Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Конспект урока

Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой
на примере анализа цикла «Тайны ремесла»

 

Сафонова Наталья Станиславовна,
кандидат филологических наук,
учитель русского языка и литературы
в АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион»
Московская область, Раменский район, пос. им. Тельмана

 

Продолжительность: 2 урока.

Класс: 11 класс.

Тип урока:  Изучение нового материала в форме урока-семинара

Цели урока:Создать условия дляопределения учащимися места и значения темы поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой на примере анализа цикла «Тайны ремесла».

       Задачи урока:

- обучающие:

1) определение существенных признаков понятия «творчество»;

2) углубить представление учащихся  о цикле стихов как об особом лирическом образовании;

3) ознакомить учащихся с  историей создания А. А. Ахматовой цикла «Тайны ремесла»;

4) раскрыть, опираясь на стихи, представление А. А. Ахматовой о поэтическом творчестве и его составляющих;

5) развивать умения и навыки, связанные с анализом лирического текста;

6) провести анализ системы образов: Муза, Пушкин, Поэт, Читатель, Стихи, которая включена автором в раскрытие сущности процесса творчества;

7) развивать у учащихся умения исследовательской работы над поэтическим текстом: анализировать и интерпретировать лирическое произведение, делать обобщения,приводить аргументацию своей точки зрения текстом, вести дискуссию, структурировать исследуемый материал;

8) развивать  самостоятельность мышления;

9) на примере стихов А. А. Ахматовой совершенствоватьу учащихся умения и навыки культуры русской речи, а именно:словоупотребления,связного высказывания, образности речи, общения, выразительного чтения;

         - воспитательные:

         1) развивать потребность в общении с литературным произведением, художественно-эстетические вкус, эмоции, оценки, отношения;

      2) воспитывать у учащихся уважение и любовь к творчеству А. А. Ахматовой;

3) развивать самостоятельность,творческую и познавательную активность учащихся;

         4) формировать коммуникативные умения;

  - развивающие:

  1) развивать образное, логическое, ассоциативное мышление, память, речь, внимание, воображение;

2) развивать эмоциональную чуткость к слову, устную речь.

Методы обучения: проверка домашней работы, исследовательский, индуктивный, рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования.

Формы организацииучебной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование урока:

- мультимедийный проектор;

- музыкальные записи, связанные с темой творчества и творца.

 

Ход уроков

         1 этап урока:  Организационный момент.

Для создания творческой атмосферы урок начинается с проверки домашнего задания. Учащиеся должны были подумать, что для них означает понятие творчества, какие составляющие  оно включает. При этом можно было использовать не только высказывания поэтов и прозаиков, но и привлекать музыкальные произведения, репродукции картин и т. д. Поэтому урок начинается с высказываний ребят, с их размышлений, которые подчас подтверждаются цитатами из М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого, музыкой, в частности, песнями «ДДТ», «Ночной птицей» К. Никольского и др.

         2 этап урока: Проверка домашнего задания.

Вот одно из интересных наблюдений.

Учащийся:Мне кажется, что творчество  – это некое озарение, которое посещает не многих, избранных. Душе человека вдруг открываются тайны мира,  и он эти открытия пытается донести до других. Так рождаются чудесные мелодии Шопена и Листа, Вивальди и Штрауса, покоряющие полотна Левитана, Айвазовского, Нестерова. Другие люди творят из дерева и из камня, из глины и из крошки, из песка, соломки и даже из снега. В любом случае словом «творение» мы называем то, что не просто нас поразило, но помогло что-то понять, будто приоткрыть завесу непонимания и глухоты к миру.

         Есть люди, которые творят словом. Это писатели. Под их пером те чувства и переживания, которые мы испытываем, обретают оболочку и становятся достоянием, выраженным в слове. И мы удивляемся: «Это будто про меня сказано! Я чувствовал и наблюдал то же самое».

На первый взгляд может показаться, что творить легко, но на самом деле это изнуряющая работа, «амортизация сердца и души», по словам В. В. Маяковского. 

М. И. Цветаева писала:

Поэтов путь: жжя, а не согревая,

Рвя, а не взращивая – взрыв и взлом, --

Твоя стезя, гривастая кривая,

Не предугадана календарем!

Творчески мыслящий человек по-другому видит мир и помогает нам его воспринимать в ином свете.

Учащиеся:художественно одаренные дети выразили свое понимание творчества в красках. Интересно, что  в основном это были не сюжетные картины, а цветовые палитры, где соседствовали пограничные цвета. Такие свои цветовые ощущения ребята объясняли причудливым, с их точки зрения,  соединением  в творчестве муки и блаженства.

Учитель:Обобщая все услышанное, что же можно сказать о нисхождении Музы на человека?

Учащиеся:  Творчество – это особый дар, который, возможно, ниспослан человеку свыше. Это реализация способностей, которые создают уникальный продукт. Но полностью познать природу творчества невозможно, оно всегда облечено некой тайной.

3 этап урока: Изучение нового материала.

Учитель: подводит ребят к анализу цикла А. А. Ахматовой «Тайны ремесла».Человек так устроен, что всегда пытается постичь скрытое от его глаз, но мир непознаваем до самого конца, вот и А. А. Ахматова, пытаясь разгадать тайны творчества, лишь приоткрывает завесу.

Один из проблемных вопросов урока:в названии цикла «Тайны ремесла»кроется попытка разгадать тайны ремесла или лишь указать на них?

