Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Современная проза на уроках внеклассного чтения

Щеглова Светлана Владимировна
1) Чем обусловлен читательский выбор современного подростка?
Современная русская литература для детей и подростков сейчас проходит своеобразный период становления. Всё, что было написано в советское время в этом направлении, создало огромный и, как казалось, неисчерпаемый запас произведений. Но время идёт, меняется жизнь, а вместе с ней меняется и юный читатель. И хотя никто не отменяет эстетического, воспитательного, образовательного значения советской литературы, она всё реже способна заинтересовать современного ребёнка. И это можно понять: изменяется отношение к жизни, многие её аспекты сегодня видятся по-другому. Не обладая достаточным опытом обобщения, чтобы понять: любовь останется любовью, дружба – дружбой, семья – семьёй вне зависимости от реалий, в которые вписывает их автор, - ребёнок ищет в литературе те явления, что ближе ему по времени, теснее связаны с тем, что его окружает. Кроме того, следует понимать, что реальность советская уже бесконечно далека от современных детей и подростков. Не зная о пионерах и октябрятах, о молодёжных стройках и ударниках труда, они воспринимают советские рассказы и повести как нечто надуманное, неблизкое. В связи с этим необходимость в знакомстве с литературой современной очевидна. Однако проблема в том, что современная литература для детей и подростков представлена произведениями различного или, как говорит Чжэн Гуанцзе в своей работе «Российская детская литература начала XXIвека» «полярного» качества. Становление детской и подростковой литературы – процесс не одномоментный, ему не избежать проб и ошибок, пути от бездумного подражания уже написанному и приобретшему популярность к оригинальности и самобытности.     
Сейчас большинство произведений, пользующихся популярностью в детской и подростковой среде, являются переводными, что подтверждается многочисленными топ-листами и рейтингами.  Это не значит, что зарубежный книжный рынок поставляет исключительно качественную высокохудожественную литературу, однако выбор, предлагаемый им, существенно больше отечественного.
Кроме того, нельзя не учитывать и неизбежное влияние на современную литературу киноиндустрии и Интернета. Произведения, получившие признание на родине, выходят в виде экранизаций на большой экран, и уже после этого обретают широкую популярность и в России. Это, конечно, касается не только современной литературы. После выхода в 2012 году экранизации романа Л.Н.Толстого «Анна Коренина» с Кирой Найтли в главной роли (а молодёжь любит эту актрису ещё со времён франшизы «Пираты Карибского моря») произошёл неожиданный всплеск интереса и к самому роману. А ведь Толстой – это всемирно известная классика.   «Ходячий замок», мультипликационный фильм японского режиссёра Хаяо Миядзаки, был снят в 2004 году, и следом за этим книги Дианы Уинн Джонс породили настоящий ажиотаж, и это при том, что первая повесть цикла «Замок», непосредственно сам «Ходячий замок», впервые издана в 1989 году. Не меньшее влияние оказывает на выбор книг для чтения и Интернет. Это не только многочисленная яркая реклама, которая, кстати, далеко не всегда отражает суть книги и её качество, но и отзывы, рецензии других читателей, литературные мемы, компьютерные игры и многое другое.
2) Идти вслед за читателем или вести читателя за собой?
 Вот один из основополагающих вопросов, который должен задать себе учитель, выбирая произведения для уроков внеклассного чтения. Здесь мы сталкиваемся с проблемой чтения как такового: всё меньше учеников проводят свободное время за книгой, ещё меньше тех, кто делает это по собственному побуждению, а не смиряясь перед требованиями родителей и учителей. При этом у ребёнка по-прежнему остаётся потребность задавать вопросы о жизни, о мире и получать ответы на них. Другое дело, что возможности получить ответ, которые предоставляет современный мир, не ограничиваются литературой. И, если судить непредвзято, как источник знаний и как советчик книга постепенно отходит на второй план.
Как же заинтересовать детей именно книгой, литературой? Всё-таки на начальном этапе изучения литературы как учебного предмета идти вслед за потребностью юного читателя. Поднимать темы, которые могут быть близки ему, обращаться к популярным детским жанрам, анализировать произведения, вызывающие неподдельный интерес.
Возможность такого подхода обусловлена тем, что, в сущности, современная литература поднимает те же темы и проблемы, что и литература классическая, только делает это через другие формы и жанры. Например, проблема добра и зла, поднимаемая не только в фольклоре, но и в мировой классике,  по-прежнему актуальна, более того, борьба добрых и злых начал, созидания и хаоса становится своеобразным идейным ядром жанра фэнтези. По-другому видится и тема любви: исчезает социальное неравенство как преграда, зато на первый план выступает внутренняя, духовная разобщенность людей, разучившихся в мире технологий и гаджетов понимать друг друга.  
