Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока

Мастерство композиции речевых характеристик, значение авторских ремарок в комедии Н.В. Гоголя  «Ревизор»

Шиленкова Римма Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ №381

Цели:

  1. Формирование умения работать с драматургическим произведением, определять роль и место каждого героя, воссоздавать картины, созданные в воображении  художником, определять роль ремарок, речевых характеристик и их роль в создании единого целого (единство формы и содержания).
  2. Воспитывать неприятие поверхностности и легковесности в суждениях и      поступках, вызвать правильное отношение к героям, «смех сквозь слезы», по словам Н. Гоголя.
  3. Развитие мышления, навыков самостоятельной работы над учебным материалом, развитие творческих способностей учащихся (выразительное чтение, составление характеристик героя), умение обобщать, делать выводы, анализировать, умение находить главное (ключевые цитаты).

 

 

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Вид урока: урок теоретического и практического исследования

 

Метод урока: исследовательский

 

Формы работы: индивидуальная, групповая, общеклассная

 

Оборудование: видеоверсия фильма С.Газарова «Ревизор» (1996г.)

 

 

Ход урока

 

I.1.  Оргмомент.

 

Сегодня мы продолжаем работу над комедией Н.В. Гоголя «Ревизор»

 

  1. Проверка домашнего задания. Микросрез «Кто есть кто?»  (проверка знания                      содержания пьесы)

 

На заранее розданных листочках учащиеся выполняют работу (5 минут)

 

Задание: По словам героя узнать, кому они принадлежат.

 

а) «Жаль, однако ж, что вы не читаете  писем. Есть прекрасные места»

б) «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!»

в) «Какой скверный городишко! В овощных лавках ничего не дают в долг. Это уж просто подло!»

г) «Галантерейное, черт возьми, обхождение!. Невежливого слова никогда не услышишь! Всякий тебе говорит «вы». Наскучило идти-берешь извозчика и сидишь себе, как барин»

д) «Только что мы в гостиницу, как вдруг молодой человек….недурной наружности, в партикулярном платье, ходит эдак по комнате, и в лице эдакое рассуждение….физиономия….поступки, и здесь много, много всего»

 

Собрать листочки,  проверить, в чем затруднения, сказать правильные ответы

 

Учитель:

- Почему можно узнать героев по словам?

 

Предполагаемый ответ:

(Это особенность драматургического произведения – автор присутствует в ремарках, дает характеристику через поступки, действия героя, но на первом месте – речь героя).

 

II. Объявить тему, записать ее в тетрадь

 

Учитель:

- Попробуйте сформулировать цели нашего урока.

 

Предполагаемый ответ:

(Продолжим разговор о мастерстве композиции, рассмотрим роль ремарок и речевых характеристик в создании образов.)

 

Индивидуальное задание (дается сильным ученикам):

 

В конце урока сделать вывод по теме, используя материал урока, учебник стр. 165-168 (ст. Белинского о комедии «Ревизор»).

 

1.Фронтальная беседа.

 

- Что такое композиция?

- Какова композиция драматургического произведения?

- Что такое ремарки?

 

Учитель:

- На предыдущем уроке мы разбирали экспозицию и завязку пьесы.

Где кульминация пьесы с вашей точки зрения? Докажите.

 

Предполагаемый ответ:

(Кульминация пьесы – 6 явление 3 действия, так называемый триумф Хлестакова, где его характер раскрывается в полной мере и действие в пьесе достигает высшей степени напряжения.)

 

Учитель:

- Итак, мастерство речевых характеристик, роль ремарок будем рассматривать на материале 3 действия, на кульминационной сцене в пьесе, рассматривая характеры главного героя Хлестакова и чиновников города N.

 

 

 

2. Работа с книгой.

 

Учитель:

- Кто дает характеристику Хлестакову до того, как он появиться в пьесе?

 

Предполагаемый ответ:

(Во 2 действии 1 явления слуга Осип дает характеристику Хлестакову: картежник, кутила, мот, любит поесть, живет на деньги родителей, безалаберный).

 

Учитель:

- Оправдывает ли Хлестаков данную характеристику? (Учитель читает 2 явление 2 действия).

 

Ответы учеников подтверждают правильность характеристики Осипа.

 

Учитель:

- Дома готовили чтение по ролям 8 явления 2 действия.

