СЕМИНАР ПО РОМАНУ А.Н. ТОЛСТОГО «ПЕТР 1»
В 11 КЛАССЕ
Лозовая Евгения Вадимовна,
учитель ГБОУ № 197
Тема семинара представляет сегодня особый интерес, поскольку идет пересмотр фактов исторического прошлого нашей Родины и роли личности в истории.
Образ Петра 1 прочно вошел в сознание народа как великого преобразователя России, но общеизвестно, что ее путь к равенству с великими державами был устлан костями и полит людскою кровью. К тому же до сих пор не угасает интерес к вопросу, по какому пути идти России, о чем спорили еще в Х1Х веке «западники» и «славянофилы», а слово «реформа» сегодня является чуть ли не самым частотным в повседневной жизни.
Подготовка к семинару, по-моему мнению и опыту, занимает месяц, в течение которого учителю следует сосредоточиться, в первую очередь, на работе с творческими группами, в результате чего определяются темы и формы работы над темой (исторические справки, презентации, выбор ключевых эпизодов и их анализ с художественной точки зрения, аргументация и проч.) и определение роли каждого участника группы, его «малой» темы и взаимодействия с товарищами по группе.
Полагаю, что коллеги хорошо знакомы с методикой подготовки к семинарам, поэтому не имеет смысла долго задерживаться на этом вопросе.
До проведения семинара учитель напоминает о правилах поведения на занятиях (например, о регламенте, о тактичности, о требованиях к отбору лексических средств в речи выступающих). Разумеется, участники семинара должны быть заранее ознакомлены с планом занятия (см.ниже) и снабжены списком рекомендованной литературы, который здесь (вопреки правилам, но для удобства учителя) дается после некоторых пунктов плана с кратким комментарием. Список этот не следует считать обязательным, он может быть как дополнен, так и усечен по желанию учителя.
Задача семинара видится в том, чтобы создать проблемную ситуацию на основе противоречивой оценки деятельности Петра Великого в трудах историков, публицистов, поэтов, писателей, которая станет почвой для дискуссии о романе, реалистичности изображения петровской эпохи и героев на страницах романа.
План занятия.
1. Биографическая справка об А.Н.Толстом и основные этапы его творчества.
Литература.
В.А.Западов. Алексей Николаевич Толстой. Книга для учащихся. М.-Просвещение, 1981
2. М.Горький: «Создан исторический роман, какого не было в литературе дореволюционной». Образ Петра у предшественников А.Н.Толстого.
Литература.
В.К.Тредиаковский «Элегия о смерти Петра Великого».
Г.Р.Державин. Стихотворение «Монумент Петра Великого»
М.В.Ломоносов. Неоконченная героическая поэма
«Петр Великий», «Надпись 1 к статуе Петра Великого».
[Прославление эпохи Петра и его деятельности.]
А.С.Пушкин. «Полтава», «Медный всадник»,» Арап Петра Великого» [Неоднозначность взгляда писателя на фигуру самодержца.]
3. Противоречивая оценка личности и реформ Петра 1 в трудах историков и научно-публицистической литературе.
Литература.
Н.М.Карамзин. «Записка о древней и новой России» - М.Лит.Учеба 1988. [ Признавал Петра великой личностью и одновременно критиковал результаты его преобразований: «Русские стали гражданами мира, но перестали быть ,в некоторых случаях, гражданами России»].
С.М.Соловьев.»Публичные чтения о Петре Великом», М.Наука 1984. [Показана историческая обоснованность реформ].
В.О.Ключевский. Курс Русской истории, том 1Y — М. Мысль, 1988. [О несоответствии замыслов государя и результатов его реформаторской деятельности. Здесь же можно упомянуть ученика Ключевского — П.Н.Милюкова и его высказывание: «...ценой разорения страны Россия возведена в ранг европейской державы».]
Л.Н.Толстой: «Был осатанелый зверь. Великий мерзавец, благочестивейший разбойник, убийца...Забыть про это, а не памятники ставить»
4. Работа А.Н.Толстого над воспроизведением петровской исторической эпохи . («День Петра» ,»На дыбе», «Наваждение»).[Эволюция взгляда писателя на своего героя]
Литература.
Д.Благой. От Кантемира до наших дней, т.П -М. Художественная лит-ра, 1979 г.
5. Основные исторические моменты становления новой России под предводительством Петра. [ Крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, начало войны со шведами, строительство Петербурга, взятие Юрьева. ]
Литература.
В.А.Артамонов. Осада Полтавы в 1709 г. (по шведским источникам). Вопросы истории 2004 г. № 11,с.112-122.
6. Исторические лица в романе (Софья, Меншиков, Голицын).
Литература.
Ю.Н.Беспятых. Александр Данилович Меншиков: мифы и реальность. СПб, 2005 г.
7. Петр 1: государственные и личные качества героя романа.
8. Вымышленные герои романа (Иван Бровкин, Волков и др.), их роль в романе.
Литература.
А.В.Алпатов. Алексей Толстой - мастер исторического романа. М.,1958 г.
И.С.Рождественская и А.Г. Ходюк . А.Н.Толстой. Семинарий. Л.,1962 г.
9. Особенность композиции романа.
Литература.
А.В.Алпатов. Алексей Толстой - мастер исторического романа. М., 1958 г.
10. Проблема меры художественного вымысла в историческом романе.
Литература.
Научная онлайн-библиотека "Порталус". Публикация от 24 янв.2011 г "Правда и вымысел в хужожественном произведении", с.88-89 со слов: "Вымысел исторического романиста - это стремление уйти от рутины следования за фактами в сторону наиболее сильных и свободных раскрытий своей творческой мысли".
11. Язык романа. Особенность сочетания современного литературного языка с архаическими словами и выражениями как способ воссоздания колорита эпохи.
Литература.
Д.Благой. Литература как искусство, т.П. "Петр Первый" Алексея Толстого-М. Худ.лит-ра, 1979
12.Современная литература о Петре Великом.
Юрий Герман. Россия молодая.
Дм.Мережковский. Петр и Алексей.
А.Брусникин. Девятный Спас.
Ю.Тынянов. Восковая персона.
Ф.Горенштейн. Драма «Царь Петр и Алексей».
Б.Чичибабин. Стихотворение «Проклятие Петру».
Д.Гранин. Вечера с Петром Великим.
13. Воплощение образа Петра в кинематографе.
«Петр 1» (1937-38 гг.)
«Табачный капитан» (1972 г.)
«Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976 г.)
«Юность Петра», «В начале славных дел», «Россия
молодая» (1981 г.), «Завещание» (2011 г.)