Тихий Дон как мифологическое воплощение сил природы
(по роману М.Ю. Шолохова «Тихий Дон»)
Иванишкина Виктория Владиславовна,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ школа № 568 Санкт-Петербурга
Данная глава посвящена природным стихиям в романе М.Шолохова «Тихий Дон», особое внимание уделяется стихии Воды и её взаимодействие с другими стихиями. Мы не будем касаться пейзажных мотивов романа «Тихий Дон», но проследим эволюцию пейзажа в литературных текстах и его воздействии на роман Шолохова.учитель русского языка и литературы,
ГБОУ школа № 568 Санкт-Петербурга
Традиция пейзажной живописи в русской литературе идет от древнейших времен. Первые упоминания пейзажа содержатся в бессмертном «Слово о полку Игореве»; в литературе VIII века пейзажная живопись чаще и эстетически значительнее представлена в поэзии классицизма, где она выполняла преимущественно функции аллегорий и различного рода уподоблений. Краткий период сентиментализма в русской литературе ознаменован новыми достижениями: пейзаж становится тонким средством изображения человеческих чувств, преимущественно печальной любви, меланхолии и страдания. Романтический пейзаж играет уже иной характер, для которого важна динамика, человек подчинен окружающей среде. Реалистическая литература XIX столетия принесла лаконичный и предельно точный пейзаж Пушкина, богатство красок лермонтовского пейзажа, гоголевские лирические отступления, задушевную глубину тургеневского пейзажа, горестное слияние бед народных с картинами природы у Некрасова, трагический пейзаж-лейтмотив Достоевского, нерасторжимое объединение картин природы с думами и чувствами героев у Льва Толстого.
М.А. Шолохов не просто «освоил и продолжил» эти традиции русской классической литературы: он выступил смелым новатором и внес в пейзажную живопись своё, неповторимое, шолоховское.
При написании романа М. Шолохов обращался к старинным преданиям, легендам, мифам, фольклору. Особое значение для нас здесь будет важно связать Дон с мифологией Воды и Земли. Анализируя мифологию воды, следует сказать, что вода в сказаниях всех индоевропейских народов играет важную роль. Все они гласят, что земля покоится на воде, в которую каждый день вечером погружается солнце, чтобы, освежившись, снова встать поутру сияющим и добрым. С этим связаны многочисленные сказки о морском царе и царевне, которые весьма популярны у русского народа. Олицетворяются народом и реки: из больших рек рождаются народные богатыри вроде Дуная Ивановича, Дона Ивановича, Непры или Днепры и др.
Воде рек, озер, источников и колодцев придаются те же чудесные силы, что и весеннему дождю, т.е. сила плодородия, сила целебная, очистительная и, наконец, сила вещая. Отсюда многие народные обычаи, существенную часть которых составляет вода. Точно так же, благодаря чудесным силам воды, с помощью ее можно гадать. Особенно ярки народные обычаи у казаков, не зря Шолохов описывает гадание Аксиньи, с особыми приметами, связанные с водой: «Бабка жует ввалившимся ртом, медлит с ответом.
- Придёшь, бабонька, пораньше завтра. Чуть займётся зорька, придёшь. К Дону пойдём, к воде. Тоску отольем. Сольцы прихвати щепоть из дому… Так-то.
У пристани, возле мостков, мокнет в воде брошенный передок арбы. Песок у воды ледянисто колок. От Дона течёт сырая, студёная мгла.
Дроздиха берёт костистой рукой Аксиньину руку, тянет её к воде.
- Соль взяла? Дай сюды. Кстись на восход.
Аксинья крестится. Злобно глядит на счастливую розовость востока.
- Зачерпни воды в пригоршню. Испей, - командует Дроздиха. Аксинья, излочив рукава кофты, напилась. Бабка черным пауком раскорячилась над ленивой волной, присела на корточки зашептала:
- Студены ключицы, со дна текучие… Плоть горючая… Зверем в сердце… - доносилось до слуха Аксиньи.
Дроздиха посыпала солью влажную песчаную россыпь под ногами, сыпанула в воду, остатки – Аксинье за пазуху.
- Плесни через плечо водицей. Скорей!
Аксинья проделала. С тоской и злобой оглядела коричневые щёки Дроздихи.
- Всё, что ли?
- Поди, милая, позорюй. Всё» (2, 66,67). Именно у Дона гадают Дроздиха и Аксинья. Такой обычай позволяет увидеть особенности жизни казаков и казачек, чем они занимались помимо земледелия и каждодневной работы. Даже в этом эпизоде автор показывает нам единство реки, его возможность соединять людей с помощью гадания.
Эпически-величавые картины природы, не теряя своей самостоятельной теоретической значимости, позволили художнику передать чувства и настроения многих, предварить последующие события.