Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование правильной читательской деятельности
посредством применения технологии продуктивного чтения

Сорокина Инна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 644
Приморского района Санкт-Петербурга
     «Читать- это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое-  вот в чём главное дело».
Актуальность проблемы.
     Современные образовательные стандарты ставят перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, комментирование текста. Умение читать осмысленно необходимо при изучении любой школьной дисциплины и не только.
   Обучение чтению для жизни- задача учителя на современном этапе. Очень важно сформировать у учеников умение добывать максимум информации из текста, использовать её, интерпретировать в зависимости от поставленных целей. Научить ребёнка читать «правильно», «эффективно», продуктивно - важная задача учителя не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения. 
   Сегодня я хотела бы поделиться опытом использования данной технологии при работе с текстом художественного произведения на уроке литературного чтения.
   Перед нами стоит цель – "воспитание грамотного, компетентного читателя". Кого можно назвать "грамотным читателем"? Грамотность чтения – это способность:
• Понимать письменные тексты
 • Рефлексировать на содержание текстов
 • Размышлять над содержанием
• Оценивать прочитанное
• Излагать свои мысли о прочитанном
 • Использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)
   Что такое полное понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации:
• Фактической (о чем в тексте сообщается в явном виде).
• Подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается "между строк").
• Концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы) 
    С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).          
  I. Работа с текстом до чтения.
 II. Работа с текстом во время чтения.
III. Работа с текстом после чтения.
Я поделюсь с вами опытом работы с художественным произведением на всех этапах.
I. Работа с текстом до чтения. 
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача – вызвать у обучающихся желание, мотивацию прочитать книгу. На этом этапе в своей работе я использую следующие упражнения:
  1. «Из-под чьего пера…?»
  Перед предъявлением текста в учебнике зачитываю отрывок из нового произведения. На доске портреты писателей. Предлагаю отгадать автора, исключив по очереди тех, кто не может им быть. Свою точку зрения дети объясняют. Например, зачитывается отрывок из стихотворения о детях. На доске Л. Н. Толстой, А. С Пушкин, В.Н.Распутин, М.М.Пришвин, Ф.Ф. Искандер.
  Упражнение развивает кругозор ребёнка, знание литературных жанров, особенности стиля произведений разных авторов.
  1. Будь внимателен.
На экране иллюстрация к произведению, по которой нужно получить как можно больше информации.
Задания: догадайтесь по картинке о ком пойдёт речь, где происходят события, в какое историческое время предположительно происходит действие рассказа. Так перед чтением сказки-были «Кладовая солнца», рассмотрев иллюстрацию, можно понять, что действие происходит в Сибири, в деревне, не в наше время, герои – дети из обычной семьи. 3) Приём антиципации. Сегодня мы познакомимся с рассказом «Конь с розовой гривой». Давайте предположим, кто будет его героями, о чём будет этот рассказ. Ребятам будет интересно, читая определить, кто же из них был прав в своих предположениях. Также я использую этот приём, когда ожидания ребят могут не оправдаться. Перед чтением рассказа В. Распутина «Уроки французского» спрашиваю о том, кто автор нового произведения, какие ещё рассказы этого автора известны детям, что они ждут от этого рассказа. После прочтения оказывается, что не все предположения подтвердились.
Таким образом, у детей формируется представления о многогранности творчества писателя.
 
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Лексическую работу (объяснение и уточнение значений слов) провожу по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, требуют помощи словаря, а когда само слово толкуется в контексте. На этом этапе проходит беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение, обсуждение читательских интерпретаций. Первое самостоятельное чтение особенно эффективно при работе с поэтическим произведением, чтобы не навязать ученикам своё собственное видение прочтения, дать возможность самим определить характер, настроение стихотворения, выбрать интонацию. Возможные задания на этом этапе работы с произведением:
  1. Прочитайте стихотворение.
  2. Подчеркните слова, значение которых вам не понятно.
  3. Попробуйте догадаться, что они значат по контексту. Или при работе с непростым стихотворением А. Майкова «В лесу» прошу:  «Какое непонятное вам слово встретилось в тексте? Рассмотрите картинку, объясните значение слова «гать»? Шумит, звенит ручей лесной, Вокруг ветвей сосны сухой, Давно, как гать, лежащей в нём. 2. Прочитайте текст, отметьте отрывок, подходящий к картинке.
