Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Тамоева Марета Камиловна учитель русского языка и литературы

 ГБОУ лицея № 384

Кировского района Санкт-Петербурга

 

Образование – основа духовности, ориентированное на общечеловеческие ценности, национальную и мировую культуру. Современное общество остро нуждается в социально активной, творческой личности способной самостоятельно принимать решения как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни.

Огромная роль в воспитании такого человека принадлежит школе, которая наряду с традиционными формами обучения всё больше внимания уделяет проблемному обучению. Урок, построенный по принципу – учитель даёт знания, а ученик просто берёт их, не прилагая к этому усилий, - в настоящее время не может не отвечать всем современным требованиям развития общества.

Проблемное преподавание пробуждает интерес к литературе, как к науке, которая менее всего укладывается в жёсткие рамки строгой системы понятий. Слишком часто литературный разбор произведения обречён на неудачу, потому что ребята не понимают, зачем нужен анализ. Сложно определить, обозначить необходимый минимум знаний, который должен быть усвоен учениками.

Сколько времени, жизненного и эстетического опыта нужно учащимся, чтобы понять «Преступление и наказание», «Войну и мир», «Вишнёвый сад»? Один урок? Две недели? Вся жизнь? Ведь, прочтение книги не есть её усвоение, это не всегда тождественные понятия. Познание литературного произведения – это сугубо индивидуальный процесс в сравнении с другими школьными предметами. Это и рождает разноречивые суждения о месте проблемного обучения в преподавании литературы.

Одни считают, что путь к проблемному разбору литературного произведения лежит через дискуссионность, другие отождествляют его с тематическим анализом и выявляют «сквозные» линии произведения. Есть точка зрения, что проблема обучения – это система заданий творческого, исследовательского характера.

Думается, что в проблемном обучении находят себе место и дискуссионность, и развитие творческих способностей учащихся, углублённое внимание к задачам исследовательского, литературоведческого характера. Всё это – лишь элементы проблемного обучения проблемного преподавания литературы, связанные с активным усвоением знаний.

Основой проблемного обучения является острый, проблемный вопрос. Но это не любой      вопрос, побуждающий к                   работе, ведущий к самостоятельным усилиям учеников. Важно создать проблемную ситуацию. Проблемный вопрос иногда требует альтернативной формы. (Например, спасает или же губит Порфирия Петровича Раскольников? Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»). Для того, чтобы вопрос развивался в проблемную ситуацию, важно создать возможность различных путей решения, сопоставить разные варианты ответов.

Сложный, противоречивый, но разрешимый для учеников – это и есть проблемный вопрос.

М.А.Рыбникова считает, что иногда забор произведения сложно свести к одному вопросу: обозначить тему, превратить беседу в спор. Результат -  всесторонний разбор произведения, так как учитель требует доказательств, всё больших. Этот путь работы очень живой и интересный.

Петербургский методист, учёный, поэт, переводчик, Маранцман В.Г. считает, что проблемная ситуация не замыкается в рамках одного урока. Она должна предшествовать всему анализу в целом. Огромный интерес вызвал у меня проблемный анализ романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», система из четырёх уроков, связанный одной тематикой, способом их проведения. Цель всех четырёх уроков: провести целостный анализ произведения, выявить проблематику, рассмотреть своеобразие композиции и жанра. В.Г.Маранцман предлагает строить проблемный анализ произведения на уроке по способу соподчинения и последовательного подчинения частичных вопросов общему.

Мне близок подход проведения уроков по роману Булгакова «Мастер и Маргарита», разработанный В.Г. Маранцманом. Данный подход я считаю наиболее приемлемым и актуальным в организации проблемного обучения на уроках литературы.

Таким образом, данный вид обучения необходим современной школе. Действительно, система уроков, включающая вопросы и задания проблемного характера, позволяет оживить и активизировать учебный процесс, способствует формированию нравственного воспитания учащихся их мировоззрения, разных умений и навыков коммуникативного общения.

 

Литература:

1.       В.Г.Маранцман. «Труд читателя». М., «Просвещение», 1986, 128 с

2.     М.А.Рыбникова. «Очерки по методике литературного чтения». М., «Просвещение», 1985, 288 с.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»