Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Андрей Платонов. «Юшка»

 

Проскурякова Галина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №277

Цели: 1) на материале рассказа пробудить у детей чувство милосердия, мысль о ценности и неповторимости каждого человека;

          2) довести до сознания учащихся, что художественное произведение отражает окружающую нас действительность, даёт толчок к размышлению над собственными поступками, делает богаче мир чувств и мыслей.

 

Слайд - эпиграф:

 Возлюби…ближнего твоего…

                                                                          Евангелие от Луки, гл.X, стихи 25-28.

                                         

                                         Не судите, да не судимы будете.

                                                                          Евангелие от Матфея, гл. VII, стих 1.

 

- Имя писателя А. Платонова знакомо вам ещё с 5 класса. Вспомните, какие его произведения вы изучали? О чём они? (Это сказка «Волшебное кольцо» и рассказ «Корова». Сказка – о любви, дружбе, преданности, коварстве, о победе добра и наказуемости зла.  Рассказ – о человеческом сострадании своим меньшим братьям, о милосердии, об ответственности за чужую боль).

Вывод:Изучение произведений в постепенном усложнении побуждает нас, читателей, глубже постигать важность проблем, поднятых писателем.

- А теперь посмотрите на портрет Платонова (слайд), запишите его имя, годы жизни и послушайте мой рассказ об этом необыкновенном писателе и человеке (слово учителя).

- Платонов говорил: «Без меня народ неполный». Как вы это понимаете? (Платонов своим творчеством  помогает людям глубже заглянуть в свою душу, лучше понять себя и других,  живущих рядом, стать в чём-то мудрее. Без этого народ,  действительно, неполный).

- А вот что написал о Платонове К. Г. Паустовский (слайд):

«Только человек, для которого Россия была его вторым существом, как изученный до последнего гвоздя отчий дом, мог написать о ней с такой горечью и сердечностью».

- Именно «с горечью и сердечностью», по выражению Паустовского, и написан рассказ Платонова «Юшка». После прочтения его дома, какие эпиграфы из Нагорной проповеди вы к нему подобрали? Уместен будет, думаю, и эпиграф из Евангелия от Луки. ( Слайд).

Запись в тетрадях темы урока и эпиграфов.

- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?

- Сейчас попробуем рассмотреть его сюжет в деталях, крупным планом.

- Какие чувства вызывает герой рассказа уже при знакомстве с его словесным портретом и описанием образа жизни? (Перечитывание 1 и 2 абзацев).

Вывод: Физическая немощь Юшки специально подчёркнута. Но, тем не менее, он работает помощником кузнеца. Вся его жизнь – труд. Странное,  контрастное сочетание  облика героя и его нелёгкого труда вызывает жалость к Юшке).

-Как люди относятся к Юшке? (Обижают, оскорбляют, смеются).

- Как дети относятся к безответности Юшки?

- Обижается ли он на них? (Чтение отрывка подготовленными учащимися).

Вывод:У детей –  сомнение: правда ли Юшка живой, ибо по опыту знали, что ни один взрослый на месте Юшки не стерпел бы от них издевательств. Отсюда их система жизненных ценностей, воспринятая из мира взрослых: бей безобидного и безответного.

А Юшка искренно верит в любовь детей, которую они не умеют и не знают, как проявить – не научили их этому. (Слайд).

- Платонов начинает с детей. Почему? (Сегодняшние дети завтра станут взрослыми, будущим страны. И Платонову не безразлично, каким оно будет).

- Чем же не угодил Юшка взрослым? (По тексту). (Взрослые вымещали своё злое горе или обиду на молчаливом, покорном, не похожем на них Юшке, обвиняя его в тайных мыслях и жизни не как у всех: «Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Что ты думаешь такое особенное?)

- Что значит блажной? Это слово связано с понятиемблаженный.

Слайд: Блаженный:1) в высшей степени счастливый; 2) глуповатый (юродивый).

- Кстати, на Руси  юродивый – это блаженный, то есть удостоившийся блаженства у Бога. За что? За то, что, отказавшись от дома, имущества, от вида разумного человека, они отказались и от человеческой гордыни, обрекая себя на жизнь в лишениях. Часто им нечего было есть, негде было переночевать. Своим образом жизни они напоминали о том, что есть  бедные и обездоленные и что жить нужно в любви к ближнему. За отказ от земных благ они считались близкими к Богу. Поэтому часто их изречения становились пророческими. А за это их почитали и даже немного побаивались. Боялись в их лице прогневать Бога.

Один из самых известных в истории блаженных был Василий. За отречение от земных благ, за правду и любовь к людям его полюбил даже царь Иван Грозный. Когда блаженный умер, царь сам нес его гроб до могилы. Хоронили его всей Москвой.

