Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

СЕМИНАР ПО РОМАНУ А.Н. ТОЛСТОГО «ПЕТР 1»
                                  В 11 КЛАССЕ
       
                        Лозовая Евгения Вадимовна,
                              учитель ГБОУ № 197
 
      Тема семинара представляет сегодня особый интерес, поскольку идет пересмотр фактов исторического прошлого нашей Родины и роли личности в истории.
      Образ Петра 1 прочно вошел в сознание народа как великого преобразователя России, но общеизвестно, что ее путь к равенству с великими державами был устлан костями и полит людскою кровью. К тому же до сих пор не угасает интерес к вопросу, по какому пути идти России, о чем спорили еще в Х1Х веке «западники» и «славянофилы», а слово «реформа» сегодня является чуть ли не самым частотным в повседневной жизни.
       Подготовка к семинару, по-моему мнению и опыту, занимает месяц, в течение которого учителю следует сосредоточиться, в первую очередь, на работе с творческими группами, в результате чего определяются темы и формы работы над темой (исторические справки, презентации, выбор ключевых эпизодов и их анализ с художественной точки зрения, аргументация и проч.) и определение роли каждого участника группы, его «малой» темы  и  взаимодействия с товарищами по группе. 
      Полагаю, что коллеги хорошо знакомы с методикой подготовки к семинарам, поэтому не имеет смысла долго задерживаться на этом вопросе. 
     До проведения семинара учитель напоминает о правилах поведения на занятиях (например, о регламенте, о тактичности, о требованиях к отбору лексических средств в речи выступающих). Разумеется, участники семинара должны быть заранее ознакомлены с планом занятия (см.ниже) и снабжены списком рекомендованной литературы, который  здесь (вопреки правилам, но для удобства учителя) дается  после некоторых пунктов плана с кратким комментарием. Список этот не следует считать обязательным, он может быть как дополнен, так и усечен по желанию учителя. 
      Задача семинара видится в том, чтобы создать проблемную ситуацию на основе противоречивой оценки деятельности Петра Великого в трудах историков, публицистов, поэтов,  писателей, которая станет почвой для дискуссии о романе,  реалистичности изображения петровской эпохи  и героев на страницах романа.
 
 
                                  План занятия.
1. Биографическая справка об А.Н.Толстом  и основные этапы его творчества.
Литература. 
В.А.Западов. Алексей Николаевич Толстой. Книга для учащихся. М.-Просвещение, 1981
2. М.Горький: «Создан исторический роман, какого не было в литературе дореволюционной». Образ Петра у предшественников А.Н.Толстого.
                     Литература. 
                    В.К.Тредиаковский «Элегия о смерти Петра Великого».
                     Г.Р.Державин. Стихотворение «Монумент Петра   Великого» 
                   М.В.Ломоносов. Неоконченная героическая  поэма    
                  «Петр Великий», «Надпись 1 к статуе Петра Великого».
[Прославление эпохи Петра и его деятельности.]
А.С.Пушкин. «Полтава», «Медный всадник»,» Арап Петра Великого» [Неоднозначность взгляда писателя на фигуру самодержца.]
3.   Противоречивая оценка личности и реформ Петра 1 в трудах историков и научно-публицистической литературе.          
Литература. 
Н.М.Карамзин. «Записка о древней и новой России» - М.Лит.Учеба 1988. [ Признавал Петра великой личностью и одновременно критиковал результаты его преобразований: «Русские стали гражданами мира, но перестали быть ,в некоторых случаях, гражданами России»].
С.М.Соловьев.»Публичные чтения о Петре Великом», М.Наука 1984. [Показана историческая обоснованность реформ].
В.О.Ключевский. Курс Русской истории, том 1Y — М. Мысль, 1988. [О несоответствии замыслов государя и результатов его реформаторской деятельности. Здесь же можно упомянуть ученика Ключевского — П.Н.Милюкова и его высказывание: «...ценой разорения  страны Россия возведена в ранг европейской державы».] 
Л.Н.Толстой: «Был осатанелый зверь. Великий мерзавец, благочестивейший разбойник, убийца...Забыть про это, а не памятники ставить» 
4. Работа А.Н.Толстого над воспроизведением петровской  исторической эпохи . («День Петра» ,»На дыбе», «Наваждение»).[Эволюция взгляда писателя на своего героя]
Литература.
Д.Благой. От Кантемира до наших дней, т.П -М. Художественная лит-ра, 1979 г.
5. Основные исторические моменты становления новой России под предводительством Петра. [ Крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, начало войны со шведами, строительство Петербурга, взятие Юрьева. ]
Литература.
В.А.Артамонов. Осада Полтавы в 1709 г. (по шведским источникам). Вопросы истории 2004 г. № 11,с.112-122.
6. Исторические лица в романе (Софья, Меншиков, Голицын).  
Литература.
Ю.Н.Беспятых. Александр Данилович Меншиков: мифы и реальность. СПб, 2005 г. 
7. Петр 1: государственные и личные качества героя романа.
8. Вымышленные герои романа (Иван Бровкин, Волков и др.), их роль в романе. 
Литература.
А.В.Алпатов. Алексей Толстой - мастер исторического романа. М.,1958 г.
И.С.Рождественская и А.Г. Ходюк . А.Н.Толстой. Семинарий. Л.,1962 г.
9. Особенность композиции романа.
Литература.
А.В.Алпатов. Алексей Толстой - мастер исторического романа. М., 1958 г.
10. Проблема меры художественного вымысла в историческом романе.
Литература.
Научная онлайн-библиотека "Порталус". Публикация от 24 янв.2011 г  "Правда и вымысел в хужожественном произведении", с.88-89 со слов: "Вымысел исторического романиста - это стремление уйти от рутины следования за фактами в сторону наиболее сильных и свободных раскрытий своей творческой мысли".
11. Язык романа. Особенность сочетания современного литературного языка с архаическими словами и выражениями как способ воссоздания колорита эпохи.
Литература.
Д.Благой. Литература как искусство, т.П. "Петр Первый" Алексея Толстого-М. Худ.лит-ра, 1979
12.Современная литература о Петре Великом.
   Юрий Герман. Россия молодая.
   Дм.Мережковский. Петр и Алексей.
   А.Брусникин. Девятный Спас.
   Ю.Тынянов. Восковая персона.
   Ф.Горенштейн. Драма «Царь Петр и Алексей».
   Б.Чичибабин. Стихотворение «Проклятие Петру».
   Д.Гранин. Вечера с Петром Великим. 
   13.  Воплощение образа Петра в кинематографе.
   «Петр 1» (1937-38 гг.)
   «Табачный капитан» (1972 г.)
   «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976 г.)
   «Юность Петра», «В начале славных дел», «Россия     
    молодая» (1981 г.), «Завещание» (2011 г.)   

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»