Методическая разработка урока
Мастерство композиции речевых характеристик, значение авторских ремарок в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Шиленкова Римма Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ №381
Цели:
- Формирование умения работать с драматургическим произведением, определять роль и место каждого героя, воссоздавать картины, созданные в воображении художником, определять роль ремарок, речевых характеристик и их роль в создании единого целого (единство формы и содержания).
- Воспитывать неприятие поверхностности и легковесности в суждениях и поступках, вызвать правильное отношение к героям, «смех сквозь слезы», по словам Н. Гоголя.
- Развитие мышления, навыков самостоятельной работы над учебным материалом, развитие творческих способностей учащихся (выразительное чтение, составление характеристик героя), умение обобщать, делать выводы, анализировать, умение находить главное (ключевые цитаты).
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок теоретического и практического исследования
Метод урока: исследовательский
Формы работы: индивидуальная, групповая, общеклассная
Оборудование: видеоверсия фильма С.Газарова «Ревизор» (1996г.)
Ход урока
I.1. Оргмомент.
Сегодня мы продолжаем работу над комедией Н.В. Гоголя «Ревизор»
- Проверка домашнего задания. Микросрез «Кто есть кто?» (проверка знания содержания пьесы)
На заранее розданных листочках учащиеся выполняют работу (5 минут)
Задание: По словам героя узнать, кому они принадлежат.
а) «Жаль, однако ж, что вы не читаете писем. Есть прекрасные места»
б) «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!»
в) «Какой скверный городишко! В овощных лавках ничего не дают в долг. Это уж просто подло!»
г) «Галантерейное, черт возьми, обхождение!. Невежливого слова никогда не услышишь! Всякий тебе говорит «вы». Наскучило идти-берешь извозчика и сидишь себе, как барин»
д) «Только что мы в гостиницу, как вдруг молодой человек….недурной наружности, в партикулярном платье, ходит эдак по комнате, и в лице эдакое рассуждение….физиономия….поступки, и здесь много, много всего»
Собрать листочки, проверить, в чем затруднения, сказать правильные ответы
Учитель:
- Почему можно узнать героев по словам?
Предполагаемый ответ:
(Это особенность драматургического произведения – автор присутствует в ремарках, дает характеристику через поступки, действия героя, но на первом месте – речь героя).
II. Объявить тему, записать ее в тетрадь
Учитель:
- Попробуйте сформулировать цели нашего урока.
Предполагаемый ответ:
(Продолжим разговор о мастерстве композиции, рассмотрим роль ремарок и речевых характеристик в создании образов.)
Индивидуальное задание (дается сильным ученикам):
В конце урока сделать вывод по теме, используя материал урока, учебник стр. 165-168 (ст. Белинского о комедии «Ревизор»).
1.Фронтальная беседа.
- Что такое композиция?
- Какова композиция драматургического произведения?
- Что такое ремарки?
Учитель:
- На предыдущем уроке мы разбирали экспозицию и завязку пьесы.
Где кульминация пьесы с вашей точки зрения? Докажите.
Предполагаемый ответ:
(Кульминация пьесы – 6 явление 3 действия, так называемый триумф Хлестакова, где его характер раскрывается в полной мере и действие в пьесе достигает высшей степени напряжения.)
Учитель:
- Итак, мастерство речевых характеристик, роль ремарок будем рассматривать на материале 3 действия, на кульминационной сцене в пьесе, рассматривая характеры главного героя Хлестакова и чиновников города N.
2. Работа с книгой.
Учитель:
- Кто дает характеристику Хлестакову до того, как он появиться в пьесе?
Предполагаемый ответ:
(Во 2 действии 1 явления слуга Осип дает характеристику Хлестакову: картежник, кутила, мот, любит поесть, живет на деньги родителей, безалаберный).
Учитель:
- Оправдывает ли Хлестаков данную характеристику? (Учитель читает 2 явление 2 действия).
Ответы учеников подтверждают правильность характеристики Осипа.
Учитель:
- Дома готовили чтение по ролям 8 явления 2 действия.
