Материлы к уроку литературы в 11 классе
Анализ эпизода по рассказу И.А.Бунина «Натали»
(сб."Тёмные аллеи")
Голенкина Галина Сергеевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ №320
Приморского района Санкт-Петрбурга
Пояснительная записка
Материалы данного урока могут быть использованы следующим образом: учащиеся к уроку прочитывают рассказ полностью, а на уроке работают с раздаточным материалом (Приложение №1 и №2), в итоге создавая письменную работу по анализу эпизода (здесь представлена одна из ученических работ). Второй вариант - при безусловном домашнем прочтении рассказа учащиеся устно обсуждают эпизод на уроке, опираясь на предложенные вопросы, а сочинение пишут дома. Также можно устроить дискуссию на столь актуальную для юношей и девушек тему.
Думается, коллегам -словесникам будут интересны эти материалы , в том числе и в связи с возвращением сочинения как формы экзамена по литературе.
ВЕЛИЧАЙШЕЕ СЧАСТЬЕ - ЛЮБИТЬ...
Эпиграф :« Я изнемогаю от того, что на мир смотрю только своими глазами и никак не могу взглянуть на него как-нибудь иначе.»
И. БУНИН.
Эпизод из III гл., который можно назвать «Зарождение первой любви», является кульминационным в рассказе и расставляет акценты в поведении и внутреннем мире героев. Внешне последовательная событийная канва эпизода распадается на пять частей:
1. Беседа Мещерского с Натали.
2. Разговор на балконе о первой любви.
3. Чтение романа «Обрыв» .
4. Любование Натали.
5. Признание в любви.
Тем не менее, налицо взаимосвязь этого эпизода с предыдущей главой. Она заканчивается словами: «Роза валялась на полу. Я спрятал её в стол, и к вечеру её тёмно-красный бархат стал вялым и лиловым». Конец II гл. символизирует завершение плотского увлечения героя Соней и переход к новой, высшей фазе любви - любви небесной.
Уже в конце II гл. ощущается противоречие в мыслях героя, и, хотя он по-прежнему опьянён женскими прелестями рано созревшей Сони, он мучительно мечтает о Натали, осознавая, что «...даже помыслить не смел о возможности поцеловать её с теми же чувствами, с которыми целовал вчера Соню».
И увядшая роза, таким образом, метафорически выступает как символ сорванной "земной " любви, т.е. доступной физической близости, которая опьяняет и захватывает только вначале, а в итоге приводит к отрезвлению героя.
Начало данного эпизода говорит о страшной догадке Мещерского:" Ужаснее всего было то, что, как мне казалось, начала не то страдать, не то негодовать, чувствовать, что что-то есть между мной и Соней тайное, Натали". Поразительно инверсионное построение фразы - имя героини помещено в конце предложения, а до него- перечисление однородных сказуемых, говорящих о чувствах Натали и усиливающих впечатление читателя.
Кроме того, чувства Натали мастерски переданы с помощью лексических повторов: «молчаливая», «становилась всё молчаливее».
Рассказ течёт собственной силою, и как-то ненавязчиво Мещерский задаёт цепляющие Натали вопросы о будущем родстве. Ответ Натали слишком поспешный, что говорит об отсутствии даже намёка на этот союз. Словесный портрет кузена в устах Натали носит гротескный характер и вызывает неприязнь.
Закономерно в этом эпизоде исчезновение с авансцены рассказа Сони(ведь её роза увяла), она предстаёт скучающей и зевающей.
Думается, что основная мысль эпизода заключена в нарастании томительного любовного влечения Мешерского к Натали: «...чтобы не видеть томительно влекущих к себе теннисных белых башмачков.», « изнемогая от неистовой любви, »
Разговор присутствующих персонажей о первой любви слишком очевиден и ещё раз доказывает явный контраст Сони и Натали но отношению к первому чувству и любви вообще. Здесь вспоминается разговор другой Сони и другой Наташи - у Толстого в романе "Война и мир", а эпитет "страшная" по отношению к любви поражает внимание читателя.
