Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

М.Ю. Лермонтов
"Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова"

 

Кичатова Елена Михайловна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ средняя школа №16
Василеостровского района Санкт-Петербурга

 

                   

               Цели урока: глубже познакомить учащихся 7 класса с поэмой М.Ю. Лермонтова, обсудить проблему долга и чести в поэме,   показать особенности поэмы и её связь с русским фольклором, расширить словарный запас учащихся, вспомнить литературные    термины, помочь детям ближе понять христианские заповеди и развить в них желание их соблюдать, показать всю красоту и    богатство  русского языка, совершенствовать навыки выразительного чтения и навыки анализа поэтического текста.

                                                                                                          Ход урока  

               1. Слово учителя :

               - Добрый день, друзья! Мне очень приятно вас видеть и общаться с вами. Сегодня у нас заключительный урок по  творчеству  М.Ю. Лермонтова, и мы завершим знакомство с его поэмой " Песня про царя Ивана Васильевича, молодого    опричника и удалого купца Калашникова". Дома вами был прочитан текст этого произведения.( Запись темы урока на доске.)

               2. Литературная разминка.

               Цель её - вспомнить значение некоторых литературных терминов, обогатить словарный запас учащихся.

      На доске термины: автор, жанр, идея, тема, сюжет, эпизод, фольклор, народное творчество, эпитет, сравнение,  олицетворение.(Учащиеся рядом вывешивают правильные значения этих терминов.)

               3. Слово учителя. Историческая справка о событиях того времени, что происходило в России тогда. ( Может быть другой  вариант. Слово учителя истории или доклад, рассказанный старшеклассником.)

                4.Переход к теме урока.

         1)    - Вернёмся к тексту поэмы М.Ю. Лермонтова.Ребята, какое слово в названии указывает на фольклорную ориентацию  текста? (Песня) 

        2)  Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни, близкой к былине? (Народ слагает песню тогда, когда    испытывает сочувствие к герою. Песня правдива,т.к. рассказываето реальных или легендарных событиях, с помощью этой  формы у поэта появляется возможность создать иллюзию  объективного отношения к героям, ибо герои показаны как бы  глазами народа.Так, в поэме народное мнение выражают гусляры.)

        3) Кто в " Песне..."является настоящим героем и почему?

        4) Какая информация находится в названии " Песни..."? 

         Учитель прикрепляет к доске карточки со словами.( царь Иван Васильевич, опричник, купец Калашников)

        5) Почему герои " Песни..."расположены в заглавии в таком порядке? Можно ли их поменять местами? ( Герои " Песни..."  расположены в порядке иерархии)

        6) Какие картины старой Москвы и её быта рисует Лермонтов? Что привлекает ваше внимание в этих описаниях?

        7) Какими средствами изображаются герои поэмы?

        8) Кто из героев является самым важным в развитии сюжета? Почему?

        9) Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю? 

        10) Помог бы ему царь, если бы знал, что Алёна Дмитриевна - замужняя женщина?

        11) Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алёне Дмитриевне?

        12) Мог ли царь не казнить купца?

        13) Какой вопрос задаёт ему царь?

        14) Почему царь отказывается назвать причину, по которой он убил опричника?

        15)Почему царь казнил купца? ( Купец знал заповедь - не убей. Купец говорит:" Помолитеся за душу грешную!")

        16) Какой суд признаёт купец? ( Божий)

        17) Что хотел сказать автор произведения? ( Заповеди нельзя нарушать. Заповеди вывешиваются на доске.) 

        5. Игра " Замени нестилевое слово".

          ( Про твово   -   про твоего, певали  -  мы пели, тешился  - наслаждался, отороченную - отделанную, заморского -  иностранного, худо кованный - плохо кованный, заломлю - сдвину шапку, гнушатися - пренебрегать.)

        6. Тестовая работа. 

         Цель - проверить учащихся на знание текста.

        1) Укажите век, в котором происходят события поэмы.

           а) 14 век

           б) 17 век

           в) 15 век

        2) Кто стоит на пиру позади царя?

           а) стольники        б) охранники      в) сводники      г) собачники

        3) Что попросил Кирибеевич у царя?

          а) женить его      б) дать должность при дворе

          в) дать надел земли    г) отпустить сражаться с басурманами

        4) Кому перед боем не поклонился Калашников?

          а) жене   б) царю   в) Богу   г) сопернику

        5) Где происходят события в первой части поэмы?

         а) в доме купца      б) в  Кремле       в) в Коломенском      г) в Белом доме

       6) Где происходят события второй части поэмы ?

         а) в Лефортове    б) в Коломенском     в) в Замоскворечье   г) в Царицыно

       7) Какой особый знак принадлежал опричникам?

        а) чёрная лента       б) метла и собачья голова

        в) знак ястреба       г) шапка с изображением волка

       8) Где в Москве происходили поединки?

        а) на Красной площади       б) на Москве - реке

        в) на Каменном мосту         г) в Александровском саду

        9) Что должны были сделать братья Степана Калашникова в случае его смерти?

        а) уехать жить в другой город         б) закрыть лавку

        в) тайно убить злодея                        г) выйти на поединок

        10) Что пообещал Иван Грозный братьям купца после его казни? 

         а) казнить их                                б) лишить купеческого звания 

         в) разрешить беспошлинную торговлю     г) пристроить при дворе

       7. Подведение итогов урока.Выставление оценок. Домашнее задание. 1) Написатьсочинение - рассуждение " Кто в " Песне..."    является настоящим героем?" или "Какими качествами должен обладать человек, чтобы в условиях деспотизма и террора  отважиться защищать честь перед всем народом".

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»