Урок литературы в 10 классе по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Тема : «Базаров и его родители»
Матвеева Людмила Васильевна, учитель.
Цели урока
Обучающая: рассмотреть образы отца и матери, выявить взаимоотношения Базарова с родителями , расширить психологический портрет главного героя.
Развивающая: развивать читательский интерес учащихся, коммуникативные навыки.
Воспитательная: формировать у учащихся человеческое отношение к близким, воспитывать чувство долга у детей по отношению к своим родителям.
Оснащение урока: роман И.С.Тургенева, эпиграфы к уроку на доске, репродукция картины В.Перова «Старики родители на могиле сына», фотографии из фильма 1958 года «Отцы и дети», мультимедийное оборудование.
План урока
Содержание этапов урока |
Методы и формы |
1. Организационный момент |
Приветствие |
2. Мотивационное начало, объявление темы урока. |
Фронтальный опрос с элементами эвристической беседы, создание проблемной ситуации. |
3. Работа с ключевыми деталями текста. |
Фронтальная работа, организация частично- поисковой работы при анализе эпизодов романа. |
4. Подведение итогов. |
Рефлексия . |
5. Домашнее задание |
Письменная творческая работа. Формулирование вопросов к Базарову. |
Ход урока
Тревожится о сыне постоянно
Святой любви великая раба.
Р.Гамзатов
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись.
Мы пред ними в долгу неоплаченном,
Свято помни об этом всю жизнь.
М.Рябинин.
Только ею, только любовью держится
и движется жизнь.
И.С.Тургенев
1. Организационный момент
2. Мотивационное начало, обозначение темы и цели урока.
- «Я никому не мог сказать священных слов отец и мать…»
- Почему эти слова священные?
- Что для вас значат эти слова?
- Несколько уроков назад вы отвечали на вопросы анкеты о родителях. Было очень приятно читать о ваших нежных чувствах к папе и маме. Но ответы на последний вопрос заставляет задуматься. «Мне было бы стыдно», « Я не понял бы родителей», « Я бы очень рассердился». Нет, мама не придет к школе с шапочкой и шарфиком, но откуда такая агрессия? Почему поступок мамы , продиктованный искренней заботой о своем ребенке , воспринимается с обидой? Почему нас пугают проявления родительской любви? Может ли искренняя любовь родителей стать причиной непонимания «отцов и детей»?
-Прочитайте эпиграфы, написанные на доске.
-Какая мысль объединяет эти высказывания?
--Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. (Базаров и родители)
(1 слайд)
-На предыдущих уроках мы рассмотрели , как раскрывается образ Базарова во взаимоотношениях с братьями Кирсановыми, с Одинцовой. А как Базаров относится к своим родителям? Как отношения с родителями помогают понять глубину образа Базарова? Ответом на эти вопросы будет скорбный образ Евгения Базарова.
3. Работа с текстом
- - Неслучайно И.С.Тургенев проверяет своих героев отношением к дому, к родовому гнезду… Автор направляет молодых людей сначала в Марьино, к Кирсановым, затем в именье Одинцовой, потом к старикам Базаровым.
- Последуем и мы за Евгением и Аркадием к дому Базаровых. Глава 20.
- Как вас называют ваши родители? Есть ли у вас домашнее ласковое прозвище?
- Какими словами встречают сына Арина Власьевна и Василий Иванович? (Енюшка, Енюшенька)
- Что слышится в этих словах? (ласка, мягкость, нежность)
- Почему нам важно обращать внимание на чувства героев? (психологический роман)
- Обратимся к эпизоду «Встреча Базарова с родителями» Дома вы внимательно перечитали эти страницы . –Сколько времени не виделись родные?
- Можно ли сопоставить историю блудного сына и историю возвращения Базарова?
- Давайте проследим путь Евгения. Куда он может пойти? Ждут ли его у Кирсановых?
-Рада ли видеть его Одинцова?
-Куда герой еще может пойти? (домой)
-Да, и он приезжает к родителям еще нигилистом, отвергающим всяческие чувства. Тем более что он только что имел печальный опыт страстного выражения своих чувств.
-Итак, мы дома , в родовом гнезде Базаровых.
-Что испытывает отец и мать при встрече с сыном? Найдите ключевые слова, подчеркните их.
(На экране текст с выделенными словами) 2 слайд
- О чем говорят найденные выражения?
- Как Базаров на первый взгляд относится к родителям? Докажите текстом.
- Дома вы должны были перечитать главы и выписать слова, которыми называет Евгений родителей. Прочтите, что обнаружили.
