Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Урок литературы в 7 классе

Возникновение славянской письменности.
Жанры древнерусской литературы

Тамбовцева Валерия Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ 277 Кировского района

Цель: углубить знания учащихся о возникновении славянской письменности, познакомить с жанрами ДРЛ.

Задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к родному языку; познакомить учеников с предпосылками возникновения алфавита, письменности на Руси, с реформами русского алфавита с целью более глубокого изучения фонетики и орфографии; обзорно познакомить с жанрами древнерусской литературы.

Ход урока

Слайд 1

1. Организационный момент.

Приветствие, настрой учащихся на работу, создание атмосферы комфорта, постановка целей урока.

2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся зачитывают найденные пословицы.

3. Актуализация знаний.

1. Когда возникла древнерусская литература?

2.Что стало причиной ее возникновения?

3. Какие произведения ДРЛ вам известны?

4. Когда была создана «Повесть временных лет»?

5. Кто был составителем ее первой редакции?

6.Что составляет содержание «Повести временных лет»?

7*. Как звучит полное название «Повести временных лет»?( «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть».)

4. Объяснение нового материала.

Слайд 2

Древнерусская литература возникла в XI в. Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси в 988 году.

В 988 г. великий киевский князь Владимир крестил население Киева. С этого момента христианство стало официально распространяться по всей Руси.

Слайд 3

Не везде крещение прошло мирно: в Новгороде противостояние населения, верного традиционной религии, и христианской дружины вылилось в кровавое противостояние. Однако введение христианства было не только огромным культурно-историческим событием, но и важнейшим политическим актом, укрепившим культурное и идейное единство молодого государства. С принятием христианства на Руси распространились грамотность, книжность, письменные законы, изменились представление о мире, смягчились нравы людей.

Слайд 4

Сегодня мы отправимся в интересное путешествие в далекое прошлое, ведь история нашего алфавита насчитывает более 1000 лет и хранит немало тайн. И первое открытие, которое мы делаем, познакомившись с ранними славянскими памятниками письменности, состоит в том, что они написаны не одной, а двумя азбуками. Одна из них называется глаголицей, другая – кириллицей. Название глаголицы происходит от славянского слова глаголати – «говорить». Кириллица была названа по имени одного из братьев – составителей славянского алфавита – Кирилла. Азбуки эти имели, в общем, один состав, тот же порядок букв, но сильно отличались начертанием букв. До сих пор точно не установлено, какую именно азбуку создали Кирилл и Мефодий – глаголицу или кириллицу. Многие ученые считают, что азбука, созданная Солунскими братьями, была глаголицей, более похожей на греческое письмо. По вопросу о том, какую славянскую азбуку создал Кирилл и когда и как возникла вторая азбука, существует большая литература и множество гипотез.

Слайд 6, 7

Кирилл и Мефодий, братья, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Кирилл (ок. 827-869; до принятия в 869 монашества – Константин) и Мефодий (ок. 815-885) в 863 были приглашены из Византии кн. Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги. Первой книгой, переведённой братьями на славянский язык, стало «Евангелие», затем они перевели «Апостол», «Псалтирь» и весь чин церковного богослужения. Константин создал оригинальную, хорошо приспособленную к записи славянской речи азбуку, получившую название кириллица, в честь его церковного имени.

Слайд 8

Алфавит, созданный Кириллом, имел все буквы, необходимые для правильной передачи звуков в славянской речи.

Кириллица – одна их двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Создана на основе греческого уставного письма в к. 9-н. 10 в.в. с добавлением нескольких букв. Была распространена у южных, восточных и, вероятно, западных славян. В 1708 г. в России реформирована. Легла в основу русского алфавита.

Рассмотрите алфавит и скажите, каких букв нет в современном алфавите? (Зело, и-десятеричное, омега, ять, юс большой, юс малый, кси, пси, фита, ижица).

 

Алфавит сравнивают иногда с таблицей умножения. То есть это то, что нужно знать назубок. Только если дважды два всегда было четыре, то буквы нашего алфавита на протяжении всей истории меняли свое начертание, значение: одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений.

Кириллица в несколько изменённом виде до сих пор используется русскими, белорусами, украинцами, сербами, болгарами и другими народами, причём не только славянского происхождения.

Предыстория русского письма занимает несколько тысячелетий, но примерно чуть больше тысячелетия продолжается уже и собственная его история, основными этапами которой являются само возникновение русского письма (конец X века), введение книгопечатания (середина XVI века), реформы Петра I (начало XVIII века), академические реформы азбуки в первой половине и в середине XVIII века, реформа орфографии в 1917 году.

Слайд 9

После 1917 - 1918 годов в русскую азбуку никаких значительных изменений не вносилось. Лишь о букве Ё было несколько официальных постановлений: сначала об обязательности этой буквы (1943 год) и о необязательности буквы Ё в общем письме и печати (1956г.).