Говоря о состоянии героев, автор дважды употребляет слово "cладко":"сладко дуло ... ветром", "сладко, молодо и вольно охватило какое-то беспричинное, на всё согласное счастье", показывая гармонию состояния природы и человека, показывая гармонию состояния природы и человека, которые слились воедино.
В любовании героем красотой Натали явно проступает автор: Бунин глазами Мещерского рассматривает героиню и любуется вместе с ним совершенством тела: " Я глядел на её руки, на колени под книгой, изнемогая от неистовой любви к ним и к звуку её голоса".
И - как фон и в то же время подтверждение внутреннего состояния героя - природный мир: «В разных местах предвечернего сада вскрикивали на лету иволги, против нас высоко висел, прижавшись к стволу сосны, одиноко росшей в аллее среди берёз, красновато-серый дятел...» Здесь описание дятла, прижавшегося к одиноко росшей сосне, выступает как проекция на будущее одиночество героя и героини.
Необычны метафоры Бунина при описании цвета волос Натали: « удивительный», «цвета спелой кукурузы». Героиня (ив имени - как у пушкинской Мадонны) является полной противоположностью Соне (не Софи!) и предстаёт перед читателем незащищённой к ранимой, но в то же время гордой и утончённой. Мещерского же, по мере того, как он догадывается об ответном чувстве, влечёт всё та же физиология - чувственное любование женским телом, такое поэтичное у Бунина.
И вот такая художественная деталь, как метафора «засохшие серые червяки», говорит о несовместимости «помёта» (Соня?) и возвышенных чувств, о невозможности соединения «земной» и «небесной» любви.
Опираясь на этот эпизод, можно сделать вывод, что здесь герои счастливы счастьем «ничегонеделания», не задумываются о будушем, волей писателя являясь наделенными величайшим счастьем -любить.
'
Приложение №1
Отрывок из рассказа ИА.Бунина «Натали» (гл.111)
Ужаснее всего было то, что» гак мне казалось, начала не то страдать, не то негодовать, чувствовать, что что-то есть между мной и Соней тайное, Натали. Она, и без того молчаливая, становилась все молчаливее, играла в крокет или вышивала излишне пристально. Мы как будто привыкли друг к другу, сблизились, но вот я как-то пошутил, сидя с ней вдвоем в гостиной, где она перелистывала ноты, полулежа на диване:
—А я слышал» Натали» что» может быть, мы с вами породнимся.
Они резко взглянула на меня:
—Как это?
—Мой кузен, Алексей Николаич Мещерский...
Она не дала мне договорить:
— Ах, вот что! Ваш кузен, этот, простите, упитанный», весь заросший черными блестящими волосами, картавящий великан с красным сочным ртом... И кто дал вам право на подобные разговоры со мной?
Я испугался:
— Натали, Натали, за что вы так строги ко мне! Даже пошутить нельзя! Ну простите меня, — сказал я, беря ее руку.
Она не отняла руки и сказала:
--Я до сих пор не понимаю... не знаю вас... Но довольно об этом...
Чтобы не видеть ее томительно влекущих к себе теннисных белых башмачков», вкось подобранных на диване, я встал и вышел на балкон. Заходила из-за сада туча, тускнел воздух, все шире и ближе шел по саду мягкий летний шум, сладко дуло полевым дождевым ветром, и меня вдруг так сладко, молодо и вольно охватило какое-то беспричинное, на все согласное счастье, что я крикнул:
—Натали, на минутку!
Она подошла к порогу:
-Что?
—Вздохните — какой ветер! Какой радостью могло бы быть все!
Она помолчала.
-Да.
- Натали, как вы неласковы со мной! Вы что-то имеете против меня?
Она гордо пожала плечом:
— Что и почему я могу иметь против вас?
Вечером, лежа в темноте в плетеных креслах на балконе» мы все трое молчали,--звезды только кое-где мелькали в темных облаках, слабо тянуло со стороны реки вялым ветром, "там дремотно журчали лягушки.
