Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Тихий Дон как мифологическое воплощение сил природы

(по роману М.Ю. Шолохова «Тихий Дон»)
 
Иванишкина Виктория Владиславовна,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ школа № 568 Санкт-Петербурга 
Данная глава посвящена природным стихиям в романе М.Шолохова «Тихий Дон», особое внимание уделяется стихии Воды и её взаимодействие с другими стихиями. Мы не будем касаться пейзажных мотивов романа «Тихий Дон», но проследим эволюцию пейзажа в литературных текстах и его воздействии на роман Шолохова.
Традиция пейзажной живописи в русской литературе идет от древнейших времен. Первые упоминания пейзажа содержатся в бессмертном «Слово о полку Игореве»; в литературе VIII  века пейзажная живопись чаще и эстетически  значительнее представлена в поэзии классицизма, где она выполняла  преимущественно функции аллегорий и различного рода уподоблений. Краткий период сентиментализма в русской литературе ознаменован новыми достижениями: пейзаж становится тонким средством изображения человеческих чувств, преимущественно печальной любви, меланхолии и страдания. Романтический пейзаж играет уже иной характер, для которого важна динамика, человек подчинен окружающей среде. Реалистическая литература XIX столетия принесла лаконичный и предельно точный пейзаж Пушкина, богатство красок лермонтовского пейзажа, гоголевские лирические отступления, задушевную глубину тургеневского пейзажа, горестное слияние бед народных с картинами природы у Некрасова, трагический пейзаж-лейтмотив Достоевского, нерасторжимое объединение картин природы с думами и чувствами героев у Льва Толстого.
М.А. Шолохов не просто «освоил и продолжил» эти традиции русской классической литературы: он выступил смелым новатором и внес в пейзажную живопись своё, неповторимое, шолоховское.
При написании романа М. Шолохов обращался к старинным преданиям, легендам, мифам, фольклору. Особое значение для нас здесь будет важно связать Дон  с мифологией Воды и Земли. Анализируя мифологию воды, следует сказать, что вода в сказаниях всех индоевропейских народов играет важную роль. Все они гласят, что земля покоится на воде, в которую каждый день вечером погружается солнце, чтобы, освежившись, снова встать поутру сияющим и добрым. С этим связаны многочисленные сказки о морском царе и царевне, которые весьма популярны у русского народа. Олицетворяются народом и реки: из больших рек рождаются народные богатыри вроде Дуная Ивановича, Дона Ивановича, Непры или Днепры и др.
Воде рек, озер, источников и колодцев придаются те же чудесные силы, что и весеннему дождю, т.е. сила плодородия, сила целебная, очистительная и, наконец, сила вещая. Отсюда многие народные обычаи, существенную часть которых составляет вода. Точно так же, благодаря чудесным силам воды, с помощью ее можно гадать. Особенно ярки народные обычаи у казаков, не зря Шолохов описывает гадание Аксиньи, с особыми приметами, связанные с водой: «Бабка жует ввалившимся ртом, медлит с ответом.
- Придёшь, бабонька, пораньше завтра. Чуть займётся зорька, придёшь. К Дону пойдём, к воде. Тоску отольем. Сольцы прихвати щепоть из дому… Так-то.
У пристани, возле мостков, мокнет в воде брошенный передок арбы. Песок у воды ледянисто колок. От Дона течёт сырая, студёная мгла.
Дроздиха берёт костистой рукой Аксиньину руку, тянет её к воде.
- Соль взяла? Дай сюды. Кстись на восход.
Аксинья крестится. Злобно глядит на счастливую розовость  востока.
- Зачерпни воды в пригоршню. Испей, - командует Дроздиха. Аксинья, излочив рукава кофты, напилась. Бабка черным пауком раскорячилась над ленивой волной, присела на корточки зашептала:
- Студены ключицы, со дна текучие… Плоть горючая… Зверем в сердце… - доносилось до слуха Аксиньи.
Дроздиха посыпала солью влажную песчаную россыпь под ногами, сыпанула в воду, остатки – Аксинье за пазуху.
- Плесни через плечо водицей. Скорей!
Аксинья проделала. С тоской и злобой оглядела коричневые щёки Дроздихи.
- Всё, что ли?
- Поди, милая, позорюй. Всё» (2, 66,67). Именно у Дона гадают Дроздиха и Аксинья. Такой обычай позволяет увидеть особенности жизни казаков и казачек, чем они занимались помимо земледелия и каждодневной работы. Даже в этом эпизоде автор показывает нам единство реки, его возможность соединять людей с помощью гадания. 
Эпически-величавые картины природы, не теряя своей самостоятельной теоретической значимости, позволили художнику передать чувства и настроения многих, предварить последующие события.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»