Применения концептного метода на уроках литературы
в рамках реализации ФГОС ОО нового поколения
Чеснова Мария Геннадьевна
Литература как учебная дисциплина всегда занимала особое место в школьной программе. Уникальность данного предмета заключается в том, что объектом изучения становится художественный текст, который невозможно рассматривать только с научной, литературоведческой, точки зрения. Художественный текст, являясь «воплощением искусства слова» , предполагает эстетический ракурс изучения, в основе которого лежит эмоциональное восприятие содержания. Смысловое содержание произведения раскрывается перед учениками с бытового ракурса изучения. Связь литературного произведения с историко-культурным процессом, эпохой, в которую произведение создавалось, с другими произведениями различных видов искусств, требует рассматривать текст со стороны коммуникативного ракурса. Таким образом, изучение художественного произведения с различных ракурсов способствует всестороннему развитию личности обучающегося. Если учесть, что специфика содержания нового федерального государственного образовательного стандарта общего образования заключается в определении ключевых целей образования через систему его ценностных ориентиров (социальных, интеллектуальных, нравственных, эстетических) и акцентуации на ценностных идеалах общества, а одним из предметных результатов изучения литературы как учебного предмета является «сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур», то становится понятно, что «задача учителя-словесника состоит в том, чтобы литература как учебный предмет стала верной дорогой к литературе как искусству». Но решение данной задачи встречает ряд препятствий, связанных с литературным развитием школьников, среди которых: отсутствие мотивации к чтению и проблема формирования читательской культуры, фрагментарность знаний об основных культурных и литературных явлениях, изменение возрастных параметров литературного развития школьников в сторону их понижения и др. Особенно остро эти проблемы ощущаются в 9–11 классах, как раз тогда, когда происходит интенсивное формирование ценностной ориентации школьников, когда становятся особенно важными нравственные проблемы, поднимаемые литературой, а также эстетическая составляющая учебного предмета. Поэтому учитель должен найти такие пути и способы приобщения учащихся к художественному тексту, которые будут способствовать ценностно-деятельностному подходу к изучению литературы. При учете данных условий, именно изучение художественных концептов призвано занять одну из лидирующих позиций в методике преподавания литературы, ведь, являясь единицей мышления, концепт находит специфическое отражение для каждой личности и социума в целом и влияет на ее духовное развитие.
Назначение концептного метода – помочь ученику глубже понять произведения литературы, научится аналитическому чтению, которое ведет к «знанию – пониманию произведения, автора и самого себя».
Справедливость данного предположения возможно рассмотреть на примере концепта «дом», так как тема дома — одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской в частности, что позволяет создать «проблемное поле для выработки собственной позиции» у учеников.
При разработке учебных материалов на основе использования концептного метода описание концепта может быть произведено по следующей модели:
1.отражение концепта в языке, его место и употребление;( установление лексического значения слова по лингвистическим словарям, установление понятийной составляющей как ядра; )
Например:
Дом - 1. Жилое (или для учреждения) здание. 2. Свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. 3. (мн. нет). Место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования. 4. чего или какой. Учреждение, заведение, обслуживающее ка-кие-н. общественные нужды. . 5. Династия, род.
2. национальные особенности употребления;(установление речевых народно-поэтических и книжно-литературных формул;)
Например:
Без хозяина дом – сирота.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Не дом красит человека, а человек – дом.
Дома стены помогают.
или
«Дом - жилище, убежище, область покоя и воли, независимость, неприкосновенность...» - B.C. Непомнящий.
3. особенности употребления концепта в литературном произведении (отношение автора к концепту, отношение героев произведения к концепту, соотнесение данных параметров с уровнем понимания концепта учащимися);
Например:
При изучении поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» стоит отметить, что концепт «дом» играет одну из ведущих ролей в создании образов помещиков, «все деловые встречи и «негоции» происходят в замкнутом пространстве дома помещика. Дом отделяет человека от естественной жизни природы т эту жизнь искажает. Не человек владеет домом, а дом – человеком. Дом помещика у Гоголя «многопредметен». Такое впечатление, что вещи и предметы в его окружении несдвигаемы, как книга с закладкою на четырнадцатой странице у Манилова, как ликерчик, в который козявки и всякая дрянь напичкалась у Плюшкина…»
4. сопоставление результата с другими литературными произведениями.
Например:
Для характеристики персонажа дом использует и И.А. Гончаров в романе «Обломов». Квартира выглядит безжизненно, как и ее хозяин : «...можно было бы подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия...», но она нравится Обломову («...Квартира сухая, теплая; в доме смирно: обокрали всего один раз! Вон потолок, кажется, и непрочен: штукатурка совсем отстала, – а все не валится...»), и читатель понимает, что главный герой прежде всего ценит в жизни тепло и спокойствие. Однако жилище Обломова так же наполнено «несдвигаемыми» предметами, как и дома гоголевских помещиков: « ...как у нас, чтоб в шкапах лежала по годам куча старого изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму...».
Результатом такого поэтапного анализа становится «собирание» ключевых признаков слова – «имени концепта», а сравнение, являясь познавательным процессом, помогает продемонстрировать сложные идеи. Создание яркого образа как основы сравнения будет способствовать лучшему восприятию, понимаю и запоминанию материала, а обращение к текстам разных стилей позволит показать, как закрепилось данное понятие в сознании носителей языка с условием изменения времени и эпох, к тому же, «чем большим количеством стилей и жанров активно владеет языковая личность, тем она развитее».
Так, используя концептный метод в преподавании литературы, возможно не только достигнуть поэтапного формировании в сознании ученика как носителя русской культуры системного знания о концепте, выраженного в определенных языковых стереотипах, «моделирующих ценностную наивно-языковую картину мира», но и прийти к формированию метапредметных и интегративных знаний, которые являются неотъемлемой частью личностного характера обучения в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения.