Новые подходы к изучению рассказа Л.Н. Толстого
«Кавказский пленник» в 5 классе
Жукова Елена Васильевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школы № 583
Приморского района Санкт-Петербурга
Описание ресурсов по развитию УУД на уроке литературы «Герои рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин»учитель русского языка и литературы
ГБОУ школы № 583
Приморского района Санкт-Петербурга
Источник – рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Приемы по развитию УУД
- Личностные УУД – работа с источниками информации , «выход за пределы учебника»
- Регулятивные УУД - «Прочитай и осмысли задание», «Трудный шаг - самостоятельный поиск примеров в тексте для сопоставления внешности, поведения, поступков героев» , работа в паре «Помоги соседу», «Оцени работу друга», «Исправь ошибку и добавь информацию».
- Познавательные УУД – «Установи соответствие» (найди оценочное слово и установи связь: герой (цифра) – черты характера (буква), «Сопоставь. Сравни. Оцени (портрет, поступки, поведение героя)» - заполнение таблицы «Жилин и Костылин», «Погружаюсь в мыслительный процесс» - создание высказывания – сравнительная характеристика героев.
- Коммуникативные УУД – работа в паре «Поделись с соседом», «Даю оценку герою» (творческая работа)
- Учебник «Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Литература. 5 класс. В 2-х ч. Ч.1./М. “Просвещение», 2015», стр. 215 – 231. Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
- Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» - bookscate.net. Читать книгу онлайн бесплатно.
- Видеоурок - yandex.ru/youtube.com/Характеристика героя Толстого. Кавказский пленник. Литература.5 класс/Инфоурок
- Словарь литературоведческих терминов, помещенный в учебнике «Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Литература. 5 класс. В 2-х ч. Ч.1./М. “Просвещение», 2015», стр. 318 (понятие «Антитеза»)
- Yandex.ru/wiktionary.org/Викисловарь
Урок: «Герои рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин»
№ | уровень | Задание для данного уровня | УУД | ||||||||||||||||||
1 | 1 уровень | А) Просмотреть видеоурок yandex.ru/youtube.com/Характеристика героя Толстого. Кавказский пленник. Литература.5 класс/Инфоурок Б) Установите соответствие: герой (цифра) – черты характера (буква) I Жилин а) решительность II Костылин б) смелость В) бездействие Г) целеустремленность Д) отсутствие веры в себя Е) слабохарактерность Ё) находчивость Ж) трусость З) вера только в свои силы И) любовь к матери Й) выносливость К) равнодушие Л) зависимость от других М) чувство товарищества Н) способность предать О) лень П) любознательность Запись ответа: I - ц, ш, я …
Задания выполняется в тетради, где заранее записана тема урока «Жилин и Костылин» |
Формируются Личностные УУД - положительное отношение к познавательной деятельности - осознание и преодоление трудностей Регулятивные УУД - умение поставить и осмыслить задачу деятельности - планирование выполнения задания - контролирование и коррекция результата Познавательные УУД - самостоятельное выделение познавательной цели - поиск и выделение необходимой информации - контроль и оценка результата Коммуникативные УУД - планирование взаимодействия с учителем и сверстниками |
||||||||||||||||||
2 | 2 уровень | Заполнить таблицу примерами из текста
|
Формируются Личностные УУД - положительное отношение к познавательной деятельности - осознание и преодоление трудностей - осваивание новых видов деятельности Регулятивные УУД - умение поставить и осмыслить задачу деятельности - планирование выполнения задания и прогнозирование результата - контролирование и коррекция результата Познавательные УУД - самостоятельное выделение познавательной цели - поиск и выделение необходимой информации - контроль и самооценка результата Коммуникативные УУД - планирование взаимодействия с учителем и сверстниками - умение находить информацию в тексте и полно выражать свои мысли |
||||||||||||||||||
3 | 3 уровень | Продолжить высказывания на тему «Герои Л. Толстого» Антитеза – это… . Цель Ивана Жилина, попавшего в плен к горцам, - это… Он попал в плен по вине…, но не … на него. Если Костылин пасует перед трудностями, то Жилин не…: он (что он делает, чтобы освободиться? Чем занимается? Как ведет себя?)…. Костылин равнодушен к товарищу, а Иван… Костылин безволен, поэтому он… . Жилин вызывает симпатию у…, потому что… Толстой в рассказе «Кавказский пленник» хотел показать, что на войне необходимы такие качества, как… . А война – это… . Значит, все люди должны жить в… . Мне понравился/не понравился герой рассказа (кого?)… (название)… Жилин/Костылин, потому что… |
Формируются Личностные УУД - положительное отношение к познавательной деятельности - осознание и преодоление трудностей при создании ответа - участие в творческом процессе - умение давать оценку герою Регулятивные УУД - умение поставить и осмыслить задачу деятельности - планирование выполнения задания и прогнозирование результата - коррекция написанного -саморегуляция Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели - поиск и выделение необходимой информации - контроль и самооценка результата - осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные УУД - планирование взаимодействия с учителем и сверстниками - умение находить информацию в тексте и полно выражать свои мысли - способность давать оценку поступкам персонажей с помощью полной и точной мысли |
Поисково – исследовательская деятельность обучающихся по теме «Изображение жизни горцев в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Задания можно выполнять в парах или одному.
Задание 1: Поиск примеров в тексте и запись их в тетради.
Где живут, их жилище, мебель, двор – сад
чем питаются?
как одеваются?
средства передвижения?
Как зарабатывают деньги?
Чем занимаются мужчины? Женщины? Дети?
Их традиции и обычаи?
Задание 2: Подчеркнуть в записанных фразах - примерах незнакомые слова, в толковых словарях найти их лексическое значение.
Задание 3: Дать письменный развернутый ответ на вопрос «Нужно ли людям знать о жизни других народов и как об этом можно получать информацию в 19 веке и сегодня?»
Портрет Дины словесный и с помощью карандашей – красок. Создать иллюстрацию к к части рассказа «Дина» и найти словесный портрет в тексте, поместить его под иллюстрацией.