Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

          Учебно-методическая разработка

Требования к самостоятельной работе по литературе.

                    (сочинение, эссе, реферат)

 

Сочинение.

     Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
(С. И. Ожегов)

 

Каждому человеку необходимо научиться связно излагать свои мысли и писать сочинения. Это умение не только характеризует культуру человека, но и его социальный статус.

При подготовке и написании сочинения студент проходит три этапа.

  • Подготовительный
  • Основной
  • Заключительный

         На подготовительном этапе читаются предложенные произведения с выбором интересных моментов. При чтении необходимо обратить внимание не только на основную мысль произведения, но и внимательно следить за ходом рассуждений автора, задавая себе вопросы: «А почему герой поступил так, а не иначе?», «Смог бы я поступить также?», « Как ведут себя окружающие по отношению к герою?», «Кто из героев ближе автору?» и т.д.

       Желательно обратить внимание на описания природы и бытовых сцен произведения, которые часто позволяют многое узнать об авторе и его героях, а часто просто получить эстетическое удовольствие.

      Основной этап в написании сочинения начинается с выбора темы. Здесь необходимо руководствоваться не только своим интересом, но и в какой-то мере своей подготовленностью. Чем лучше Вы себе представляете тему, тем больше шансов на успех. После выбора темы необходимо продумать канву изложения и составить подробный план. Зачем нужен план? План поможет последовательно изложить те мысли, которые для вас являются главными. На данном этапе, чтобы быть логичным, целесообразно задавать себе вопросы типа: «А как эта мысль связана со следующей?», « А что вытекает из этого предложения?», «Какие выводы  можно сделать?».

     При написании обращайте внимание на доходчивость и понятность изложения мыслей, а также на стиль.

     Изложив содержание, переходите к формулированию обобщающих фраз и выводов. Это как бы суммарный итог сказанного. Они должны быть четкими, ясными, но в то же время емкими.

     Заключительный этап предполагает не только проверку грамотности, но и определение дальнейших перспектив развития темы.

     Вот так может выглядеть алгоритм написания сочинения:


 

     1.Прежде всего выбери тему из предложенных. Здесь нужно исходить из того, что тебе наиболее интересно.

 

  1.  Проанализируй выбранную тему. Каждое слово в названии обладает смыслом.

 

    3.Составь план, продумав основное, о чем хотелось сказать.

 

4.Вспомни, что ты знаешь по теме.

 

5.Можно начать с эпиграфа, который характеризует основную идею .

 

6. Начиная писать, помни об оформлении. Делай отступы, соблюдай красную строку и абзацы.   

7. Соблюдай последовательность изложения.

8.. Подбирай образные слова и выражения.

9.. Избегай повторов одного и того же слова, словосочетания.

 

10. Цитаты всегда ставятся в кавычки.

 

11. Заключение должно содержать выводы, как бы подводящие итог сказанному.

 

12. Внимательно прочитай написанное, внеси необходимые изменения.

 

И несколько общих советов. Все написанное тобой должно отражать твою собственную позицию, включать твое собственное мнение, отражать собственные взгляды. Если тебе не близка позиция автора, постарайся аргументированно доказать ее полемичность. Вероятно, анализ любого явления можно проецировать в наши дни, попробуй сделать это максимально корректно. При получении оценки за сочинение постарайся объективно проанализировать ее.

     Помни! Умение грамотно и аргументированно излагать свои мысли пригодится в жизни.

 

 

Критерии оценивания.

 

«5»  -  тема раскрыта, вступление и заключение соотносятся между собой, сделаны выводы, приведены примеры, доводы убедительны

 

«4»  -  Тема раскрыта, есть мелкие недочеты в содержании, недостаточная эмоциональность текста.

 

«3»  -  тема раскрыта недостаточно полно, нет выводов и комментариев.

 

«2»  - тема не раскрыта или работа несамостоятельна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе.

 

 


Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее мысли автора по тому или иному вопросу..

В Большомэнциклопедическом словаре дается такое определение: "Эссе - это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь".

Особенно популярным написание эссе стало в последние годы, так как

  • Его написание не требует много  времени;
  • Наиболее емко выражает мысли автора;
  • Позволяет сделать выводы и понять позицию автора;
  • Развивает критическое мышление…
  • Непринужденное, свободное выражение мыслей;
  • Внутреннее смысловое единство.


 

Цель написания эссе: выражение собственных мыслей в свободной форме и овладение навыками грамотного литературного письма.

Эссе обычно состоит из трех разделов: вступление, в котором автор обосновывает выбранную тему, основная часть, в которой сочетаются тезисы и аргументы, и заключение, позволяющее сделать определенные выводы.
 