Для ответа на этот главный вопрос урока, необходимо найти ответы на сопутствующие вопросы, которые также важны для понимания тайны ремесла:

- Каково мироощущение А. А. Ахматовой в 30-50-х годах 20 века?

- Какова история создания цикла?

Учащийся:об истории создания цикла  рассказывает заранее подготовленный ученик.

В 1936 году был начат и создавался А. А. Ахматовой в течение четверти века цикл «Тайны ремесла», который представляет собой исповедь сердца и проповедь выстраданных эстетических и нравственных заветов. Он входит в «Седьмую книгу» поэта. Большинство стихотворений в цикл объединила сама писательница, но некоторые из них составители сборников по тем или иным причинам то опускают, то наоборот добавляют, как, например, стихотворения «Наше священное ремесло», «Многое еще, наверно, хочет…», «…А в книгах я последнюю страницу…», «Я над ними склонюсь, как над чашей…».

Тяжелый период продолжился для поэта после постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград» в 1946 году. В это время сын поэта переходил из тюрьмы в ссылку и обратно, он арестовывался 4 раза, 14 лет провел в лагерях.  Дважды арестовывался Николай Николаевич Пунин, муж А. А. Ахматовой, известный искусствовед. Он умер в лагере под Воркутой в 1953 году. А. А. Ахматова познала все: страх, нищету, голод, одиночество. Но она продолжала писать. То, что шло из души, не знало запретов. Ее творчество было ей опорой в тяжелые минуты, и именно в это время был пройден невероятный путь поэта к новому слову, к новым темам.

Учитель:  В таких условиях можно было писать о тайнах своего ремесла? Почему?

Учащиеся:Так как поэтическая природа видится А. А. Ахматовой как Божественный дар, то во время создания цикла эта точка зрения не могла быть принята обществом: мир развитого социализма отрицал Бога и всё, что с ним связано.

Учитель:  Найдите в цикле  «Тайны ремесла» упоминание реалий того времени. Много ли их? Почему?

Учащиеся:Их немного, почти нет. Возможно, это связано с вневременной тематикой цикла.

         Учитель: Как поясняет раскрытие темы поэта и поэзии заглавие цикла? В чем концептуальность заглавия?

Учащиеся:  Речь идет не просто о секретах своего ремесла, которые поэт хочет раскрыть читателю, а о тайне, что сопровождает все составляющие его творчества. Более того, понятие тайны подразумевает в себе невозможность до конца познать ее.

Учитель:Попытаемся проследить в стихотворениях  как идея, высказанная в заглавии, пронизывает весь цикл.

Здесь необходимо нацелить учащихся на то, что внимание нужно обращать не только на отдельные строки, в которых присутствует понятие «тайна»  («сужается какой-то тайный круг», «таинственная плесень на стене», «а каждый читатель как тайна», «тайное бродит вокруг»), но и на появление особой музыкальной атмосферы, религиозных мотивов, «внутреннего образа стихотворчества».

Пусть ребята каждую цитату со словом «тайна» попытаются интерпретировать и увидят, что в каждой из них обыгрывается свой образ, который  является одним из составляющих Творчества. Например, «сужается какой-то тайный круг» - строчка, взятая из первого стихотворения «Творчество». Здесь звучащий фон в первых строках вбирает в себя важнейшие для поэзии А. А. Ахматовой звучания внешнего мира: бой часов, гром, стон, шепот, звон. Но сужение «тайного круга» рождает «все победивший звук», благодаря которому слышен мир: «Что слышно, как в лесу растет трава, / Как по земле идет с котомкой лихо…». Учитель замечает, что О. Э. Мандельштам писал в статье «Слово и культура»: «Стихотворение живо внутренним образом, тем звучащим слепком формы, который предваряет его написание. Ни одного слова еще нет, а произведение уже звучит. Это звучит «внутренний образ»». А если обратиться к воспоминаниям современников, то можно найти тоже немаловажную деталь: стихи Ахматова слагала, вначале как бы пропевая их про себя. А. Найман, мемуарист, друг писательницы, вспоминал: «Вдруг во время очередной реплики собеседника, за едой, за письмом, за чтением книги она «почти в полный голос пропевала-проборматывала-жужжала неразборчивые гласные и согласные приближающихся строк». Таким образом, от одной строчки можно выйти на рубежи концептуального понимания связи тайны ахматовского стихотворчества с музыкой. Тем более что в цикле 16 слов, связанных с музыкальной семантикой, а это говорит о постоянном присутствии музыки в цикле. В подготовленном классе можно провести литературно-ассоциативные аналогии с темой музыки и творчества у А. А. Блока, Б. Л. Пастернака или же привести в подтверждение другие стихи А. А. Ахматовой, посвященные музыке («Музыка», «Слушая пение», цикл «Полночные стихи» и др.).

Учащиеся:ищут в цикле все моменты, где обыгрывается тайна стихотворчества. Например: 

- «Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг…»,

- «Пока дымовая завеса

Тумана повсюду стоит.»,

- «А каждый читатель как тайна,

Как в землю закопанный клад…»,

- «А вот ещё: тайное бродит вокруг —

Не звук и не цвет, не цвет и не звук, —

Гранится, меняется, вьётся,

А в руки живым не даётся.»,

- «Это голос таинственной лиры,

На загробном гостящей лугу.»

Учитель:  Не во всех сборниках стихотворение «Наше священное ремесло…» включено в цикл. Но, тем не менее, большинство составителей видят его неотделимым от общей концепции цикла. Почему? 