Вслед за читательской потребностью идут и сами авторы. Принимая во внимание психофизиологические особенности современных детей (синдром рассеянного внимания, гиперактивность и т.д.), трудности, с которыми они сталкиваются, читая серьёзные художественные произведения, писатели пытаются привлечь читателей занимательным сюжетом, часто основанным на фантастических событиях (в связи с этим жанр фэнтези становится наиболее распространённым в современной детской литературе). Подчиняясь читательской потребности, снижается и уровень художественного языка, что проявляется в употреблении сленга, просторечий, а иногда и достаточно грубой лексики  (из повести «Шекспиру и не снилось» А.В.Жвалевского и Е.Б.Пастернак: «Началось с того, что Никитос уперся. Типа я криво рулю  в тимбатле, и потому мы слили на прошлой неделе «бэшкам». Я, само собой, хотел его опустить»). Пытаясь говорить с читателем на одном языке, писатели нередко доходят до крайности. Да, лексический запас современного школьника зачастую небогат, а речевая культура невысока, но ведь одна из основных задач литературы и заключается в том, чтобы научить читателя владеть словом.
Заниженные требования к литературному произведению сегодня – это, пожалуй, главная причина, почему этап, на котором учитель идёт вслед за учениками, подбирая материал для уроков внеклассного чтения, не может длиться на протяжении всего школьного обучения. Заинтересовав (в идеале) ребёнка самим процессом чтения, учитель должен повести его за собой в мир современной литературы, выбирая для изучения произведения более глубокие, основанные на событиях не только вымышленного, но и реального мира.
3) Какие жанры преобладают в современной детской и подростковой литературе?
  • Сказка. Отмечается расширение жанрового формата сказки, некоторые исследователи выделяют такие подвиды как сказочная повесть и роман-сказка. Известные авторы: Л. Петрушевская («Чемодан чепухи», «Две сестры», «Глупая принцесса» и др.), А. Усачёв («Школа снеговиков», «Малуся и Рогопед» и др.), А.Жвалевский и Е.Пастернак («Гимназия №13»).
  • Повесть. Имеет множество разновидностей: приключенческая, детективная, фантастическая, православная, сентиментальная повесть для девочек, вампирская сага. Известные авторы: М.Чудакова («Дела и ужасы Жени Осинкиной»), В.Селин («Роман по ошибке»), Е.Габова («Сказка выпускного бала»), Н.Скоробогатько («Птичка Небесная Луга Духовного»), Алекс Кош («Если бы я был вампиром») и др.
  • Рассказ. Известные авторы:  Л.Петрушевская, В.Селин, Е.Усачёва и др.
  • Роман. Известные авторы: Н.Васина, Б.Акунин.
  • Фантастика. Известные авторы: А.Жвалевский и Е.Пастернак «Время всегда хорошее», С.Лукьяненко «Рыцарь Сорока Островов».
  • Мистика. Известные авторы: Ю.Вознесенская («Юлианна, или Игра в киднеппинг» и др.)
  • Фэнтези. Наиболее популярный жанр современной детской и подростковой литературы, представляющий собой своеобразный синтез сказки и фантастики. Известные авторы: Т.Крюкова («Хрустальный ключ» и др.), М. и С. Дяченко («Ключ от королевства и др.), М.Семёнова («Волкодав»), С.Лукьяненко («Мальчик и Тьма»), Н.Щерба («Часодеи»).  
4) Какие произведения современной прозы стоит обсудить с учениками на уроках внеклассного чтения?
Хотелось бы ещё раз повториться: выбор литературы для уроков внеклассного чтения всегда будет делом субъективным. Поэтому наш небольшой список никак не претендует на роль неоспоримой истины. Но возможно, с некоторыми из перечисленных произведений вам будет интересно познакомиться самим и познакомить своих учеников.
5 класс.
Автор: Людмила Стефановна Петрушевская.
Произведение: Сказки («Глупая принцесса»).
Связь с программными произведениями: пример литературной сказки (наравне со сказками В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, А. Погорельского).
Пара слов о сюжете: в крошечном королевстве с родителями живёт глупая принцесса Ира, которая доставляет королю и королеве немало дипломатических и финансовых проблем. Чтобы поменьше страдать от её глупости, родители всё дальше и дальше отселяют дочь от себя, а потом и вовсе посылают учиться на ветеринара. Но так ли уж глупа Ира и так ли правы король с королевой?
О чём произведение: о глупости, о правде, о взаимоотношениях родителей и детей, о доброте, о любви.
Нравственная составляющая произведения: во многих поступках ребёнка есть вина и самих родителей, подающих не самый лучший пример; то, что другие принимают за глупость, может оказаться добротой.     
 
