Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Приобщение к культурному наследию как важнейшая
задача учебно-воспитательного процесса в современной школе

Шлыкова Наталия Валентиновна
Приобщение обучающихся к культурному наследию является важнейшим элементом системного процесса воспитания высоконравственной личности.[1] По мнению профессора УлГПУ им. И.Н. Ульянова С.Д. Полякова, высказанного им в авторитетном журнале, рецензируемом ВАК, формами развития растущего человека являются взаимопорождающие и взаимоопределяющие процессы самоопределения в культуре, становления компетентности как личностного знания и становления различных видов социальной идентичности. Т.е., развивая один из этих процессов, мы можем добиться эффекта и в других.[2] Возможность личного контакта с объектом познания придает особую мотивацию к изучению: исследуя явления прошлого посредством обращения к монументам, которые доступны для органов чувств детей, мы актуализируем их личный опыт, запускаем критический анализ уже существующего персонифицированного знания.
            Эпоха монументальной пропаганды давно закончилась, что с одной стороны лишило среду идеологического ценза, но с другой стороны снизило образовательный, воспитательный потенциал культурного ландшафта. В рамках предметов гуманитарного цикла обучающиеся знакомятся со многими культурно-историческими памятниками, однако современные объекты в динамично меняющейся городской среде зачастую остаются без внимания. Региональный краеведческий компонент нередко преобразуется во внеурочную деятельность и сводится к обзору истории края, а не современных явлений. Государственная программа «Формирование комфортной городской среды» как часть национального проекта «Жильё и городская среда» (2018-2024) ориентирована на хозяйственное благоустройство общественных пространств страны.[3] Однако пространство можно использовать не только утилитарно, но и семантически – с точки зрения приобщения к культурному наследию, воспитания народного единства. Интерпретация символов культурного ландшафта (особенно локальных постсоветских памятников) находится вне фокуса общеобразовательных программ, при этом она слишком сложна для самостоятельного освоения поколением будущего. Это влияет на обезличенность среды для большой части населения даже при условии работы профессионалов над созданием контекстуальных образов. При таком положении дел, объекты, призванные сохранять историческую память, не выполняют своей функции, подвергаются вандализму, не актуализируют предметные знания. Восполнить эту лакуну – научить искать смыслы в окружающих нас образах – представляется возможным, используя воспитательные и учебные мероприятия.
Например, на уроках русского языка и литературы, на внеклассных мероприятиях обучающихся можно познакомить с судьбой и творчеством поэта И.А. Бродского сквозь призму образов, созданных современными скульпторами в Санкт-Петербурге. Во-первых, монументы Бродскому в Санкт-Петербурге уникальны и противоречивы сами по себе. Например, памятник на набережной реки Смоленки рядом с домом №28 по улице Одоевского в Санкт-Петербурге, появившийся в декабре 2016 г., был установлен без привычной процедуры открытия, без табличек, как бы случайно и неожиданно, чем вызвал волну обсуждений в обществе.[4] Примеры «неочевидных» памятников способны научить школьников внимательно относится к мемориальным объектам, научить интерпретировать символы, повлиять на формирование индивидуальной позиции по вопросам истории памяти.
Во-вторых, случайное знакомство с судьбой поэта-диссидента представляется важным предвосхитить. Имя поэта так или иначе встречается в культурном пространстве: в театре[5], в школе[6]. Несколько лет вокруг имен И.А. Бродского, В.В. Набокова, С.Д. Довлатова, В.П. Аксенова ведется дискуссия: одни считают, что этих литераторов нужно навсегда исключить из школьной программы, ЕГЭ и олимпиад, потому что они «формируют негативный образ России и травмируют психику детей», другие парируют: у многих великих от Пушкина до Высоцкого – трагическая судьба, с этим ничего не поделать.[7] Вероятнее всего, в современном информационном пространстве исключать из образовательных программ «трудных» персон представляется нецелесообразным, при том, к примеру, именем И.А. Бродского названа гимназия в г. Архангельск, где обучающиеся с младших классов знакомятся с творчеством и биографией поэта, выступающего символом региональной идентичности края.  Главное – не оставлять детей наедине при знакомстве с такими противоречивыми судьбами, сопроводить их. Обучающимся на этапе основного общего образования свойственна категоричность суждений, при этом они склонны принимать на веру мнение значимых для них людей. К сожалению, такими людьми для подростков могут стать некомпетентные или подверженные конъюнктуре блогеры, о чем можно судить по миллионным просмотрам интернет-контента низкого качества. В радикальной интерпретации судьба поэта действительно может быть сведена к арестам и ссылкам «не за что», непризнанию гения на Родине, овациям и Нобелевской премии на Западе. Хотя в действительности конфликт между поэтом и советским государством отнюдь не привел к отсутствию у самого Бродского патриотических чувств, определенная подборка фактов его биографии может стать помехой для развития патриотизма у учеников. Педагог должен предугадать и опередить возможное негативное воздействие информационной среды, целенаправленно и системно работать над формированием уважительного отношения к прошлому – не избегать сложных тем, а, не умаляя значение принципов гуманизма и демократизма как достижений современного общества, помогать увидеть трехмерную картину прошлого.
Независимо от успешности в образовательной деятельности, обучающиеся подросткового возраста демонстрируют интерес к культурно-историческому наследию родной страны. Однако в процессе формирования мировоззрения им свойственно присвоение чужого авторитетного для них субъективного мнения, что представляет опасность для развития критического мышления. Эту проблему можно преодолеть в случае, если педагог своевременно уделит внимание толкованию символов и мифов, наполняющих среду развития детей, тем самым учитель может способствовать формированию компетенций, свойственных всесторонне-развитой высоконравственной личности, через приобщение к культурному наследию как основе консолидации общества. Помимо этого, обращение к культурному наследию в виде проведения параллелей между изучаемыми событиями, персонами и их образами, закрепленными в пространстве, учитель решает сразу несколько задач, регламентированных ФГОС:
  • Обучающая: расширить исторический кругозор, ценностно-смысловую сферу личности; актуализировать межпредметные связи в целях формирования метапредметных УУД.
  • Развивающая: способствовать развитию познавательного и творческого потенциала в современном информационном обществе.
  • Воспитывающая: приобщить к базовым национальным ценностям - справедливости, воле, стремлению к исполнению нравственного долга; воспитывать чувство сопричастности к развитию Родины; побудить к дальнейшей познавательной социальной деятельности; утвердить позитивное отношение обучающихся к семье и труду. 
Научиться использовать потенциал социокультурного пространства города посредством приобщения к культурному наследию обучающиеся могут посредством выполнения таких учебных задач, как:
  • Сформулировать гипотезы на основе изображений монументов; аргументировать гипотезы.
  • Научиться интерпретировать памятник как источник информации, используя алгоритмы.
  • Проанализировать биографии и творчество персон – героев монументов, используя информацию, представленную в разных знаковых системах.
Возможности интерпретации памятников присутствуют на уроках по любым предметам, если учитель постарается соотнести культурную среду города и учебный материал. Такие занятия должны быть контекстно ориентированы на освоение потенциала социокультурного пространства города с целью расширения ценностно-смысловой сферы личности. В случае успеха результатами могут стать целевые результаты, регламентированные ФГОС:
  • Личностные: развитие способностей к нравственному самосовершенствованию, использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни.
  • Метапредметные УУД:
  • Коммуникативные
- Извлечение и систематизация информации с помощью разных типов источников
- Продуктивное речевое взаимодействие в процессе коллективной деятельности, высказывание и обоснование своей точки зрения
  • Регулятивные
- Формулировка цели и планирование деятельности в соответствии с алгоритмом
- Оценка результатов своей деятельности
  • Познавательные
- Выполнение логических операций (сравнение, анализ)
- Построение логической цепи рассуждений (выдвижение гипотезы, ее обоснование, подбор аргументации)
- Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности
  • Предметные: уместное использование терминологического корпуса по теме, умение выделять существенные признаки объектов культурно-исторического наследия.
Занятие ориентировано на освоение потенциала социокультурного пространства города с целью расширения ценностно-смысловой сферы личности.
 
