Технологическая карта урока литературы для 6 класса в условиях реализации ФГОС
Урок-путешествие по страницам романа
А.С. Пушкина «Дубровский»
Попова Анастасия Алексеевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 580
Приморского района Санкт-Петербурга
Учебник: «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2017г.учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 580
Приморского района Санкт-Петербурга
Название раздела, темы: Произведения русских писателей XIX века. А.С. Пушкин Роман «Дубровский».
Тема: Урок-путешествие по страницам романа А.С.Пушкина «Дубровский»
Тип урока: Урок обобщение и систематизации знаний
Формы работы: Индивидуальная, работа в группах, фронтальная работа.
Цель урока: Подвести итог изучению романа: умение ориентироваться в содержании произведения, раскрытие характеров героев и замысла автора;
Задачи:
-Помочь обучающимся увидеть, услышать, почувствовать мир души героев А. С. Пушкина;
- Развивать связную монологическую речь, навыки работы с текстом, творческую деятельность в самовыражении через различные виды работ.
Планируемые результаты:
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
-Адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
-Выявлять авторскую позицию, определять свое отношение к ней;
-Найти нравственные ориентиры, нравственную точку опоры в борьбе со злом.
Метапредметными результатами станут умения:
-Самостоятельно формулировать цели и задачи урока;
-Уметь структурировать полученные знания;
- Развивать умение перехода от частного к общему и наоборот;
-Строить рассуждения;
-Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
-Уметь формулировать и аргументировать свое собственное мнение;
-Выступать перед аудиторией.
Личностными результатами является умения:
-Устойчивый интерес к чтению;
-Уважение и любовь к родной литературе и Отечеству;
-Ориентация в системе моральных норм, принятие их;
-Развитие коммуникативных навыков: умения общаться между собой.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК учителя, презентация, раздаточный материал(рабочий и оценочной лист), иллюстрации обучающихся
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Примечание | ||||
I.Организационный момент |
Учитель приветствует обучающихся: Добрый день. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем. Сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок-путешествие по страницам романа А.С.Пушкина «Дубровский». Мы с вами прочитали это замечательное произведение, познакомились с его героями. А теперь представьте, что мы отправились в путешествие с писателем, который будет сопровождать нас от станции к станции и беседовать с нами о своем романе. |
Самоопределение, оценивание готовности к уроку. |
Звучит Моцарт «Мелодия дождя" | ||||
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся III. Актуализация знаний |
Слово учителя: А.С. Пушкин всем нам знаком с самого детства как поэт, сказочник, а как прозаика мы с вами узнаём только в 6-ом классе. Главное достоинство прозы Пушкина заключается в том, что книги, написанные простым и доступным языком, заставляют, прежде всего, мыслить. Диапазон творчества писателя настолько широк, что каждый человек сумеет найти в пушкинских произведениях ответы на волнующие вопросы современности. В 30-е годы начинается новый этап в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. От романтических героев и картин писатель переходит к реалистическим зарисовкам, стремясь показать действительность такой, какая она есть. Его начинают волновать проблемы российского общества, которым он посвящает один из своих самых известных романов «Дубровский». Мы подошли к завершающему этапу знакомства с повестью А.С. Пушкина «Дубровский». - Почему в качестве эпиграфа урока взяты слова самого В.Дубровского? - Как вы думаете, чей это совет и кому он адресован? (Пушкина – читателям). - О каком «ином назначении» идёт речь? - Каковы основные качества характера В.Дубровского, которые вы могли бы у него перенять? (благородство, смелость, справедливость). Сегодня на уроке мы с вами проверим, как вы усвоили смысл повести, насколько внимательно читали ее, и какой герой вам больше всего запомнился. Как вы думаете: Какие цели и задачи мы должны поставить перед собой и на какие вопросы дать ответы? Цели и задачи поставлены и смело можем отправляться в наше путешествие. Станция «Литературоведческая» На этой станции обучающимся предлагается задания: 1.Вспомнить литературоведческие понятия: роман, композиция, сюжет, эпизод. Мы остановимся на композиции и попробуем с помощью иллюстраций выстроить композицию романа.(глава 8-11) Интересно ли вам было читать 8–11 главы? Подумаем, все ли события в романе в этих главах изложены в хронологической последовательности? Перед вами план основных событий глав 8-11 в той последовательности, в какой они описаны в романе и истинный ход событий. С какой целью А.С.Пушкин нарушает временную последовательность событий?
А.С.Пушкин прибегает к такому приёму, чтобы позволить догадливому читателю понять, что Дефорж – это Дубровский, до пояснения автора. Итак, автор нарушает временную последовательность событий и только в самом конце (11 гл.) рассказывает о сделке, произошедшей между учителем-французом и Дубровским на почтовой станции. Мы познакомились с понятием композиция и узнали, что не всегда повествование строится в хронологической последовательности, что автор часто нарушает хронологию, чтобы заинтересовать, заинтриговать читателя. Определите жанр произведения? Проведите мини-исследования по теме: почему произведение А.С.Пушкина является романом, а не повестью. Доказательства зачитываются. |
Актуализация знаний, полученных на прошлых уроках. Обучающиеся формулируют цель и задачи урока;
Обучающие работают в парах Один обучающийся работает на доске Обучающиеся создают ромашки: роман и повесть. Работают в парах Два обучающихся работают на доске |
Эпиграф написан на доске: «Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рождён был для иного назначения…» А.Пушкин. Распечатка на А4 |
||||
IV. Обобщение и систематизация знаний VI. Подведения итогов урока Рефлексия |
Станция «Узнай героя» На партах у вас лежат конверты с заданием: сопоставьте, описание героя и портрет. 1) «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (Андрей Гаврилович Дубровский) 2)Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»? (Троекуров) Взаимоотношения действующих лиц образуют сюжетные линии. Учитель задает вопросы: -Вспомните эпизод: «На псарне» - Кто, по-вашему, виноват в конфликте? (Властолюбие, своенравие одного и горячность, пылкий нрав другого в два счёта разрушили многолетнюю дружбу). - Что усугубило ссору и сделало примирение невозможным? (Воровство покровскими мужиками леса, их поимка Дубровским, расправа, изъятие лошадей). -Троекуров не смог смириться со случившимся, хотел было учинить нападение на деревню Дубровского, разорить её дотла, но передумал… Почему? (Решил отнять имение у друга) Представьте, что вы оказались на месте старшего Дубровского. Что можно было бы сделать, чтобы предотвратить ссору двух некогда друзей: Троекурова и Дубровского? Ваши варианты ответа. - Назовите еще конфликты, которые происходят в романе. Станция «Театральная» Учитель включает на уроке отрывок из 4 серии кинофильма «Дубровский» (1988 г.) режиссера В.Никифорова о последней встрече Владимира и Маши, для анализа эпизода. Учитель задает вопрос классу: «Почему Маша не захотела стать свободной и убежать с Владимиром?» «Как бы вы поступили в такой ситуации сегодня?» - Сегодня на уроке мы закрепили свои знания о романе А.С.Пушкина «Дубровский» и я предлагаю вам ответить на вопрос: Актуален ли роман «Дубровский» в наше время? Написать в рабочем листе пожелание герою произведения, который больше всего понравился |
Обучающиеся выполняют задание в парах Обучающиеся отвечают на вопросы, дополняя друг друга |
Слайд с самопроверкой Иллюстрация Презентация кластер |