Автор: Джоан Роулинг.
Произведение: серия книг о Гарри Поттере.
Связь с программными произведениями: изучение жанра фэнтези как своеобразной трансформации волшебной сказки.
Пара слов о сюжете: 11-летний сирота Гарри Поттер узнаёт о своих магических способностях и отправляется на обучение в школу магии Хогвартс. Ему не только предстоит пережить немало приключений, сопряжённых с опасностями, трудностями и утратами, но и найти преданных друзей, мудрых наставников и первую любовь. В центре же всех произведений противостояние юного волшебника и абсолютного злодея Волан-де-Морта, и от исхода этого противостояния зависит судьба всего мира.
О чём произведение: о добре и зле, о самопожертвовании, о дружбе, о любви (как между юношей и девушкой, так и о любви родительской), о становлении личности и о многом другом.
Нравственная составляющая произведения:  «Человека определяют не заложенные в нём качества, а только его выбор». «…Сила, одновременно более чудесная и более ужасная, чем смерть, чем человеческий разум, чем силы природы, самая загадочная из всех сокровищ. Имя этой спасительной силы — любовь».
 
Автор: Наталья Васильевна Щерба.
Произведение: цикл «Часодеи»
Связь с программными произведениями: изучение жанра фэнтези как своеобразной трансформации волшебной сказки.
Пара слов о сюжете: Василиса Огнева узнаёт о существовании параллельного Земле мира Эфлара, где живут волшебники-часодеи, черпающие силу в управлении временем. У себя девочка открывает способности к волшебству Эфлары и спешит принять участие в ритуале, который может спасти удивительный мир от уничтожения.
О чём произведение: о целеустремлённости, о мужестве, об ответственности, о дружбе и любви и о многом другом.
Нравственная составляющая произведения: «Все люди, так или иначе, каждый день становятся избранными — кем-то, в чем-то, как-то… зачем-то». «Только от человека зависит, какое у него будет будущее».
Автор: Нил Гейман.
Произведение: «Коралина».
Связь с программными произведениями: пример сочетания реального и фантастического, пример мистического в литературе (рекомендуется читать после знакомства с произведениями Н.В.Гоголя).
Пара слов о сюжете: Девочка Коралина узнаёт о существовании другого мира, который очень похож на настоящий. Там даже живут другие Мама и Папа, которые гораздо добрее к девочке, чем настоящие родители. Несмотря на уговоры других родителей остаться с ними, Коралина мечтает вернуться в свой мир. А для этого ей предстоит сразиться с ведьмой другой Мамой и спасти своих настоящих родителей.
О чём произведение: о взаимоотношениях родителей и детей, о храбрости и мужестве, о находчивости, о целеустремлённости, о дружбе, об исполнении желаний.
Нравственная составляющая произведения: «Настоящая смелость проявляется только тогда, когда тебе страшно, но ты продолжаешь действовать». «Я не хочу получать все. Никто этого не хочет. Какая радость в том, что я получу все, что мне хочется?»
 
