Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Технологическая карта урока литературы для 6 класса в условиях реализации ФГОС

Урок-путешествие по страницам романа
А.С. Пушкина «Дубровский»

Попова Анастасия Алексеевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 580
Приморского района Санкт-Петербурга
Учебник: «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2017г.
Название раздела, темы: Произведения русских писателей  XIX века. А.С. Пушкин Роман «Дубровский». 
Тема: Урок-путешествие по страницам романа А.С.Пушкина «Дубровский»
Тип урока: Урок обобщение и систематизации знаний
Формы работы: Индивидуальная, работа в группах, фронтальная работа.
Цель урока: Подвести итог изучению романа: умение ориентироваться в содержании произведения, раскрытие характеров героев и замысла автора;
Задачи:
-Помочь обучающимся увидеть, услышать, почувствовать мир души героев А. С. Пушкина;
- Развивать связную монологическую речь, навыки работы с текстом, творческую деятельность в самовыражении через различные виды работ.
Планируемые результаты:
Предметными результатами  является сформированность  следующих умений:
-Адекватно понимать художественный текст и давать его  смысловой анализ;
-Выявлять авторскую позицию, определять свое отношение к ней;
-Найти нравственные ориентиры, нравственную точку опоры в борьбе со злом.
Метапредметными результатами станут умения:
-Самостоятельно формулировать цели и задачи урока;
-Уметь структурировать полученные знания;
- Развивать умение перехода от частного к общему и наоборот;
-Строить рассуждения;
-Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
-Уметь формулировать и аргументировать свое собственное мнение;
-Выступать перед аудиторией.
Личностными результатами является умения:
-Устойчивый интерес к чтению;
-Уважение и любовь к родной литературе и Отечеству;
-Ориентация в системе моральных норм, принятие их;
-Развитие коммуникативных навыков: умения общаться между собой.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК учителя, презентация, раздаточный материал(рабочий и оценочной лист), иллюстрации обучающихся
                                          
Технологическая карта урока
 

 
Этапы урока Деятельность учителя
 
Деятельность обучающихся
 
Примечание
I.Организационный момент
 
   Учитель приветствует обучающихся: Добрый день.
 Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.  Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем.
Сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок-путешествие по страницам романа А.С.Пушкина «Дубровский». Мы с вами прочитали это замечательное произведение, познакомились с его героями. А теперь представьте, что мы отправились в путешествие с писателем, который будет сопровождать нас от станции к станции и беседовать с нами о своем романе.

 
Самоопределение, оценивание готовности к уроку.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Звучит Моцарт «Мелодия дождя"
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
III. Актуализация знаний
  Слово учителя: А.С. Пушкин всем нам знаком с самого детства как поэт, сказочник, а как прозаика мы с вами узнаём только в 6-ом классе. Главное достоинство прозы Пушкина заключается в том, что книги, написанные простым и доступным языком, заставляют, прежде всего, мыслить. Диапазон творчества писателя настолько широк, что каждый человек сумеет найти в пушкинских произведениях ответы на волнующие вопросы современности. В 30-е годы начинается новый этап в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. От романтических героев и картин писатель переходит к реалистическим зарисовкам, стремясь показать действительность такой, какая она есть. Его начинают волновать проблемы российского общества, которым он посвящает один из своих самых известных романов «Дубровский».
 
Мы подошли к завершающему этапу знакомства с
повестью А.С. Пушкина «Дубровский».
- Почему в качестве эпиграфа урока взяты слова самого В.Дубровского?
- Как вы думаете, чей это совет и кому он адресован? (Пушкина – читателям).
- О каком «ином назначении» идёт речь?
- Каковы основные качества характера В.Дубровского, которые вы могли бы у
него перенять? (благородство, смелость, справедливость).
Сегодня на уроке мы с вами проверим, как вы усвоили смысл повести, насколько внимательно читали ее, и какой герой вам больше всего запомнился.
 
Как вы думаете: Какие цели и задачи мы должны поставить перед собой и на какие вопросы дать ответы?
 
 
 
 
Цели и задачи поставлены и смело можем отправляться в наше путешествие.
Станция «Литературоведческая»
На этой станции обучающимся предлагается задания:
1.Вспомнить литературоведческие понятия: роман, композиция, сюжет, эпизод.
Мы остановимся на композиции и попробуем с помощью иллюстраций выстроить композицию романа.(глава 8-11)
 
Интересно ли вам было читать 8–11 главы?
 
