Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Соковых Надежда Николаевна

Урок №1и №2.
Тема 1 урока: «А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм».
 Тема 2 урока: « Анализ стихотворений из «Книги стихов о Прекрасной Даме».
Цели и задачи
Образовательные:
  1) Познакомить учащихся с биографическими сведениями  А.А. Блока и началом его творческого пути.
  2) Углубить представления учащихся о символизме на примере творчества поэта
Александра Александровича Блока.
 
 
Развивающие:
1)Упражнять в приёмах анализа поэтического текста, в умении видеть особенности творчества А.А.Блока.
2)Применять теоретические знания на практике.
 
 
Воспитывающие:
Воспитывать культуру мышления и интерес к русской литературе.
 
Подготовка к уроку:
1) Дома учащиеся повторяют лекцию   « Символизм как литературное направление».
2)  Задание по группам: подготовить выразительное чтение стихов и попытаться их проанализировать:
1гр. « Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»,
2гр.« Вхожу я в тёмные храмы…»,
3 гр. « Мы встречались с Тобой на закате…»,
4 гр. « Я и молод, и свеж, и влюблён…»
5 гр. « Я отрок, зажигаю свечи…».
 
Оборудование к уроку: Портрет А.А. Блока. Презентация « Блок и его эпоха»
           
                                              Ход урока:
 
 
                                                                                 
                                                                                              ЭПИГРАФ
                                               …Блока я считаю не только величайшим поэтом первой
                                               четверти ХХ века, но и человеком- эпохой, то есть самым       
                                               характерным представителем своего времени…
                                                                                                          А.Ахматова.
                                               Ход урока
Слово учителя:
-Эпоха конца 19 начала 20 века…
Что в это время переживает Россия? Что вы узнали об этом из предыдущих уроков?
 
   I. (СТАДИЯ ВЫЗОВА).Ключевые слова: кризис, символизм,
художественные особенности, мировосприятие, лирический герой, двоемирие, Душа Мира, Прекрасная Дама.
(Ответы учащихся:
-Кризис во всех областях человеческой жизни:
 естественнонаучный,  такие открытия, как : определение массы электрона, исследования радиации, изобретение беспроволочной связи, открытие теории относительности, создание квантовой теории- привели многих к выводу:
« МАТЕРИЯ ИСЧЕЗЛА».
 Кризис естественнонаучный повлёк за собой и кризис столкновения идей:
политических, философских, эстетических и т. д. Острейшие социальные конфликты
начала 20 века: три революции  (  Первая русская революция 1904-05 г.г., Буржуазно-демократическая революция 1917г. , Великая Октябрьская социалистическая революция)  и  три войны:
Русско-японская 1904-05 г., первая мировая война 1914-18 г., Гражданская война 1918-20г.)
  Учитель:          Это был век, в который, говоря словами Александра Александровича Блока, к изучению творчества которого мы сегодня приступаем, человека охватывало:
                                             …И отвращение от жизни ,
                                                И к ней безумная любовь,
                                                И страсть и ненависть к отчизне…
                                                И чёрная, земная кровь
                                                Сулит нам, раздувая вены,
                                               Все разрушая рубежи,
                                               Неслыханные перемены,
                                               Невиданные мятежи…
                                                                                                                                                        
Показ1,2, 3 слайдов.
 
Учитель: Запишите тему урока в тетрадь:  « Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм.» Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.А. Ахматовой, которая называла Блока «   трагическим      тенором эпохи».
 
Показ 4 слайда.
 
Современники Блока отмечали в его внешности красоту , благородство и спокойствие, сравнивая его с олимпийцем.
 
Невозмутимым олимпийцем Блок , конечно, никогда не был, его спокойствие было только кажущимся. Блок, как никто другой, мучительно ощущал социальное неблагополучие и ждал крушения старого мира.
 
II.СМЫСЛОВАЯ СТАДИЯ:
 