Этот вопрос интересно задать учащимся, предварительно даже можно выписать это небольшое стихотворение на доске.

Учащиеся:Здесь сосредоточено представление А. А. Ахматовой о тайной, могучей, исцеляющей власти искусства. Сама писательница говорила: «Ничто, кроме религии, не создавало искусства». Учащиеся могут поразмышлять над строками стихотворения: «Но еще ни один не сказал поэт, / Что мудрости нет, и старости нет, / А может и смерти нет». Возможно, эти строки предполагают, что мудрость есть и старость есть, а победа над ними – дело не поэзии, а веры.

Учитель:  Для более подготовленного класса можно предложить мини-исследование: почему некоторые составители сборников исключают это стихотворение из цикла?

Учитель: Подводятся первые итоги по анализу темы поэта и поэзии в цикле.

Заглавие цикла задает основной тон размышлениям автора, оно концептуально. Заглавие «скрепляет» элементы цикла, благодаря сквозной мысли, заложенной в нем: окружающий мир до конца не познаваем, и настоящая поэзия, по мнению А. А. Ахматовой, невозможна без тайны. Она во всем: «таинственная плесень», из которой рождается «тайное стихотворение», что попадает в руки «неведомому другу» - читателю.

Особая музыка, атмосфера таинственности, религиозные мотивы… - все это сопровождает приход творчества.

Далее идет разговор о сквозных образах цикла, которые образуют систему, ее схематическое изображение учащиеся выстраивают и объясняют сами, оговаривая, что образы взаимно обогащаются, раскрытие каждого из них не ограничивается пределами одного стихотворения, образ раскрывается по мере продвижения цикла. Именно эту мысль и предстоит доказать ребятам.

Учащиеся:делятся на 5 групп.  Стихотворения цикла распределяются по группам, и каждая группа, анализируя, вносит свои черты в характеристику того или иного образа. Образы следующие: Муза, Пушкин, Поэт, Читатель, Стихи.

План анализ определенного образа:

1) место анализируемого образа в системе;

2) специфика связи с другими образами;

3) авторская оценка образа;

4) литературная традиция и новое в его истолковании.

Примерные ответы каждой группы:

Образ Музы.Уже в первом стихотворении цикла перед нами возникает не только неповторимый процесс рождения Стиха, но и тесно связанный с ним образ Музы, пусть еще не названный прямо, но уже узнаваемый: «Неузнанных и пленных голосов мне чудятся и жалобы и стоны». Данный образ сложен и многолик. На протяжении творчества поэта его осмысление меняется. Ликующая Муза А. А. Ахматовой в ранней лирике, воплотившая радость жизни, напряженность ожидания счастья, полноту чувств, являвшаяся к ней «милой гостьей с дудочкой в руке», уже в 1916 году «… голову в веночке темном клонит», а к 30-40-ым годам из беспечной девчонки она трансформируется, по словам М. Цветаевой, в Музу Плача («Моею Музой оказалась мука», - пишет Ахматова). Здесь можно привлечь стихотворения М. И. Цветаевой (а с сильными учащимися проанализировать интертекстуальные детали), посвященные А. А. Ахматовой. В третьем стихотворении цикла  писательница продолжает традицию по уподоблению своей Музы сестре, подруге, которая часто непостоянна, изменчива: «А еще называют Музой… / Жестче, чем лихорадка, оттреплет, / И опять весь год ни гу-гу».

Интересно будет пронаблюдать со старшеклассниками и встречающуюся у Ахматовой персонификацию образа Музы на примере анализа стихотворения «…А в книгах я последнюю страницу…».Здесь звук связан с таинственным профилем на стене, «не женский, не мужской, но полный тайны». Биографический комментарий поясняет, что речь идет о профиле самой Ахматовой, нарисованном на стене Фонтанного Дома.

Образ Пушкина. Пушкин для А. А. Ахматовой был непревзойденным гением, мерилом всего ее творчества. Это строилось не на слепом почитании таланта, а на его глубоком знании и уважении. Здесь возможен доклад подготовленного ученика, посвященный «пушкиниане» Ахматовой.

Известный биограф А. Ахматовой, её друг, театровед, писатель В. Виленкин  замечает: «Она удивительно слышала и видела каждый шаг Пушкина… Удивительная полнота ее знания о нем, ее творческая интуиция, ее путь к Пушкину не извне, а изнутри творческого мира – вот это и был ахматовский «пушкинизм», надвременный, чуткий отклик поэта-поэту».

Но была еще и внутренняя, личная сопричастность с А. С. Пушкиным: одиночество, неправое гонение,  преодолеваемое только одним – работой. Для Ахматовой Пушкин «победил и время и пространство». В цикле лишь одно стихотворение с прямой отсылкой к имени Пушкина («Кто знает, что такое слава!»), но он – тот идеал и образец, по которому должна мериться настоящая поэзия.

Образ Поэта. Этот образ раскрывается в цикле на двух уровнях. С одной стороны, это появление имен конкретных творческих личностей (А. С. Пушкин, В. И.  Нарбут, О. Э. Мандельштам, ему посвящено стихотворение «Я над ними склонюсь, как над чашей…», реминисцентное упоминание имени М. Твена через цитату из «Приключения Тома Сойера»: «Как будто вечность поседела»), а, следовательно, и целый пласт, связанный с их жизнью и деятельностью. С другой стороны, это личные размышления писательницы, построенные на собственном опыте. Поэт, по мнению А. А. Ахматовой,  особая личность, неповторимый микрокосм, его работа трудна и изнурительна, за ее видимой легкостью скрывается титанический труд. Надо уметь услышать особую музыку леса, разговор сосен, узнать тайны «ночной тишины», быть тонким знатоком человеческой души, улавливать неуловимое.

