Методический ресурс технологии «педагогические
мастерские» на уроках литературы
Трубицына Людмила Борисовна,
преподаватель русского языка и литературы
преподаватель русского языка и литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………....................3
ГЛАВА I. Технология педагогических мастерских .......................…........…...4
1.1. Цели, принципы и правила педагогических мастерских .….........…......4
1.2. Особенности организации педагогических мастерских ......………........5
ГЛАВА II. Методы и приемы педагогических мастерских................................8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..……………………………………………..................11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….………………………………..................13
ПРИЛОЖЕНИЯ……….………………………………………………….................14
Приложение 1. Мастерская ценностных ориентаций по сказке В.М. Гаршина
«Attalia princeps» (5 класс)................................................................................14
Приложение 2. Мастерская письма по рассказу М. Зощенко «Галоша»
(6 класс) ...............................................................................................................17
Приложение 3. Мастерская творческого письма «А был ли мальчик?"
(7 класс)...............................................................................................................20
Введение
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является их системно-деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Следовательно, предъявляются особые требования не только к уроку, но и к другим учебным занятиям.
Универсальной формой таких занятий может оказаться педагогическая мастерская. По словам И. А. Мухиной, доцента кафедры педагогики социального творчества СПбГАППО, «педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия».
Педагогическая мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, развивает у обучающихся познавательные, творческие и коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), коллективного поиска знания.
Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах.
Результат работы в мастерской — не только реальное знание или умение, но и сам процесс постижения истины и открытие нового, создание творческого продукта. Важная характеристика работы педагогической мастерской — сотрудничество и сотворчество.
В данной работе представлены основные принципы построения и ведения мастерской, а также методы и приемы, использование которых, на наш взгляд, наиболее оптимально на уроках-мастерских. Представлены разработки уроков литературы:
- в 5 классе - Мастерская ценностных ориентаций по сказке В.М. Гаршина «Attalia princeps»;
- в 6 классе - Мастерская письма по рассказу М. Зощенко «Галоша»;
- урок внеклассного чтения в 7 классе - Мастерская творческого письма «А был ли мальчик?» по УМК Коровина В.Я.
Глава I
Технология педагогических мастерских
1.1. Цели, принципы и правила педагогических мастерских
Цели технологии педагогических мастерских
Технология педагогических мастерских
1.1. Цели, принципы и правила педагогических мастерских
Цели технологии педагогических мастерских
- Создание условий для самоактуализации знаний участников.
- Предоставление возможности для конструирования знания, для создания собственного цельного образа мира.
- Реализация возможности для самооценки и самокоррекции.
- Создание условий для выработки навыка интеллектуального труда, предоставляя участнику право на сотрудничество.
Принципы и правила ведения мастерской
- Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера — руководителя мастерской.
- Признание права каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине.
- Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха».
- Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется:
во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);
во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»;
в-третьих, — в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»;
в-третьих, — в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
- Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него, что стимулирует творческий процесс. Как и право выбора — обеспечивает ощущение внутренней свободы.
- Диалог - как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным авторитетом — необходимое условие личного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
- Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим ит.д. Такая организация содействует появлению чувства свободы.
- Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит скорее в некоторой фиксации достигнутого участниками. Руководитель мастерской не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных».
1.2. Особенности организации педагогических мастерских
Типология педагогических мастерских
Педагогические мастерские могут быть разделены на типы (разработаны методистами и учителями ассоциации «Петербургская группа Нового образования»):
- мастерские построения новых знаний;
- мастерские ценностных ориентаций и мастерские по самопознанию;
- мастерские творческого письма;
- мастерские смешанного типа (чаще всего добавляется творческое письмо).
Средняя продолжительность мастерской 2 академических часа, но некоторые типы мастерских можно провести за один час, некоторые требуют большего количества времени.
Потребность в проведении мастерской обычно возникает в начале изучения блоков уроков, например, посвященных творчеству писателя, либо на конечном этапе знакомства с жизнью и произведениями художника (тогда учащиеся получают возможность по-новому взглянуть на личность автора или его произведения, может быть, изменить собственное отношение к изученному материалу, установить связи в общем культурном процессе).
Алгоритм педагогической мастерской
Алгоритм педагогической мастерской включает в себя несколько последовательных этапов: индукция, предъявление индуктора; деконструкция; социализация; афиширование, разрыв.
Каждый этап имеет свое значение и внутренний алгоритм проведения.
1. «Индукция» («толчок» к процессу) — создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика.
Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
Первый этап мастерской – индукция, предполагает создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика.
Для решения выше обозначенной задачи используется набор индукторов, которые «натолкнут» ребенка на осознание проблемы, заставят заинтересоваться его.
В качестве индуктора могут быть использованы - слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
Индуктор должен проходить через все этапы мастерской, обязательно опираться на личный опыт ребенка.
Не зависимо от числа индукторов, все они должны подбираться с учетом содержания мастерской, соответствовать возрасту, особенностям детского восприятия.
По сути, данный этап технологии можно рассматривать как базовый, определяющий успех всей мастерской, так как именно он должен мотивировать участников мастерской на активную деятельность.
Все последующие действия педагога будут направлены на поддержание возникшего интереса к проблеме и создание условий для ее творческого разрешения.
2. Деконструкция - поставить участников в затруднительное положение.
Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Если не знаешь, опираешься на опыт соседа (реконструкция).
Построение этих элементов группой.
Следующий этап мастерской - работа с материалом, (текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др.) смешение слов, явлений – своеобразный хаос, предполагающий переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима, первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам.
Далее в группе заслушивается мнение каждого и совместно выбирается своя версия.
3. Социализация - работа в малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Каждый выступает на основе социального опыта, не боясь высказывать свое мнение вслух. Мысль и слово работают одновременно.
(п.1, 2 и 3 должны повторяться много раз, на основе узнанного генерируется новое).
На третьем этапе осуществляется социализация, т.е. организуется работа в группах. От каждой группы идет представление промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Каждый выступает на основе соц. опыта, не боясь высказывать свое мнение вслух. Мысль и слово работают одновременно.
Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, оформление общего проекта, совместную корректировку гипотезы.
Вместе с этим работа в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний других обучающихся, сопоставить точку зрения с их мнением, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.
Работа в сотрудничестве, возможность действовать совместно с другими вызывает чувство защищённости, востребованности и принятия другими. Все, даже самые робкие и тревожные дети, преодолевают коммуникативный барьер, причём не индивидуально, а поначалу именно в составе группы.
4. Афиширование - представление «произведений» - работ учеников и учителя (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории на доску и ознакомление с ними. Создается «подарок» для других групп.
Одним из наглядных этапов выбранного решения является - афиширование — представление произведений учеников: текстов, рисунков, схем, проектов, которые прикрепляют к доске, где и происходит ознакомление с ними: каждый может подойти, прочитать, посмотреть. Текст может зачитываться вслух автором или учителем.
5. «Разрыв» — кульминация творческого процесса: инсайт (озарение), новое видение предмета, явления. Происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов.
У участника может возникнуть информационный запрос, чтобы узнать больше по данной теме, и он обращается к различным источникам информации: книги, энциклопедии, словари, сеть интернет.
6. Рефлексия - отражение чувств, ощущений, возникших у учеников в ходе мастерской.
Отсюда результат работы в мастерской описывается словами «открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался».
Заключительный и обязательный этап работы мастерской, рефлексия, – обратная связь, где участниками группы вербально отражаются чувства, ощущения, возникшие у них в ходе работы в мастерской, используя слова: «открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался».
Это, в свою очередь, богатейший материал для самого учителя, т.к. внимание к состоянию эмоциональной сферы ученика, информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данном классе с учетом проявившихся индивидуальных особенностей школьников
Роль преподавателя в педагогической мастерской
В работе педагогической мастерской преподаватель:
Типология педагогических мастерских
Педагогические мастерские могут быть разделены на типы (разработаны методистами и учителями ассоциации «Петербургская группа Нового образования»):
- мастерские построения новых знаний;
- мастерские ценностных ориентаций и мастерские по самопознанию;
- мастерские творческого письма;
- мастерские смешанного типа (чаще всего добавляется творческое письмо).
Средняя продолжительность мастерской 2 академических часа, но некоторые типы мастерских можно провести за один час, некоторые требуют большего количества времени.
Потребность в проведении мастерской обычно возникает в начале изучения блоков уроков, например, посвященных творчеству писателя, либо на конечном этапе знакомства с жизнью и произведениями художника (тогда учащиеся получают возможность по-новому взглянуть на личность автора или его произведения, может быть, изменить собственное отношение к изученному материалу, установить связи в общем культурном процессе).