  -Сегодня я буду вам рассказывать об этом поэте и обращаться к вашему читательскому опыту, к вашим представлениям об эпохе, в которую жил и творил поэт, к вашим знаниям о тех  направлениях, которые сложились в русской литературе в начале ХХ века. Кроме того, мы прослушаем подготовленные вами дома стихи из «Книги стихов о Прекрасной Даме», попробуем определить особенности поэтики Блока – символиста.
 Я  попрошу вас вести записи в тетрадях, чтобы  в процессе уроков по творчеству А.А. Блока перед вами выстроилось достаточно полное представление о поэте, эволюции его творческого пути, о его вкладе в историю русской литературы.
Вести записи  попрошу , используя приём «ИНСЕРТА» на полях:
V – знал
+ - новое
-  -думал иначе
? – не понял
Блок Александр Александрович[ 16 (28).ХI.1880, Петербург-7.VIII.1921, Петроград] – поэт, драматург, публицист.
До 1912г. он рос в семье деда учёного-ботаника А.Н. Бекетова, ректора Петербургского университета. Родители Блока разошлись ещё до его рождения. Отец Блока, как отмечал сам поэт, кроме специальной учёности ( он читал лекции по философии и юриспруденции
по кафедре государственного права в Варшавском университете), - талантливый музыкант, знаток изящной литературы и тонкий стилист. У Александра Львовича был крайне сложный, тяжёлый характер, вероятно, это и послужило причиной развода родителей. По свидетельству первого биографа А. А.Блока, его тётки М.А. Бекетовой,  он был нервным, впечатлительным ребёнком,  рано проявились в нём художественные наклонности и особая чуткость к явлениям природы, и, как  писал сам Блок в автобиографии, он с раннего детства переживал постоянные приливы « лирических волн» и « сочинять» стал чуть ли не с пяти лет. Этому способствовала и   атмосфера, царившая в семье : любовь к изящной словесности, поэтическому слову , к музыке .
 « Сашура», как его называли , был окружён всеобщим вниманием и заботой. Его стремление к сочинительству всячески поощрялось в кругу его близких, особенно матерью, Александрой Андреевной.
И бабка, и мать, и две тётки поэта были писательницами и переводчицами. В детские и отроческие годы Блок « издавал» рукописные журналы, где пробовал свои силы в самых разных жанрах – от путевых заметок и фельетонов до переводов, пародий и стихов-, но никому , кроме матери, которая на всю жизнь осталась для него самым близким человеком, своих « писаний» не показывал.
«Серьёзное писание» началось лишь с семнадцати лет , после окончания Петербургской Введенской гимназии( 1898 г.).
1898-1900г.г. –первая пора творчества – период накопления опыта и поэтического самоопределения. Любимыми поэтами юного Блока были Жуковский, Полонский, Апухтин , Фет… Многие его стихи не выходят за пределы их влияния, а подчас являются всего лишь слабыми вариациями их произведений. Аллегории и символы, на язык  которых поэт стремился перевести свои возвышенные настроения и восторженные чувства, следуют друг за другом непрерывной чередой:
                                               Звезда - условный знак в пути,
                                               Но смутно теплятся огни,
                                               А за чертой - иные дни,
                                               И к утру, к утру – всё найти!
По словам самого Блока, это всё  «условные знаки»: и «далёкий путь», и смутно теплящиеся «огни», и « утро», означающее начало какой – то иной жизни, когда поэт сумеет всё найти. Стремление подменить действительность царством грёз, фантазий, иллюзий, « чудным сном» придаёт переживаниям поэта – а вместе с тем и его раннему творчеству – детски наивный, восторженно – мечтательный характер, противостоящий окружающей жизни, вызывающий интерес поэта только в той мере, в какой она могла питать его мечты, фантазии, иллюзии, ответить стремлению наяву увидеть свой « чудный сон».
 Впоследствии из этих ранних стихов составился цикл  «Ante Iucem»
( « До света»;1898 -1900), включённый позже в его Первую книгу «Стихов о Прекрасной Даме».
 
Лирика Жуковского и Фета с их идеей « двоемирия» была особенно близка  психологическому состоянию поэта , сформировавшемуся в тёплой семейной атмосфере, которая «окутывала» Александра Блока  и ограждала от  « грубой жизни»., а также под влиянием матери, женщины религиозно – экзальтированной, мистически настроенной, с неустойчивой психикой.
 Если уяснить характер воспитания Блока, то станет очевидно, что это было « сентиментальное воспитание», «скорее воспитание чувств, нежели воли», как пишет об этом М.А. Бекетова.
 Позже в  воспоминаниях А.Блока о тех годах, когда «всё давалось даром», будет звучать не только отрада, но и горечь. Поэт осознает, что нельзя жить так легко, спокойно и беззаботно, как некогда жил он, словно бы отгороженный от окружающего мира, от его бурь и тревог, оградой своей маленькой подмосковной усадьбы Шахматово и теплом родительского дома.
В 1898году гимназия была окончена, и Блок довольно безотчётно поступил на юридический факультет петербургского университета.Через три года, убедившись, что совершенно чужд юридической науке, он перевёлся на славяно – русское отделение историко-филологического факультета, который окончил в 1906 году.
 
Показ 5 слайда.
 
Но, как и гимназия ,университет не оставил заметного следа в жизни Блока. В это время он переживал сильнейшее увлечение театром, прослыл хорошим декламатором, даже мечтал о поступлении на большую сцену.
 