Образ Читателя. В стихотворении «…А в книгах я последнюю страницу…» уже по началу фразы мы чувствуем особую доверительную интонацию, как будто у поэта по ту сторону строк находится живой собеседник, ради которого и появляется  нота юмора. Возникают совершенно новые участники диалога: не Он и Она, а Поэт и Читатель. Ахматова испытывает потребность поведать читателю о своих поэтических исканиях и обретениях. Причем, духовно близкий читатель для поэта – верующий, разделяющий его точку зрения на мир, строящий жизнь по тем же нравственным принципам, что и сама писательница. Но А. А. Ахматова осознавала, что Читатель может быть разным, однако, как она писала в дневнике, «право голоса имеет только читатель: поэт уже все сказал и его никто не спрашивает». В цикле проанализированы разные типы Читателей, но ясно одно, какие бы они ни были, поэт работает для них.

В подготовленном классе интересно будет проанализировать стихотворение «Читатель», полное аллюзий,  реминисценций,  миницитат. Учащиеся увидят, что в качестве Поэта здесь дано лицо собирательное, состоящее из Шекспира – Гоголя – Лермонтова, и Читатель тоже двоящийся, троящийся.

Образ Стихов. В анализируемом цикле даны очень индивидуальные образы стихов, более того приход каждого из них – это явление отдельного живого существа.  А. А. Ахматова писала в дневнике: «Стихи для автора делятся на такие, о которых поэт может вспомнить, как он писал их, и на такие, которые как бы самозародились. В одних автор обречен слышать голос скрипки, некогда помогавшей ему их сочинить, в других – стук вагона, мешавшего ему их написать. Стихи могут быть связаны с запахами духов и цветов».

Как и все предыдущие образы, Стихи являются сквозным образом цикла, но есть одно стихотворение, на котором можно остановиться подольше, особенно если перед нами сильный класс. Это уникальное стихотворение «Про стихи Нарбута». Во-первых, оно интересно своей литературно-ассоциативной наполненностью, связью не только с творчеством В. И. Нарбута, но Б. Л. Пастернака.

Можно провести своеобразное мини-исследование о причинах разительного сходства организации стихотворения А. А. Ахматовой «Поэзия» и Б. Л. Пастернака «Определения   поэзии» (первая часть).

 

А. А. Ахматова

Б. Л. Пастернак

Это – выжимки бессонниц,

Это — свеч кривых нагар,

Это – сотен белых звонниц

Первый утренний удар…

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это двух соловьев поединок.

 

Перед нами попытка облечь свое восприятие  в особую форму. Надо заметить, что здесь и особый синтаксис, и особый морфологический состав. Т. Я. Сильман замечает по поводу строчек А.Ахматовой: «Отсутствие глаголов означает, что в стихотворении дается лишь сплошное переживание лирическим «Я» некоего комплекса событий или явлений, который слагается в некую ткань бытия, дабы дать его особый состав фактуры». Перед нами не что иное, как портрет Стихов, созданный из авторских оценок.

4 этап урока: Подведение итогов урока.

Учитель:После выступления групп, добавлений учителя и учеников можно возвратиться к проблемному вопросу урока и попытаться ответить, раскрывает ли А. А. Ахматова тайны своего ремесла или только указывает на них?

 Учащиеся: Ответ не может быть однозначным. Учащиеся понимают, что писательница, используя такую форму организации, как цикл, пытается дать наиболее полное представление о процессе своего творчества, анализируя его с разных сторон, что позволяет сделать избранная форма, но до конца постичь тайны бытия, ремесла невозможно.

Итоговым вопросом может быть:

Учитель: Какие особенности циклической организации текста помогли вам получить более полное представление о теме поэта и поэзии у А. А. Ахматовой?

Учащиеся: Наличие сквозных образов-символов; единая тематика, раскрывающаяся в отдельных стихотворениях, как гранях единого целого; скрепляющая функция названия цикла.

5 этап урока: Дифференцированное домашнее задание.

1 вариант (для более подготовленных учащихся):

1. Как вы считаете, почему именно в позднем творчестве А. А. Ахматовой появляется циклизация?

2. В чем А. А. Ахматова при осмыслении темы поэта и поэзии продолжает традиции А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и др., а в чем идет дальше, решая что-то по-своему?

 3. Поставьте аспекты решения темы поэта и поэзии в цикле «Тайны ремесла» в ряд других ахматовских произведений на эту же тему: что общего и в чем различие?

2 вариант(для менее подготовленных учащихся):

1. Какие еще циклобразующие связи не были затронуты при анализе цикла «Тайны ремесла»? Найдите их и проанализируйте.

2. Какой бы эпиграф вы подобрали к прошедшему уроку и почему?

3. Проанализируйте цикл «Ветер войны» по подобному плану.

 

Список использованных источников:

1.    Виленкин В. И. «В сто первом зеркале». – М., 1990.

2.    Добин Е. С. Поэзия Анны Ахматовой. — Л., 1968.

3.    Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. — Л., 1973.

4.    Павловский А. Анна Ахматова. Очерк творчества. — Л., 1966.

5.    Сильман Т. И. Заметки о лирике. – Л., 1977

6.Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой: в 3-х тт. — Paris: YMCA-Press, 1976.