Подумаем, все ли события в романе в этих главах изложены в хронологической последовательности?
Перед вами план основных событий глав 8-11 в той последовательности, в какой они описаны в романе  и истинный ход событий. С какой целью А.С.Пушкин нарушает временную последовательность событий?
План событий в романе Истинный ход событий
1. Дефорж и медведь.
2. Обед у Троекурова.
3. Спицын и Дефорж.
4. Встреча Дубровского с Дефоржем.
Дефорж и медведь.
Обед у Троекурова.
Спицын и Дефорж.
 
Сделаем вывод. Зачем А.С.Пушкин переставил события? (это сделано, чтобы заинтересовать, заинтриговать читателя)
А.С.Пушкин прибегает к такому приёму, чтобы позволить догадливому читателю понять, что Дефорж – это Дубровский, до пояснения автора. Итак, автор нарушает временную последовательность событий и только в самом конце (11 гл.) рассказывает о сделке, произошедшей между учителем-французом и Дубровским на почтовой станции.
Мы познакомились с понятием композиция и узнали, что не всегда повествование строится в хронологической последовательности, что автор часто нарушает хронологию, чтобы заинтересовать, заинтриговать читателя.
Определите жанр произведения?
Проведите мини-исследования по теме: почему произведение А.С.Пушкина является романом, а не повестью.
Доказательства зачитываются.
 
 

 
Актуализация знаний, полученных на прошлых уроках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Обучающиеся формулируют цель и задачи урока;
  1. Каковы темы и проблемы, затронутые в романе?
  2. Какая основная мысль романа?
  3. Чему учит нас роман?
Обучающиеся в парах работают по таблице, где даны определения. Один обучающийся работает на доске 
Обучающие работают в парах
Один обучающийся работает на доске
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Обучающиеся создают ромашки: роман и повесть. Работают в парах
Два обучающихся работают на доске
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Эпиграф написан на доске: «Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рождён был для
иного назначения…» А.Пушкин.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Распечатка на А4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
IV. Обобщение и
систематизация знаний
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
VI. Подведения итогов урока
Рефлексия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Станция «Узнай героя»
 
На партах у вас лежат конверты с заданием: сопоставьте, описание героя и портрет.
 
1) «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (Андрей Гаврилович Дубровский)
 
2)Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»? (Троекуров)
 
   Взаимоотношения действующих лиц образуют сюжетные линии.
Учитель задает вопросы:
-Вспомните эпизод: «На псарне»
 - Кто, по-вашему, виноват в конфликте? (Властолюбие, своенравие одного и горячность, пылкий нрав другого в два счёта разрушили многолетнюю дружбу).
- Что усугубило ссору и сделало примирение невозможным? (Воровство покровскими мужиками леса, их поимка Дубровским, расправа, изъятие лошадей).
-Троекуров не смог смириться со случившимся, хотел было учинить нападение на деревню Дубровского, разорить её дотла, но передумал… Почему? (Решил отнять имение у друга)
Представьте, что вы оказались на месте старшего Дубровского.
Что можно было бы сделать, чтобы предотвратить ссору двух некогда друзей: Троекурова и Дубровского? Ваши варианты ответа.
- Назовите еще конфликты, которые происходят в романе.
 
 
Станция «Театральная»
Учитель включает на уроке отрывок из 4 серии кинофильма «Дубровский» (1988 г.) режиссера В.Никифорова о последней встрече Владимира и Маши, для анализа эпизода.
Учитель задает вопрос классу: «Почему Маша не захотела стать свободной и убежать с Владимиром?» «Как бы вы поступили в такой ситуации сегодня?»
 
 
- Сегодня на уроке мы закрепили свои знания о романе А.С.Пушкина «Дубровский» и я предлагаю вам ответить на вопрос: Актуален ли роман «Дубровский» в наше время?
 
Написать в рабочем листе пожелание герою произведения, который больше всего понравился
 
 
 

 
 
 
Обучающиеся выполняют задание в парах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Обучающиеся
отвечают на вопросы,
дополняя друг друга
 
 
Слайд с самопроверкой
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Иллюстрация
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Презентация кластер
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»