Читая М. Ю. Лермонтова…
Автор: Геращенко Елена Валериевна,
преподаватель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 89 Калининского района г. Санкт- Петербурга
Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей…
В этой работе предпринята попытка исследования одного из мотивов лирики М. Ю. Лермонтова - мотив желания, который к настоящему времени изучен недостаточно.
Литературное наследие Михаила Юрьевича Лермонтова условно делят на три творческих периода, и за это время были созданы прекрасные произведения, которые в некоторой степени повествуют о разных желаниях лирического героя.
В ранней лирике можно выделить несколько мотивов, например: мотив свободы и воли, действия и подвига, изгнанничества и одиночества, любви и обмана, времени и вечности, судьбы и смерти. Мотив, по определению «Лермонтовской энциклопедии», - «устойчивый, смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных и литературно-художественных произведений».
Начнем исследование с анализа двух стихотворений под одноименным названием «Желание». Первое было написано в 1831 году. Толчком к написанию послужили сугубо личные переживания поэта: разлука с отцом, чувство одиночества, несчастная любовь, романтические догадки о своем происхождении. Это стихотворение - попытка осмыслить своё «я». Читая «Средниково. Вечер на бельведере. 29 июля», можно представить себе такую картину: одинокий молодой человек сидит тихим вечером на бельведере и скорбит от отсутствия отцовского внимания, чувствуя себя чужим среди богатых родственников. У него возникает желание вырваться из окружения, которое его гнетет:
Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?
Неслучайно в первых строках поэт вводит образ ворона. Эта птица в природе практически не поддается приручению. Ворон – лирико-романтический символ свободы. Стихотворение отображает мечущуюся душу автора. Его желание побывать в родовом замке в далекой Шотландии очевидно:
На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.
А по строкам, представленным ниже, прослеживается желание Лермонтова возродить былую славу, значимость древнего рода:
Я стал бы летать над мечом и щитом,
И смахнул бы я пыль с них крылом.
Но тут же поэт понимает всю несбыточность и неосуществимость этого:
Но тщетны мечты, бесполезны мольбы
Против строгих законов судьбы.
Строки «Меж мной и холмами отчизны моей// Расстилаются волны морей» следует понимать, по моему мнению, не только в прямом, но и в аллегорическом смысле. «Волны морей»- это непреодолимая преграда пространства и времени. Поэт осознает, чувствует сердцем, что он «последний потомок», увядающий «средь чужих снегов».
Необходимо отметить, что это стихотворение, как и многие другие, кардинально противоречиво. Дух свободы, желание «в небесах парить» затмевается осознанием покорности законам судьбы. Следует понимать, что произведение написано в 17 лет, еще нет богатого жизненного опыта, ноприсутствует излишняя юношеская эмоциональность.
Задумаемся, почему стихотворение имеет мрачный колорит? На раннюю лирику Лермонтова сильное влияние оказывало творчество кельтского барда 3 в. н. э. Оссиана, у которого суровый элегический пейзаж населен призраками погибших. В стихотворении «Желание» мы тоже наблюдаем пустой замок, «заржавленный меч», струны шотландской арфы, покоящийся прах, «потомка отважных бойцов». Здесь сгусток глубоко личных переживаний, семейных преданий о происхождении, романтики свободы в сочетании с мотивами одинокого противостояния лирического героя чуждому миру. Мысль о желании действовать затмевается мыслью о предначертанности судьбы.
Сравнивая стихотворение «Желание», написанное в 1832 году, с одноименным 1831 года, необходимо отметить схожесть мотивов, но, безусловно, есть и различия.
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Стремление к воле и свободе - вот главное желание лирического героя.
«Темницу» следует рассматривать не только как камеру (какой она станет 5 лет спустя, когда Лермонтов окажется в ней за «непозволительные стихи»), а как темницу душевного одиночества. «Черноглазая девица» присутствует в стихотворении как напоминание о том, что поэту не чуждо проявление чисто земных желаний.
Анализируя последующие строки первой строфы, необходимо отметить, что поэт впоследствии не раз возвращался к мысли о свободе, он хочет сбросить «вериги бытия» (по одной из редакции) или страстно желает воли (читаем в другой ). А вот строки, которые Лермонтов оставил в окончательном варианте:
Дайте раз по синю полю
Проскакать на том коне;
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне.
Общим лейтмотивом всех редакций, дошедших до нас, остается желание лирического героя вырваться на волю. Душевный порыв устремлен от реальности к мечте, картина бурного проявления вольных страстей- «Дайте мне челнок дощатый», «Я тогда пущуся в море» , «И потешусь в буйном споре //С дикой прихотью пучин»- сменяется контрастной, но не менее выразительной сценой безмятежного покоя как искомого идеального состояния, смысл которого раскрывается в третьей строфе. Эту часть стихотворения можно рассматривать и как материалистическое желание героя быть независимым, и как аллегорию. «Дворец высокий // И кругом высокий сад» - символ постоянства, а неумолкающий фонтан - неторопливое, но неумолимое течение времени.
Говоря об общей концепции «Желания» (1832 г.), можно сказать о внутреннем контрасте противоречивых устремлений и желаний лирического героя, что прослеживается и в других работах поэта.
