Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Новые подходы к изучению рассказа Л.Н. Толстого
«Кавказский пленник» в 5 классе

Жукова Елена Васильевна,
учитель русского языка и литературы
 ГБОУ школы № 583
Приморского района Санкт-Петербурга
Описание ресурсов по развитию УУД на уроке литературы «Герои рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин»
Источник – рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Приемы по развитию УУД
  1. Личностные УУД – работа с источниками  информации , «выход за пределы учебника»
  2. Регулятивные УУД -  «Прочитай и осмысли задание», «Трудный шаг - самостоятельный поиск примеров в тексте  для сопоставления внешности, поведения, поступков героев» , работа в паре «Помоги соседу», «Оцени работу друга», «Исправь ошибку и добавь информацию».
  3. Познавательные УУД – «Установи соответствие» (найди оценочное слово и установи связь: герой (цифра) – черты характера (буква),  «Сопоставь. Сравни. Оцени (портрет, поступки, поведение героя)» - заполнение таблицы «Жилин и Костылин», «Погружаюсь в мыслительный процесс» - создание высказывания – сравнительная характеристика героев.
  4. Коммуникативные  УУД – работа в паре «Поделись с соседом», «Даю оценку герою» (творческая работа)
Ресурсы:
  1. Учебник «Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Литература. 5 класс. В 2-х ч. Ч.1./М. “Просвещение», 2015», стр. 215 – 231. Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
  2. Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»  -  bookscate.net. Читать книгу онлайн бесплатно.
  3. Видеоурок -  yandex.ru/youtube.com/Характеристика героя Толстого. Кавказский пленник. Литература.5 класс/Инфоурок
  4. Словарь литературоведческих терминов, помещенный в учебнике «Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Литература. 5 класс. В 2-х ч. Ч.1./М. “Просвещение», 2015», стр. 318  (понятие «Антитеза»)
  5. Yandex.ru/wiktionary.org/Викисловарь
Трехуровневые задания для учащихся
Урок: «Герои рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин»
уровень Задание для данного уровня УУД
1 1 уровень А) Просмотреть видеоурок yandex.ru/youtube.com/Характеристика героя Толстого. Кавказский пленник. Литература.5 класс/Инфоурок
Б) Установите соответствие: герой (цифра) – черты характера (буква)
I Жилин        а) решительность
II Костылин  б) смелость 
В) бездействие
Г) целеустремленность
                        Д) отсутствие веры в себя
Е) слабохарактерность
Ё) находчивость
Ж) трусость
З) вера только в свои силы
И) любовь к матери
Й) выносливость
К) равнодушие
Л) зависимость от других
М) чувство товарищества
Н) способность предать
                        О) лень
П) любознательность
Запись ответа: I - ц, ш, я …
  1.          - ч, щ, э…
 
  Задания выполняется в тетради, где заранее записана тема урока «Жилин и Костылин»

 
Формируются
Личностные УУД
- положительное отношение к познавательной деятельности
- осознание и преодоление трудностей
Регулятивные УУД
- умение поставить и осмыслить задачу деятельности
- планирование выполнения задания
- контролирование и коррекция результата
Познавательные УУД
- самостоятельное выделение познавательной цели
- поиск и выделение необходимой информации
- контроль и оценка результата
Коммуникативные УУД
- планирование взаимодействия
с учителем и сверстниками

 
2 2 уровень Заполнить таблицу примерами из текста
 
Антитеза поступков, поведения, характера героев Жилин (нахождение ответа в тексте) Костылин (нахождение ответа в тексте)
Происхождение, род занятий    
Смысл фамилии    
  •  
   
Поведение в плену
 
   
Отношение горцев к офицерам –пленникам    
Формируются
Личностные УУД
- положительное отношение к познавательной  деятельности
- осознание и преодоление трудностей
- осваивание новых видов деятельности
Регулятивные УУД
- умение поставить и осмыслить задачу деятельности
- планирование выполнения задания и прогнозирование  результата
- контролирование и коррекция результата
Познавательные УУД
- самостоятельное выделение познавательной цели
- поиск и выделение необходимой информации
- контроль и самооценка результата
Коммуникативные УУД
- планирование взаимодействия
с учителем и сверстниками
- умение находить информацию в тексте и полно выражать свои мысли

 
3 3 уровень Продолжить высказывания на тему «Герои Л. Толстого»
 Антитеза – это… .  Цель Ивана Жилина, попавшего в плен к горцам, - это… Он попал в плен по вине…, но не … на него. Если Костылин пасует перед трудностями, то Жилин не…: он (что он делает, чтобы освободиться? Чем занимается? Как ведет себя?)…. Костылин равнодушен к товарищу, а Иван… Костылин безволен, поэтому он… . Жилин вызывает симпатию у…, потому что…
 Толстой в рассказе «Кавказский пленник» хотел показать, что на войне необходимы такие качества, как… . А война – это… . Значит, все люди должны жить в… .
  Мне понравился/не понравился герой рассказа (кого?)… (название)… Жилин/Костылин, потому что…

 
Формируются
Личностные УУД
- положительное отношение к познавательной  деятельности
- осознание и преодоление трудностей  при создании ответа
- участие в творческом процессе
- умение давать оценку герою
Регулятивные УУД
- умение поставить и осмыслить задачу деятельности
- планирование выполнения задания и прогнозирование  результата
- коррекция написанного
-саморегуляция
Познавательные УУД
- самостоятельное выделение  и формулирование познавательной цели
- поиск и выделение необходимой информации
- контроль и самооценка результата
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Коммуникативные УУД
- планирование взаимодействия
с учителем и сверстниками
- умение находить информацию в тексте и полно выражать свои мысли
- способность давать оценку поступкам персонажей  с помощью  полной и точной мысли

 
 
 Поисково – исследовательская деятельность обучающихся по теме «Изображение жизни горцев в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Задания можно выполнять в парах или одному.
 Задание 1: Поиск примеров в тексте и запись их в тетради.
Где живут, их жилище, мебель, двор – сад
чем питаются?
 как одеваются?
средства передвижения?
Как зарабатывают деньги?
Чем занимаются мужчины? Женщины? Дети?
Их традиции и обычаи?
Задание 2: Подчеркнуть в записанных фразах - примерах незнакомые слова, в толковых словарях найти их лексическое значение.
Задание 3: Дать письменный развернутый ответ на вопрос «Нужно ли людям знать о жизни других народов и как об этом можно получать информацию в 19 веке и сегодня?»
 Портрет Дины  словесный и с помощью карандашей – красок. Создать иллюстрацию к к части рассказа «Дина» и найти словесный портрет в тексте, поместить его под иллюстрацией.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»