6 класс.
Автор: Терри Пратчетт.
Произведение: «Эрик» (повесть из цикла о Плоском мире).
Связь с программными произведениями: пример современной юмористической литературы (рекомендуется читать после знакомства с юмористическими рассказами Чехова).
Пара слов о сюжете: Ринсвинд – неудачливый волшебник, не умеющий колдовать. Вся его жизнь – сплошные опасные приключения, в которые он оказывается втянут в силу нелепых случайностей, ведь сам Ринсвинд любит покой и безопасность. На этот раз по воле случая Ринсвинду предстоит выполнить три желания юного демонолога Эрика, а это, безусловно, снова повлечёт за собой опасности, погони, интриги и другие удивительные события.  
О чём произведение: о желаниях, о случайностях, о смекалке, о счастье.
Нравственная составляющая произведения: нужно ценить то, что имеешь; у каждого своё представление о счастье, и не всегда для его достижения необходимо исполнения трёх грандиозных желаний.
 
Автор: Марина Львовна Москвина.
Произведение: «Не наступите на жука».
Связь с программными произведениями: произведение о жизни подростков (наравне с рассказами В.П.Астафьева, В.Г.Распутина, Ф.А.Искандера), знакомство с таким литературным жанром как детектив.
Пара слов о сюжете: Женя Путник, чьи родители уехали в длительную командировку, становится воспитанницей интерната с углублённым изучением английского языка. Жизнь вне дома и семьи оказывается непростой, но вскоре и в ней появляются простые радости, верные друзья, увлечения. Так Женя, мечтающая стать инспектором, берётся за расследование кражи замечательной шапки-ушанки, принадлежавшей завхозу.
О чём произведение: о дружбе, о находчивости, о взаимовыручке и взаимопонимании, о взрослении, о семье, об ответственности, об учителях и учениках.  
Нравственная составляющая произведения: в любом человеке есть как достоинства, так и недостатки, поэтому не стоит судить о людях поспешно; человек должен оставаться человеком вне зависимости от обстоятельств; «Мы, Сема, … должны думать, какой будет Земля и будет ли она вообще!».
 
Автор: Джинн Бёрдселл.
Произведение:  «Пендервики. Летняя история про четырёх сестёр, двух кроликов и одного мальчика, с которым было не скучно».
Связь с программными произведениями: произведение о жизни детей и подростков (наравне с рассказами В.П.Астафьева, В.Г.Распутина, Ф.А.Искандера).
Пара слов о сюжете: Четыре сестры Пендервик: Розалинда, Скай, Джейн и Бетти, - вместе с отцом-ботаником приезжают на каникулы в летний домик возле большого богатого поместья Арундел. Там они знакомятся с миссис Тифтон, малоприятной хозяйкой Арундела, и её 11-летним сыном Джеффри. За несколько недель отдыха сёстры Пендервик успели найти настоящего друга, впервые влюбиться, уйти из дома, написать книгу, неоднократно насолить миссис Тифтон и многое другое.
О чём произведение: о семье, о дружбе, о любви, о взаимопомощи, о взаимоотношениях родителей и детей, о самостоятельности, об ответственности и о многом другом.
Нравственная составляющая произведения: семье, в которой все любят друг друга, не страшны никакие испытания; умение услышать ребёнка – одна из важнейших составляющих родительской любви;  настоящие друзья не оставят тебя в беде.
 