3. Чтение по ролям 8 явления 2 действия
Задание перед чтением: В чем комизм сцены 8 явления 2 действия? Подумайте, как оно характеризует городничего и Хлестакова. В чем мастерство драматурга?
Анализ чтения детей (понимание читаемого, выразительность)
Предполагаемый ответ:
(Оба - и городничий и Хлестаков – боятся. Диалог построен на остром несоответствии вопросов и ответов героев. В этом комизм.)
Учитель:
- Охарактеризуйте городничего (с последующей записью в тетрадь)
Предполагаемый ответ:
( Городничий труслив, услужлив, хитер, лукав, умен, но и осторожен; лицемерит, разыгрывает роль отца города; речь солидна, почтительна даже торжественна.)
Учитель:
- Как Н.Гоголю удалось раскрыть характер героя?
Предполагаемый ответ:
(Внутреннее состояние героя прослеживается через ремарки в сторону.)
Учитель:
- Охарактеризуйте Хлестакова (с последующей записью в тетрадь)
Предполагаемый ответ:
(Хлестаков трусливый, ограниченный, легковесный, заносчивый; речь отрывиста, он совершенно не обдумывает то, что говорит, весь на виду. Нет реплик в сторону.)
Учитель:
- 3 действие 5 явление – вновь характеристика Хлестакова. Каков смысл жизни героя? Найдите ключевую цитату.
Предполагаемый ответ:
(Ключевая цитата для характеристики героя: «Срывать цветы удовольствия»).
Учитель:
- Какое самое важное явление 3 действия?
Предполагаемый ответ:
(6 явление, так как это кульминация.)
Учащимся предлагается посмотреть отрывок из фильма С.Газарова «Ревизор» и ответить на вопросы, заранее написанные на доске.
Вопросы:
- Что это явление дополняет к характеристике Хлестакова?
- Чем выдумки Хлестакова связаны с его желанием играть роль значительного лица?
- Проскальзывает ли истинная жизнь Хлестакова?
Предполагаемый ответ:
(Хлестаков хочет видеть себя таким, как рассказывает. Мечтает, хочет произвести впечатление, стремится пустить пыль в глаза. В этих рассказах – страстное желание приблизиться к той жизни, в которую не пускают. Новые черты Хлестакова: болтливость, хвастовство, лживость, беспринципность.)
Учитель:
- Как это явление характеризует чиновников города N?
Предполагаемый ответ:
( Болтовня, похожая на бред, не разубеждает чиновников, что это не ревизор, а убеждает в обратном.)
Учитель:
- Какой же можно сделать вывод по теме урока?
Отвечают дети, получившие индивидуальное задание в начале урока.
Предполагаемый ответ:
(Яркие речевые характеристики, авторские ремарки помогают читателю глубже понять образы героев. Благодаря мастерству писателя-драматурга перед нами возникает образ пустого, глупого, трусливого, ограниченного человека, желающего блеснуть, пустить пыль в глаза, живущего одним днем, желающего казаться лучше, чем есть на самом деле, болтливого, хвастливого, беспринципного человека. Автор убедительно раскрывает психологию чиновников города N, показывая их угодничество, лицемерие, невежество, стремление завести дружбу с человеком, выше себя чином.)
III. Итог урока, оценки
Учитель:
- Когда Андрея Миронова, который играл роль Хлестакова, спросили: «Что для вас эта роль?», он ответил, что каждый человек в тот или иной момент своей жизни хочет сыграть роль, более высокую в иерархической лестнице, чем он занимает на самом деле. Иными словами, в каждом живет Хлестаков
IV. Домашнее задание:
1. Сделать письменный вывод: « Что такое хлестаковщина?»
2. Чтение 4 действия.
3. Индивидуальное задание. Чтение по ролям 10, 11 явления 4 действия.
При подготовке к уроку использовалась следующая литература:
1. Ю.Манн. «Комедия Гоголя «Ревизор», Москва, «Художественная литература», 1966г.
2. Т.С.Зепалова «Уроки литературы и театр», Москва, «Просвещение», 1982г.
3. «Андрей Миронов: сборник воспоминаний», Москва, ЗАО «Центрполиграф», 1998г.