Конспект урока по теме «Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой на примере анализа цикла «Тайны ремесла»»

 

Сафонова Наталья Станиславовна,

кандидат филологических наук,

учитель русского языка и литературы

в АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион»

Московская область, Раменский район, пос. им. Тельмана

 

Продолжительность: 2 урока.

Класс: 11 класс.

Тип урока:  Изучение нового материала в форме урока-семинара

Цели урока:Создать условия дляопределения учащимися места и значения темы поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой на примере анализа цикла «Тайны ремесла».

       Задачи урока:

- обучающие:

1) определение существенных признаков понятия «творчество»;

2) углубить представление учащихся  о цикле стихов как об особом лирическом образовании;

3) ознакомить учащихся с  историей создания А. А. Ахматовой цикла «Тайны ремесла»;

4) раскрыть, опираясь на стихи, представление А. А. Ахматовой о поэтическом творчестве и его составляющих;

5) развивать умения и навыки, связанные с анализом лирического текста;

6) провести анализ системы образов: Муза, Пушкин, Поэт, Читатель, Стихи, которая включена автором в раскрытие сущности процесса творчества;

7) развивать у учащихся умения исследовательской работы над поэтическим текстом: анализировать и интерпретировать лирическое произведение, делать обобщения,приводить аргументацию своей точки зрения текстом, вести дискуссию, структурировать исследуемый материал;

8) развивать  самостоятельность мышления;

9) на примере стихов А. А. Ахматовой совершенствоватьу учащихся умения и навыки культуры русской речи, а именно:словоупотребления,связного высказывания, образности речи, общения, выразительного чтения;

         - воспитательные:

         1) развивать потребность в общении с литературным произведением, художественно-эстетические вкус, эмоции, оценки, отношения;

      2) воспитывать у учащихся уважение и любовь к творчеству А. А. Ахматовой;

3) развивать самостоятельность,творческую и познавательную активность учащихся;

         4) формировать коммуникативные умения;

  - развивающие:

  1) развивать образное, логическое, ассоциативное мышление, память, речь, внимание, воображение;

2) развивать эмоциональную чуткость к слову, устную речь.

Методы обучения: проверка домашней работы, исследовательский, индуктивный, рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования.

Формы организацииучебной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование урока:

- мультимедийный проектор;

- музыкальные записи, связанные с темой творчества и творца.

 

Ход уроков

         1 этап урока:  Организационный момент.

Для создания творческой атмосферы урок начинается с проверки домашнего задания. Учащиеся должны были подумать, что для них означает понятие творчества, какие составляющие  оно включает. При этом можно было использовать не только высказывания поэтов и прозаиков, но и привлекать музыкальные произведения, репродукции картин и т. д. Поэтому урок начинается с высказываний ребят, с их размышлений, которые подчас подтверждаются цитатами из М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого, музыкой, в частности, песнями «ДДТ», «Ночной птицей» К. Никольского и др.

         2 этап урока: Проверка домашнего задания.

Вот одно из интересных наблюдений.

Учащийся:Мне кажется, что творчество  – это некое озарение, которое посещает не многих, избранных. Душе человека вдруг открываются тайны мира,  и он эти открытия пытается донести до других. Так рождаются чудесные мелодии Шопена и Листа, Вивальди и Штрауса, покоряющие полотна Левитана, Айвазовского, Нестерова. Другие люди творят из дерева и из камня, из глины и из крошки, из песка, соломки и даже из снега. В любом случае словом «творение» мы называем то, что не просто нас поразило, но помогло что-то понять, будто приоткрыть завесу непонимания и глухоты к миру.

         Есть люди, которые творят словом. Это писатели. Под их пером те чувства и переживания, которые мы испытываем, обретают оболочку и становятся достоянием, выраженным в слове. И мы удивляемся: «Это будто про меня сказано! Я чувствовал и наблюдал то же самое».

На первый взгляд может показаться, что творить легко, но на самом деле это изнуряющая работа, «амортизация сердца и души», по словам В. В. Маяковского. 

М. И. Цветаева писала:

Поэтов путь: жжя, а не согревая,

Рвя, а не взращивая – взрыв и взлом, --

Твоя стезя, гривастая кривая,

Не предугадана календарем!

Творчески мыслящий человек по-другому видит мир и помогает нам его воспринимать в ином свете.

Учащиеся:художественно одаренные дети выразили свое понимание творчества в красках. Интересно, что  в основном это были не сюжетные картины, а цветовые палитры, где соседствовали пограничные цвета. Такие свои цветовые ощущения ребята объясняли причудливым, с их точки зрения,  соединением  в творчестве муки и блаженства.

Учитель:Обобщая все услышанное, что же можно сказать о нисхождении Музы на человека?

Учащиеся:  Творчество – это особый дар, который, возможно, ниспослан человеку свыше. Это реализация способностей, которые создают уникальный продукт. Но полностью познать природу творчества невозможно, оно всегда облечено некой тайной.

3 этап урока: Изучение нового материала.

Учитель: подводит ребят к анализу цикла А. А. Ахматовой «Тайны ремесла».Человек так устроен, что всегда пытается постичь скрытое от его глаз, но мир непознаваем до самого конца, вот и А. А. Ахматова, пытаясь разгадать тайны творчества, лишь приоткрывает завесу.

Один из проблемных вопросов урока:в названии цикла «Тайны ремесла»кроется попытка разгадать тайны ремесла или лишь указать на них?