Сложно представить, что каких-то двести лет назад в русском алфавите не было буквы «ё». Но слова, в которых «е» произносилась не как «е», а скорее как «ё», уже были. И именно Николай Михайлович Карамзин сделал всё, чтобы узаконить накопившиеся за века особенности произношения слов с «ё». Так в русском алфавите появилась седьмая гласная буква.

Слайд 10

В начале 18 века Петр I провёл реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом, в котором впервые были установлены прописные (большие) и строчные (малые) буквы. Введены были в русский алфавит буквы э, я (1710), й (1735), ё (1797).

Некоторые буквы приобрели новые значения (ъ и ь) или изменили звуковые значения (ж, щ, ц, парные по твёрдости-мягкости согласные). Некоторые буквы кириллицы, сохранившиеся в русском алфавите, изменили свою графическую форму («есть», «земля», «иже», «наш», «ук»). Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся и мы сейчас. «При Петре I, - шутливо писал М. В. Ломоносов, - не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы (славянский шрифт) и нарядились в летние одежды (гражданская азбука)».

В 1917 – 1918 году была новая реформа, и из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова. Что это за буквы и почему их «изгнали» из алфавита?

Слайд 11

«На ять» - это выражение употребляется в русском языке в значении «как следует, очень хорошо, как полагается (делать, знать что-либо)». Как оно возникло? Что такое ять? Эта буква, которой нет в современном русском алфавите, встречается в книгах, изданных до 1917 года.

Буква «ять» по своему внешнему виду похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн. Буквы «ять» и «е» произносятся совершенно одинаково. Сравните: вечер, ветер. В слове вечер писали «е», а в слове ветер - «ять».

До «изгнания» из азбуки «ять» называли «буквой – страшилищем», «буквой-пугалом», т.к. она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила на «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение «знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

Знаменитый «ять» был не одинок в русской азбуке прошлых лет. Вот перед вами 3 слова: мир – «тишина, спокойствие», мир – «вселенная», миро – «душистое вещество». Первый слог всех трех слов произносился одинаково, а на письме один и тот же звук «И» обозначался тремя различными буквами. В первом слове писали И (мир), во втором I (мiр), в третьем – ижицу.

Слайд 12

Ижица выглядела как римское «5» (V) и чем-то напоминала перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй».

Слайд 13

Буквы «ферт» и «фита» писались по-разному, а в алфавите стояли в разных местах, но обозначали один и тот же звук. («фита») писалась только в словах греческого происхождения, не очень последовательно: апо еоз, ди ирамб, ри ма, ари метика, ома, едоръ (но Филиппъ). Было много пословиц, отражающих трудность усвоения того, в каких словах писалась : «От фиты подвело животы» (о школьном учении); «Фита да ижица – к ленивому плеть ближится». Вполне понятно, что одна из букв была лишней. Так исчезла буква («фита»), а осталась ф («ферт»), которая до сих пор обозначает звук [ф].

Ещё в 1748 г. В. К. Тредиаковский в статье «Разговор о правописании» писал: «На что без пользы мучиться и терять время для того токмо, чтоб знать, где должно писать «фиту» и где «ф»? Не все у нас учились греческому, или латинскому, или какому другому языку, без знаний которых невозможно знать различие в сих буквах».

Буква «ф» в старой азбуке носила название «ферт». Народ подметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово «ферт» значило «руки в боки, подбоченясь», затем появилось выражение «ходить фертом». В переносном смысле оно означает: «быть самодовольным, щеголем, держаться с показным ухарством и молодечеством.

Слайд 14

Буква «ер» ( ъ ), так называемый твердый знак, сейчас называется полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд). А до реформы 1917- 1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.

  1. По наблюдению учёного Соболевского, буква ъ хранит молчание примерно с тринадцатого века. До тринадцатого века ей было, что сказать, а с тринадцатого века замолчала. Нет, она регулярно посещала собрания букв…..
    Жилъ – былъ котъ, онъ елъ бутербродъ. …Но занимала место где-нибудь в самом конце и помалкивала. Это с тринадцатого века!
  2. За это время у нас многое произошло. Появились новые книги, старые вышли из употребления. Книжки стали печататься. А буква Ъ об этом – молчок… А может, она молчок совсем не об этом? Мало ли о чем можно с тринадцатого века молчать.
  3. О. И. Сенковский очень сердился на букву Ъ: «Погубит всех и всего этот тунеяд Ъ…на хвосте русских слов: он пожирает более 8 % времени и бумаги, стоит России ежегодно более 400000 рублей, а какую приносит ей выгоду или честь?» Теперь понятно, почему буква Ъ с тринадцатого века молчит: а для неё молчание – чистое золото.

Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет, что только в одном романе Л.Н. Толстого «Война и мир» в дореволюционном издании на 2080 страницах имеется 115 тысяч никчемных бездельников. Если их собрать в одно место и напечатать подряд в конце последнего тома, их скопище заняло бы 70 с лишним страничек.

А сколько это будет при тираже издания 10 тысяч экземпляров? Кроме того, если на набор «Войны и мира» требовалось тогда, допустим, 100 рабочих дней, то три с половиной дня наборщики неведомо зачем набирали одни твёрдые знаки.

А сколько бумаги! Эта буква-бездельник была самой дорогой буквой мира.

Итак, мы с вами узнали, как возник русский алфавит и почему в современном русском алфавите, который когда-то подарили нам братья Кирилл и Мефодий, 33 буквы, при помощи которых мы довольно точно можем передавать звуки русского языка.

До Кирилла и Мефодия в Европе и Византии существовало твёрдое убеждение, будто только три языка являются достойными для богослужения и написания книг: древнееврейский, греческий и латинский. Солунские же братья попытались утвердить мысль о равенстве всех существующих языков. «Как вам не стыдно, - упрекал Кирилл венецианское духовенство, - принимать во внимание только три языка, а прочие народы и племена заставлять быть слепыми и глухими?»

Сейчас русский народ и другие славянские народы имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках.

Глаголь-он-рцы-аз. Что это? Это не ребус, это русское слово гора.

Научиться читать в старину было гораздо труднее, чем сейчас. Сначала надо было вызубрить трудные названия букв, потом научиться складывать из букв слоги. Одолев склады, принимались, наконец, за чтение.

Слайд 15

24 мая в нашей стране отмечается праздник ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ. Это дань памяти Кириллу и Мефодию, которые более 1000 лет назад составили славянский алфавит и подарили нам возможность читать и писать на родном языке. Духовным подвигом, делом всей жизни можно назвать совершенное братьями-просветителями Константином Философом (Кириллом) и Мефодием. Они буквально «из ничего» создали письменность, выделили в славянской речи звуки, придумали буквы, дали им имена, перевели с помощью новой письменности священные тексты. Работая над своими переводами, они заложили основы первого славянского литературного языка, ставшего на долгое время единым книжным языком всех южных и восточных славян. Славянские языки, обретя свою письменность, получили способность «покорять пространство и время», связали воедино население огромных территорий.

Итак, в конце Х века христианство пришло на Русь. Вместе с ним пришли на Русь кирилловская азбука, старославянский язык и книжная культура.

Книжность на Русь пришла из Византии с принятием христианства как государственной религии, поэтому развивались прежде всего жанры, присущие духовной литературе, отвечающие государственным интересам. Литература Древней Руси не изображала частную жизнь людей, их чувства, мысли, переживания, эмоции. Древнерусская литература строго придерживалась установки на правдивость изображения, на отсутствие вымысла в произведениях, следовала определенным канонам.

Книги создавались очень долго, читались медленно, читателей у этих книг было очень мало – в основном это были князья и монахи.

Слайд 16.

Основными жанрами ДРЛ принято считать летопись, послание, хождение, житие, поучение.

Слайд 17, 18.

Летописи – погодные (по «летам» -по «годам») записи. В летописях ученые монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год («Повесть временных лет»). Летописание началось на Руси в XI веке. Первым летописцем был монах Киево-Печёрской Лавры Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань.
В конце жизни Никон стал игуменом Киево-Печёрского монастыря. Тогда-то, видимо, он и трудился над летописью.

В начале XII века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» – одно из замечательных произведений русской литературы. Она представляла собою своеобразную историческую энциклопедию.

Чтение учителем отрывка из летописи.

До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть» – плод творчества нескольких поколений летописцев. Ведь книгопечатание в те времена не было, книги переписывались от руки, доверялся этот труд избранным учёным – книжникам. При переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, а то и ошибались иногда. Кроме того, добавляли новые сведения, поскольку летописи велись строго по годам. и всё важное, что случилось за год, вносилось в летопись.

 

Слайд 19

Послание обычно использовалось в публицистических целях, то есть было посвящено каким-либо актуальным проблемам (Первое послание Андрея Курбского Ивану Грозному).

Слайд 20

Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли или приключения («Хождение за три моря Афанасия Никитина»).

Слайд 21

Житие – описание жизни святого («Поучение» Владимира Мономаха).

Слайд 22

Поучение –жанр, излагающий правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.

Слайд 23, 24

Хочется несколько слов сказать об изготовлении первых книг. Книги у нас в России до 16 века не печатались, а переписывались от руки. Книга тщательно переплеталась. Обложки были деревянные, обтянутые кожей. Прочтешь книгу от начала до конца и поймешь, откуда появилось выражение «прочитать книгу от доски до доски».

