Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Читая  М. Ю. Лермонтова…

 

Автор: Геращенко Елена Валериевна,

преподаватель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 89 Калининского района г. Санкт- Петербурга

 

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей…

 

В этой работе предпринята попытка исследования одного из мотивов лирики М. Ю. Лермонтова - мотив желания, который к настоящему времени изучен недостаточно.

Литературное наследие Михаила Юрьевича Лермонтова условно делят на три творческих периода, и за это время были созданы прекрасные произведения, которые в некоторой степени повествуют о разных желаниях лирического героя.

 

В ранней лирике можно выделить несколько мотивов, например: мотив свободы и воли,  действия и подвига, изгнанничества и одиночества, любви и обмана, времени и вечности, судьбы и смерти. Мотив, по определению  «Лермонтовской энциклопедии», - «устойчивый, смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных и литературно-художественных произведений».

 

Начнем исследование с анализа двух стихотворений под одноименным названием  «Желание». Первое было написано в 1831 году. Толчком к написанию послужили сугубо личные переживания поэта: разлука с отцом, чувство одиночества, несчастная любовь, романтические догадки о своем происхождении. Это стихотворение - попытка осмыслить своё  «я». Читая «Средниково. Вечер на бельведере. 29 июля», можно представить себе такую картину: одинокий молодой человек сидит тихим вечером на бельведере и скорбит от отсутствия отцовского внимания, чувствуя  себя чужим среди богатых родственников. У него возникает желание вырваться из окружения, которое его гнетет:

Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?

Неслучайно в первых строках поэт вводит образ ворона. Эта птица в природе практически не поддается приручению. Ворон – лирико-романтический символ свободы. Стихотворение отображает мечущуюся душу автора. Его желание  побывать в родовом замке в далекой Шотландии очевидно:

На запад, на запад помчался бы я,

Где цветут моих предков поля,

Где в замке пустом, на туманных горах,

Их забвенный покоится прах.

А по строкам, представленным ниже, прослеживается желание Лермонтова возродить былую славу, значимость древнего рода:

Я стал бы летать над мечом и щитом,

И смахнул бы я пыль с них крылом.

Но тут же поэт понимает всю несбыточность и неосуществимость этого:

Но тщетны мечты, бесполезны мольбы

Против строгих законов судьбы.

Строки «Меж мной и холмами отчизны моей// Расстилаются волны морей» следует понимать, по моему мнению, не только в прямом, но и в аллегорическом смысле. «Волны морей»- это непреодолимая преграда пространства и времени. Поэт осознает, чувствует сердцем, что он «последний потомок», увядающий «средь чужих снегов».

 

Необходимо отметить, что это стихотворение, как и многие другие, кардинально противоречиво. Дух свободы, желание «в небесах парить» затмевается осознанием покорности законам судьбы. Следует понимать, что произведение написано в 17 лет, еще нет богатого жизненного опыта, ноприсутствует  излишняя юношеская эмоциональность.

 

Задумаемся, почему стихотворение имеет мрачный колорит?                                                                 На  раннюю лирику Лермонтова сильное влияние оказывало творчество кельтского барда 3 в. н. э. Оссиана, у которого суровый элегический пейзаж населен призраками погибших.  В стихотворении «Желание» мы тоже наблюдаем пустой замок,  «заржавленный меч», струны шотландской арфы, покоящийся прах,  «потомка отважных бойцов». Здесь сгусток глубоко личных переживаний, семейных преданий о происхождении, романтики свободы в сочетании с мотивами одинокого противостояния лирического героя чуждому миру. Мысль о желании действовать затмевается мыслью о предначертанности судьбы.

 

Сравнивая стихотворение «Желание», написанное в 1832 году, с одноименным 1831 года, необходимо отметить схожесть  мотивов, но, безусловно, есть и различия.

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Стремление к воле и свободе - вот главное желание лирического героя.

«Темницу» следует рассматривать не только как камеру (какой она станет 5 лет спустя, когда Лермонтов окажется в ней за «непозволительные стихи»), а как темницу душевного одиночества. «Черноглазая девица»  присутствует в стихотворении как напоминание о том, что поэту не чуждо проявление чисто земных желаний.

 

Анализируя последующие строки первой строфы, необходимо отметить, что поэт впоследствии не раз возвращался  к  мысли о свободе,  он хочет сбросить «вериги бытия» (по одной из редакции) или страстно желает воли (читаем в другой ). А  вот строки, которые Лермонтов оставил в окончательном варианте:

Дайте раз по синю полю

Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне.

Общим лейтмотивом всех редакций, дошедших до нас, остается желание лирического героя вырваться на волю. Душевный порыв устремлен от реальности к мечте, картина бурного проявления  вольных страстей- «Дайте мне челнок дощатый», «Я тогда пущуся в море» , «И потешусь в буйном споре  //С дикой прихотью пучин»- сменяется контрастной, но не менее выразительной сценой безмятежного  покоя как искомого идеального состояния, смысл которого раскрывается в третьей строфе. Эту часть стихотворения можно рассматривать и как материалистическое желание  героя быть независимым, и как аллегорию. «Дворец высокий // И кругом высокий сад» - символ постоянства, а неумолкающий фонтан - неторопливое, но неумолимое течение времени.

 

Говоря об общей концепции «Желания» (1832 г.), можно сказать о внутреннем контрасте противоречивых устремлений и желаний лирического героя, что прослеживается и в других работах поэта.