Алгоритм педагогической мастерской
Алгоритм педагогической мастерской включает в себя несколько последовательных этапов: индукция, предъявление индуктора; деконструкция; социализация; афиширование, разрыв.
Каждый этап имеет свое значение и внутренний алгоритм проведения.
1. «Индукция» («толчок» к процессу) — создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика.
Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
Первый этап мастерской – индукция, предполагает создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика.
Для решения выше обозначенной задачи используется набор индукторов, которые «натолкнут» ребенка на осознание проблемы, заставят заинтересоваться его.
В качестве индуктора могут быть использованы - слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
Индуктор должен проходить через все этапы мастерской, обязательно опираться на личный опыт ребенка.
Не зависимо от числа индукторов, все они должны подбираться с учетом содержания мастерской, соответствовать возрасту, особенностям детского восприятия.
По сути, данный этап технологии можно рассматривать как базовый, определяющий успех всей мастерской, так как именно он должен мотивировать участников мастерской на активную деятельность.
Все последующие действия педагога будут направлены на поддержание возникшего интереса к проблеме и создание условий для ее творческого разрешения.
2. Деконструкция - поставить участников в затруднительное положение.
Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Если не знаешь, опираешься на опыт соседа (реконструкция).
Построение этих элементов группой.
Следующий этап мастерской - работа с материалом, (текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др.) смешение слов, явлений – своеобразный хаос, предполагающий переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима, первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам.
Далее в группе заслушивается мнение каждого и совместно выбирается своя версия.
3. Социализация - работа в малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Каждый выступает на основе социального опыта, не боясь высказывать свое мнение вслух. Мысль и слово работают одновременно.
(п.1, 2 и 3 должны повторяться много раз, на основе узнанного генерируется новое).
На третьем этапе осуществляется социализация, т.е. организуется работа в группах. От каждой группы идет представление промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Каждый выступает на основе соц. опыта, не боясь высказывать свое мнение вслух. Мысль и слово работают одновременно.
Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, оформление общего проекта, совместную корректировку гипотезы.
Вместе с этим работа в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний других обучающихся, сопоставить точку зрения с их мнением, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.
Работа в сотрудничестве, возможность действовать совместно с другими вызывает чувство защищённости, востребованности и принятия другими. Все, даже самые робкие и тревожные дети, преодолевают коммуникативный барьер, причём не индивидуально, а поначалу именно в составе группы.
4. Афиширование - представление «произведений» - работ учеников и учителя (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории на доску и ознакомление с ними. Создается «подарок» для других групп.
Одним из наглядных этапов выбранного решения является - афиширование — представление произведений учеников: текстов, рисунков, схем, проектов, которые прикрепляют к доске, где и происходит ознакомление с ними: каждый может подойти, прочитать, посмотреть. Текст может зачитываться вслух автором или учителем.
5. «Разрыв» — кульминация творческого процесса: инсайт (озарение), новое видение предмета, явления. Происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов.
У участника может возникнуть информационный запрос, чтобы узнать больше по данной теме, и он обращается к различным источникам информации: книги, энциклопедии, словари, сеть интернет.
6. Рефлексия - отражение чувств, ощущений, возникших у учеников в ходе мастерской.
Отсюда результат работы в мастерской описывается словами «открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался».
Заключительный и обязательный этап работы мастерской, рефлексия, – обратная связь, где участниками группы вербально отражаются чувства, ощущения, возникшие у них в ходе работы в мастерской, используя слова: «открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался».
Это, в свою очередь, богатейший материал для самого учителя, т.к. внимание к состоянию эмоциональной сферы ученика, информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данном классе с учетом проявившихся индивидуальных особенностей школьников
Роль преподавателя в педагогической мастерской
В работе педагогической мастерской преподаватель:
- создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении,
- включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную зинтересованность в изучении темы (проблемы),
- работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания, он не торопится отвечать на вопросы,
- исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет оценок в журнал), но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и самокоррекции.
Глава II. Методы и приемы педагогических мастерских
Методы и приемы, наиболее часто используемые на мастерских для организации поисковой и творческой деятельности учащихся:
1. Метод символического видения, который заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.
2. Метод сравнения версий. Он предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали ученые, философы и т. д. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.
3. Метод смысловых ассоциаций. Актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «я».