 

Правила написания эссе

  • Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.
  • Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.
  • Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.
  • Краткость – сестра таланта. При написании эссе помнить об этом необходимо.
  • Нельзя перегружать эссе деталями и подробностями.

После написания эссе приступайте к его проверке. Здесь целесообразно поставить перед собой следующие вопросы:

  1. Все ли я сказал?
  2. Четко ли сформулировал мысли?
  3. Везде ли тезис подтверждается аргументом?
  4. Сделаны ли выводы?
  5. Логично ли изложение мыслей?
  6. Нет ли многословия?
  7. Интересен ли представленный текст?
  8. Достаточно ли эмоционально изложение?
  9. Точно ли переданы мысли?
  10. Раскрыта ли тема?
  11. Грамотно ли написано?
  12. Хорошо ли оформлено?

Ответив на эти вопросы, вы либо сдаете эссе на проверку, либо вносите коррективы.

 

Критерии оценки эссе:

«5» - мысли отражают авторскую позицию, изложены четко, каждый тезис подкреплен аргументами, написано грамотно, хорошо оформлено.

«4» -местами автор сбивается с выбранной позиции, не все аргументы убедительны.

«3» - автор не может доказать верность предложенных тезисов, нет выводов и заключения.

«2» - автор не подтвердил своих мыслей и не раскрыл тему.

.


 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

     В словаре С.И. Ожегова  под  рефератом понимается « краткое изложение книги, статьи и т.п., а также доклад с таким изложением».

Реферат, как правило, пишется студентом самостоятельно после изучения большого раздела литературы.

Написание реферата строится по следующему алгоритму:

  1. Изучение определенного раздела и выбор темы.
  2. Подбор литературы к теме. Должно быть не менее 10 источников, включая интернетовские издания.
  3. Написание реферата и его защита.
  4. Обсуждение и внесение корректив.
  5. Оценивание.

      

Структура реферата

следующие составляющие структуры будущей работы:

1) титульный лист,

2) оглавление (содержание),

3) текст (введение, основная часть, заключение),

4) ссылки (сноски или примечания),

5) цитаты,

6) список литературы.

Структура работы должна быть четкой, обоснованной таким образом, что­бы была видна логика решения проблемы. Каждую новую главу следует начинать с новой страницы. Это же прави­ло относится к другим основным структурным частям работы: оглав­лению, введению, заключению, списку литературы, приложениям.

Титульный лист

Образец оформления титульного листа студенческого реферата

 

                          ГБОУ СПО «Акушерский колледж»

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

"Русский язык и культура речи"

на тему

"Культура речи в деятельности медика "

 

Студентки I курса

Сестринского отделения

Чумак С.И.

Научный руководитель –

Иванова И.Н.

 

                                Санкт-Петербург

                                        2013г.

 

 

 

Оглавление

В оглавлении приводится перечень всех разделов и глав работы, рубрик и подрубрик, приложений с указани­ем номера страницы. На­звания разделов, глав, рубрик, приложений в тексте и оглавлении должны совпадать

 Оглавление желательно расположить на одной странице. Титульный лист не нумеруется.

Текст реферата должен состоять из трех частей:

1. Введения,

2. Основной части

3. Заключения.

Рассмотрим их более подробно.

Введение

Особенно тщательным образом регламентирована форма введения к работе. Практически всегда требуется обязательное отражение в нем следую­щих пунктов:

1) введение в тему (проблему) работы;

2) обоснование выбора темы, определение ее актуальности и зна­чимости для науки и практики;

3) обзор литературы по данной теме;

4) определение границ исследования (предмет, объект, хроноло­гические и (или) географические рамки);

5) определение основной цели работы и подчиненных ей более частных задач;

6) краткое описание структуры работы

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

 

В основной части излагается все содержание работы. Мысли должны быть изложены логично, грамотно и обоснованно. В каждой главе должны быть выводы, в которых автор

подытоживает  сказанное. Каждая глава должна начинаться с новой страницы. Приводимые высказывания авторов берутся в кавычки. Тема в основной части должна быть раскрыта.

 

Заключение.

 

     В заключении подтверждаются тезисы, выдвинутые во введении. Заключение не должно быть более двух-трех страниц.

Заканчивается работа списком литературы, включающим не менее 10 наименований, включая интернет-издания.

     На защиту реферата отводится не более 15 минут. Защита может вестись в свободной форме и включать презентацию

 

Критерии оценивания:

«5» -  защита прошла успешно и получила отличные отзывы руководителя и оппонентов.

«4»  -  защита показала подготовленность автора, но были мелкие недочеты.

«3»  - защита показала, что автор недостаточно хорошо ориентируется в теме, не сумел ответить на вопросы.

«2»  -  автор не ориентируется в теме, что подтвердили ответы на поставленные вопросы.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»