 

Исследуя мотив желаний, нельзя делать выводы только на основе двух стихотворений, поэтому  обратимся  и к другим стихотворениям автора.

 

Как любого человека, Михаила Юрьевича Лермонтова волнуют любовные переживания, он страстно желает найти свой идеал:

О, лишь на миг,

Прошу, приди

И оживи

В моей груди

Огонь любви.

Романтический ореол  любовного чувства мы видим в стихотворениях «Прощание», «Ночь» 1830 г., «К себе» 1831 г. Даже в минуты душевного одиночества и ощущения безысходности, когда его посещает мысль о скорой кончине, он страстно желает быть любимым:

О, пожалей о мне, краса моя!

Никто не мог тебя любить, как я! («Смерть» 1830)

 

В раннем творчестве Лермонтова присутствуют разные, порой противоречивые мотивы желаний, в том числе  и желание  остаться в памяти людской, чтобы « о жизни краткой, но мятежной какой-нибудь остался след».

 

Желание славы также  присуще поэту:

К чему ищу так славы я?

Известно,  в  славе нет блаженства,

Но хочет все душа моя

Во всем дойти до совершенства.   («Слава» 1831 г.)

Этот же мотив можно увидеть и в стихотворении «К …» 1830 г.: «И Байрона достигнуть я б хотел…»

 

В то же время в других произведениях 1829-1831 г.г. присутствуют совершенно противоположные мотивы желаний - покоя и отрешенности от житейской суеты:

О! Если б дни мои текли

На лоне сладостном покоя и забвения,

Свободно от сует земли

И далеко от светского волнения… («Элегия» 1829 г.)

Поэту кажется бесплодным его творчество,  « грустным бредом души»:

Не открывать свои желанья

Привыкнул я с давнишних пор. («В альбом» 1830 г.)

Мотив желания покоя, ухода от  мирской суеты и желание уйти в мир иной получили свое продолжение в дальнейшем творчестве.

 

В лирике 1837-1841 г.г внешний мир, отличающийся от личного, начинает  привлекать внимание автора. Конкретизировались идеалы и желания поэта. Наряду с этим, усиливается трагический разлад с самим собой, с мечтами, которые кажутся теперь несбыточными. Стихотворение «Узник» (1837 г.)- яркий тому пример. Совсем неслучайно первая строфа практически без изменения взята из «Желания» (1832г.), лейтмотивом которого является движение вперед  к счастью, пусть даже это счастье будет заключаться в блаженном возлежании в «зеленом саду» у фонтана. Но последующие строки, как острым мечом, обрубают, половинят  стихотворение:

Но окно тюрьмы высоко,

Дверь тяжелая с замком;

Черноокая далеко,

В пышном тереме своем.

Реалии жизни затмевают юношеский задор. И хотя поэт писал произведение не в тюрьме как таковой, а на верхнем этаже Главного штаба, куда Лермонтов был помещен во время следствия по делу о «непозволительных стихах», все равно, читая  его, представляешь и «дверь тяжелую с замком», и «безответного часового» и чувствуешь ту давящую атмосферу, которую герой желает преодолеть, вырваться на волю и воссоединиться с «добрым конем» ( «Без узды, один, по воле // Скачет, весел и игрив // Хвост по ветру распустив»). Но этим желаниям сбыться не суждено: они угасают вместе с «умирающим огнем» лампады и без того тускло освещающей темницу.

 

Со временем поэт приходит к скептическому осознанию бренности бытия. Жизнь оказывается «пустой и глупой шуткой» («И скучно и грустно» 1840 г.). Мысль о бесполезности желаний отражена  в стихотворении : «Желанья!... что пользы напрасно и вечно желать?» Зачем «любить… на время», если «вечно любить невозможно». Зачем отдаваться страстям, если «их сладкий недуг // Исчезнет при слове рассудка».

 

Если обратиться к стихотворению «Выхожу один я на дорогу», то можно увидеть связанные воедино усталость и отчаяние:

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Возможно, при других обстоятельствах жизнь могла сложиться иначе, быть прекрасной и удивительной, а пока только неутоленная жажда любви и счастья:

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел.

Неудовлетворенность жизнью, неверие в возможность счастья заставляет искать покоя, но не мрачной мыслью о смерти, а просветленным желанием раствориться в природе. Давняя мечта  в этом случае кажется поэту осуществимой.

 

Таким образом, проследив творческий путь в лирике Лермонтова, можно сделать вывод, что очень многие стихотворения содержат различные желания, (порой в одном стихотворении наблюдаем их несколько. Л. Я. Гинзбург в своей книге «О лирике» пишет, что "лирическое «я» Лермонтова собирательно,… между тем к нему применимо понятие лирического героя… Лермонтов создал то, к чему тщетно стремились его романтические современники,- художественную структуру личности, лирической и в то же время реальной».

 

Используемая литература.

Лермонтов М. Ю.  Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени.- Москва: Художественная литература, 1972.

Андронников И. А. Лермонтов: исследования, статьи, рассказы.– Пенза: Пензенское областное издательство, 1952.

Белинский В. Г.  Стихотворения Лермонтова.- Москва: Художественная литература, 1979.

Гинзбург Л. Я. О лирике.- Ленинград: Советский писатель, 1974.

Коровин В. И.  Творческий путь М. Ю. Лермонтова.-  Москва: Просвещение, 1973.

Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом). Научно-редакционный совет. Гл. ред. Мануйлов В. А. Лермонтовская энциклопедия.- Москва: Советская энциклопедия, 1981.

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»