Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Урок литературы в 8 классе

«Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма

Клишова Ольга Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории ГБОУ "Академическая гимназия №56"

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

М. Ю. Лермонтов

Сопровождается презентацией «Мцыри» М.Ю. Лермонтова  как романтическая поэма».

Цель урока:

Образовательная – обобщить знания, полученные на предыдущих уроках, развить навыки целостного анализа художественного произведения.

Развивающая – развить аналитическое мышление в обсуждении художественного произведения.

Воспитательная - развить эстетическое чувство, умение понимать и ценить поэзию.

 

Задачи урока:

  1. Вспомнить основные черты романтизма как художественного метода.
  2. Определить роль изобразительно-выразительных средств в поэме.
  3. Проанализировать поэму с точки зрения романтизма.
  4. Сделать вывод о том, что поэма Лермонтова – романтическая поэма.

 

Метод: эвристический.

Приемы: слово учителя, аналитическая беседа, анализ текста, комментированное чтение, выразительное чтение наизусть, прослушивание аудиозаписей.

Оборудование: проектор, презентация, включающая аудиозаписи.

 

Ход урока

(Слайд 1)

Вступительная часть.

(Слайд 2)

Звучит отрывок из симфонической поэмы венгерского композитора-романтика Ференца Листа и отрывок из романтической поэмы М.Ю. Лермонтова:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской;

Ее пред небом и землей

Я ныне громко признаю

И о прощенье не молю.

 

??? Мы услышали отрывок из симфонической поэмы Ференца  Листа «Прометей» и страстный, взволнованный отрывок из поэмы Лермонтова «Мцыри». Что,  по-вашему,  их объединяет?

(построение, ритм, пафос)

??? Почему возможно сопоставить музыкальный и литературный фрагменты?

(оба эти произведения романтические)

 

Учитель: Наша сегодняшняя задача - через поэму понять художественный метод, к которому прибегает в своем творчестве Лермонтов – романтизм. А потом через понимание романтизма вновь открыть для себя поэму.

 

Название, эпиграф.

 

??? Говоря о лирике Лермонтова мы уж немного познакомились с понятием романтизма. Какие виды искусства, с вашей точки зрения, воплощают идеи романтизма в высшей степени?

(музыка и живопись)

(Слайд 3)

???  Прослушайте «гимн» романтизма – «Революционный этюд» Фредерика Шопена. И, проникаясь романтическими звуками, подумайте, какая из трех предложенных картин могла бы стать гимном романтизма в живописи?

(Слайд 4)

……………………………………….

(Слайд 5)

Учитель: Конечно, поскольку главной предпосылкой развития романтизма на рубеже 18-19 вв. стали события Великой Французской революции, знаменем романтизма в живописи стала картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ». Вот она перед вами.

 

??? Какие идеалы романтизма она воплощает? Каковы вообще идеалы романтизма?

(безграничная свобода, желание ощутить себя личностью – исключительным человеком сильных страстей и высоких устремлений)

(Слайд 6)

 

Основная часть.

Учитель: Прославление такого исключительного человека, его сильной бунтарской личности, культ человеческих чувств, культ свободы – удел искусства слова, т.е. литературы.

«Мцыри» - последняя романтическая поэма М.Ю. Лермонтова, а значит её композиция, стилистика, язык, идея, связанная с образом главного героя, должны помочь нам раскрыть понятие романтизма как ведущего художественного метода.

 

(Слайд 7)

  1. ??? Что вы можете сказать о названии?

(Мцыри – на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника»)

??? Каково было первоначальное название?

(«Бэри». Бэри – по-грузински монах)

??? Почему Лермонтов отказался от первоначального названия?

(«Мцыри» - в переводе с грузинского еще и пришелец, чужеземец, одинокий человек – в самом названии слышится одиночество героя, его отверженность, а значит и конфликт героя с миром.)

Вывод 1: Название можно отнести к чертам романтизма. (пометили)

 

(Слайд 8)

  1. ??? Когда разворачивается действие поэмы?

(неопределенное прошлое, почти мистическое, сказочное время)

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас.

Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой,

Людьми и смертию забыт,

Сметает пыль с могильных плит,

Которых надпись говорит

О славе прошлой - и о том,

Как, удручен своим венцом,

Такой-то царь, в такой-то год,

Вручал России свой народ.

 

 

???  А где разворачивается действие?

(на Кавказе, среди вольной, мощной природы)

 

???  Вспомним что означает слово «романтизм» в переводе с французского? Почему же местом действия стал именно Кавказ?

(с фр. Романтизм – странное, живописное, фантастическое. Кавказ - это экзотика для русского человека, для русского глаза, для русского сознания: горы, море, небо, необычные цвета, диковинные растения)

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег -

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ…

 

Вывод 2: Время и место действия (позже, в старшей школе, вы узнаете, что в литературоведении, благодаря Бахтину, время и пространство литературного произведения называются таким литературоведческим термином, как хронотоп), приобретая сказочную, фантастическую форму воплощают черты романтизма. (пометили)

 

(Слайд 9)

  1. ???  Каким мы видим Кавказ в поэме? Зачем так много внимания уделяется пейзажным зарисовкам?

(- природа не просто фон: личность Мцыри,  его характер отображаются в том, какие картины его поражают;

- мощная природа Кавказа родственна душе героя; сродни стихийным силам природы и душа героя)

Выразительное чтение  (может быть, наизусть) заранее подготовленными учениками фрагментов поэмы:

Ты хочешь знать, что видел я

На воле? - Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял.