Показ 6 слайда.
 
Но в 1901 году театральные интересы уступили место интересам литературным. К этому времени Блок написал уже много стихов. Это лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намёков, иносказаний. Молодой Блок погружается в изучение идеалистической философии, в частности творений древнегреческого философа Платона, учившего, что кроме реального мира , есть ещё некий « сверхреальный», высший «мир идей». Им овладели, по его же собственному признанию, острые мистические переживания, волнение беспокойное и неопределённое .Он начал видеть в природе и в окружающей действительности какие-то непонятные ему, но тревожащие душу «знаки».
Такие ощущения были характерны для целого круга тогдашних молодых людей, попавших под влияние древней и новой идеалистической и религиозно – мистической философии.
Громадное впечатление произвели на молодого Блока стихи и философские сочинения Владимира Соловьёва – воинствующего идеалиста и мистика, « углубившего» учение Платона о   « двоемирии».
 Излагая воззрения Платона, Владимир Соловьёв говорил, что
«…в телесной и практической жизни нет ничего подлинного и достойного; всё подлинное и достойное пребывает в своей чистой идеальности за пределами этого нашего мира».
Наиболее близкой юному  поэту была идея философа о существовании божественной Софии-Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить «землю» с «небом» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное  обновление. Живой отклик у Блока получила мысль Соловьёва о том, что в индивидуальной любви проявляется любовь мировая и сама любовь к миру открыта через любовь к женщине.
 
Вопрос учителя к учащимся: 
-Исходя из названных мною психологических и идеологических  черт, свойственных Блоку в этот период его жизни, к какому, по вашему мнению, из литературных направлений начала ХХ века мог он примкнуть?
( Ответы учащихся: К символизму. )
 Учитель: Назовите основные признаки символизма.
( Ответы учащихся:
  1. Отрицание существования объективной реальности.
  2. Проповедь мира внутреннего, который отражается во внешнем мире.
  3. Идея Мировой Души, Вечной Женственности.
  4.  В индивидуальной любви проявляется любовь мировая.
  5. Новая литература призвана стать теургической, т. е. посвящённой установлению мировой гармонии способом постижения истины).
 
Учитель : Как писал В. Иванов, « жрецы и поэты – одно и то же».
 
Показ 7 слайда.
 
С выходом в свет первого сборника Блок вступает в круг « маститых» поэтов, знакомится с  Д. Мережковским,  З. Гиппиус,  К. Бальмонтом,  В.Брюсовым, А Белым,
С. Соловьёвым и другими.
 
Показ 8 слайда.
 
Увлечение идеалистической философией Вл. Соловьёва  и знакомство с такими сборниками нового искусства и новой поэзии,  как «Северные цветы», -  всё это и многое другое по - своему отозвалось, сплавилось и переосмыслилось Блоком.
Ожидание грандиозного преображения мира в его сознании всё теснее связывалось  с нисхождением на землю Вечной Женственности.
 Явлению ЕЁ, Таинственной Девы, Зари, Купины, Прекрасной Дамы, должны предшествовать некие знаки, доступные лишь духовному взору избранных.
Блок мучительно ощущал отсутствие гармонии в  « страшном мире», его катастрофическую хаотичность . Не чувствовал он гармонии и в своей душе, а гармония была желанна, необходима, без неё трудно было жить.
Её принесла поэту Любовь. Любовь была призвана  «заклясть хаос» не только в душе поэта, но и в окружающем его мире. Блок обожествлял Любовь, потому что она открывала ему сверхличный, высокий смысл жизни,а собственную жизнь  Блок воспринимал только как часть  «вселенской мистерии».
 И этот смысл внесло в его жизнь чувство к Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери знаменитого учёного Д.И.Менделеева.
 Имение Боблово Менделеевых находилось по соседству с имением  Шахматово, где летом 1898г. А. Блок впервые познакомился со своей будущей женой.
Общее увлечение театром, участие в любительском спектакле, в котором Блок играл Гамлета, а Любовь Дмитриевна – Офелию, фруктовый сад, розовощёкая, золотоволосая девушка – всё это было воспринято им мистически и получило образно –символическое осмысление в свете религиозно –эстетической концепции
Вл. Соловьёва. Блок увидел в Любови Дмитриевне Менделеевой земное воплощение Красоты( Прекрасной Дамы).
 