 

3. Чтение по ролям 8 явления 2 действия

 

Задание перед чтением: В чем комизм сцены 8 явления 2 действия? Подумайте, как оно характеризует городничего и Хлестакова. В чем мастерство драматурга?

 

Анализ чтения детей (понимание читаемого, выразительность)

 

Предполагаемый ответ:

(Оба - и городничий и Хлестаков – боятся. Диалог построен на остром несоответствии вопросов и ответов героев. В этом комизм.)

 

Учитель:

- Охарактеризуйте городничего (с последующей записью в тетрадь)

 

Предполагаемый ответ:

( Городничий труслив, услужлив, хитер, лукав, умен, но и осторожен; лицемерит, разыгрывает роль отца города; речь солидна, почтительна даже торжественна.)

 

Учитель:

- Как Н.Гоголю удалось раскрыть характер героя?

 

Предполагаемый ответ:

(Внутреннее состояние героя прослеживается через ремарки в сторону.)

 

Учитель:

- Охарактеризуйте Хлестакова (с последующей записью в тетрадь)

 

Предполагаемый ответ:

(Хлестаков трусливый, ограниченный, легковесный, заносчивый; речь отрывиста, он совершенно не обдумывает то, что говорит, весь на виду. Нет реплик в сторону.)

 

Учитель:

- 3 действие 5 явление – вновь характеристика Хлестакова. Каков смысл жизни героя? Найдите ключевую цитату.

 

 

Предполагаемый ответ:

(Ключевая цитата для характеристики героя: «Срывать цветы удовольствия»).

 

Учитель:

- Какое самое важное явление 3 действия?

 

Предполагаемый ответ:

(6 явление, так как это кульминация.)

 

Учащимся предлагается посмотреть отрывок из фильма С.Газарова «Ревизор» и ответить на вопросы, заранее написанные на доске.

 

Вопросы:

 

- Что это явление дополняет к характеристике Хлестакова?

- Чем выдумки Хлестакова связаны с его желанием играть роль значительного лица?

- Проскальзывает ли истинная жизнь Хлестакова?

 

Предполагаемый ответ:

(Хлестаков хочет видеть себя таким, как рассказывает. Мечтает, хочет произвести впечатление, стремится пустить пыль в глаза. В этих рассказах – страстное желание приблизиться к той жизни, в которую не пускают. Новые черты Хлестакова: болтливость, хвастовство, лживость, беспринципность.)

 

Учитель:

- Как это явление характеризует чиновников города N?

 

Предполагаемый ответ:

( Болтовня, похожая на бред, не разубеждает чиновников, что это не ревизор, а убеждает в обратном.)

 

Учитель:

- Какой же можно сделать вывод по теме урока?

 

Отвечают дети, получившие индивидуальное задание в начале урока.

 

Предполагаемый ответ:

(Яркие речевые характеристики, авторские ремарки помогают читателю глубже понять образы героев. Благодаря мастерству писателя-драматурга перед нами возникает образ пустого, глупого, трусливого, ограниченного человека, желающего блеснуть, пустить пыль в глаза, живущего одним днем, желающего казаться лучше, чем есть на самом деле, болтливого, хвастливого, беспринципного человека. Автор убедительно раскрывает психологию чиновников города N, показывая их угодничество, лицемерие, невежество, стремление завести дружбу с человеком, выше себя чином.)

 

III. Итог урока, оценки

 

Учитель:

- Когда Андрея Миронова, который играл роль Хлестакова, спросили: «Что для вас эта роль?», он ответил, что каждый человек в тот или иной момент своей жизни хочет сыграть роль, более высокую в иерархической лестнице, чем он занимает на самом деле. Иными словами, в каждом живет Хлестаков

 

IV. Домашнее задание:

 

1. Сделать письменный вывод: « Что такое хлестаковщина?»

2. Чтение 4 действия.

3. Индивидуальное задание. Чтение по ролям 10, 11 явления 4 действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При подготовке к уроку использовалась следующая литература:

 

1. Ю.Манн. «Комедия Гоголя «Ревизор», Москва, «Художественная литература», 1966г.

 

2. Т.С.Зепалова «Уроки литературы и театр», Москва, «Просвещение», 1982г.

 

3. «Андрей Миронов: сборник воспоминаний», Москва, ЗАО «Центрполиграф», 1998г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»