Смысловое чтение
Долина Наталья Викторовна
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.
Виды смыслового чтения: просмотровое; ознакомительное; изучающее; рефлексивное. Рассмотрим характеристику данных видов чтения. Цель просмотрового чтения – получить самое общее представление о содержании текста, что ведет к развитию как образного, так и словесно-логического мышления. Предметом внимания при ознакомительном чтении становится все произведение без установки на получение какой-либо определенной информации. Результатом является построение комплексных образов читаемого. Следовательно, данный вид чтения способствует развитию образного мышления. Изучающее чтение требует тщательного прочтения с установкой на полное понимание текста и сохранение в долговременной памяти. Рефлексивное - самое вдумчивое чтение; читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения. Каждый вид чтения задействует образное и словесно логическое мышление.
Как помочь ученику основной школы овладеть «навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров»?
Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.
«Стратегии смыслового чтения» – различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. По определению Н.Н. Сметанниковой, президента Русской ассоциации чтения, стратегии - это «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста». Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения. Чтобы успешно усвоить текст, ученик должен овладеть набором приемов, стратегий работы с текстовой информацией. Выбор стратегий индивидуален, но чтобы сделать выбор, ученик должен иметь в своем опыте репертуар стратегий.
К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников. Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть.
Существует более сотни различных стратегий чтения, которые можно сгруппировать по разным параметрам. Здесь сосредоточены те стратегии, которые чаще применяются в образовательном процессе и важны для обучения и самообразования.
Н.Н. Сметанникова выделяет несколько типов стратегий смыслового чтения:
1. Стратегии предтекстовой деятельности
2. Стратегии текстовой деятельности
3. Стратегии послетекстовой деятельности
4. Стратегии работы с объемными текстами
5. Стратегии компрессии текста
6. Общеучебные стратегии
7. Стратегии развития словаря
Рассмотрим некоторые из них.
Стратегии предтекстовой деятельности
Цель: постановка задач чтения; выбор вида чтения; актуализация предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста; создание мотивации к чтению.
1. Знакомство с заголовком. При работе с любым текстом очень важно обращать внимание на название: «О чем здесь пойдет речь? Что предстоит узнать? Что уже знаем об этом?». Именно на этом этапе возникает состояние готовности, необходимое для дальнейшего активного восприятия. Даже сухой заголовок учебного параграфа дает большие возможности для включения новых знаний в те, что уже есть, и для предугадывания основного смысла текста.
2. Мозговой штурм. Цель данной стратегии – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста (ассоциации, знания, гипотезы-предположения по вопросу, заявленному в тексте и т.п.). На этапе работы с текстом идет подтверждение или опровержение информации, предложенной в ходе мозгового штурма. Таким образом, использование данной стратегии помогает определить цель и задачи чтения, направить внимание на подтверждение высказанных гипотез и поиск новой информации.
Пример: Сегодня мы будем читать…. Какие ассоциации вызывает у вас заявленная тема? (все предположения фиксируются на доске). Посмотрите, совпадают ли ваши предположения с тем, что изложено в тексте…
Стратегии текстовой деятельности
Цель использования стратегий на этом этапе - понимание текста и создание его читательской интерпретации.
1. «Чтение с остановками». Основная цель данной стратегии - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с содержанием текста.
2. «Чтение с пометами». (SMART , INSERT по ТРКМ) Цель стратегии – мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. По ходу чтения читатель делает на полях пометы (например, «+» – понял, «--» – не понял, «?»– требует обсуждения). После чтения текста обсуждаются пометы и проверяется осмысление текста.
3.Составление таблиц (карт текста). Цель данной стратегии – обучение навыкам осмысленного чтения и преобразование текстовой информации в другой вид.
4. «Чтение вслух» (попеременное чтение) Цели стратегии: проверка понимания читаемого вслух текста.
5. «Чтение про себя с вопросами». Цели стратегии: научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.
Стратегии послетекстовой деятельности
Основная цель данных стратегий - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.
1. Кубик (ромашка) Блума
На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Если используется ромашка, то на лепестках, которые выбирает ученик.
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному
2.Тайм-аут. Цель стратегии: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.
3. Синквейн. Цель стратегии: показать своё отношение к тексту
Алгоритм реализации стратегии:
1. Тема (слово, понятие).
2. Два прилагательных, показывающих отношение к теме
3. Три глагола:
4.Предложение в 4-5 слов, цитата, фраза
5. Эмоциональное отношение к теме (слово, словосочетание)
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.
