Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Является ли современная филология
стратегическим ресурсом образования?

Меркулов Владислав Игоревич
В новом мире виртуальной культуры и потребительских стратегий, в котором происходит «изменение образовательных императивов государства, общества потребителей, работодателей»[1] возникает вопрос. А нужно ли филологическое образование в таком обществе, которое становится прагматически направленным, в котором все меньше гуманитарного мироощущения?
Я считаю, что если целью современного образования является подготовка человека к жизни, обучение его способности творчески мыслить, осмыслять свое место в жизни, вступать в диалог с миром и самим собой, то решать эту задачу без филологического образования практически невозможно.
Как утверждает Е. Р. Ядровская, художественное общение на уроках литературы прослеживается на всех стадиях творческой деятельности в диалогическом взаимодействии системы «учитель-ученик». Именно диалогическое взаимодействие отображает операциональность художественного общения учителя и учащихся с произведениями искусства, требующее сотворчества читателя, осознанной рефлексии на прочитанный текст. Как сложный процесс художественного общения читателя с литературными произведениями, творческая деятельность постигается на всех уровнях развития общества: философском, психолого-педагогическом, эстетическом, духовно-нравственном, культурологическом и т.д. Е. Р. Ядровская считает, что основой творческой деятельности на уроках литературы является диалог. «В процессе восприятия школьником произведения искусства; условия, стимулирующие его возникновение» [2]. Следовательно, диалог – это процесс, совокупность последовательных этапов, регулярное прохождение которых, позволяет ученику творчески мыслить, общаться с миром и самим собой.. М. П. Воюшина акцентирует на поэтапном методическом подходе к изучению литературных произведений в старшей школе, который основывается на интерпретации текста путем первичного восприятия, затем глубокого анализа и собственно интерпретации произведения[3].
Более того, современное общество требует решения таких задач, которые невозможно будет решить без прикладной филологии и филологического знания. Приведу примеры таких задач:
  1. Создание лингвистически обеспеченных автоматизированных систем машинного перевода.[4]
  2. Морфологический анализ в задачах автоматической переработки текста.
  3. Разработка методики преподавания русского и иностранного языка. Компьютеризированное обучение языку, языковое тестирование
  4. Применение лингвистических технологий в теории и практике перевода и редактирования.
  5. Создание искусственного интеллекта
Большинство этих задач объединяет одна цель – научить компьютер думать так же, как думает человек. И эту задачу не решить без филологов и других специалистов, занимающихся сферой человеческого познания, ведь одна из задач филологии – понять себя и других через культуру. Только поняв это на примере человека, можно будет создать искусственный интеллект, способный выполнять те же функции, что и человек.
Более того, как научная дисциплина филология очень сильно изменилась. Если раньше основными ее разделами раньше были лингвистика и литературоведение, изучающие  замкнутую систему языка и каноничные тексты художественной литературы,  то в последнее время филология обратилась к речи, выйдя из замкнутой структуры языка, сфокусировавшись на человеке. Филология, как и вся наука в целом, стала анропоцентричной.
Важнейшее открытие филологии – это связь человеческого языка и человеческого мышления, в масштабах индивида и общества. Можно еще раз упомянуть теорию языковой личности, которая представляет язык как способность человека и открывает уникальную личностную форму языка – идиолект. Развиваются когнитивная лингвистика и когнитивная наука, отвечающие на вопрос, как осуществляется владение языком, его хранение в памяти. Получило широкое развитие изучение языковой картины мира, то есть системы представлений о мире.
Как мы видим, современная филология невероятно востребована обществом, причем потребности общества в филологах распространяются, прежде всего, на практических филологов, учителей, переводчиков. Поэтому уменьшение бюджетных мест на филологических факультетах видится мне неправильным решением. Однако нельзя сказать, что современное высшее филологическое образование соответствует требованиям общества. Необходимо изменить систему обучения и добавить больше практики, чтобы на выводе из высшего учебного заведения филолог-специалист обладал навыками, необходимыми для решения практических задач.
 
 
 
 
Список литературы
  1. Лаптев Владимир Валентинович, Лешуков Александр Павлович, Шубина Наталья Леонидовна Когда педагогическое образование становится стратегическим ресурсом экономики знаний? // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kogda-pedagogicheskoe-obrazovanie-stanovitsya-strategicheskim-resursom-ekonomiki-znaniy (дата обращения: 02.03.2020).
  2. Даутова С.Б., Османова З.Ж. Современные тенденции в филологической науке высшей школы // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 11-1.
  3. Воюшина М. П. Методика обучения литературному чтению: Учеб. для студ. учрежд. высшего проф. образования / М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева; Под ред. М. П. Воюшина. – М.: ИЦ Академия, 2013.
  4. Андреева А. Д., Меньшиков И. Л., Мокрушин А. А. Обзор систем машинного перевода // Молодой ученый. — 2013. — №12.
  5. Ядровская Е. Р. Творческие работы учащихся 5-7 классов по литературе как диалог с искусством и собственной личностью: Дис…канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. Р. Ядровская. – СПб. : 2000.
 
 
[1] Лаптев Владимир Валентинович, Лешуков Александр Павлович, Шубина Наталья Леонидовна Когда педагогическое образование становится стратегическим ресурсом экономики знаний? // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kogda-pedagogicheskoe-obrazovanie-stanovitsya-strategicheskim-resursom-ekonomiki-znaniy (дата обращения: 02.03.2020). С. 22
[2] Ядровская Е. Р. Творческие работы учащихся 5-7 классов по литературе как диалог с искусством и собственной личностью: Дис…канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. Р. Ядровская. – СПб. : 2000. – 392 с., С. 48
[3] Воюшина М. П. Методика обучения литературному чтению: Учеб. для студ. учрежд. высшего проф. образования / М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева; Под ред. М. П. Воюшина. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 288 c.
[4] Андреева А. Д., Меньшиков И. Л., Мокрушин А. А. Обзор систем машинного перевода // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 64.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»