Система вводных уроков литературы по теме:
«Идейно-эстетическая борьба в литературе и искусстве 60-х годов 19 века» (10 класс)
I. Урок-презентация
II. Литературная композиция «Вечер у госпожи N». (Сценарий)
I.Урок-презентация
План урока:
- 1. Особенности социально-политической обстановки в России. Падение крепостного права – крутой перелом в исторических судьбах России. Борьба вокруг крестьянского вопроса и отражение этой борьбы в литературе.
- 2. Расстановка общественных сил и позиции ведущих журналов («Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», «Русский вестник»).
- 3. Решение основных проблем времени в творчестве писателей второй половины 19 века.
- 4. Борьба литературных направлений.
- 5. Основная проблематика и ведущие идеи произведений.
- 6. Особенности поэзии второй половины 19 века (поэты-демократы, философская лирика, «чистое искусство»).
- 7. Значение русской литературы второй половины 19века в развитии русского и мирового литературного процесса
Вопросы:
- Каковы особенности социально-политической обстановки в России?
- Чем объясняется диалогичность общественного сознания во II пол. XIX века?
- Назовите 2 основные исторические силы, которые выявились к 1861 году
- Каковы особенности социально-политической обстановки в России?
- Чем объясняется диалогичность общественного сознания во II пол. XIX века?
- Назовите 2 основные исторические силы, которые выявились к 1861 году
- Назовите основные мотивы поэзии «чистого искусства».
- В чем особенность русской литературы по сравнению с европейской литературой?
- Почему Томас Манн русскую литературу XIX века назвал святой?
- Какие проблемы времени отражены в творчестве писателей XIX века?
II. Литературная композиция «Вечер у госпожи N». (Сценарий)
Данный урок стал результатом проектной деятельности учащихся 10-го класса.
Цель урока:
Воссоздание «живой картины» времени к уроку в 10-ом классе по теме «Литература и время. Идейно-эстетическая борьба в литературе и искусстве во второй половине 19 века».
Создается ситуация: хозяйка столичного салона и ее гости (среди которых есть студент, «государственный муж» и чиновник) вовлечены в полемику о современной поэзии. Звучат стихи А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, Д. Минаева и Н. Курочкина.
Идейно-эстетическая борьба в литературе была следствием спора о путях и средствах исторического движения России в будущее. Страсти разгорались нешуточные, даже когда о литературе говорили люди, далекие от нее.
Учащиеся должны были показать остроту конфликта, изобразить непримиримость сторонников «чистого искусства» и представителей демократического лагеря.
Велась работа по группам:
I. Сценаристы (2 человека)
II. Актеры (6 человек)
III. Художники-декораторы
IV. Музыкальное сопровождение
Результат проектной деятельности:
1. Написание сценария
2. Постановка композиции.