Урок литературы 8 класс
рассказ А. И. Куприна "Куст сирени"
Шатова Тамара Петровна – учитель русского языка и литературы
высшей категории
ГБОУ СОШ №277
«Человек пришел в мир для безмерной свободы, творчества и счастья»
А. И. Куприн
Цели:
Познакомиться с рассказом Куприна; выяснить читательские интересы учащихся; развивать навыки грамотной устной речи; подготовиться к творческому пересказу.
Ход урока:
1. Презентация к уроку (факты жизни и творчества А. Куприна).
2. Рассказ читает учитель, учащиеся следят по тексту.
3. Вопросы на читательское восприятие:
- Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?
- Ребята, какие чувства охватывают вас, когда вы смотрите на эту картину?
- Наверное, такие чувства испытывают и герои А. И. Куприна. Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о полюбившихся героях рассказа «Куст сирени». Давайте еще раз обратим внимание на фамилию героев. Прослушайте стихотворение А. А. Фета «Алмаз» (читает заранее подготовленный ученик).
- Куприн и делает упор на этом «хранителе вечной чистоты». Автор показывает чистоту отношений между людьми.
- Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым? Как автор описывает страдания героя?
- Как Вера сопереживает герою? В чем это выражается?
- Как ведут себя муж и жена?
- Какова роль детали? Как «портфель» помогает раскрыть внутреннее состояние героя?
- Меняется ли Алмазов под воздействием жены?
- На страницах рассказа мы знакомимся с профессором. Каким вы его видите?
- И вот, когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?
- Как в дальнейшем меняется тональность рассказа?
- Какой выход находит Верочка?
- Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?
- Останавливается ли Верочка на достигнутом?
- Чем же заканчивается эта история?
- Как Вера узнает, что их затея удалась?
- Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор? Меняется ли ваше отношение к профессору? Почему?
- Скажите, чем вам близка героиня?
- Какие эпизоды вы считаете основными?
- Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?
- В чем своеобразие описания внешности героев?
- И всё же, какими вам видятся Алмазов и Верочка?
- Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд все перетрут»?
- Случайно ли автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией?
- На сколько частей можно разделить произведение?
1 часть «Горе»: Алмазов приходит домой.
2 часть «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.
3 часть «Счастье»: Верочка встречает мужа и видит, что все благополучно завершилось.
- «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…» Почему автор именно так заканчивает рассказ?
- Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?
- Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюбленных?
- Как Верочка отнеслась к успехам мужа?
- История закончена. Почему же Куприн продолжает повествование?
- Объясните смысл эпиграфа к нашему уроку.
- Какие же проблемы рассматриваются в рассказе?
- Дома вы готовили творческие пересказы.
(Проверка домашнего задания: спросить учеников)
Д. з. Конспект статьи учебника о творчестве А. П. Чехова.
Прочитать рассказ А. П. Чехова «О любви».