Последовательность действий:
1) учащимся предлагается записать к заданному слову ассоциативный ряд слов (выполняя задание, ученик воссоздает свое смысловое, семантическое поле данных слов);
2) предлагается задание, связанное с осмыслением данного потока ассоциаций.
Например:
1) используя записанные слова, дайте определение исходному слову-понятию;
2) выберите из этого потока ключевое для вас слово;
3) соедините два любых слова из двух соседних столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст- миниатюру и т.д.
4. Метод «Если бы». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится.
5. Метод «ключевых слов». Этот метод помогает учащимся актуализировать смыслы при работе с текстом. Учащимся предлагается текст, из которого они должны выписать ключевые слова (ключевые с точки зрения ученика).
Каждое ключевое слово, выбранное учеником, является своеобразным сгустком смыслов данного текста. Ученик актуализирует значимый для него смысл и делится своим пониманием текста с другими.
6. Метод самостоятельного конструирования определений понятий.
Формирование новых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у детей представлений и их словесного оформления. После того как состоялось сопоставление и обсуждение предложенных учениками версий, предлагается художественный текст, где используется данное слово. Учащиеся заново формулируют определения, теперь уже ориентируясь на контекст, в рамках которого функционирует слово. Затем мастер при необходимости может предложить разные варианты определений, которые зафиксированы в словарях, учебниках, справочниках. Разные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.
7. Метод эвристического исследования. Выбирается объект исследования (природный, культурный, научный, словесный или иной). Учащимся предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану:
1) цель исследования;
2) план работы;
3) факты об объекте;
4) опыты;
5) новые факты;
6) возникшие факты и проблемы;
7) версии ответов;
8) рефлексивные суждения.
8. Метод конструирования вопросов. Он предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. Последовательность работы:
1) предъявление объекта изучения;
2) индивидуальное конструирование вопросов каждым участником мастерской;
3) озвучивание вопросов в группе;
4) фиксация всех вопросов на общем листочке;
5) обмен листочками между группами;
6) экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов (отбор «качественных» с точки зрения содержания и формы);
7)выступления экспертов: взаимный анализ и оценка качества составленных вопросов;
8) отбор вопросов;
9) отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний.
9. Метод смыслового видения. Цель данного метода – расширить представление учащихся о каком-то объекте исследования: от узкопредметного до общефилософского, сменить акценты смыслового видения. Структура метода - учащиеся выполняют привычные для них действия, а мастер ставит перед участниками вопрос, который носит неожиданный, парадоксальный характер (с узкопредметной точки зрения) характер и переводит учащихся в сферу общефилософских категорий. В результате участники переживают состояние разрыва, что служит импульсом к дальнейшему поиску.
10. Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной форме, знаковой, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме. Например: «Представьте, что вы - цветок. Что вы видите, слышите, чувствуете?»
11. Метод образного видения. Он предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: «нарисуйте счастье»; «дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту» и т.д.
12. Прием «Чтение с пометками». Он предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-» - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» это интересно; «?!» - надо подумать и т.д.
13. Прием «Толстый и тонкий вопрос». Он направлен на формирование умения задаваться вопросами по поводу прочитанного текста. Учащимся предлагается составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения, после чего они обсуждают составленные вопросы в группе и выбирают среди них «толстые» (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и «тонкие» (вопросы, требующие однозначного ответа «да» - «нет» или простого привлечения фактов). Каждая группа представляет свой набор «толстых» вопросов всему классу. Таким образом формируется мотивационная основа и программа дальнейшей работы над текстом (на основе вопросов, составленных самими учениками, а не заданных извне учителем)
14. Прием «Закончи предложение». Его цель - организовать диалог участника мастерской с авторитетным мнением. Мастер предлагает вниманию участников начало предложения (из художественного, критического, научного текста, связанного с идеей мастерской) и просит закончить предложение. Каждый ученик создает свой вариант, затем знакомится с версиями других учеников. Только после того, как состоялось знакомство со всеми предложенными вариантами, мастер предлагает авторский вариант
Заключение
Атмосфера взаимопомощи, сотрудничества, взаимной поддержки, создаваемая в ходе педагогической мастерской, позволяет через взаимодействие участников с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания, самоконтроля и формирования коммуникативных умений и навыков, которые являются одними из базовых универсальных учебных действий.