11. Список источников и литературы.
  1. Лемуткина М. «Уберечь школьников от Бродского». Учитель литературы Сергей Волков ответил «охранителям» // МК. 04.06.2015. URL: https://www.mk.ru/social/2015/06/04/uberech-shkolnikov-ot-brodskogo-uchitel-literatury-sergey-volkov-otvetil-okhranitelyam.html (дата обращения: 05.12.2021).
  2. Ленинград Бродского (эл. ресурс телеканала Санкт-Петербург, 2017) // URL: http://brodsky.topspb.tv/index.html#epilogue (дата обращения: 05.12.2021).
  3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб: Каро, 2017 - С. 15.
  4. Официальный сайт приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда» // URL: https://gorodsreda.ru/ (дата обращения: 05.12.2021).
  5. Поляков С.Д. Современный подросток в культурно-образовательном контексте: опыт экспозиции // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №1 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-podrostok-v-kulturno-obrazovatelnom-kontekste-opyt-ekspozitsii (дата обращения: 05.12.2021).
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05.2015 N 996-р // Российская газета. 08.06.2015. Федеральный выпуск № 122(6693). URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 05.12.2021).
  7. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга «Об утверждении Концепции воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские перспективы» от 16.01.2020 № 105-р // URL: http://k-obr.spb.ru/media/content/docs/5752/document2.pdf (дата обращения: 05.11.2021).
  8. Сю М. В Петербурге установили «безымянный» памятник Иосифу Бродскому // Комсомольская правда. 03.03.2017. URL: https://www.spb.kp.ru/daily/26650.7/3669722/ (дата обращения: 05.12.2021).
 
 
[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05.2015 N 996-р // Российская газета. 08.06.2015. Федеральный выпуск № 122(6693). URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 05.12.2021).
[2] Поляков С.Д. Современный подросток в культурно-образовательном контексте: опыт экспозиции // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №1 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-podrostok-v-kulturno-obrazovatelnom-kontekste-opyt-ekspozitsii (дата обращения: 05.12.2021).
[3] Официальный сайт приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда» // URL: https://gorodsreda.ru/ (дата обращения: 05.12.2021).
[4] Сю М. В Петербурге установили «безымянный» памятник Иосифу Бродскому // Комсомольская правда. 03.03.2017. URL: https://www.spb.kp.ru/daily/26650.7/3669722/ (дата обращения: 05.12.2021).
[5] Напр., «Я – буксир» в театр «ПогружениеIN» (режиссер Н. Хохлова, 6+).
[6] Напр., Волошко Л. Урок литературы в 7 классе "Размышляя над стихотворением И.Бродского "Пилигримы"..." // URL: https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/urok-literatury-v-7-klasse-razmyshlyaya-nad-stihotvoreniem-ibrodskogo-piligrimy (дата обращения: 05.12.2021).
[7] Лемуткина М. «Уберечь школьников от Бродского». Учитель литературы Сергей Волков ответил «охранителям» // МК. 04.06.2015 URL: https://www.mk.ru/social/2015/06/04/uberech-shkolnikov-ot-brodskogo-uchitel-literatury-sergey-volkov-otvetil-okhranitelyam.html (дата обращения: 05.12.2021).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»