Слайд 25, 26, 27

Начало каждой главы в книге – ее заглавие и первые строки текста – выписывались киноварью - красной краской, а иногда золотились, украшались многоцветными инициалами. С тех пор в нашем языке и осталось понятие «красная строка»

Нелегко было разбираться в затейливом почерке переписчика, во всех его крючках и завитках. Да к тому же нередко из-за экономии писали подряд, не отделяя слова друг от друга.

Слайд 28

Книги хранились в специальных книгохранилищах монастырей, царских и княжеских палат, в подклетях боярских, купеческих и крестьянских домов.

В Древней Руси текст записывали без деления его на абзацы и предложения, без знаков препинания. Читать и понимать такие записи было очень трудно. С изобретением знаков препинания стало гораздо легче и удобнее воспринимать то, что написано другими, и выражать свои мысли и чувства.

Слайд 29

В заключение хочется прочитать высказывания Д. С. Лихачева.

5. Чтение и анализ эпизода, посвященного Ярославу Мудрому.

Познакомимся с одним из фрагментов «Повести…».

1.Что вы знаете о Ярославе Мудром из курса истории?

2. Какова основная мысль этого отрывка?

Ярослав был сыном великого Киевского князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Еще в юности, в 987 году, отцом он был назначен Ростовским князем, а в 1010 году после смерти Вышеслава, старшего сына Владимира Святославича, Ярослав становится Новгородским князем.

После смерти князя Владимира началась борьба между братьями за киевский престол. Сначала Киев захватил Святополк, убив братьев, князя ростовского Бориса, смоленского Глеба и древлянского Святолава. Победив Святополка, Ярославу пришлось вести борьбу с братом Мстиславом, тмутараканским князем. В этой борьбе победил Мстислав, но в 1036 году он умер, тогда вся Русская земля соединилась в руках Ярослава.

В годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) Киевская Русь достигла своего расцвета и стала одним из сильнейших государств в Европе. Для укрепления своих владений Ярослав Мудрый построил несколько новых городов, Киев был обведен каменной стеной, а главные городские ворота названы «Золотыми».

Внешняя политика Ярослава Мудрого была достойна сильного монарха, направлена на укрепление международного авторитета Руси. Он совершил несколько удачных военных походов против финских народов, Литовского княжества, Польши. В 1036 году Ярослав одержал окончательную победу над печенегами, самую долгожданную для отечества. А на месте сражения построил церковь святой Софии.

Во время правления князя Ярослава состоялось последнее столкновение Руси с Византией, в результате чего был подписан мирный договор, подкрепленный династическим браком. Его сын Всеволод женился на греческой принцессе Анне.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение грамотности населения. Для этого он построил училище, где обучали мальчиков церковному делу. Ярослав заботился о просвещении, потому поручал монахам переводить и переписывать греческие книги.

Деятельность Ярослава Мудрого была очень продуктивной. Он построил множество храмов, церквей, монастырей. Во главе церковной организации был избран первый митрополит Илларион, русский по происхождению. С постройкой храмов появляются зодчество и живопись, переняты из Греции церковные напевы. Киевская Русь при Ярославе Мудром заметно преобразилась.

Княжение Ярослава Мудрого оставило свой след в истории России еще одним великим делом – изданием «Русской правды», первого сборника законов.

Таким образом, реформы Ярослава Мудрого охватывали широкий круг проблем – политических, религиозных, образовательных.

Ярослав умер в 1054 году в 76 лет.

Он получил прозвище Мудрый за любовь к книгам, церкви, за свои богоугодные деяния, Ярослав не приобретал оружием новые земли, но возвратил утраченное в междоусобицах, много сделал для укрепления русского государства.

Но Ярослава прозвали Мудрым только в 60-е годы 19 века. В те времена его называли «Хромцом», т.к. Ярослав хромал. В ту эпоху считалось, что физический недостаток являлся признаком особой силы и ума. Хром – значит мудр. И возможно «Мудрый» - это отголосок прозвища «Хромец», а его деяния только утвердили это.

6. Подведение итогов.

1. Когда возникла древнерусская литература?

2.Что стало причиной ее возникновения?

3. Назовите основные жанры ДРЛ.

4.Почему князя Ярослава называют Мудрым?

5. Какова польза от учения книжного, по мнению Ярослава Мудрого?

7. Выставление оценок.

Комментированное выставление оценок.

8. Домашнее задание.

Прочитать «Поучения Владимира Мономаха», выделить основные поучения, ответить на вопросы учебника.

 

Литература.

Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. – 3-е изд., перераб. и  доп.. – М.: ВАКО, 2013. – 400 с.

Интернет-ресурсы.

http://festival.1september.ru/articles/512691/

myshared.ru

http://historykratko.com/knyaz-yaroslav-mudryj

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»