутно теплящиеся «огни», и « утро», означающее начало какой – то иной жизни, когда поэт сумеет всё найти. Стремление подменить действительность царством грёз, фантазий, иллюзий, « чудным сном» придаёт переживаниям поэта – а вместе с тем и его раннему творчеству – детски наивный, восторженно – мечтательный характер, противостоящий окружающей жизни, вызывающий интерес поэта только в той мере, в какой она могла питать его мечты, фантазии, иллюзии, ответить стремлению наяву увидеть свой « чудный сон».
Впоследствии из этих ранних стихов составился цикл «Ante Iucem»
( « До света»;1898 -1900), включённый позже в его Первую книгу «Стихов о Прекрасной Даме».
Лирика Жуковского и Фета с их идеей « двоемирия» была особенно близка психологическому состоянию поэта , сформировавшемуся в тёплой семейной атмосфере, которая «окутывала» Александра Блока и ограждала от « грубой жизни»., а также под влиянием матери, женщины религиозно – экзальтированной, мистически настроенной, с неустойчивой психикой.
Если уяснить характер воспитания Блока, то станет очевидно, что это было « сентиментальное воспитание», «скорее воспитание чувств, нежели воли», как пишет об этом М.А. Бекетова.
Позже в воспоминаниях А.Блока о тех годах, когда «всё давалось даром», будет звучать не только отрада, но и горечь. Поэт осознает, что нельзя жить так легко, спокойно и беззаботно, как некогда жил он, словно бы отгороженный от окружающего мира, от его бурь и тревог, оградой своей маленькой подмосковной усадьбы Шахматово и теплом родительского дома.
В 1898году гимназия была окончена, и Блок довольно безотчётно поступил на юридический факультет петербургского университета.Через три года, убедившись, что совершенно чужд юридической науке, он перевёлся на славяно – русское отделение историко-филологического факультета, который окончил в 1906 году.
Показ 5 слайда.
Но, как и гимназия ,университет не оставил заметного следа в жизни Блока. В это время он переживал сильнейшее увлечение театром, прослыл хорошим декламатором, даже мечтал о поступлении на большую сцену.
Показ 6 слайда.
Но в 1901 году театральные интересы уступили место интересам литературным. К этому времени Блок написал уже много стихов. Это лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намёков, иносказаний. Молодой Блок погружается в изучение идеалистической философии, в частности творений древнегреческого философа Платона, учившего, что кроме реального мира , есть ещё некий « сверхреальный», высший «мир идей». Им овладели, по его же собственному признанию, острые мистические переживания, волнение беспокойное и неопределённое .Он начал видеть в природе и в окружающей действительности какие-то непонятные ему, но тревожащие душу «знаки».
Такие ощущения были характерны для целого круга тогдашних молодых людей, попавших под влияние древней и новой идеалистической и религиозно – мистической философии.
Громадное впечатление произвели на молодого Блока стихи и философские сочинения Владимира Соловьёва – воинствующего идеалиста и мистика, « углубившего» учение Платона о « двоемирии».
Излагая воззрения Платона, Владимир Соловьёв говорил, что
«…в телесной и практической жизни нет ничего подлинного и достойного; всё подлинное и достойное пребывает в своей чистой идеальности за пределами этого нашего мира».
Наиболее близкой юному поэту была идея философа о существовании божественной Софии-Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить «землю» с «небом» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление. Живой отклик у Блока получила мысль Соловьёва о том, что в индивидуальной любви проявляется любовь мировая и сама любовь к миру открыта через любовь к женщине.
Вопрос учителя к учащимся:
-Исходя из названных мною психологических и идеологических черт, свойственных Блоку в этот период его жизни, к какому, по вашему мнению, из литературных направлений начала ХХ века мог он примкнуть?
( Ответы учащихся: К символизму. )
Учитель: Назовите основные признаки символизма.
( Ответы учащихся:
- Отрицание существования объективной реальности.
- Проповедь мира внутреннего, который отражается во внешнем мире.
- Идея Мировой Души, Вечной Женственности.
- В индивидуальной любви проявляется любовь мировая.
- Новая литература призвана стать теургической, т. е. посвящённой установлению мировой гармонии способом постижения истины).
Учитель : Как писал В. Иванов, « жрецы и поэты – одно и то же».
Показ 7 слайда.
С выходом в свет первого сборника Блок вступает в круг « маститых» поэтов, знакомится с Д. Мережковским, З. Гиппиус, К. Бальмонтом, В.Брюсовым, А Белым,
С. Соловьёвым и другими.
Показ 8 слайда.
Увлечение идеалистической философией Вл. Соловьёва и знакомство с такими сборниками нового искусства и новой поэзии, как «Северные цветы», - всё это и многое другое по - своему отозвалось, сплавилось и переосмыслилось Блоком.
Ожидание грандиозного преображения мира в его сознании всё теснее связывалось с нисхождением на землю Вечной Женственности.
Явлению ЕЁ, Таинственной Девы, Зари, Купины, Прекрасной Дамы, должны предшествовать некие знаки, доступные лишь духовному взору избранных.
Блок мучительно ощущал отсутствие гармонии в « страшном мире», его катастрофическую хаотичность . Не чувствовал он гармонии и в своей душе, а гармония была желанна, необходима, без неё трудно было жить.
Её принесла поэту Любовь. Любовь была призвана «заклясть хаос» не только в душе поэта, но и в окружающем его мире. Блок обожествлял Любовь, потому что она открывала ему сверхличный, высокий смысл жизни,а собственную жизнь Блок воспринимал только как часть «вселенской мистерии».