-Какой можно сделать вывод? Какие чувства живы в душе Базарова?
(В устах сдержанного сына данные слова как возглас сыновней любви)
-Вспомните, как отвечает Евгений на вопрос Аркадия о родителях: «Ты их любишь, Евгений?» («Люблю»)
-О чем говорит такой краткий ответ?
-Родителям всегда интересно мнение друзей о своих детях. Василий Иванович не исключение. « Какого мнения Вы о моем Евгении?»- спрашивает он у Аркадия?
-Вы тоже составили на предыдущих уроках свое мнение об этом герое. Слово ученице, подготовившей анализ детских впечатлений.( Анализ детских впечатлений)
- А как отвечает Кирсанов? Посмотри на экран. Прочти отрывок. Прокомментируйте ответ Аркадия. ( На экране текст с выделенными словами) 3 слайд
- Что значат слова Аркадия для отца?
-Каково Евгению в родительском доме? Назовите причину быстрого отъезда Евгения, на которую он указывает в разговоре с другом? (Скучно) (На экране текст) 4 слайд
-Почему? Как это объясняет Базаров? Как объясните вы?
-Что значит внезапный отъезд сына для родителей? Какое слово вы подобрали, чтобы определить их чувства? (Трагедия) Прокомментируйте свое мнение.
-Была и еще одна встреча родителей с сыном, такая же радость, суматоха, всхлипывания и трогательное «Енюшечка». Но, к сожалению, эта радость была скоротечна
_Почему? (Заражение, смерть сына)
- Теперь, встречаясь со старичками Базаровыми, мы видим их «дряхлыми», именно так говорит о них Тургенев.
-Почему?
4. Сопоставление текстов
- Я предлагаю вам отрывок из романа «Отцы и дети», напечатанного в журнале «Русский вестник» за 1860 год. Сопоставьте слова предложенного текста со словами окончательного варианта романа. Что добавил автор и почему? (Текст на экране) 5 слайд
- Что значат эти слова для понимания мира Базарова? ( Звучит тема покаяния)
5 . Актуальность темы
-Тургеневский роман очень личный, на мой взгляд .Самое страшное горе, которое могло постичь человека –смерть своих детей - пригнуло их, давит тяжким грузом. Живут ли они? Наверно, только когда «припадут и станут на колени» у могилы Енюшки и молятся. Как вы думаете, о чем могли молиться родители Базарова? О смерти, чтобы быстрее встретиться с сыном или о прощении бунтовавшему сыну?! Можно только догадываться. Им остаются воспоминания о таком родном, но таком не понятом до конца сыне. Можно ли избежать непонимания? И мы с вами этот тяжелый урок Базарова не должны забывать. Там, где чтут предков и не закрываются от любви, жизнь счастливее. Пример этому Аркадий Кирсанов. Базаров же попытался разорвать связь поколений и был наказан. Нельзя не вспомнить А.С.Пушкина. Мне кажется, по-настоящему интеллигентного человека отличает «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» Базаров же понимает это слишком поздно. Какими должны быть мужчина и женщина, чтобы прожить так, как старики Базаровы, «поддерживая друг друга. «Только я останусь для тебя навек неизменно, как ты для меня»- так говорит о себе Арина Власьевна.
- Мог ли быть счастлив Базаров с Одинцовой? (Одинцова – покой)
-Смогла бы Кукшина, эмансипированная женщина, каких теперь много быть идеалом в семейной жизни с Базаровым? (Базаров с пренебрежением относится к Кукшиной)
-Мы сегодня гордимся своими достижениями эмансипации, часто забывая о главной роли женщины на земле. Как вы думаете, какова эта роль? (Любить, создать семью, воспитывать детей в гармонии и взаимопонимании)
- Что же спасительно на земле и от чего отказался Базаров, ища некую истину?
-Семья и есть главное в жизни и это не основная мысль, которую объясняет нам Тургенев, но очень важная , на мой взгляд. А в семье- любовь родительская, между мужчиной и женщиной, от которой так отказывался Евгений-нигилист.
- Свои размышления по поводу сегодняшней темы урока в форме презентации предлагает Катя Шмелева. Надеюсь, что ее работа дополнит ваши впечатления от образа Базарова.
- Вопросы выступающему, впечатления учащихся о работе.
6. Оценки за урок
7. Домашнее задание : придумайте и запишите в тетрадь 2-3 вопроса, которые вы бы хотели задать Базарову. Используя материал сегодняшнего урока , напишите письмо родителям от имени умирающего Базарова, для этого вам придется еще раз перечитать последние главы романа.