Автор: Дарья Доцук.
Произведение: «Мандариновая пора».
Связь с программными произведениями: произведение о жизни детей и подростков (наравне с рассказами В.П.Астафьева, В.Г.Распутина, Ф.А.Искандера).
Пара слов о сюжете: Павел Грушин родился в России, но детство провёл во Вьетнаме, который и считает родным домом. Вернувшись вместе с родителями в Москву, Паша чувствует себя чужим в дикой, враждебной стране и постоянно вспоминает эпизоды из солнечного и счастливого детства на Востоке. Не складываются отношения с одноклассниками, родители тоже отказываются понимать причину его подавленного состояния. Удастся ли мальчику найти в России что-то, что примирит его с родиной?
О чём произведение: о специфике восприятия другой культуры, о взаимоотношениях со сверстниками, о семье, о родном доме, о дружбе, о первой любви, о поиске цели в жизни.
Нравственная составляющая произведения:  дом человека там, где живут близкие ему люди; обретение цели в жизни делает человека счастливым.
 
7 класс
Автор: Корнелия Функе.
Произведение: цикл «Чернильный мир» («Чернильное сердце», «Чернильная кровь», «Чернильная смерть»).
Связь с программными произведениями: поднимается тема подвига и самоотверженности, противопоставленная теме эгоизма и безволия (возможна связь как с произведениями фольклора, так и с фрагментом из рассказа «Старуха Изергиль» «Данко», изучаемым в 7 классе).
Пара слов о сюжете: У Мэгги и её отца Мортимера удивительный дар: они способны, читая книги вслух, переносить литературных персонажей в свой мир. Правда,  взамен в мир литературного произведения должен отправиться кто-то из реального мира. Так в Чернильном мире оказывается мать Мэгги, а здесь вместо неё появляется злодей Каприкон. Множество приключений переживут герои книги, чтобы воссоединиться с любимыми и близкими, пройдут множество дорог и нашего, и Чернильного мира во имя обретения справедливости и уничтожения зла.
О чём произведение: о семье, о дружбе, о любви, о мире творчества, о книгах, о подвиге и самопожертвовании, об ответственности, об эгоизме, о добре и зле, о жизни и смерти.  
Нравственная составляющая произведения: «Книги должны быть тяжёлыми, потому что в них спрятан весь мир». «Из маленькой роли можно сделать большую, если играть ее по-своему». «Несправедливость не может быть бессмертной. Это противно природе».
 
Автор: Ирина Костевич.
Произведение: «Мне 14 уже два года».
Связь с программными произведениями: история становления личности ребёнка (наряду с повестями «Детство» Л.Н.Толстого и «Детство» М.Горького).
Пара слов о сюжете: Для Доремиры наступило непростое время: снесли старый квартал, который связывал её с детством, пришлось сменить школу, родители уехали на несколько месяцев в командировку, оставив дочь на попечение бабушки. В классе Доремира оказывается жертвой интриги, с бабушкой ссорится после неприятной истории с кражей. Жизнь кажется девочке пустой и мрачной. Однако многое меняется после знакомства с тяжело больными ребятами. У Доремиры появляется благородная цель, придающая ей силы и уверенности в себе.
О чём произведение: о взаимоотношениях сверстников, о семье, о любви, о дружбе, о силе духа, о сострадании, о творчестве, о жизненной цели, о вере.
Нравственная составляющая: каждый человек может найти, чем помочь другому; умение отвечать за свои поступки и творить добро делают человека взрослым.
 
Автор: Татьяна Кудрявцева.
Произведение: «Книга для тех, кто не любит читать».  
Связь с программными произведениями: книга представляет собой своеобразный сборник рассказов о жизни писателей, поэтому обращаться к ней можно как одномоментно, так и фрагментами (при изучении творчества того или иного писателя).
Пара слов о сюжете: Это не только истории из жизни великих писателей, но и рассказы о знакомстве ребят с книгами, написанные просто и занимательно.
О чём книга: о Державине, о Пушкине, о Лермонтове, о Чуковском, о Бунине, о многих других писателях, а главное, о книгах и чтении.
Нравственная составляющая произведения: книга позволяет понять, что в жизни писателя есть много интересного и необычного, что, в сущности, ничто человеческое великим не чуждо. И конечно, это книга о пользе чтения.
 