И этот смысл внесло в его жизнь чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери знаменитого учёного Д.И.Менделеева.
Имение Боблово Менделеевых находилось по соседству с имением Шахматово, где летом 1898г. А. Блок впервые познакомился со своей будущей женой.
Общее увлечение театром, участие в любительском спектакле, в котором Блок играл Гамлета, а Любовь Дмитриевна – Офелию, фруктовый сад, розовощёкая, золотоволосая девушка – всё это было воспринято им мистически и получило образно –символическое осмысление в свете религиозно –эстетической концепции
Вл. Соловьёва. Блок увидел в Любови Дмитриевне Менделеевой земное воплощение Красоты( Прекрасной Дамы).
Показ слайда 9
27 июля 1898г. было написано им первое стихотворение, продиктованное чувством к Любови Дмитриевне. Всего стихов, ею навеянных, ей посвящённых, будет более восьмисот. Три года он скрывал от неё, что пишет стихи, но даже и после этого признания она «не узнавала себя в них ,не находила…», слишком высоко возносил её поэт и слишком самозабвенно обожествлял. О том, насколько в то время Блок был увлечён своими мистическими фантазиями о « Вечно женственном» и его божественном воплощении в облике Л.Д. Менделеевой, свидетельствует её неотправленное письмо( относящееся к 1902г.), в котором она гневно выговаривает поэту, что вовсе не собирается отступиться от своих человеческих прав во имя какого – то возвышенного, но бесплотного и крайне далёкого ей идеала. Лишь через 4 года, в августе1903 г., в церкви, недалеко от Шахматова, состоялось их венчание.
Мировидение этого периода юного Блока воплощено им в Первой Книге « Стихов о Прекрасной Даме», основное содержание которой составляют сложные взаимоотношения лирического героя с Прекрасной Дамой и гимны в честь ЕЁ.
Книга вышла в октябре 1904 г. в издательстве «Гриф»( 93 стихотворения).Открывалось это первое издание « Стихов о Прекрасной Даме» эпиграфами из Вл. Соловьёва( Вся ТЫ в лучах, как полярное пламя, Тёмного хаоса светлая дочь!..») и Валерия Брюсова( «Молчанье строгое храня, Я вдруг завижу лик знакомый. И трепет обожжёт меня…»)-
Эти эпиграфы говорят о том, кого именно поэт, слагавший стихи о Прекрасной Даме, выбрал в то время себе в учителя. Оценки критиков, единодушно отмечавших новаторский характер сборника, отличались противоречивостью. Некоторые из символистов, например А.Белый, ставили творчество Блока в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. Общим для Блока и его окружения ( связь его с московским символистским кружком, с поэтами и прозаиками символистского направления – студентами Петербургского университета) было «чувство зорь» – ожидание вселенского чуда, грядущего преобразования человеческого Духа, которое представало в образе далёких и манящих «зорь».
Впоследствии мотив пробуждения от мистических предчувствий и томительных снов, мотив возвращения к реальной жизни и предчувствие другой бури, после которой, может быть, ничего не останется от былых грёз, фантазий , видений, станет одним из постоянных в творчестве Блока, обретёт важнейшее значение в его творческой биографии – как преодоление первого этапа его «трилогии вочеловечения» - так он определит весь свой творческий путь – и начало второго этапа, сложного, тяжёлого , необычайно трудного, и в то же время неизбежного и плодотворного.
-А теперь остановимся на некоторых стихотворениях из сборника «Стихов о Прекрасной Даме» и попытаемся проникнуть в художественный мир поэта.
III.СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А.БЛОКА ИЗ «КНИГИ СТИХОВ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ» ( работа в группах).
Заключительное слово учителя:
В 1911году Андрей Белый опубликовал книгу «Арабески», в которую включил статьи, полемически заострённые против Блока, некогда «изменившего» былым божествам и идеалам. Блок спокойно и решительно разъяснял Белому, ни в чём его не упрекая и НИ ОТ ЧЕГО в своём творчестве не отрекаясь: « таков мой путь…теперь, когда он пройден, я твёрдо уверен, что это должное и что все мои стихи вместе – « ТРИЛОГИЯ ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ» ( от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятию, «возмездию» - к рождению человека «общественного» художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный матерьял, вглядываться в контуры «добра и зла» - ценою утраты части души)… (1911).
И теперь мы можем составить ясное представление об основных этапах творческого пути Блока, о его созревании как человека «общественного», как художника, мужественно глядящего в лицо жизни. Блок считал, что самое высокое и прекрасное, что есть на земле и прекраснее чего быть не может, - это человек, и не случайно именно « вочеловечение» видел он как самое главное и основное в своём жизненном и творческом развитии.
IV.СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.
-Опираясь на содержание записей и на основе услышанного на уроке, попытайтесь ответить на вопросы:
1) Каким предстаёт перед нами образ возлюбленной в лирике А.Блока?
2) Как меняется образ Прекрасной Дамы в стихах А.Блока?
3) Какую роль играет цвет, звук и пространство в его поэзии?
4) Почему именно с именем Александра Блока Ю.Тынянов связывает понятие «лирический герой»?
- Если что – то непонятно, задайте вопросы учителю.
Д.З. Подготовить краткое сообщение по материалу записанной лекции « Темы и образы ранней лирики А.А. Блока». Читать материал по теме в учебнике Коровиной.
Подготовить выразительное чтение стихов: « Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», « В ресторане», « Фабрика». Проанализировать одно из этих стихотворений на выбор. Подумать над вопросом: « Как изменился характер творчества А.А. Блока после событий 1905 – 1907 годов?»