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

………………………………………

Внизу глубоко подо мной

Поток, усиленный грозой,

Шумел, и шум его глухой

Сердитых сотне голосов

Подобился. Хотя без слов

Мне внятен был тот разговор,

Немолчный ропот, вечный спор

С упрямой грудою камней.

То вдруг стихал он, то сильней

Он раздавался в тишине;

И вот, в туманной вышине

Запели птички, и восток

Озолотился; ветерок

Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы,

И, как они, навстречу дню

Я поднял голову мою...

………………………………………….

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них,

Серег подобье дорогих,

Висели пышно, и порой

К ним птиц летал пугливый рой.

И снова я к земле припал

И снова вслушиваться стал

К волшебным, странным голосам;

Они шептались по кустам,

Как будто речь свою вели

О тайнах неба и земли;

И все природы голоса

Сливались тут; не раздался

В торжественный хваленья час

Лишь человека гордый глас.

Вывод 3: Перед нами романтический пейзаж, могучий и величественный, но гармоничный и прекрасный. Как сказал Белинский, «Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта».

( пометили)

 

(Слайд 10)

  1. ??? А какими средствами выразительности достигается такая сказочная, экзотичная, романтическая картина?

(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения – примеры художественных средств из текста поэмы)

Вывод 4: Речь героя поэтична, возвышенна, насыщенна многочисленными изобразительно-выразительными средствами. Т.е. поэтический язык Лермонтова тоже романтизирован – он выражает пылкую, вольнолюбивую, одухотворенную натуру героя. (пометили)

 

  1. ??? Но природа же, несмотря на пылкое желание Мцыри слиться с родным его душе миром, остается также чужда герою: по словам Юрия Манна, незаметно меняя свой облик,  природа превращается из друга во врага. Когда? Докажите. О чем это свидетельствует?

(об одиночестве героя, о его неприкаянности, о постоянном конфликте, в котором находится герой)

И вот дорогою прямой

Пустился, робкий и немой.

Но скоро в глубине лесной

Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал.

Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Терновник, спутанный плющом:

Все лес был, вечный лес кругом,

Страшней и гуще каждый час;

И миллионом черных глаз

Смотрела ночи темнота

Сквозь ветви каждого куста.

Моя кружилась голова;

Я стал влезать на дерева;

Но даже на краю небес

Все тот же был зубчатый лес.

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горючею росой...

 

???  В конфликте с кем, с чем в первую очередь существует герой?

(со всем миром: с природой, с монастырем, с монахами)

Вывод 5: Противостояние героя со всем миром, враждебным ему, выражает романтический конфликт в поэме. (пометили)

 

(Слайд 11)

  1. ???  Какой прием использует Лермонтов, изображая конфликт в поэме?

(антитеза, противопоставление)

???  Что чему противопоставляется?

(мир монастыря - «мир келий душных и молитв», где главным условием жизни становится смирение и послушание, и мир свободы, воли - «чудный мир тревог и битв», близкий душе героя)

 

Вывод 6: Не можем не отметить романтическое «двоемирие», символически воплощающее классическое для романтизма противопоставление «тюрьмы» и «свободы». (пометили)

 

(Слайд 12)

  1. Ну и наконец самое главное – герой поэмы безымянный послушник Мцыри. Не желая мириться с навязанными порядками, с несвободой, герой решается на…?

(побег; побег – это протест)

??? Когда убегает Мцыри? Какие качества личности воплощает сцена побега?

(в грозу, гроза помогает раскрыть бунтарскую сущность героя; сцена побега построена на преувеличении – гиперболе, потому что здесь воплощена немыслимая сила исключительной личности)

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил...

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?..

 

??? Можно ли говорить, что перед нами герой особенный, исключительный? Перечислите черты исключительности героя.

(герой - беглый монах, он мятежная душа, он бунтарь, не желающий мириться с обстоятельствами, он ценит свободу превыше всего)

 

??? Какой же вывод мы можем сделать?

Вывод 7: Мцыри – романтический герой – исключительная личность в исключительных обстоятельствах. (пометили)

 

Учитель: Исключительные обстоятельства жизни героя, т.е. романтический сюжет, – это предмет уже нашего дальнейшего разговора. А пока давайте еще раз обратимся к тем чертам романтизма, которые мы отметили в поэме:

- романтическое название

- романтическое время и место

- романтический пейзаж

- романтический язык

- романтический конфликт

- романтическое «двоемирие»

- романтический герой

 

Вывод.

??? Можно ли уже сделать вывод, что Мцыри Лермонтова – это романтическая поэма?  А если да, то в чем заключается романтический пафос поэмы? Какое отношение к жизни утверждает М.Ю Лермонтов?

 

(Слайд 13)

Попробуйте выполнить небольшую лексическую работу и сделать вывод о том, что же такое лермонтовский романтизм:

 

Поэт утверждает ……………., …………………. отношение к жизни. Постоянный поиск, …………….., …………… (в первую очередь с самим собой) и главное – чувство абсолютной ………………….. , умение испытать блаженство «вольности святой» - вот в чем заключается внутренний пафос поэмы.

 

(Слайд 14)

А вот точка зрения исследователей творчества Лермонтова:

 

Поэт утверждает активное, деятельное отношение к жизни. Постоянный поиск, тревоги, борьба (в первую очередь с самим собой) и главное – чувство абсолютной свободы, умение испытать блаженство «вольности святой» - вот в чем заключается внутренний пафос поэмы.

 

Почти все сошлось? Молодцы!

 

Домашнее задание.

Подумать над двумя вопросами, ответы на которые – материал наших следующих уроков:

  1. Почему в поэме рассказывается только о трех днях из жизни героя?
  2. Где кульминация поэмы и как она помогает раскрыть идеи романтизма?

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»