Лирика поэтов XIX века
Шатова Тамара Петровна - учитель русского языка и литературы высшей категории
ГБОУ СОШ №277 г. Санкт - Петербурга
Тема: Поэзия родной природы. Цели урока: расширить представление учащихся о творчестве поэтов XIX века; продолжить знакомство со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе; совершенствовать навыки анализа стихотворения; раскрыть значение родной природы для воспитания любви к большой и малой Родине; развивать эмоционально – чувственную сферу учащихся в процессе анализа стихотворений.
Оборудование урока: портреты А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, учебник – хрестоматия по литературе. 8 класс, Часть 2. / Авт – сост. В. Я. Коровина и др. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 368 с. Ил. Электронное средство учебного назначения, материалы презентации к уроку.
Методические приемы: Пояснение учителя, подготовленное выразительное чтение стихотворений, аналитическое чтение, беседа; анализ поэтического текста, использование видеоматериала.
Ход урока
· Вступительное слово учителя. Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи . И. Тютчева, А. А. Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX века) вы только начинаете узнавать. (Обращение к наглядному материалу – портреты писателей).
· Работа со статьей учебника «Поэзия родной природы», стр. 41 – 42, аналитическое чтение, беседа
- Что привлекало поэтов в родной природе? Предполагаемый ответ: Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность.
- Согласны ли вы с тем, что природа выступает искусным «врачом», укрепляющим дух, вносящим успокоение и гармонию. Предполагаемый ответ: Согласны. Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, других природа побуждает проникнуться светлым оптимизмом.
Природа отображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли, связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» - Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе.
- Работа с текстами стихотворений. (Восприятие, истолкование). 1. Слушаем подготовленное выразительное чтение учащимися стихотворений А. С. Пушкина «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтова «Осень», Ф. И. Тютчева «Осенний вечер». Вопрос: С какой порой связаны эти стихотворения? Предполагаемый ответ: Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь.
- Чтение учащимися стихотворений А. А. Фета «Первый ландыш»
Вопрос: какое время года описано в этих стихотворениях, с каим чувством и настроением человека оно связано? Предполагаемый ответ: Ранняя весна, пробуждение природы, яркость и чистота красок; с чувством надежды, любви, радости. Вопрос: Что объединяет эти стихотворения? Предполагаемый ответ: Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года. Как называется описание природы? Предполагаемый ответ: Пейзаж. Повторение теоретических сведений о том, что такое пейзаж. Используется визуальное представление материала через электронное средство учебного назначения, которое обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне. Вывод: художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами.
- Составление таблицы
Осень |
Весна |
Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь Цветы последние, унылые мечтанья, разлуки час; листья пожелтели, кружатся, летят; зелень мрачная, ели поникшие, месяц тускл, туман, светлость осенних вечеров, зловещий блеск, пестрота дерев, багряные листья, туманная и тихая лазурь, сиротеющая земля, холодный ветер, ущерб, изнеможенье, улыбка увяданья, стыдливость страданья. Повод для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания. |
Чувство надежды, любви, радости. Первый ландыш, солнечные лучи, душистая чистота, первый луч, луч весенний ярок, воспламеняющая весна, вдох благоухает, избыток жизни молодой, поле зыблется цветами, в небе льются света волны, голубые бездны, улыбка. Стихи о весне полны цвета, движения, звуков. В этот звучащий, наполненный светом и жизнью мир поэт ведет читателя, приглашает увидеть особую жизнь природы: жизнь вечного и обновляющегося мира. |
- Анализ поэтического языка.
Задание №1: Ученики находят и подчеркивают в колонках таблицы перечисленные тропы.
Проверка, обсуждение. Унылые мечтания, зелень мрачная, таинственная прелесть, первый луч, и т. д. – эпитеты. Улыбка увяданья, вдох благоухает – олицетворение. Сиротеющая земля, воспламеняющая весна – метафора.
Задание №2: Ученики находят и выписывают из первой колонки таблицы слова, обозначающие и передающие цвет.
Листья пожелтели, зелень мрачная, поле серебрит, багряные листья. Луч ярок, голубые бездны и т. д.
Вопрос:
Какое стихотворение и время года ближе вам? Свой ответ аргументируйте данными таблицы, поэтическими строчками.
Домашнее задание. Попробуйте дома нарисовать цветовое видение осени или весны, переданные поэтами в стихотворении, красками на альбомном листе. Это не должна быть сюжетная картина или пейзаж, а цветовые, эмоциональные ощущения поэтических строк, по возможности подпишите строки. Работы оформляются в выставку.
- Подведение итогов. Заключительное слово учителя. Мы рассмотрели лишь некоторые стороны мира родной природы (природа – неотъемлемая часть души русского человека) в стихах поэтов XIX века, в дальнейшем проследим, как развивается эта традиция в русской поэзии XX века.