Показ слайда 9
 
27 июля 1898г. было написано им первое стихотворение, продиктованное чувством к Любови Дмитриевне. Всего стихов, ею навеянных, ей посвящённых, будет более восьмисот. Три года он скрывал от неё, что пишет стихи, но  даже и после этого признания она  «не узнавала себя в них ,не находила…», слишком высоко возносил её поэт и слишком самозабвенно обожествлял. О том, насколько в то время Блок был увлечён своими мистическими фантазиями о « Вечно женственном» и его божественном воплощении в облике Л.Д. Менделеевой, свидетельствует её неотправленное письмо( относящееся к 1902г.), в котором она гневно выговаривает поэту, что вовсе не собирается отступиться от своих человеческих прав во имя какого – то возвышенного, но бесплотного и крайне далёкого ей идеала. Лишь через 4 года, в августе1903 г., в церкви, недалеко от Шахматова, состоялось  их венчание.
 Мировидение этого периода юного Блока воплощено им в Первой Книге « Стихов о Прекрасной Даме», основное содержание которой составляют сложные взаимоотношения  лирического героя с Прекрасной Дамой и гимны в честь ЕЁ.
Книга вышла в октябре 1904 г. в издательстве «Гриф»( 93 стихотворения).Открывалось это первое издание « Стихов о Прекрасной Даме» эпиграфами из Вл. Соловьёва( Вся ТЫ в лучах, как полярное пламя, Тёмного хаоса светлая дочь!..») и Валерия Брюсова( «Молчанье строгое храня, Я вдруг завижу лик знакомый. И трепет обожжёт меня…»)-
Эти эпиграфы говорят о том, кого именно поэт, слагавший стихи о Прекрасной Даме, выбрал в то время себе в учителя. Оценки критиков, единодушно отмечавших новаторский характер сборника, отличались противоречивостью. Некоторые из символистов, например А.Белый, ставили творчество Блока в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. Общим для Блока и его окружения ( связь его с московским символистским кружком, с поэтами и прозаиками символистского направления – студентами Петербургского университета) было «чувство зорь» – ожидание вселенского чуда, грядущего преобразования человеческого Духа, которое представало в образе далёких и манящих «зорь».
Впоследствии мотив пробуждения от мистических предчувствий и томительных снов, мотив возвращения к реальной жизни и предчувствие другой бури, после которой, может быть, ничего не останется от былых грёз, фантазий , видений, станет одним из постоянных в творчестве Блока, обретёт важнейшее значение в его творческой биографии – как преодоление первого этапа его «трилогии вочеловечения»  - так он определит весь свой творческий путь – и начало второго этапа, сложного, тяжёлого , необычайно трудного, и в то же время неизбежного и плодотворного.
-А теперь остановимся на некоторых стихотворениях из сборника  «Стихов о Прекрасной Даме» и попытаемся проникнуть в художественный мир поэта.
 
III.СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
 
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А.БЛОКА ИЗ «КНИГИ СТИХОВ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ» ( работа в группах).
 
 
Заключительное слово учителя:
В 1911году Андрей Белый опубликовал книгу «Арабески», в которую включил статьи, полемически заострённые против Блока, некогда «изменившего» былым божествам и идеалам. Блок спокойно и решительно разъяснял Белому, ни в чём его не упрекая и НИ ОТ ЧЕГО в своём творчестве не отрекаясь: « таков мой путь…теперь, когда он пройден, я твёрдо уверен, что это должное и что все мои стихи вместе – « ТРИЛОГИЯ ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ» ( от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятию,  «возмездию» - к рождению человека «общественного» художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный матерьял, вглядываться в контуры «добра и зла» - ценою утраты части души)… (1911).
И теперь мы можем составить ясное представление об основных этапах творческого пути Блока, о его созревании как человека «общественного», как художника, мужественно глядящего в лицо жизни. Блок считал, что самое высокое и прекрасное, что есть на земле и прекраснее чего быть не может, - это человек, и не случайно именно « вочеловечение» видел он как самое главное и основное в своём жизненном и творческом развитии.
 
IV.СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.
 
-Опираясь на содержание записей и на основе услышанного на уроке, попытайтесь ответить на вопросы:
1) Каким предстаёт перед нами образ возлюбленной в лирике А.Блока?
2) Как меняется образ Прекрасной Дамы в стихах А.Блока?
3) Какую роль играет цвет, звук и пространство в его поэзии?
4) Почему  именно с именем Александра Блока Ю.Тынянов связывает понятие «лирический герой»?
 
- Если что – то непонятно, задайте вопросы учителю.
 
Д.З. Подготовить краткое сообщение по материалу записанной лекции « Темы и образы ранней лирики А.А. Блока». Читать материал по теме в учебнике Коровиной.
Подготовить выразительное чтение стихов: « Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», « В ресторане», « Фабрика». Проанализировать одно из этих стихотворений на выбор. Подумать над вопросом: « Как изменился характер творчества А.А. Блока после событий 1905 – 1907 годов?»

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»