средняя общеобразовательная школа №585 Кировского района
Санкт – Петербурга
Санкт –Петербург, проспект Дачный д. 3/4
Программа ,,Школа России’’
4 класс
Уровень образования: начальное общее образование
Конспект урока - путешествия по литературному чтению
Тема урока «Сказы Бажова»
. Учитель начальных классов
Будкина Алла Юрьевна
Цель: расширить представления детей о творчестве П.П.Бажова.
Задачи:
1)развивать представления о жанре сказа;
2)учить применять знания о сказах при знакомстве с новым сюжетом;
3) вызвать интерес к изучению сказов;
4) развивать фантазию, воображение;
5) формировать систему читательских умений,
6)воспитывать уважение к человеку труженику.
Оборудование урока: портрет писателя, карточки с названиями жанров и названием сказов Бажова, презентация с иллюстрациями к сказам Бажова, карта России.
Методы обучения: исследовательский, игровой, объяснительно – иллюстративный метод эвристической беседы.Использовались здоровьесберегающие образовательные технологии, обучение в сотрудничестве.
Здоровьесберегающие компоненты урока:
-смена видов деятельности;
-динамическая пауза;
-игровой компонент;
-рефлексия.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная,
в парах.
Во время урока использовалось слушание, обсуждение, работа с картой ,просмотр презентации, чтение по цепочке, выборочное чтении.
При подготовке к урокуученики должны читать сказы П.П.Бажова, подготовить рекомендацию для чтения понравившегося сказа, узнать интересные сведения об авторе.
Этапы урока с описанием видов деятельности учителя и учащихся
Этап урока. |
Содержание учебного материала, деятельность учителя. |
Содержание учебного материала, деятельность учащихся. |
1.Вводная беседа. |
Сегодня мы отправимся в путешествие в замечательный край. -Покажите горы, которые отделяют Европу от Азии. -Урал – край сказочный во всех отношениях. Уральская земля хранит в себе руды, уголь нефть, золото, самоцветы. А еще этот край богат великими мастерами и сказочниками. Нет такого уральского завода, рудника, где бы не бытовали старинные истории и чудесные легенды о замечательном крае и его людях. И вот нашелся человек, который с детства слушал и запоминал эти истории. А когда стал взрослым, то стал их собирать. И когда работал учителем, и когда партизанил, и когда был работником «Крестьянской газеты». И было ему 50 лет, когда он все собранное и накопленное отшлифовал, оправил в дорогой оклад и создал всемирно известную книгу «Малахитовая шкатулка». -Как же его звали? |
Работа с картой(на доске). Рассматривание слайдов с видами замечательной природы Урала П.П.Бажов. |
2. Беседа об авторе. Постановка учебной задачи. |
- На протяжении почти 2 недель на уроках литературного чтения мы читали 2 сказа П.П.Бажова, вы подготовили доклады о творчестве писателя. -Сегодня наша задача - расширить представления о творчестве писателя, о его произведениях. -Давайте посмотрим на портрет писателя. Каким себе представляете этого человека? Е.А.Пермяк так описывал П.П.Бажова: «…Можешь ли ты представить себе невысокого человека, с серебряной, почти такой же, как у сказочного деда-мороза бородой, с большими синими и добрыми глазами. Человека, лицо которого чем-то походило на солнышко…» -Мы много уже говорили о жизни писателя, о его семье, учебе, работе. А что интересного могли бы добавить вы? |
Дети рассматривают слайд с портретом писателя и высказывают свое мнение. Выступления детей с интересными фактами биографии писателя. |
3)Определение жанра, в котором работал писатель. |
Назовите жанры, в которых работал писатель. -Что собрано в малахитовой шкатулке? -Что такое сказ? -Чем он отличается от сказки? -Что лежит в основе произведений П.П.Бажова? -Павел Петрович был человеком очень скромным и так говорил о себе: « Я -только исполнитель, а основной творец – рабочий». - В каком еще жанре писал Бажов? |
-Сказы. Сказ-это эпическое прозаическое произведение фольклора, повествующее о действительных (принимаемых за действительные) событиях и конкретных лицах недавнего прошлого, нередко рассказываемое от первого лица. -Повествование, имитирующее речь рассказчика. Фольклор, живая разговорная речь. Повесть «Зеленая кобылка» выпустил под псевдонимом Е.Колдунов. |
4)Проверка знания содержания. |
1)У детей на парте изображение малахитовой шкатулки, на которой написано начало сказов Бажова и карточки со словами, которые надо добавить, чтобы получилось название сказа. -Как в шкатулках хранятся драгоценности, так и мы наполним нашу шкатулку драгоценными сказами Бажова, воссоздав полностью их названия. 2)Викторина по сказам Бажова. Дети зачитывают отрывки из разных произведений. Нужно узнать сказ. |
Работа в парах. Слова на шкатулке: Малахитовая Синюшкин Горный Серебряное Золотой Каменный (На карточках слова: мастер, колодец, копытце, волос, цветок.) Показ презентации, иллюстрирующей сказы, названия которых собрали из частей ребята. |
5)Работа над новым сказом. |
1)-Все люди, которые писали предисловия к сказам П.П.Бажова, советовали прочитать сказ «Живинка в деле». -А поэт Д.Бедный посвятил этому произведению стихотворение: …Колдун уральский бородатый, Бажов нам дарит новый сказ. «Живинка в деле – сказ богатый И поучительный для нас. В нем слово каждое лучится, Его направленность мудра, Найдут чему здесь поучиться Любого дела мастера… 2)Анализ прочитанного. -Кто главный герой? -Чем он удивил окружающих? -Почему его отговаривали? -Хорошо ли у него выходила работа при обучении новым профессиям? -Какая профессия его захватила? -Почему? |
Текст-поучение читают подготовленные учащиеся. |
6.Определение основной темы творчества. |
-Вы прочитали много сказов. Кто является главным героем сказов П.П.Бажова? -А какова главная тема сказов? |
Славный рабочий человек. Творчество человека. |
7.Проверка дополнительного задания для любознательных. |
-К сегодняшнему дню многие ребята приготовили рекомендации для чтения того сказа Бажова, который больше всего понравился. | Заслушиваются выступления детей. |
8.Итог урока. | Исследователь творчества П.П.Бажова А.Л.Налепин писал: «Судьба рабочего человека, ступившего на дорогу творчества, прекрасна и трагична одновременно. До конца своих дней не будет ведать он житейского покоя, стремясь к недосягаемому идеалу. …Если ты мастер, то обречен на вечный поиск, и в этом истинное счастье настоящего художника». | |
9.Рефлексия. |
-Чему вас научили сказы? -Что хотели бы еще обсудить? -Кого хотели бы похвалить? -С каким настроением вы уходите с урока? |