Исследуя мотив желаний, нельзя делать выводы только на основе двух стихотворений, поэтому обратимся и к другим стихотворениям автора.
Как любого человека, Михаила Юрьевича Лермонтова волнуют любовные переживания, он страстно желает найти свой идеал:
О, лишь на миг,
Прошу, приди
И оживи
В моей груди
Огонь любви.
Романтический ореол любовного чувства мы видим в стихотворениях «Прощание», «Ночь» 1830 г., «К себе» 1831 г. Даже в минуты душевного одиночества и ощущения безысходности, когда его посещает мысль о скорой кончине, он страстно желает быть любимым:
О, пожалей о мне, краса моя!
Никто не мог тебя любить, как я! («Смерть» 1830)
В раннем творчестве Лермонтова присутствуют разные, порой противоречивые мотивы желаний, в том числе и желание остаться в памяти людской, чтобы « о жизни краткой, но мятежной какой-нибудь остался след».
Желание славы также присуще поэту:
К чему ищу так славы я?
Известно, в славе нет блаженства,
Но хочет все душа моя
Во всем дойти до совершенства. («Слава» 1831 г.)
Этот же мотив можно увидеть и в стихотворении «К …» 1830 г.: «И Байрона достигнуть я б хотел…»
В то же время в других произведениях 1829-1831 г.г. присутствуют совершенно противоположные мотивы желаний - покоя и отрешенности от житейской суеты:
О! Если б дни мои текли
На лоне сладостном покоя и забвения,
Свободно от сует земли
И далеко от светского волнения… («Элегия» 1829 г.)
Поэту кажется бесплодным его творчество, « грустным бредом души»:
Не открывать свои желанья
Привыкнул я с давнишних пор. («В альбом» 1830 г.)
Мотив желания покоя, ухода от мирской суеты и желание уйти в мир иной получили свое продолжение в дальнейшем творчестве.
В лирике 1837-1841 г.г внешний мир, отличающийся от личного, начинает привлекать внимание автора. Конкретизировались идеалы и желания поэта. Наряду с этим, усиливается трагический разлад с самим собой, с мечтами, которые кажутся теперь несбыточными. Стихотворение «Узник» (1837 г.)- яркий тому пример. Совсем неслучайно первая строфа практически без изменения взята из «Желания» (1832г.), лейтмотивом которого является движение вперед к счастью, пусть даже это счастье будет заключаться в блаженном возлежании в «зеленом саду» у фонтана. Но последующие строки, как острым мечом, обрубают, половинят стихотворение:
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем.
Реалии жизни затмевают юношеский задор. И хотя поэт писал произведение не в тюрьме как таковой, а на верхнем этаже Главного штаба, куда Лермонтов был помещен во время следствия по делу о «непозволительных стихах», все равно, читая его, представляешь и «дверь тяжелую с замком», и «безответного часового» и чувствуешь ту давящую атмосферу, которую герой желает преодолеть, вырваться на волю и воссоединиться с «добрым конем» ( «Без узды, один, по воле // Скачет, весел и игрив // Хвост по ветру распустив»). Но этим желаниям сбыться не суждено: они угасают вместе с «умирающим огнем» лампады и без того тускло освещающей темницу.
Со временем поэт приходит к скептическому осознанию бренности бытия. Жизнь оказывается «пустой и глупой шуткой» («И скучно и грустно» 1840 г.). Мысль о бесполезности желаний отражена в стихотворении : «Желанья!... что пользы напрасно и вечно желать?» Зачем «любить… на время», если «вечно любить невозможно». Зачем отдаваться страстям, если «их сладкий недуг // Исчезнет при слове рассудка».
Если обратиться к стихотворению «Выхожу один я на дорогу», то можно увидеть связанные воедино усталость и отчаяние:
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Возможно, при других обстоятельствах жизнь могла сложиться иначе, быть прекрасной и удивительной, а пока только неутоленная жажда любви и счастья:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел.
Неудовлетворенность жизнью, неверие в возможность счастья заставляет искать покоя, но не мрачной мыслью о смерти, а просветленным желанием раствориться в природе. Давняя мечта в этом случае кажется поэту осуществимой.
Таким образом, проследив творческий путь в лирике Лермонтова, можно сделать вывод, что очень многие стихотворения содержат различные желания, (порой в одном стихотворении наблюдаем их несколько. Л. Я. Гинзбург в своей книге «О лирике» пишет, что "лирическое «я» Лермонтова собирательно,… между тем к нему применимо понятие лирического героя… Лермонтов создал то, к чему тщетно стремились его романтические современники,- художественную структуру личности, лирической и в то же время реальной».
Используемая литература.
Лермонтов М. Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени.- Москва: Художественная литература, 1972.
Андронников И. А. Лермонтов: исследования, статьи, рассказы.– Пенза: Пензенское областное издательство, 1952.
Белинский В. Г. Стихотворения Лермонтова.- Москва: Художественная литература, 1979.
Гинзбург Л. Я. О лирике.- Ленинград: Советский писатель, 1974.
Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова.- Москва: Просвещение, 1973.
Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом). Научно-редакционный совет. Гл. ред. Мануйлов В. А. Лермонтовская энциклопедия.- Москва: Советская энциклопедия, 1981.