На занятиях, проводимых с использованием технологии педагогических мастерских, развиваются следующие умения:
группа информационно - коммуникативных умений
– вступать в процесс общения
– ориентироваться в партнерах и ситуациях общения
– соотносить средства вербального и невербального общения;
группа регуляционно - коммуникативных умений
– согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само- и взаимоконтроля учебной и творческой деятельности
– доверять, помогать и поддерживать тех, с кем вступаешь в диалог
– применять индивидуальные умения при решении совместных задач
– оценивать результаты совместного общения (критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального выражения своей мысли;
группа аффективно - коммуникативных умений
- умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению;
-проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению;
-оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Технология педагогических мастерских также является достаточно ресурсной в точки зрения развития и поддержания положительной учебной мотивации, вовлеченности в содержание учебной деятельности, формирования субъектной позиции участников.
Список литературы
1. ФГОС. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. Москва, «Просвещение», 2011
2. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? Мухина И.А., Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПб.: СПб ГУПМ,
3. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск 1 Сост. И.А.Мухина. – СПб.: СПбГУПМ, 1995.
4. Учение. Общение. Творчество: Девять мастерских. / Т. Я. Еремина. – СПб.: «Корифей», 2000.
5. Педагогические мастерские. Из опыта работы учителей начальных классов. - СПб,1997
6. Белова Н.И., Мухина И.А. Педагогические мастерские: Теория и практика. - СПб,1998
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Мастерская ценностных ориентаций по сказке В.М. Гаршина «Attalia princeps» (5 класс)
Методы и приемы, наиболее часто используемые на мастерских для организации поисковой и творческой деятельности учащихся:
1. Метод символического видения, который заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.
2. Метод сравнения версий. Он предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали ученые, философы и т. д. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.
3. Метод смысловых ассоциаций. Актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «я».
Последовательность действий:
1) учащимся предлагается записать к заданному слову ассоциативный ряд слов (выполняя задание, ученик воссоздает свое смысловое, семантическое поле данных слов);
2) предлагается задание, связанное с осмыслением данного потока ассоциаций.
Например:
1) используя записанные слова, дайте определение исходному слову-понятию;
2) выберите из этого потока ключевое для вас слово;
3) соедините два любых слова из двух соседних столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст- миниатюру и т.д.
4. Метод «Если бы». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится.
5. Метод «ключевых слов». Этот метод помогает учащимся актуализировать смыслы при работе с текстом. Учащимся предлагается текст, из которого они должны выписать ключевые слова (ключевые с точки зрения ученика).
Каждое ключевое слово, выбранное учеником, является своеобразным сгустком смыслов данного текста. Ученик актуализирует значимый для него смысл и делится своим пониманием текста с другими.
6. Метод самостоятельного конструирования определений понятий.
Формирование новых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у детей представлений и их словесного оформления. После того как состоялось сопоставление и обсуждение предложенных учениками версий, предлагается художественный текст, где используется данное слово. Учащиеся заново формулируют определения, теперь уже ориентируясь на контекст, в рамках которого функционирует слово. Затем мастер при необходимости может предложить разные варианты определений, которые зафиксированы в словарях, учебниках, справочниках. Разные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.
7. Метод эвристического исследования. Выбирается объект исследования (природный, культурный, научный, словесный или иной). Учащимся предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану:
1) цель исследования;
2) план работы;
3) факты об объекте;
4) опыты;
5) новые факты;
6) возникшие факты и проблемы;
7) версии ответов;
8) рефлексивные суждения.
8. Метод конструирования вопросов. Он предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. Последовательность работы:
1) предъявление объекта изучения;
2) индивидуальное конструирование вопросов каждым участником мастерской;
3) озвучивание вопросов в группе;
4) фиксация всех вопросов на общем листочке;
5) обмен листочками между группами;
6) экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов (отбор «качественных» с точки зрения содержания и формы);
7)выступления экспертов: взаимный анализ и оценка качества составленных вопросов;
8) отбор вопросов;
9) отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний.
9. Метод смыслового видения. Цель данного метода – расширить представление учащихся о каком-то объекте исследования: от узкопредметного до общефилософского, сменить акценты смыслового видения. Структура метода - учащиеся выполняют привычные для них действия, а мастер ставит перед участниками вопрос, который носит неожиданный, парадоксальный характер (с узкопредметной точки зрения) характер и переводит учащихся в сферу общефилософских категорий. В результате участники переживают состояние разрыва, что служит импульсом к дальнейшему поиску.
10. Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной форме, знаковой, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме. Например: «Представьте, что вы - цветок. Что вы видите, слышите, чувствуете?»
11. Метод образного видения. Он предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: «нарисуйте счастье»; «дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту» и т.д.
12. Прием «Чтение с пометками». Он предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-» - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» это интересно; «?!» - надо подумать и т.д.
13. Прием «Толстый и тонкий вопрос». Он направлен на формирование умения задаваться вопросами по поводу прочитанного текста. Учащимся предлагается составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения, после чего они обсуждают составленные вопросы в группе и выбирают среди них «толстые» (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и «тонкие» (вопросы, требующие однозначного ответа «да» - «нет» или простого привлечения фактов). Каждая группа представляет свой набор «толстых» вопросов всему классу. Таким образом формируется мотивационная основа и программа дальнейшей работы над текстом (на основе вопросов, составленных самими учениками, а не заданных извне учителем)
14. Прием «Закончи предложение». Его цель - организовать диалог участника мастерской с авторитетным мнением. Мастер предлагает вниманию участников начало предложения (из художественного, критического, научного текста, связанного с идеей мастерской) и просит закончить предложение. Каждый ученик создает свой вариант, затем знакомится с версиями других учеников. Только после того, как состоялось знакомство со всеми предложенными вариантами, мастер предлагает авторский вариант
Заключение
Атмосфера взаимопомощи, сотрудничества, взаимной поддержки, создаваемая в ходе педагогической мастерской, позволяет через взаимодействие участников с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания, самоконтроля и формирования коммуникативных умений и навыков, которые являются одними из базовых универсальных учебных действий.
На занятиях, проводимых с использованием технологии педагогических мастерских, развиваются следующие умения:
группа информационно - коммуникативных умений
– вступать в процесс общения
– ориентироваться в партнерах и ситуациях общения
– соотносить средства вербального и невербального общения;
группа регуляционно - коммуникативных умений
– согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само- и взаимоконтроля учебной и творческой деятельности
– доверять, помогать и поддерживать тех, с кем вступаешь в диалог
– применять индивидуальные умения при решении совместных задач
– оценивать результаты совместного общения (критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального выражения своей мысли;
группа аффективно - коммуникативных умений
- умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению;
-проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению;
-оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Технология педагогических мастерских также является достаточно ресурсной в точки зрения развития и поддержания положительной учебной мотивации, вовлеченности в содержание учебной деятельности, формирования субъектной позиции участников.
Список литературы
1. ФГОС. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. Москва, «Просвещение», 2011
2. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? Мухина И.А., Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПб.: СПб ГУПМ,
3. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск 1 Сост. И.А.Мухина. – СПб.: СПбГУПМ, 1995.
4. Учение. Общение. Творчество: Девять мастерских. / Т. Я. Еремина. – СПб.: «Корифей», 2000.
5. Педагогические мастерские. Из опыта работы учителей начальных классов. - СПб,1997
6. Белова Н.И., Мухина И.А. Педагогические мастерские: Теория и практика. - СПб,1998
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Мастерская ценностных ориентаций по сказке В.М. Гаршина «Attalia princeps» (5 класс)
Этапы мастерской | Вопросы учителя | Задания |
Индукция | 1.Ощущали ли вы когда-нибудь себя одинокими, непонятыми? |
Расскажите об этом. Нарисуйте одиночество |
2. Как вы думаете, что такое Attalea princeps? | Медленно проговорите это имя. Ваши ассоциации предположения? Слайды 1, 2 | |
Деконструкция | 3. Как выглядит оранжерея? Что чувствуют деревья? |
Прочитайте отрывок № 1 (до слов «Куда попадала эта струя, там листья бледнели, съеживались и увядали.» , Выпишите ключевые слова, которые являются «ключом» к пониманию образа а) оранжереи, б) растений |