Для ответа на этот главный вопрос урока, необходимо найти ответы на сопутствующие вопросы, которые также важны для понимания тайны ремесла:

- Каково мироощущение А. А. Ахматовой в 30-50-х годах 20 века?

- Какова история создания цикла?

Учащийся:об истории создания цикла  рассказывает заранее подготовленный ученик.

В 1936 году был начат и создавался А. А. Ахматовой в течение четверти века цикл «Тайны ремесла», который представляет собой исповедь сердца и проповедь выстраданных эстетических и нравственных заветов. Он входит в «Седьмую книгу» поэта. Большинство стихотворений в цикл объединила сама писательница, но некоторые из них составители сборников по тем или иным причинам то опускают, то наоборот добавляют, как, например, стихотворения «Наше священное ремесло», «Многое еще, наверно, хочет…», «…А в книгах я последнюю страницу…», «Я над ними склонюсь, как над чашей…».

Тяжелый период продолжился для поэта после постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград» в 1946 году. В это время сын поэта переходил из тюрьмы в ссылку и обратно, он арестовывался 4 раза, 14 лет провел в лагерях.  Дважды арестовывался Николай Николаевич Пунин, муж А. А. Ахматовой, известный искусствовед. Он умер в лагере под Воркутой в 1953 году. А. А. Ахматова познала все: страх, нищету, голод, одиночество. Но она продолжала писать. То, что шло из души, не знало запретов. Ее творчество было ей опорой в тяжелые минуты, и именно в это время был пройден невероятный путь поэта к новому слову, к новым темам.

Учитель:  В таких условиях можно было писать о тайнах своего ремесла? Почему?

Учащиеся:Так как поэтическая природа видится А. А. Ахматовой как Божественный дар, то во время создания цикла эта точка зрения не могла быть принята обществом: мир развитого социализма отрицал Бога и всё, что с ним связано.

Учитель:  Найдите в цикле  «Тайны ремесла» упоминание реалий того времени. Много ли их? Почему?

Учащиеся:Их немного, почти нет. Возможно, это связано с вневременной тематикой цикла.

         Учитель: Как поясняет раскрытие темы поэта и поэзии заглавие цикла? В чем концептуальность заглавия?

Учащиеся:  Речь идет не просто о секретах своего ремесла, которые поэт хочет раскрыть читателю, а о тайне, что сопровождает все составляющие его творчества. Более того, понятие тайны подразумевает в себе невозможность до конца познать ее.

Учитель:Попытаемся проследить в стихотворениях  как идея, высказанная в заглавии, пронизывает весь цикл.

Здесь необходимо нацелить учащихся на то, что внимание нужно обращать не только на отдельные строки, в которых присутствует понятие «тайна»  («сужается какой-то тайный круг», «таинственная плесень на стене», «а каждый читатель как тайна», «тайное бродит вокруг»), но и на появление особой музыкальной атмосферы, религиозных мотивов, «внутреннего образа стихотворчества».

Пусть ребята каждую цитату со словом «тайна» попытаются интерпретировать и увидят, что в каждой из них обыгрывается свой образ, который  является одним из составляющих Творчества. Например, «сужается какой-то тайный круг» - строчка, взятая из первого стихотворения «Творчество». Здесь звучащий фон в первых строках вбирает в себя важнейшие для поэзии А. А. Ахматовой звучания внешнего мира: бой часов, гром, стон, шепот, звон. Но сужение «тайного круга» рождает «все победивший звук», благодаря которому слышен мир: «Что слышно, как в лесу растет трава, / Как по земле идет с котомкой лихо…». Учитель замечает, что О. Э. Мандельштам писал в статье «Слово и культура»: «Стихотворение живо внутренним образом, тем звучащим слепком формы, который предваряет его написание. Ни одного слова еще нет, а произведение уже звучит. Это звучит «внутренний образ»». А если обратиться к воспоминаниям современников, то можно найти тоже немаловажную деталь: стихи Ахматова слагала, вначале как бы пропевая их про себя. А. Найман, мемуарист, друг писательницы, вспоминал: «Вдруг во время очередной реплики собеседника, за едой, за письмом, за чтением книги она «почти в полный голос пропевала-проборматывала-жужжала неразборчивые гласные и согласные приближающихся строк». Таким образом, от одной строчки можно выйти на рубежи концептуального понимания связи тайны ахматовского стихотворчества с музыкой. Тем более что в цикле 16 слов, связанных с музыкальной семантикой, а это говорит о постоянном присутствии музыки в цикле. В подготовленном классе можно провести литературно-ассоциативные аналогии с темой музыки и творчества у А. А. Блока, Б. Л. Пастернака или же привести в подтверждение другие стихи А. А. Ахматовой, посвященные музыке («Музыка», «Слушая пение», цикл «Полночные стихи» и др.).

Учащиеся:ищут в цикле все моменты, где обыгрывается тайна стихотворчества. Например: 

- «Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг…»,

- «Пока дымовая завеса

Тумана повсюду стоит.»,

- «А каждый читатель как тайна,

Как в землю закопанный клад…»,

- «А вот ещё: тайное бродит вокруг —

Не звук и не цвет, не цвет и не звук, —

Гранится, меняется, вьётся,

А в руки живым не даётся.»,

- «Это голос таинственной лиры,

На загробном гостящей лугу.»

Учитель:  Не во всех сборниках стихотворение «Наше священное ремесло…» включено в цикл. Но, тем не менее, большинство составителей видят его неотделимым от общей концепции цикла. Почему? 