8 класс.
Автор: Марина и Сергей Дяченко.
Произведение: «Ритуал».
Связь с программными произведениями: пример раскрытия темы любви в современной литературе (наряду с произведениями И.С.Тургенева, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна).
Пара слов о сюжете: Юта – печальный пример того, что принцесса не всегда бывает прекрасной. А упрямство, взбалмошный характер и пренебрежение придворным этикетом не делают её краше в глазах окружающих. Арм-Анн – удивительный пример того, что дракон не всегда оказывается кровожадным чудовищем. Он философ и поэт, тяжело переживающий свою драконью ущербность. Остин – малоприятный пример того, что принцу не всегда присуще благородство. Любимец народа и прекрасных принцесс, он задумывает и осуществляет жестокие и коварные интриги. Эти удивительные персонажи заставляют по-новому взглянуть на старинные истории о принцессах, принцах, драконах и любви.
О чём произведение: о любви, об истинной красоте, о самопожертвовании, о жесткости, о справедливости, о человечности.
Нравственная составляющая произведения: прекрасен тот, кто наделён не внешней, а внутренней красотой; любовь – это способность к самопожертвованию.
 
Автор: Диана Уинн Джонс.
Произведение: цикл «Замок» («Ходячий замок», «Воздушный замок», «Дом с характером»).
Связь с программными произведениями:  пример раскрытия темы любви в современной литературе (наряду с произведениями И.С.Тургенева, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна).
Пара слов о сюжете: Простая шляпница Софи Хаттер становится жертвой чар злой Болотной Ведьмы. Девушка получает внешность старухи, а вместе с ней и все признаки старости. Решив обратиться за помощью к другому магу, она попадает в Ходячий замок, прибежище чародея Хоула. Знакомство с ним, с демоном Кальцифером, учеником мага Майклом, ожившим огородным пугалом навсегда изменило скучную серую жизнь Софи. Впрочем, изменения ждут и беззаботную, не обременённую ответственностью жизнь Хоула. Вместе героям предстоит пережить немало опасных и увлекательных приключений.
О чём произведение: о любви, о старости и молодости, об эгоизме, об ответственности, о трусости, о силе воле, о целеустремлённости и о многом другом.
Нравственная составляющая произведения: внешность не изменяет характер человека, зато позволяет посмотреть на жизнь под другим углом зрения; человек, живущий только для себя и своего удовольствия, никогда не сможет быть по-настоящему счастлив; внешность не имеет никакого значения, если речь идёт о настоящей любви.
 
Автор: Марина Вишневицкая.
Произведение: «Кащей и Ягда, или небесные яблоки».
Связь с программными произведениями:  пример раскрытия темы любви в современной литературе (наряду с произведениями И.С.Тургенева, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна); пример современной исторической прозы, основанной на славянских верованиях.
Пара слов о сюжете: Княжеская дочь Ягода и сын степного князя, прозванный Кащеем, не должны были встретиться и полюбить друг друга. Однако случилось именно так. Против их любви оказался чуть ли не весь мир: и сводный брат Ягоды Жар, сын подземного бога Велеса, и люди князя Родовита, видевшие в Кащее враждебного чужака, и боги. Преодолев множество трудностей, пережив множество бед, смогут ли Кащей и Ягода обрести счастье?
О чём произведение: о любви, о вере, о храбрости, о жизни, смерти и бессмертии.
Нравственная составляющая произведения: человек бессмертен, пока любит, но истинное бессмертие убивает любовь; когда человеку доступна истинная вера, он обретает душевный мир.  

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»