4. Каково пространство директора? бразильянца? | Прочитайте отрывок № 2 (до слов «Он коснулся рукою пальмы, как будто бы прощаясь с нею, и ушел из сада, а на другой день уже ехал на пароходе домой.» Выпишите ключевые слова, характеризующие а)директора, б)бразильянца |
|
Реконструкция и социализация | Запишите 2-3 предложения о том, как чувствует себя пальма Attalea, живя в оранжерее. Или нарисуйте. Обсудите в группе. Скорректируйте. Прочтите тексты, которые у вас получились |
|
Деконструкция II и социализация | |
У вас на столах лежат карточки, откройте их, выполните задания Карточка 1. - Прочитайте текст на листе 2 -Дайте характеристику героям (2-3 определения) 1) Саговая пальма – 2) Кактус- 3) Корица- 4) Древовидный папоротник - Изобразите жестом, позой этих героев |
Афиширование |
Почему они так говорят? Что ими движет? Так почему же пальма рвется на свободу? |
Учитель читает текст со слов «Сначала никто не возражал пальме…» до слов «Я хочу видеть небо и солнце…» Карточка 3 - Прочтите лист 3 - Дайте описание-портрет «маленькой травки» - Какими качествами характера она обладает? (2-3 определения) - Как повлияла «маленькая травка» на «гордую пальму»? Расскажите об этом в одном предложении Карточка 4 - Прочтите о том, как боролась гордая пальма за свободу (либо читает учитель). - Расскажите о борьбе пальмы в одном предложении - Изобразите позой, жестом «гордую пальму» Attalea princeps Слайд 3. Закончите фразу: Растения, живущие в оранжерее…, …, …, они боятся… . Пальма рвется на свободу, потому что… . |
Разрыв | Как вы думаете, чем закончилась эта сказка? Чем обычно заканчиваются сказки? | Придумайте финал этой сказки. |
Афиширование | |
Расскажите о своем финале |
Рефлексия | О чем заставляет задуматься такой финал? | Слайд 4 Закончите предложение: «Я умру или освобожусь»,- говорит Attalea, потому что … Составьте синквейн о -сказке -пальме - этом уроке - о себе |
Домашнее задание | Напишите письмо а) директору оранжереи, б) пальме, в) своему другу о чем заставила задуматься сказка. |
Приложение 2
Мастерская письма по рассказу М. Зощенко «Галоша» (6 класс)
Этапы мастерской | Вопросы и задания | Деятельность учеников |
1.Индукция | 1. Какие ассоциации возникают у вас при слове «галоша»? 2. Какие определения можно подобрать к этому существительному? |
1. Запишите слова-ассоциации 2.Запишите эти определения. Прочитайте классу |
2. Деконструкция | Чтение (учителем) текста рассказа до слов: «Давайте поскорее её сюда. Сейчас я надену. Благодарю вас». | Переверните листочки с текстом рассказа. Придумайте продолжение истории. |
3. Реконструкция и афиширование | 1. Обсудите в группах | 1.Представьте свою версию |
4. Коррекция | Учитель читает вторую половину текста. 1. Как вы думаете, где и когда происходит действие? 2. Рассказ смешной или грустный? Почему? |
1.Построение версий. 2. Работа с толковыми словарями (например, слова «архаровец», «волокита», «абсурдный» и др.) |
5. Реконструкция и афиширование | 1. Как вы думаете, «галоша» – это «что» или «кто»? Можно ли хозяина галоши назвать «галошей»? | 1. Письменный ответ на вопрос «Почему рассказ называется «Галоша»»? (2-3 предложения) Прочитайте классу. |
6. Разрыв | На доске перечень профессий и званий (слайд 1): «Студент юридического факультета, штабс-капитан, контролёр поездов, кавалер 4 боевых орденов, начальник почт и телеграфа, комендант Главного почтамта, адъютант дружины, секретарь полкового суда, пограничник, инструктор по кролиководству и куроводству, агент уголовного розыска, конторщик, милиционер, сапожник, помощник бухгалтера». 1. Что может объединять этих людей? 2. Кто из них мог бы рассказать эту историю с галошей? Этот человек – сам М.М. Зощенко. 3. Рассказчик («я») – это сам М.М.Зощенко? |
1. Построение версий |
7. Деконструкция | 1. Как называется такая форма повествования, когда «я» - это совсем не «я», а очень не похожий на «меня» человек? (Слайд 6) «Сказ – вид литературно-художественного повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера которого отличны от точки зрения и позиции самого автора». |
Работа со слайдами. (Вспомнить произведение, жанр, автора) (Слайд 3) «Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. День праздничный был, и жарко – страсть. Парун чистый. А оба в горе робили… Малахит-руду добывали…» («Медной горы Хозяйка». П. Бажов. Сказ). (Слайд 4) «Как вышли из буфты в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить» («Левша». Н.Лесков. Сказ.) |
8. Реконструкция и афиширование | 1. Так кто же р |