Этот вопрос интересно задать учащимся, предварительно даже можно выписать это небольшое стихотворение на доске.

Учащиеся:Здесь сосредоточено представление А. А. Ахматовой о тайной, могучей, исцеляющей власти искусства. Сама писательница говорила: «Ничто, кроме религии, не создавало искусства». Учащиеся могут поразмышлять над строками стихотворения: «Но еще ни один не сказал поэт, / Что мудрости нет, и старости нет, / А может и смерти нет». Возможно, эти строки предполагают, что мудрость есть и старость есть, а победа над ними – дело не поэзии, а веры.

Учитель:  Для более подготовленного класса можно предложить мини-исследование: почему некоторые составители сборников исключают это стихотворение из цикла?

Учитель: Подводятся первые итоги по анализу темы поэта и поэзии в цикле.

Заглавие цикла задает основной тон размышлениям автора, оно концептуально. Заглавие «скрепляет» элементы цикла, благодаря сквозной мысли, заложенной в нем: окружающий мир до конца не познаваем, и настоящая поэзия, по мнению А. А. Ахматовой, невозможна без тайны. Она во всем: «таинственная плесень», из которой рождается «тайное стихотворение», что попадает в руки «неведомому другу» - читателю.

Особая музыка, атмосфера таинственности, религиозные мотивы… - все это сопровождает приход творчества.

Далее идет разговор о сквозных образах цикла, которые образуют систему, ее схематическое изображение учащиеся выстраивают и объясняют сами, оговаривая, что образы взаимно обогащаются, раскрытие каждого из них не ограничивается пределами одного стихотворения, образ раскрывается по мере продвижения цикла. Именно эту мысль и предстоит доказать ребятам.

Учащиеся:делятся на 5 групп.  Стихотворения цикла распределяются по группам, и каждая группа, анализируя, вносит свои черты в характеристику того или иного образа. Образы следующие: Муза, Пушкин, Поэт, Читатель, Стихи.

План анализ определенного образа:

1) место анализируемого образа в системе;

2) специфика связи с другими образами;

3) авторская оценка образа;

4) литературная традиция и новое в его истолковании.

Примерные ответы каждой группы:

Образ Музы.Уже в первом стихотворении цикла перед нами возникает не только неповторимый процесс рождения Стиха, но и тесно связанный с ним образ Музы, пусть еще не названный прямо, но уже узнаваемый: «Неузнанных и пленных голосов мне чудятся и жалобы и стоны». Данный образ сложен и многолик. На протяжении творчества поэта его осмысление меняется. Ликующая Муза А. А. Ахматовой в ранней лирике, воплотившая радость жизни, напряженность ожидания счастья, полноту чувств, являвшаяся к ней «милой гостьей с дудочкой в руке», уже в 1916 году «… голову в веночке темном клонит», а к 30-40-ым годам из беспечной девчонки она трансформируется, по словам М. Цветаевой, в Музу Плача («Моею Музой оказалась мука», - пишет Ахматова). Здесь можно привлечь стихотворения М. И. Цветаевой (а с сильными учащимися проанализировать интертекстуальные детали), посвященные А. А. Ахматовой. В третьем стихотворении цикла  писательница продолжает традицию по уподоблению своей Музы сестре, подруге, которая часто непостоянна, изменчива: «А еще называют Музой… / Жестче, чем лихорадка, оттреплет, / И опять весь год ни гу-гу».

Интересно будет пронаблюдать со старшеклассниками и встречающуюся у Ахматовой персонификацию образа Музы на примере анализа стихотворения «…А в книгах я последнюю страницу…».Здесь звук связан с таинственным профилем на стене, «не женский, не мужской, но полный тайны». Биографический комментарий поясняет, что речь идет о профиле самой Ахматовой, нарисованном на стене Фонтанного Дома.

Образ Пушкина. Пушкин для А. А. Ахматовой был непревзойденным гением, мерилом всего ее творчества. Это строилось не на слепом почитании таланта, а на его глубоком знании и уважении. Здесь возможен доклад подготовленного ученика, посвященный «пушкиниане» Ахматовой.

Известный биограф А. Ахматовой, её друг, театровед, писатель В. Виленкин  замечает: «Она удивительно слышала и видела каждый шаг Пушкина… Удивительная полнота ее знания о нем, ее творческая интуиция, ее путь к Пушкину не извне, а изнутри творческого мира – вот это и был ахматовский «пушкинизм», надвременный, чуткий отклик поэта-поэту».

Но была еще и внутренняя, личная сопричастность с А. С. Пушкиным: одиночество, неправое гонение,  преодолеваемое только одним – работой. Для Ахматовой Пушкин «победил и время и пространство». В цикле лишь одно стихотворение с прямой отсылкой к имени Пушкина («Кто знает, что такое слава!»), но он – тот идеал и образец, по которому должна мериться настоящая поэзия.

Образ Поэта. Этот образ раскрывается в цикле на двух уровнях. С одной стороны, это появление имен конкретных творческих личностей (А. С. Пушкин, В. И.  Нарбут, О. Э. Мандельштам, ему посвящено стихотворение «Я над ними склонюсь, как над чашей…», реминисцентное упоминание имени М. Твена через цитату из «Приключения Тома Сойера»: «Как будто вечность поседела»), а, следовательно, и целый пласт, связанный с их жизнью и деятельностью. С другой стороны, это личные размышления писательницы, построенные на собственном опыте. Поэт, по мнению А. А. Ахматовой,  особая личность, неповторимый микрокосм, его работа трудна и изнурительна, за ее видимой легкостью скрывается титанический труд. Надо уметь услышать особую музыку леса, разговор сосен, узнать тайны «ночной тишины», быть тонким знатоком человеческой души, улавливать неуловимое.