Виды смыслового чтения: просмотровое; ознакомительное; изучающее; рефлексивное. Рассмотрим характеристику данных видов чтения. Цель просмотрового чтения – получить самое общее представление о содержании текста, что ведет к развитию как образного, так и словесно-логического мышления. Предметом внимания при ознакомительном чтении становится все произведение без установки на получение какой-либо определенной информации. Результатом является построение комплексных образов читаемого. Следовательно, данный вид чтения способствует развитию образного мышления. Изучающее чтение требует тщательного прочтения с установкой на полное понимание текста и сохранение в долговременной памяти. Рефлексивное - самое вдумчивое чтение; читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения. Каждый вид чтения задействует образное и словесно логическое мышление.
Как помочь ученику основной школы овладеть «навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров»?
Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.
«Стратегии смыслового чтения» – различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. По определению Н.Н. Сметанниковой, президента Русской ассоциации чтения, стратегии - это «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста». Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения. Чтобы успешно усвоить текст, ученик должен овладеть набором приемов, стратегий работы с текстовой информацией. Выбор стратегий индивидуален, но чтобы сделать выбор, ученик должен иметь в своем опыте репертуар стратегий.
К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников. Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть.
Существует более сотни различных стратегий чтения, которые можно сгруппировать по разным параметрам. Здесь сосредоточены те стратегии, которые чаще применяются в образовательном процессе и важны для обучения и самообразования.
Н.Н. Сметанникова выделяет несколько типов стратегий смыслового чтения:
1. Стратегии предтекстовой деятельности
2. Стратегии текстовой деятельности
3. Стратегии послетекстовой деятельности
4. Стратегии работы с объемными текстами
5. Стратегии компрессии текста
6. Общеучебные стратегии
7. Стратегии развития словаря
Рассмотрим некоторые из них.
Стратегии предтекстовой деятельности
Цель: постановка задач чтения; выбор вида чтения; актуализация предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста; создание мотивации к чтению.
1. Знакомство с заголовком. При работе с любым текстом очень важно обращать внимание на название: «О чем здесь пойдет речь? Что предстоит узнать? Что уже знаем об этом?». Именно на этом этапе возникает состояние готовности, необходимое для дальнейшего активного восприятия. Даже сухой заголовок учебного параграфа дает большие возможности для включения новых знаний в те, что уже есть, и для предугадывания основного смысла текста.
2. Мозговой штурм. Цель данной стратегии – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста (ассоциации, знания, гипотезы-предположения по вопросу, заявленному в тексте и т.п.). На этапе работы с текстом идет подтверждение или опровержение информации, предложенной в ходе мозгового штурма. Таким образом, использование данной стратегии помогает определить цель и задачи чтения, направить внимание на подтверждение высказанных гипотез и поиск новой информации.
Пример: Сегодня мы будем читать…. Какие ассоциации вызывает у вас заявленная тема? (все предположения фиксируются на доске). Посмотрите, совпадают ли ваши предположения с тем, что изложено в тексте…
Стратегии текстовой деятельности
Цель использования стратегий на этом этапе - понимание текста и создание его читательской интерпретации.
1. «Чтение с остановками». Основная цель данной стратегии - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с содержанием текста.
2. «Чтение с пометами». (SMART , INSERT по ТРКМ) Цель стратегии – мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. По ходу чтения читатель делает на полях пометы (например, «+» – понял, «--» – не понял, «?»– требует обсуждения). После чтения текста обсуждаются пометы и проверяется осмысление текста.
3.Составление таблиц (карт текста). Цель данной стратегии – обучение навыкам осмысленного чтения и преобразование текстовой информации в другой вид.
4. «Чтение вслух» (попеременное чтение) Цели стратегии: проверка понимания читаемого вслух текста.
5. «Чтение про себя с вопросами». Цели стратегии: научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.
Стратегии послетекстовой деятельности
Основная цель данных стратегий - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.
1. Кубик (ромашка) Блума
На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Если используется ромашка, то на лепестках, которые выбирает ученик.
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному
2.Тайм-аут. Цель стратегии: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.
3. Синквейн. Цель стратегии: показать своё отношение к тексту
Алгоритм реализации стратегии:
1. Тема (слово, понятие).
2. Два прилагательных, показывающих отношение к теме
3. Три глагола:
4.Предложение в 4-5 слов, цитата, фраза
5. Эмоциональное отношение к теме (слово, словосочетание)