После его смерти  Московский Покровский собор стал называться собором Василия Блаженного. (Слайд). Этот храм и сейчас считается символом и гордостью православной России. Великую память заслужил Василий блаженный.

 

 

- В каком, по-вашему, значении употребляли  слово блаженный взрослые по отношению к Юшке? (Прежде всего,  во 2 –м, так как, в их понимании, покорный, безответный – это глуповатый. Но просто глуповатый не мог бы так раздражать окружающих. А Юшка раздражал своей непохожестью – незлобивостью, а стало быть, счастливым состоянием души среди злого горя).

 

- Кто жалеет Юшку? Принимает ли он такую жалость? (Перечитывание эпизода). (Жалеет дочь кузнеца Даша: «Лучше бы ты умер, Юшка». (Слайд).  С её точки зрения, жизнь  Юшки бессмысленна: он лишний, ненужный. Но Юшка уверен в своей нужности людям. Он сам жалеет людей за слепоту сердца и понимает, что людям порой просто некуда приложить свой разум и силу. Они умеют работать, а радоваться жизни не умеют).

- Куда пропадал Юшка летом каждого года?

Каким он видел окружающий мир и как ощущал в нём себя? (Перечитывание отрывка и рассматривание слайдов 9 и 10).

Вывод:Облака – вечный цикл жизни: рождающиеся, плывущие, умирающие. Сам Юшка живой, и мир для него живой. Все включены в мировой цикл жизни. Юшка знает то, чего люди не знают и не ощущают: жуков, цветов и т. д. В этом эпизоде противопоставлены одухотворённость Юшки и бездуховность окружающих его людей.  Именно умение видеть красоту мира, забота о живом существе – девочке-сироте, умение сострадать людям помогают Юшке жить и сохранять доброжелательность к ближним.

Слайд:СОСТРАДАТЬ  = СО (ВМЕСТЕ, СОВМЕСТНО) + СТРАДАТЬ.

По-другому: разделять чужую боль. (Записать в тетради).

-И вдруг Юшка взбунтовался. Почему? (По тексту). (Это было связано с тем, что Юшка из-за болезни не мог пойти навестить свою подопечную, к тому же,  какой – то прохожий вновь оскорбил его,  хотя Юшка говорил, что друг без друга людям нельзя жить. Но даже и в бунте  видна нравственная высота Юшки).

(Слайд).

- Случайна или неизбежна гибель Юшки?

- Нужен ли был при жизни Юшка людям? (Он освобождал людей от жестокости.  С его смертью люди утратили возможность отводить зло друг от друга).

(По тексту).

- Умерла ли с Юшкой его правда о единстве всего сущего в мире? (Перечитывание конца рассказа). (Не умерла.  Даже в портрете приехавшей девушки что-то напоминало Юшку. Духовное начало так или иначе отражается в лице человека. Девушку назвали «дочерью доброго Юшки», т. к. она осталась с людьми, сведшими в могилу дорогого ей человека, стала  их лечить, а не мстить им. В ней так же, как и в Юшке, жило сострадание к людям).

- Согласны ли вы, что текст рассказа связан с содержанием Нагорной проповеди? Докажите.

- Каково кредо Юшки?

Слайд:КРЕДО –  жизненное убеждение, мировоззрение. (Записать в тетради).

(Кредо Юшки: «Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую»).

- Сделало ли оно людей милосерднее по отношению к нему?

- Доказывает ли рассказ «Юшка», что мечта Иисуса о совершенстве людей утопична?

Чувствуете ли вы своё несовершенство в свете Нагорной проповеди?

Заключительное слово учителя:

-В человеке уживаются рядом самые противоречивые качества. Главное, при всей трудности и даже кажущейся невозможности, - постараться разглядеть в людях хорошее, научиться прощать, потому что человек греховен и слаб, немощен в своём грехе. Очень тонко понимал это русский поэт, мудрый Иван Бунин (чтение стихотворения И.А.Бунина подготовленным учеником – слайд).

 

О благий и скорбный! Буди

Милостив к земле!

Скудны, нищи, жалки люди

И в добре, и в зле!

О Иисусе, в крестной муке

Преклонивший лик!

Есть святые в сердце звуки,-

Дай для них язык!

 

- Думаю, что всё, о чём мы говорили на двух последних уроках, даёт нам право заключить разговор о рассказе Платонова «Юшка» на оптимистической ноте.

Домашнее задание: письменное сообщение «Что я понял(а) и запомнил(а) из рассказа А.Платонова «Юшка»».

 

Литература:

Бунин И.А. Небо (стихотворение).

Евангелие от Марка.

Евангелие от Матфея.

Изображения из интернет – ресурсов.

Ожегов С.И. Словарь русского языка.

 

 

.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»