Образ Читателя. В стихотворении «…А в книгах я последнюю страницу…» уже по началу фразы мы чувствуем особую доверительную интонацию, как будто у поэта по ту сторону строк находится живой собеседник, ради которого и появляется  нота юмора. Возникают совершенно новые участники диалога: не Он и Она, а Поэт и Читатель. Ахматова испытывает потребность поведать читателю о своих поэтических исканиях и обретениях. Причем, духовно близкий читатель для поэта – верующий, разделяющий его точку зрения на мир, строящий жизнь по тем же нравственным принципам, что и сама писательница. Но А. А. Ахматова осознавала, что Читатель может быть разным, однако, как она писала в дневнике, «право голоса имеет только читатель: поэт уже все сказал и его никто не спрашивает». В цикле проанализированы разные типы Читателей, но ясно одно, какие бы они ни были, поэт работает для них.

В подготовленном классе интересно будет проанализировать стихотворение «Читатель», полное аллюзий,  реминисценций,  миницитат. Учащиеся увидят, что в качестве Поэта здесь дано лицо собирательное, состоящее из Шекспира – Гоголя – Лермонтова, и Читатель тоже двоящийся, троящийся.

Образ Стихов. В анализируемом цикле даны очень индивидуальные образы стихов, более того приход каждого из них – это явление отдельного живого существа.  А. А. Ахматова писала в дневнике: «Стихи для автора делятся на такие, о которых поэт может вспомнить, как он писал их, и на такие, которые как бы самозародились. В одних автор обречен слышать голос скрипки, некогда помогавшей ему их сочинить, в других – стук вагона, мешавшего ему их написать. Стихи могут быть связаны с запахами духов и цветов».

Как и все предыдущие образы, Стихи являются сквозным образом цикла, но есть одно стихотворение, на котором можно остановиться подольше, особенно если перед нами сильный класс. Это уникальное стихотворение «Про стихи Нарбута». Во-первых, оно интересно своей литературно-ассоциативной наполненностью, связью не только с творчеством В. И. Нарбута, но Б. Л. Пастернака.

Можно провести своеобразное мини-исследование о причинах разительного сходства организации стихотворения А. А. Ахматовой «Поэзия» и Б. Л. Пастернака «Определения   поэзии» (первая часть).

 

А. А. Ахматова

Б. Л. Пастернак

Это – выжимки бессонниц,

Это — свеч кривых нагар,

Это – сотен белых звонниц

Первый утренний удар…

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это двух соловьев поединок.

 

Перед нами попытка облечь свое восприятие  в особую форму. Надо заметить, что здесь и особый синтаксис, и особый морфологический состав. Т. Я. Сильман замечает по поводу строчек А.Ахматовой: «Отсутствие глаголов означает, что в стихотворении дается лишь сплошное переживание лирическим «Я» некоего комплекса событий или явлений, который слагается в некую ткань бытия, дабы дать его особый состав фактуры». Перед нами не что иное, как портрет Стихов, созданный из авторских оценок.

4 этап урока: Подведение итогов урока.

Учитель:После выступления групп, добавлений учителя и учеников можно возвратиться к проблемному вопросу урока и попытаться ответить, раскрывает ли А. А. Ахматова тайны своего ремесла или только указывает на них?

 Учащиеся: Ответ не может быть однозначным. Учащиеся понимают, что писательница, используя такую форму организации, как цикл, пытается дать наиболее полное представление о процессе своего творчества, анализируя его с разных сторон, что позволяет сделать избранная форма, но до конца постичь тайны бытия, ремесла невозможно.

Итоговым вопросом может быть:

Учитель: Какие особенности циклической организации текста помогли вам получить более полное представление о теме поэта и поэзии у А. А. Ахматовой?

Учащиеся: Наличие сквозных образов-символов; единая тематика, раскрывающаяся в отдельных стихотворениях, как гранях единого целого; скрепляющая функция названия цикла.

5 этап урока: Дифференцированное домашнее задание.

1 вариант (для более подготовленных учащихся):

1. Как вы считаете, почему именно в позднем творчестве А. А. Ахматовой появляется циклизация?

2. В чем А. А. Ахматова при осмыслении темы поэта и поэзии продолжает традиции А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и др., а в чем идет дальше, решая что-то по-своему?

 3. Поставьте аспекты решения темы поэта и поэзии в цикле «Тайны ремесла» в ряд других ахматовских произведений на эту же тему: что общего и в чем различие?

2 вариант(для менее подготовленных учащихся):

1. Какие еще циклобразующие связи не были затронуты при анализе цикла «Тайны ремесла»? Найдите их и проанализируйте.

2. Какой бы эпиграф вы подобрали к прошедшему уроку и почему?

3. Проанализируйте цикл «Ветер войны» по подобному плану.

 

Список использованных источников:

1.    Виленкин В. И. «В сто первом зеркале». – М., 1990.

2.    Добин Е. С. Поэзия Анны Ахматовой. — Л., 1968.

3.    Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. — Л., 1973.

4.    Павловский А. Анна Ахматова. Очерк творчества. — Л., 1966.

5.    Сильман Т. И. Заметки о лирике. – Л., 1977

6.Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой: в 3-х тт. — Paris: YMCA-Press, 1976.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»