  4. Приём «Чтение с остановками». По ходу чтения делаются остановки-обсуждение. Это даёт возможность учителю определить, всё ли дети понимают в прочитанном
- какие события могут произойти в описанной обстановке?
- какие ощущения у вас возникли после прочтения этой части?
- Какие ожидания подтвердились?
       5.   Приём «Инсерт» (чтение с пометами). Это приём маркировки чтения, когда ребята отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать подробнее. Маркировка производится с помощью специальных значков:
  ! я это знал;
 + новое для меня;
- вызывает сомнение, я думал иначе;
? вопрос, я не понял.
 III. Работа с текстом после чтения.
     Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
 Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Приёмы работы после чтения произведения:
  1.   Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности чаще всего я провожу после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву, ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Хотя сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. Богатые возможности в этом направлении имеют образовательные платформы. На уроке литературы я использую материалы «Литературного кружка» платформы Учи. ру. Дети внимательно читают биографию писателя.
Целевая установка: нам нужно внимательно прочитать текст, потом постараться ответить на вопросы по его содержанию.
     2. Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.
3. Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные умения, например, умения определять тему произведения, умения находить главную мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д. В современных учебниках материала по формированию грамотного читателя достаточно много. Наряду с заданием, сформулированными конкретно: найди предложение, в котором заключена главная мысль произведения, есть и такие, которые по сути направлены на то же самое, но позволяет учителю определить, как глубоко ученики вникли в проблему, до конца ли разобрались в том, в чём хотел убедить нас автор. Это такие задания как «Подбери подходящую пословицу к рассказу, басне», «Вспомни сказку, рассказ схожие по смыслу данными», «В каком стихотворении герой делал такой же выбор, как наш сегодняшний» и т.п.
4. Работа с выставкой книг. Найди среди выставки книг ту, в которой может быть изученный рассказ.       
5. Работа с серией картинок. Расставь картинки в порядке смены действий в рассказе.              6.  Работа с музыкальными произведениями, репродукциями картин. Даю прослушать два музыкальных отрывка. 
Задание: выберите тот, который по характеру подходит к прочитанному стихотворению. То же задание, но с двумя репродукциями картин.
7. Составление опорных схем. Например, составьте опорную схему, пользуясь которой можно восстановить ход событий в произведении. Почему она получилась замкнутой?
 8. Приём «Кубик Блума». Это приём критического мышления, предложенный Бенджамином Блумом – автором уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Используется куб, на гранях которого написано:
 -Назови
 -Почему
 -Объясни
 -Оцени
 -Придумай
 -Поделись
Этот приём уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Ученик бросает кубик и отвечает на выпавший ему вопрос.
 -Назови. Предполагает просто назвать предмет, явление, т.е. фактический материал.   Например: «Назови главного героя сказки-были Г. Паустовского «Теплый хлеб», «Назови известные тебе литературные жанры».
-Почему. Этот блок вопросов позволяет формулировать причинно-следственные связи. Например, почему главный герой из произведения не мог поступить иначе.
 -Объясни. Это уточняющие вопросы. Они позволяют проверить глубину понимания текста, помогают увидеть проблему в разных аспектах. Дополнительные фразы, которые помогут формулировать вопросы этого блока: Ты действительно думаешь, что… Ты уверен, что…
 -Оцени. Ученик называет все плюсы и минусы ситуации, характера героя, поступка. • Придумай. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент вымысла, предположения. Например, придумай своё окончание произведения. Чтобы было, если бы…
-Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности обучающихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Этим вопросам желательно придавать эмоциональную окраску. Поделись, какие чувства вызвало прочтение стихотворения С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали…», какую бы музыку ты хотел бы сейчас послушать?
Возможны два варианта использования «Кубика»:
1) Вопросы формулирует сам учитель. Этот способ используется на начальной стадии, когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.
 2) Вопросы формулируют сами обучающиеся. Этот вариант требует определённой подготовки.
  Технология продуктивного чтения эффективна. Действия обучающихся становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. Мы живем в условиях информационного изобилия, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Светловской приобретает ведущее значение.  Технология универсальна. Помимо уроков литературы, может применяться на любом другом уроке, где дети работают с текстовой информацией.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»