Формирование правильной читательской деятельности
посредством применения технологии продуктивного чтения
Сорокина Инна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 644
Приморского района Санкт-Петербурга
«Читать- это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое- вот в чём главное дело».ГБОУ СОШ № 644
Приморского района Санкт-Петербурга
Актуальность проблемы.
Современные образовательные стандарты ставят перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, комментирование текста. Умение читать осмысленно необходимо при изучении любой школьной дисциплины и не только.
Обучение чтению для жизни- задача учителя на современном этапе. Очень важно сформировать у учеников умение добывать максимум информации из текста, использовать её, интерпретировать в зависимости от поставленных целей. Научить ребёнка читать «правильно», «эффективно», продуктивно - важная задача учителя не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.
Сегодня я хотела бы поделиться опытом использования данной технологии при работе с текстом художественного произведения на уроке литературного чтения.
Перед нами стоит цель – "воспитание грамотного, компетентного читателя". Кого можно назвать "грамотным читателем"? Грамотность чтения – это способность:
• Понимать письменные тексты
• Рефлексировать на содержание текстов
• Размышлять над содержанием
• Оценивать прочитанное
• Излагать свои мысли о прочитанном
• Использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)
Что такое полное понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации:
• Фактической (о чем в тексте сообщается в явном виде).
• Подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается "между строк").
• Концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).
I. Работа с текстом до чтения.
II. Работа с текстом во время чтения.
III. Работа с текстом после чтения.
Я поделюсь с вами опытом работы с художественным произведением на всех этапах.
I. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача – вызвать у обучающихся желание, мотивацию прочитать книгу. На этом этапе в своей работе я использую следующие упражнения:
- «Из-под чьего пера…?»
Упражнение развивает кругозор ребёнка, знание литературных жанров, особенности стиля произведений разных авторов.
- Будь внимателен.
Задания: догадайтесь по картинке о ком пойдёт речь, где происходят события, в какое историческое время предположительно происходит действие рассказа. Так перед чтением сказки-были «Кладовая солнца», рассмотрев иллюстрацию, можно понять, что действие происходит в Сибири, в деревне, не в наше время, герои – дети из обычной семьи. 3) Приём антиципации. Сегодня мы познакомимся с рассказом «Конь с розовой гривой». Давайте предположим, кто будет его героями, о чём будет этот рассказ. Ребятам будет интересно, читая определить, кто же из них был прав в своих предположениях. Также я использую этот приём, когда ожидания ребят могут не оправдаться. Перед чтением рассказа В. Распутина «Уроки французского» спрашиваю о том, кто автор нового произведения, какие ещё рассказы этого автора известны детям, что они ждут от этого рассказа. После прочтения оказывается, что не все предположения подтвердились.
Таким образом, у детей формируется представления о многогранности творчества писателя.
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Лексическую работу (объяснение и уточнение значений слов) провожу по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, требуют помощи словаря, а когда само слово толкуется в контексте. На этом этапе проходит беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение, обсуждение читательских интерпретаций. Первое самостоятельное чтение особенно эффективно при работе с поэтическим произведением, чтобы не навязать ученикам своё собственное видение прочтения, дать возможность самим определить характер, настроение стихотворения, выбрать интонацию. Возможные задания на этом этапе работы с произведением:
- Прочитайте стихотворение.
- Подчеркните слова, значение которых вам не понятно.
- Попробуйте догадаться, что они значат по контексту. Или при работе с непростым стихотворением А. Майкова «В лесу» прошу: «Какое непонятное вам слово встретилось в тексте? Рассмотрите картинку, объясните значение слова «гать»? Шумит, звенит ручей лесной, Вокруг ветвей сосны сухой, Давно, как гать, лежащей в нём. 2. Прочитайте текст, отметьте отрывок, подходящий к картинке.
- Приём «Чтение с остановками». По ходу чтения делаются остановки-обсуждение. Это даёт возможность учителю определить, всё ли дети понимают в прочитанном
- какие ощущения у вас возникли после прочтения этой части?
- Какие ожидания подтвердились?
5. Приём «Инсерт» (чтение с пометами). Это приём маркировки чтения, когда ребята отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать подробнее. Маркировка производится с помощью специальных значков:
! я это знал;
+ новое для меня;
- вызывает сомнение, я думал иначе;
? вопрос, я не понял.
III. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Приёмы работы после чтения произведения:
- Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности чаще всего я провожу после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву, ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Хотя сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. Богатые возможности в этом направлении имеют образовательные платформы. На уроке литературы я использую материалы «Литературного кружка» платформы Учи. ру. Дети внимательно читают биографию писателя.
2. Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.
3. Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные умения, например, умения определять тему произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д. В современных учебниках материала по формированию грамотного читателя достаточно много. Наряду с заданием, сформулированными конкретно: найди предложение, в котором заключена главная мысль произведения, есть и такие, которые по сути направлены на то же самое, но позволяет учителю определить, как глубоко ученики вникли в проблему, до конца ли разобрались в том, в чём хотел убедить нас автор. Это такие задания как «Подбери подходящую пословицу к рассказу, басне», «Вспомни сказку, рассказ схожие по смыслу данными», «В каком стихотворении герой делал такой же выбор, как наш сегодняшний» и т.п.
4. Работа с выставкой книг. Найди среди выставки книг ту, в которой может быть изученный рассказ.
5. Работа с серией картинок. Расставь картинки в порядке смены действий в рассказе. 6. Работа с музыкальными произведениями, репродукциями картин. Даю прослушать два музыкальных отрывка.
Задание: выберите тот, который по характеру подходит к прочитанному стихотворению. То же задание, но с двумя репродукциями картин.
7. Составление опорных схем. Например, составьте опорную схему, пользуясь которой можно восстановить ход событий в произведении. Почему она получилась замкнутой?
8. Приём «Кубик Блума». Это приём критического мышления, предложенный Бенджамином Блумом – автором уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Используется куб, на гранях которого написано:
-Назови
-Почему
-Объясни
-Оцени
-Придумай
-Поделись
Этот приём уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Ученик бросает кубик и отвечает на выпавший ему вопрос.
-Назови. Предполагает просто назвать предмет, явление, т.е. фактический материал. Например: «Назови главного героя сказки-были Г. Паустовского «Теплый хлеб», «Назови известные тебе литературные жанры».
-Почему. Этот блок вопросов позволяет формулировать причинно-следственные связи. Например, почему главный герой из произведения не мог поступить иначе.
-Объясни. Это уточняющие вопросы. Они позволяют проверить глубину понимания текста, помогают увидеть проблему в разных аспектах. Дополнительные фразы, которые помогут формулировать вопросы этого блока: Ты действительно думаешь, что… Ты уверен, что…
-Оцени. Ученик называет все плюсы и минусы ситуации, характера героя, поступка. • Придумай. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент вымысла, предположения. Например, придумай своё окончание произведения. Чтобы было, если бы…
-Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности обучающихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Этим вопросам желательно придавать эмоциональную окраску. Поделись, какие чувства вызвало прочтение стихотворения С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали…», какую бы музыку ты хотел бы сейчас послушать?
Возможны два варианта использования «Кубика»:
1) Вопросы формулирует сам учитель. Этот способ используется на начальной стадии, когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.
2) Вопросы формулируют сами обучающиеся. Этот вариант требует определённой подготовки.
Технология продуктивного чтения эффективна. Действия обучающихся становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. Мы живем в условиях информационного изобилия, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Светловской приобретает ведущее значение. Технология универсальна. Помимо уроков литературы, может применяться на любом другом уроке, где дети работают с текстовой информацией.