-К дождю, спать хочется, — сказала Соня,,подавляя зевок, -- Нянька сказала, народился молодой месяц и теперь с неделю будет "обмываться". — И, помолчав, добавила: — Натали, что вы думаете о первой любви?
Натали откликнулась из темноты:
— Я в одном убеждена: в страшном различии первой любви юноши и девушки.
Соня подумала:
- Ну, и девушки бывают разные... И решительно встала:
- Нет, спать» спать!
-А я еще подремлю тут, мне ночь нравится,--сказала Натали. Я прошептал, слушая удаляющиеся шаги Сони:
—Что-то нехорошо говорили мы нынче с вами!
Она ответила:
- Да, да, мы нехорошо говорили...
На другой день мы встретились как будто спокойно. Ночью шел тихий дождь, но утром погода разгулялась, после обеда стало сухо и жарко. Перед чаем в пятом часу, когда Соня делала какие-то хозяйственные подсчеты в кабинете чулана , мы сидели в березовой аллее и пытались продолжать чтение вслух "Обрыва". Она, наклонясь, что-то шила, мелькая правой рукой, я читал и от времени до времени с сладкой тоской взглядывал на ее левую руку, видную в рукаве, на рыжеватые волоски, прилегавшие к ней выше кисти и на такие же там. где шея сзади переходила в плечо, и читал все ожавленнее, не понимая ни слова. Наконец сказал:
— Ну теперь почитайте вы...
Она разогнулась, под тонкой блузкой обозначались точки ее грудей, отложила шитье и, опять наклонясь, низко опустив свою странную и чудесную голову и показывая мне затылок и начало плеча, положила книгу на колени, стала читать скорым и неверным голосом. Я глядел на ее руки, на колени под книгой, изнемогая от неистовой любви к ним и звуку ее голоса, В разных местах предвечернего сада вскрикивали на лету иволга, против нас высоко висел, прижавшись к стволу сосны, одиноко росшей в аллее среди берез, красновато-серый дятел...
— Натали, какой удивительный цвет волос у вас! А коса немного темнее, цвета спелой кукурузы...
Она продолжала читать.
- Натали, дятел, посмотрите!
Она взглянула вверх:
- Да, да, я его уже видела, и нынче видела, и вчера видела... Не мешайте читать.
Я помолчал, потом снова:
~ Посмотрите, как это похоже на засохших серых червячков.
— Что, где?
Я укачал ей на скамью между нами, на засохший птичий известковый помет:
— Правда?
И взял и сжал ее руку, бормоча и смеясь от счастья:
_- Натали, Натали!
Она тихо и долго поглядела на меня, потом выговорила:
— Но вы же любите Соню!
Я покраснел, как пойманный мошенник, но с такой горячей поспешностью отрекся от Сони, что она даже слегка раскрыла губы:
- Это неправда?
— Неправда, неправда! Я ее очень люблю, но как сестру, ведь мы знаем друг друга с детства!
Приложение №2
1. Подготовьте выразительное чтение конца II гл.
"Роза валялась на полу. Я спрятал ее в стоя, и к вечеру ее темно-красный бархат стал вялым и лиловым."
2. Почему автор обращает внимание на розу? Какой этап жизни героя завершает этот текст?
3. Как вы думаете, почему именно эти строки заканчивают главу?
4. Дайте название эпизоду. Аргументируйте свое название.
5.Определите основную мысль эпизода.
6. Проследите эмоциональные оттенки текста, какие слова еам помогли определить их.
7. Как описание Натали дополняет представление о ней у читателя?
8.Что так влечет, что привлекает, прежде всего, Мещерского в облике Натали? Проследите, как исчезает этот элемент в дальнейшем описании героини. И почему?
9. Какую символическую роль в этом эпизоде играют «засохшие серые червячки»?
10.В эпизоде есть описание природы. Как этот художественный прием помогает читателю ощутить внутренние переживания героев, предчувствовать развитие будущих событий?